Содержание
Введение3
Цель курсовой работы5
Основная часть
1. Характеристика американской модели6
2. Особенности японской модели менеджмента12
3. Сравнительный анализ японской и американской
моделей менеджмента19
Заключение22
Словарь основных понятий23
Список литературы24
Выдержка из текста работы
Управленческая деятельность — один из важнейших факторов функционирования и развития предприятий в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации продукции, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров предприятия.
Современное управление — это совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее были как бы невидимыми, неразличимыми, но по мере развития стали играть ключевую роль. Знание истории управления играет большую роль в формировании профессионального сознания менеджера, развитии у него чувства ответственности, навыков стратегического и широкомасштабного мышления.
Всем известно высказывание «история повторяется». Развитие менеджмента в западных странах — наиболее разработанная часть истории менеджмента. Но она не отражает всех тенденций развития управления и, конечно, не является законченным вариантом его исторического осмысления. Менеджменту присущи как общие черты, так и национальные особенности; он непосредственно связан с культурой, уровнем экономического развития, природными и этническими особенностями существования человека.
В этой связи особый интерес представляет сравнение полярных моделей управления фирмой: американской и японской.
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения.
Создание собственной модели управления требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой — использования его лучших достижений в своей деятельности.
Цель исследования — изучение японской и американской моделей управления фирмой.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить особенности американской и японской моделей управления фирмой;
— произвести сравнительный анализ данных моделей;
— дать общую характеристику японской фирмы Toyota;
— проанализировать использование принципов американского и японского менеджмента в деятельности фирмы Toyota.
Объектом исследования является изучение моделей управления фирмой.
Предметом исследования является изучение и применение Японской и Американской моделей управления фирмой.
Глава I. Американская и Японская модель управления фирмой
1.1. Стратегическое управление в компаниях — основные особенности стратегического управления в США и Японии
Стратегическое управление стало входить в практику управления американскими компаниями с конца 60-х годов. Тогда его главным объектом была диверсификация деятельности фирмы, когда каждое производственное отделение обслуживало определенную группу рынков с самыми различными перспективами. С 70-х годов направленность стратегического управления изменилась, и в 80-е годы оно превратилось в основу стратегического планирования, ориентированного на оценку целесообразности развития отдельных областей хозяйственной деятельности, которые зависят не столько от текущей эффективности, сколько от их результативности в перспективе.
Главным в современных условиях стала не столько разработка фирмы в целом, сколько на конкурентном сегменте рынка — в данной отрасли или подотрасли.
Система стратегического управления возникла в фирмах Японии намного раньше, чем в американских и западноевропейских компаниях, и применяется значительно шире.
Особое внимание в системе стратегического управления придается разработке целей, которые затем составляют основу долгосрочного планирования.
В Японских компаниях широко применяются следующие виды стратегий: “продукт-рынок”; маркетинга; конкуренции; инновации; зарубежного производства; экспорта; лицензионного обмена. Выбор стратегии, помимо характера продукции определяется также объемом необходимых инвестиций, величиной расходов на товародвижение. Одна из важнейших областей принятия решений в японских компаниях — стратегия, направленная на разработку новых видов продукции. Стратегия инновации предусматривает ориентацию фирмы на производство продукции, требующей самой передовой, новейшей технологии.
Разработка новой продукции дает возможность компании повышать свою конкурентоспособность благодаря выпуску изделий, отличающихся по назначению и использованию от ранее производившихся.
У успешно функционирующих японских компаний 21% продаж приходится на новые товары, которые разработаны за предыдущие 5 лет, они обеспечивают им 23% прибыли. Таким образом, можно установить прямую связь между степенью обновления продукции и эффективностью функционирования компании.
1.2. Общие принципы стратегии производства в США и Японии
……………
Заключение
В соответствии с вышеизложенным можно констатировать следующие различия в функционировании японских и американских фирм:
1. В японской фирме имеет место более низкая степень специализации, по сравнению с американской. Американская фирма стремится к эффективности путем высокой специализации и жесткого разграничения обязанностей, в то время как японская фирма акцентирует внимание на способности групп рабочих самостоятельно решать локальные проблемы.
2. В американской фирме задачи координации и непосредственного управления производством, как на цеховом, так и на межцеховом уровнях четко разделены и специализированы, в то время как в японской фирме эти две задачи имеют тенденцию интегрироваться в одну. Отсутствие централизованной службы для контроля и распределения потока материалов между цехами является отличительной чертой сборочного завода японской фирмы.
3. В американской фирме размер вознаграждения рабочего определяется категорией рабочего места. Японская фирма пытается стимулировать работников посредством системы заработной платы, которая учитывает трудовой стаж и заслуги последних; продвижением по службе отдельных работников на основе их индивидуальных заслуг; единовременными выплатами в момент выхода на пенсию (система стимулирования, объединяемая понятием «пожизненный найм»).
4. В японской фирме поведение работника формируется с учетом необходимости его соответствия долгосрочной ориентации всей организации. Американская же фирма функционирует в социальной атмосфере, проповедующей равноправие. Соответственно рабочие здесь являются более мобильными, легко меняют место своей работы в поисках лучших индивидуальных возможностей.
5. Заключение на рынке труда Японии контракта о квазипостоянном найме отличается значительно более высокой неопределенностью относительно теории полноценных трудовых контрактов, используемых в США. Их продолжительность может составлять несколько лет, сама же работа по таким контрактам стандартизована под контролем со стороны профсоюза.
6. Количество уровней управления в японской промышленности более чем в два раза меньше, чем в американской, что является одной из причин более высокой производительности. Так в японской автомобильной промышленности имеется всего лишь пять уровней управления по сравнению с 11-12 уровнями управления в американском автомобилестроении. Таким образом, хорошее управление- причина ведущей роли Японии в области производительности труда.
7. Лидирующему положению в мировой экономике Японии способствовали три важных принципа стратегии производства: производство по принципу «точно вовремя»; использование концепции «делать с первого раза»; применение принципа комплексного профилактического обслуживания.
8. Использование американскими фирмами системы «поточного производства» является мощнейшим рычагом поддержания американской экономики в лидирующей группе мировых экономически развитых стран.
9. На японских заводах ответственность за решение производственных проблем фактически находится в среднем более чем на одну ступень ниже в управленческой пирамиде, чем уровень менеджеров, обладающих формальной властью, что коренным образом отличается от ситуации на американских заводах.
10. Степень «формальной» институционализации межфункциональных отношений более высока среди американских компаний, хотя по остальным показателям они проявляют более высокую степень иерархической централизации.
11. В США подавляющее большинство коллективных соглашений в обрабатывающей промышленности достигаются на уровне предприятия, в то время как в Японии соглашения на уровне предприятий одной отрасли часто координируются отраслевой федерацией профсоюзов предприятий.
В работе был проведен анализ двух систем управления, в частности американской и японской. Изучение передового опыта является очень существенной и актуальной задачей. Однако при сравнительном анализе любых систем управления необходимо иметь ввиду, что чисто механическое применение той или иной системы управления еще не гарантирует высокой эффективности. Эффективность производственной организации обусловлена не столько использованием той или иной системы управления, сколько тем, как приспособлены ее элементы к производственно-рыночным условиям, в которых функционирует организация. Такой подход предполагает необходимость анализа любой системы или стиля управления в тесной привязке к конкретным внутри — и внешнеэкономическим условиям, в которых действует данная производственная организация.
Изучение эффективных приемов в управлении дает нам широкую возможность их применения, при условии их адаптации к специфическим условиям работы организации, способствуя тем самым наиболее передовому и эффективному развитию системы управления.
Список литературы
1. Агафонов. С. Японская модель больше не нравиться японцам // Известия. 1993. 20 ноября.
2. Морито Акио Сделано в Японии М.: Прогресс, 1993. С 300.
3. Аоки М. Фирма в японской экономике: Пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1995. С 325.
4. Дойч И. Американский менеджмент на пороге 21 века. М.: Наука, 1997. С 98.
5. Оучи У. Методы организации производства: Японские и Американские подходы. М.: Наука, 1993. С 29.
6. Оучи У. Методы организации производства: Японские и Американские подходы. М.: Наука, 1993. С 31.
7. Оучи У. Методы организации производства: Японские и Американские подходы. М.: Наука, 1993. С 10.
8. Журнал «США – Канада», 2001, № 6 (июнь)
9. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедуори «Основы менеджмента», М., «Дело», 2002
10. Грейсон Дж. младший, 0Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1991.
11. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедуори «Основы менеджмента», М., «Дело», 2002
12. Стрижова С.Г. и Азоева Г.Л., «Стратегия управления японских компаний» Москва, 1995
13. Гончаров В. В. Управление различными стадиями производства. — М.: МНИИПУ, 1998.