Содержание
Содержание
Введение…3
Глава 1 Глобализационные тенденции в системе высшего образования..6
Глава 2. Академическая мобильность как фактор развития высшего образо¬вания…17
2.2. Мобильность преподавателей…19
2.1. Мобильность студентов.22
Заключение 25
Список использованной лиетратуры ..28
Выдержка из текста работы
Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через активное общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества — превращается в личность.
Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически, напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии.
Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие личности.
Общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение также выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида.
Среди многообразия проблем современной психологии проблема общения является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов формирования личности.
Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего, в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения подрастающего поколения.
Целью написания данной курсовой работы является изучение роли общения в развитии личности.
Объект исследования: общение.
Предмет исследования: общение как фактор развития личности.
Задачи:
1. На основе теоретического исследования дать общую характеристику общению;
2. Проанализировать отечественные теории по проблеме общения как фактора развития личности;
3. Проанализировать зарубежные теории по проблеме общения как фактора развития личности.
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ОБЩЕНИЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1. Общая характеристика общения как фактора развития личности
Необходимость общения, взаимодействия, взаимной помощи возникла не случайно. Человек сталкивался с проблемами, которые побуждали его объединяться с другими людьми, чтобы сообща осилить препятствие, преодолеть трудность, которая не под силу одному человеку.
Общение является одним из основных условий существования человеческого общества и личности. Оно представляет собой сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Общаясь, люди занимаются общественно полезной деятельностью, объединяются в общности, обучают и воспитывают подрастающее поколение. В процессе общения происходит социализация человека, приобщение его к духовной жизни общества, формирование у него духовных и культурных потребностей.
Андреева Г. М., советский и российский социальный психолог и социолог, в структуре общения выделила 3 взаимосвязанные стороны:
1. Коммуникативная, которая заключается в обмене информацией между общающимися индивидами;
2. Интерактивная, которая предполагает взаимодействие общающихся индивидов, в процессе которого происходит не только обмен информацией, но и действиями, в которых находят свое отражение личные характеристики партнеров;
3. Перцептивная, представляющая собой восприятие и познание партнерами друг друга, что ведет к достижению взаимопонимания и сближению позиций [2].
Таким образом, об общении можно говорить, как об организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей.
В зависимости от целей, содержания и средств общение можно разделить на несколько видов [21].
По целям:
1. Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма);
2. Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).
По содержанию:
1. Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);
2. Когнитивное (обмен знаниями);
3. Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями);
4. Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);
5. Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
По средствам:
1. Непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу — руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.);
2. Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий);
3. Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения);
4. Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).
Мотивы общения могут быть личные и социальные. Личные мотивы связаны с субъективными психологическими состояниями людей, с их поведением и деятельностью, а также с теми событиями и явлениями, которые имеют место в их жизни. Социальные мотивы обусловлены статусом личности в обществе, ее социальными функциями, предписывающими устанавливать контакты и взаимодействовать с людьми определенной категории в соответствии с должностными обязанностями.
Средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения. Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. К вербальным относится язык, который представляет собой систему словесных знаков, которыми люди обозначают предметы и явления окружающего мира и свои собственные состояния. Невербальные средства общения являются вспомогательными и используются как дополнительные к языковым средствам. Это мимика, пантомимика, жесты, прикосновения и т.д. [24].
В зависимости от содержания выделяют следующие виды общения: материальные, символические, речевые и ролевые [23].
Материальное общение является самым древним способом обмена информацией, которая может быть сообщена как при помощи естественных природных объектов, так и предметов, созданных человеком. Естественные объекты и живые существа несут определенную информацию в связи с их способом существования и свойствами им присущими.
Речевое общение дает возможность получать разностороннюю и обобщенную информацию о внешнем мире и о субъективных состояниях индивида, о его мыслях, чувствах, желаниях, мечтах и идеалах. Речевое общение осуществляется посредством слов. Оно может быть устным и письменным……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ананьев Б. Г. // Вопросы психологии. — 1972. — №3.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: 1999. — 374 с.
3. Андреева Г. М. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. — М.: 1987.
4. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: 1983. — 265 с.
5. Бодалев А. А. Психология общения. — М. — Воронеж: 1996.
6. Выготский Л. C. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 2007. — 352 с.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. Давыдова В.В. — М.: Педагогика, 1982.
8. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: 1990. — 306 c.
9. Дебольский М. Г. Психология делового общения. — М.: 2002.
10. Дж. Мид. Современная буржуазная философия. — М.: 1987. — 63 с.
11. Ерастов Н. П. Психология общения. Пособие для студентов-психологов. — Ярославль: 1979.
12. Запорожец А. В. Развитие ребенка // Под ред. Запорожца А. В. — М.: 1996.
13. Каган М. С Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. — с. 263.
14. Казаринова Н. В. Межличностное общение. Хрестоматия. — СПб.: Питер, 2004.
15. Леонов Н. И. Психология делового общения. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2003.
16. Леонтьев А. А. Деятельность и общение // Вопросы философии. — М.: 1979. — № 1.
17. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. — М. — Воронеж: 1997.
18. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, “ЦПП”, 1997.
19. Ломов Б. Ф. Категория общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. — 1979. — №8. — С. 34-47.
20. Максименко С. Д. Общая психология. — М.: 2004. — 528 с.
21. Немов Р. С. Психология. Том 1. Общие основы психологии. — М.: Просвещение, 1994.
22. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н. Ступени общения. — М.: 1992.
23. Сорокун П. А. Основы психологии. — Псков: ПГПУ, 2005. — 312 с.
24. Станкин М. И. Психология общения: курс лекций. — М. — Воронеж: 2000.