Содержание
Введение3
Глава 1. Понятие и основные формы реализации права.5
1.1. Понятие, классификация форм реализации права.5
1.2. Стадии применения норм права.8
Глава 2. Акты применения права15
2.1. Понятие актов применения права15
2.2. Структура актов применения права.16
2.3. Виды актов применения права.16
2.4. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам.19
Глава 3. Органы внутренних дел как субъекты правоприменительной деятельности.22
Заключение.24
Список литературы.25
Выдержка из текста работы
Подходя к пониманию права с любой из точек зрения (позитивистское и философско-правовое) неизменным будет оставаться вывод о том, что только посредством реализации право может выполнять свои функции как специально юридические, так и общесоциальнные. Без реализации право остается для личности и общества в целом не более чем абстрактными философскими категориями либо сводом безжизненных правил, если подходить к пониманию права и его реализации с позитивистской точки зрения. «Значительное число прав, хотя и имеются все фактические основания для их реализации, не может быть осуществлено личностью без вынесения компетентными органами соответствующих актов применения» Применение права, являясь одной из форм реализации права, несет в себе общесоциальную значимость для общества.
В настоящей курсовой работе автор рассматривает возможность и необходимость включения в осуществление правоприменительной деятельности субъектов частноправовых отношений, не как субъектов с делигироваными государственными полномочиями на правоприменительную деятельность, а осуществляющие такую деятельность на основании имеющегося у них на то права вытекающего, в свою очередь, из естественного права.
В рамках указанной выше направленности исследования настоящей работы актуальность темы исследования «Акты применения права» обусловлена следующим:
в нашем Государстве частноправовые отношения в их теперешнем виде относительно молодое явление и обязанность иследователей права в данном направлении заключается в вырабатывании необходимых концепций и принципов для развития частноправовых отношений;
в ст. 1 Конституции Российской Федерации закреплено следующее: Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Одной из основных задач, стоящих перед обществом при построении и развитии демократического государства является создание активного и дееспособного гражданского общества. В послании Президента РФ Федеральному Собранию от 26.05.2004 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» говорится в частности следующее: «Наши цели абсолютно ясны. Это — высокий уровень жизни в стране, жизни — безопасной, свободной и комфортной. Это — зрелая демократия и развитое гражданское общество. Без зрелого гражданского общества невозможно эффективное решение насущных проблем людей. Качество их повседневной жизни прямо зависит от качества общественно-политической системы». Само существование гражданского общества невозможно без развитого и построенного на демократических начала частного права;
процессы глобализации в современном обществе также обуславливают развитие частноправовых отношений.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
—рассмотреть основные формы реализации права;
—изучить представленные в учебной литературе определения понятия правоприменения;
—изучить представленные в учебной литературе определения понятия актов применения права;
—рассмотреть акты применения права в системе правовых актов;
—рассмотреть стадии правоприменнения, на примере частноправовых отношений.
1. Применение права. Акты применения права
.1 Применение права
право законодательный акт
В содержание понятия реализация права, если подходить к вопросу с философско-правовой точки зрения на феномен права, входит весь процесс проявления права (динамики): от стадии общего состояния права, его провозглашения и закрепления в законе к стадии обладания и от нее к стадии непосредственного пользования.
Если подойти к пониманию права с позитивисткой точки зрения реализацией права будет являться процесс осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.
В литературе реализация права традиционно рассматривается как процесс и результат осуществления (претворения) правового предписания в жизнь путем соблюдения, исполнения, использования и применения.
Нужно также отметить, что право реализуется только в процессе правомерного поведения, неправоверным поведением субъектов права право нарушается.
Рассмотрим все вышеназванные способы (формы) реализации права.
Соблюдение права — процесс реализации права, при котором реализуются запрещающие нормы права. «Для реализации запрещающих правовых норм достаточно воздержания от совершения тех действий, которые ими предусмотрены. Пассивное поведение является одним из видов правомерного поведения. Правовые запреты реализуются путем их соблюдения».
Исполнение права — процесс реализации права, предполагающий активное поведение субъекта права в силу попадания данного субъекта под действие гипотезы обязывающей нормы права.
Использование права — процесс реализации права также как и исполнение права предполагает активное действие субъекта права, но использование в отличие от исполнения права не является обязательным для субъекта права. Это форма реализации права, при которой реализуются субъективные права участников правоотношений, исходя из их собственных желаний и возможностей реализовать свои субъективные права.
Все выше перечисленные способы (формы) реализации правовых норм являются непосредственными способами реализации права в силу того, что права в указанных способах реализуется непосредственно самими субъектами права. Иногда в силу особой важности для государства или общества в целом реализации отдельных правовых норм, либо в том случае, если правоотношение построено на принципе подчиненности участников субъектов правоотношения, а также в том случае если субъекты правоотношений самостоятельно не могут реализовать право, в процесс реализации права с необходимостью вступает четвертый способ реализации права — правоприменение.
По отношению к названным выше формам (способам) реализации права, применение права является специфической формой реализации права. Применение права как таковое невозможно рассматривать отдельно от соблюдения, исполнения и использования права, поскольку при применении права с необходимостью используются и реализуются управомочивающие, обязывающие и запрещающие нормы права.
Применение права продолжает процесс регулирования общественных отношений, начатый правотворчеством, дополняет его индивидуальной регламентацией, т.е. конкретизирует права и обязанности субъектов права, уточняет их правовое положение в определенной ситуации. Правоприменительная деятельность является одним из этапов механизма правового регулирования общественных отношений, содержание которого составляет уже не общее, нормативное, а индивидуально-конкретное, поднормативное регулирование.
Рассмотрим предложенные в учебной литературе дефиниции применения права:
. «Применение права — это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм».
. «Применение права — это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.»
. «Применение правовых норм есть особая форма, вернее способ их реализации. По своему содержанию это правомерная властно-принудительная деятельность управомоченных субъектов, которая сопряжена с организацией осуществления правовых норм (требований диспозиции или санкции) в правоотношениях, т.е. с определенными организационно-правовыми формами воздействия на субъектов этих отношений в целях использования ими прав и свобод и выполнения обязанностей».
. «Применение — это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц.»
. «Под правоприменением понимается осуществляемая в установленных законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий.».
. «Применение норм права — это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-, определенных лиц»
Попробуем выделить из предложенных определений существенные признаки понятия правоприменения:
—является властной деятельностью;
—все случаи, когда для реализации права невозможна без правоприменительной деятельности, а также сам процесс применения права установлен законом;
носит индивидуальный характер, то есть направлено на установление конкретных правовых последствий субъективных прав, обязанностей, ответственности.
Из приведенных шести примеров, только последние два содержат в определении понятия правопреминительной деятельности непосредственный признак государственной властной деятельности. Однако это отнюдь не значит, что первых четыре автора считают, что правоприменителем наряду с государством являются также субъекты частного права. К примеру, Григорьев И.В. уточняя свое определение, указывает, что «перед нами — одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику.» Морозова Л.А. указывает в признаках правоприменительной деятельности на то, что осуществляют ее исключительно государственные органы. Тем или иным образом авторы всех приведенных примеров указывают на то, что правоприменительной деятельностью могут заниматься исключительно государственные органы. С другой стороны определение понятия, это раскрытие его содержания, то есть указание на его существенные признаки. Из проведенного анализа предложенных в учебной литературе определений понятия применения права нельзя прийти к выводу, что государство или уполномоченные государством органы или лица не являются единственными правоприменителями, однако данный анализ наталкивает на мысль, что данная роль государства и уполномоченных государство органов или лиц является догматической, а не происходит из сущности правоприменения.
1.2 Акты применения норм права