Выдержка из текста работы
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – выдающийся отечественный социолог, до 1922 года жил и работал в России. С 1922г. Оказался за рубежом — сначала в германии и Чехословакии, а затем в США.
В связи с этим в творчестве П.А Сорокина выделяют два периода – российский и американский. Моя курсовая работа будет посвящена первому периоду творчества П.А Сорокина.
Значение российского периода творчества Сорокина трудно переоценить. Это был пик классического этапа отечественной социологии. Идеи, сформулированные им и развитые в работах 1910-х — начала 1920-х гг., оказали значительное влияние не только на российскую, но и на мировую социологию всего XX в. Не случайно, переехав в США осенью 1923 г., Сорокин за короткое время — в течение 7—10 лет — сумел выдвинуться в ряд наиболее известных и влиятельных американских социологов. Именно он получил приглашение создать социологический факультет одного из самых престижных университетов в США — Гарвардского — и стать его первым деканом.
Необходимо подчеркнуть, что Питирим Сорокин развивал социологию не как одну из частных общественных наук, а как всеобъемлющую науку об обществе. В историю мировой мысли Сорокин вошёл преимущественно как учёный-социолог, однако, спектр его научных интересов охватывает множество специфических проблем социогуманитарной отрасли знания вообще. Его методология, философские, культурологические, педагогические, исторические, политические взгляды и концепции несут в себе новаторство и теоретическую глубину, не уступающие основным социологическим разработкам. Творческое наследие Сорокина колоссально, он автор более полусотни книг, не говоря уже о бесчисленных очерках, статьях и заметках, которые неоднократно переиздавались в странах Азии, Европы и Америки.
Он много сделал для становления социологического образования в России. Именно он возглавил отделение социологии в Петроградском университете, он создал ряд учебных программ для изучения социологической науки в учебных заведениях различного уровня, а так же был первым доктором социологии в истории отечественной науки.
Одним из фактов , подтверждающим актуальность изучения творчества этого социолога является непреходящая ценность его идей и прозрений, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время. Это подчеркивается и российскими, и зарубежными исследователями.
Целью исследования является изучение русского периода творчества Питирима Сорокина
Объектом исследования – русский период творчества Питирима Сорокина.
Предметом исследования является направление научной деятельности П.Сорокина в русский период.
1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА П. А. СОРОКИНА В РОССИИ
1.1 Основные этапы жизни П.А Сорокина В России.
— Родился в 1889 г. В деревни Турье, Ярсенского уезда, Вологодской губернии.
— Учился в сельской школе, где сам обучился грамоте.
— В 1907 поступил в Психоневрологический университет, на кафедру социологии.
— С 1910 начал печататься в научных журналах. В этом же году стал лектором по социологии.
— В 1914 окончил университет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. В этом же году публикуется работа «Преступление и кара, подвиг и награда»
— С начала 1917 г. становится приват-доцентом.
— В конце 1920 г. получил звание профессора.
— В 1922 была опубликована работа Сорокина «Система социологии»
— 26 сентября 1922 года был выслан за границу.
1.2 Становление социологических взглядов П.А Сорокина.
Становление социологических взглядов Сорокина, происходило именно на родине, в условиях войн, революций, борьбы политических партий и научных школ.
Именно на Родине Сорокин, познакомился с идеями русских ученых, таких как Михайловский, Лавров, Петражицкий, Ростовцев, Павлов, Толстой, Достоевский и Жаков, Чернов, Кропоткин. Ещё в России, будучи секретарем Ковалевского, Сорокин познакомился с идеями выдающихся западных социологов, таких как Гексли, Гард, Дюркгейм, Спенсер, Бергсон, Тэйлор, Фюстель де Куланж, Вандервельд, Верхарн, Маркс. Кроме того, он был знаком с трудами Дарвина, Гегеля, Конта, позднее – Зиммеля. Огромное влияние на формирование научного мировоззрения Сорокина оказал Ковалевский, у которого Сорокин был долгое время ассистентом и личным секретарем.
Не стоит забывать о том, что на тот момент в России была социально-политическая обстановка, оказавшая огромное влияние на формирование его взглядов и мировоззренческих позиций по отношению к новой науки. Первая русская революция, мировая война, Великая Октябрьская революция, условия бытовой неуверенности, отсутствие академических свобод, неуверенность в безопасности послереволюционных лет — все эти условия в совокупности не могли не оказать влияние на его работы и труды русского периода.
Более того, А.Ю. Согомонов, И.А. Голосенко, В.В. Козловский, например, утверждают, что разделение всего творчества Сорокина на русский и американский периоды нецелесообразно и не вполне справедливо, так как «…его научное творчество едино, целостно, несмотря на сложные идейные метаморфозы им перенесенные»…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение российского периода творчества Сорокина П.А трудно переоценить. Его идеи сформулированные и развитые в работах 1910-1920гг., оказали огромное влияние, как на российскую, так и на мировую социологию всего ХХ века.
Он очень много сделал для становления социологического образования в России. Сорокин создал целый ряд учебных программ для изучения социологии в учебных заведения различного уровня. Им был написан первый в России «Общедоступный учебник Социологии».
В настоящее время интерес к творчеству П.А Сорокина вырос как со стороны российских, так и со стороны западных социологов. Все более актуальными становятся его идеи в связи с подтверждением его открытий.
Главная особенность творчества П.А. Сорокина – глобализм, попытки осмысления социологических аспектов.
Особенно ценной для существующей сейчас ситуации в России мне кажется положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания, что никакие отдельные меры в области экономики и политики не смогут помочь в устранении кризиса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии 19 – 20 веков.М.: Онега, 1995- 288с
2. Зборовский Г.Е История социологии: Учебник. — М.: Гардарики, 2004. -608 с.
3. Сорокин П. А. Долгий путь : Автобиогр. роман / пер. с англ. П. П. Кротова, А. В. Липского. – Сыктывкар : Союз Журналистов Коми АССР: Шыпас,1991.-304с.
4. Сорокин П.А Человек. Цивилизация. Общество /Общ.ред., сост. И предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. – М. Политиздат,1992-543с
5. Сорокин П.А. Система социологии. ТТ.1-2 / Изд. подгот. Липский А.В. и Сапов В.В. М.: Наука, 1993. (I изд. – 1920).
6. Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. СПб., 1914-625с.