Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1. Агрессия и ее проявление в поведении человека.7
1.1. Понятие агрессии, основные подходы к трактовке агрессии7
1.2. Характеристика и виды агрессии.13
1.3. Агрессивность как свойство личности18
1.4. Особенности агрессии в подростковом и юношеском
возрасте…21
Глава 2. Эмпирическое исследование
психологических особенностей агрессии
в подростковом возрасте…26
2.1. Цели, гипотеза и задачи исследования…26
2.2. Методика исследования…29
2.3. Результаты исследования.31
2.4. Обсуждение результатов..36
Заключение..41
Библиография.42
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования. У детей с ограниченными возможностями здоровья агрессивность является одной из наиболее частых проблем. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья.
Истоки агрессии детей с ОВЗ, в первую очередь следует искать в том, как родители воспитывают ребенка. На детей влияют не только сознательные и целеустремленные воспитательные воздействия, но особенности поведения родителей. Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность, пока не произойдет тревожная ситуация. А негативные ситуации в поведении детей крайне редко возникает внезапно. Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей с ОВЗ, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Решающее значение в становлении агрессивного поведения реб?нка играет семейная среда и воспитание. Если родители ведут себя агрессивно, применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у реб?нка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характер.
В работе рассмотрим категорию детей с детским церебральным параличом. Особенности психического развития детей связаны с условиями воспитания накладывающие значительный отпечаток на формирование личности и могут привести к дезадаптации личности.
Проблема исследования. Коррекция общего агрессивности у детей с ОВЗ с использованием элементов творческого воображения является одним из условий готовности их к обучению в школе.
Объект исследования. Агрессия у лиц с ОВЗ.
Предмет исследования. Процесс создания и совершенствования психолого-педагогической технологии коррекции проявления агрессии у детей с ОВЗ путем активизации процесса воображения.
Гипотеза исследования. Эффективность психолого-педагогического обучения детей с ОВЗ будет существенно повышена, если коррекция проявления агрессии будет проводиться параллельно с развитием их творческого воображения.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность коррекционного обучения направленного на преодоление проявления агрессиипутем активизации процессов воображения.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике специальной психологии.
2. Выявить значение творческого воображения в коррекционном воздействии на агрессивность у детей с ОВЗ.
3. Определить эффективность разработанной системы коррекции общего недоразвития речи с использованием элементов развитии творческого воображения у шестилетних детей с ОНР на психолого-педагогических занятиях.
Методологической и теоретической основой исследования явились: положения общей и специальной психологии о единстве основных закономерностях развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Т.А. Власова и др.), о системном подходе к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина, В.И. Лубовский и др.), положение о гуманизации интегративных процессов, о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса в специальных учреждениях (М.С. Певзнер, Т.А. Власова, У.В. Ульенкова и др.).
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относятся анализ медицинской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым – изучение медицинской, психолого-педагогической документации на ребёнка, наблюдение за детьми, педагогический эксперимент, процесс обучения и воспитания по разработанной системе, контроль за эффективностью проводимых коррекционно-развивающих мероприятий и оценка их результатов.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях психического развития у детей с ОВЗ, установить взаимосвязь особенностей развития процесса воображения и коррекции агрессивности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания и в определении основных путей коррекционно-педагогической работы, способствующей снижению агрессивности, что в конечном счете позволит успешнее решить проблему готовности детей с ОВЗ к успешному школьному обучению
Глава 1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии.
1.1. Основные подходы к изучению агрессивного поведения.
Специфика активности ребенка состоит в том, что она проистекает во взаимодействии с другими людьми или предметами, произведенными ими. Одной из важнейших характеристик действий и поступков, определяющих устанавливаемые взаимоотношения между людьми, а также эффективность индивидуального личностного развития, является агрессивность [1].
Агрессивность — устойчивая черта личности, готовность к агрессивному поведению. Её уровни определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важные из которых — нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и таким ситуативным переменным: истолкованию намерений окружающих, возможности получения связи обратной, провоцирующему влиянию оружия.
Агрессивность — одна из врождённых установок, коренящаяся в садистической фазе либидо. Выражается в стремлении к наступательным или насильственным действиям, направленным на нанесение ущерба или на уничтожение объекта наступления.
Одним из проявлений агрессивности личности является агрессия, которая рассматривается нами как поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда.
Агрессия — это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Это определение включает в себя следующие положения:
u агрессия всегда подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
u в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам.
Изучение детской агрессивности особенно важно по следующим причинам:
u агрессивность корениться в природных инстинктах, то, тогда она не будет поддаваться психотерапии и может быть, либо подавлена, либо отведена на нейтральный объект;
u агрессивное поведение обусловлено социальной средой и воспитанием, тогда можно достаточно легко его изменить на более социально приемлемое, устранив травмирующие факторы и пробелы в воспитании.
В современной науке, с одной стороны, имеются биологические данные о существовании механизмов, участвующих в агрессивном поведении, а с другой стороны — результаты исследований говорят о первостепенной роли факторов в развитии агрессивности. Попытки решения этой проблемы были сделаны в разное время рядом видных ученых, представляющих различные направления психологической науки….
Заключение
В данной работе были подробно изучены не только причины, формы проявления агрессивности у детей, но и дана характеристика детей с ОВЗ.
В результате проведенного исследования были получены данные о том, что профилактическая работа у детей с ОВЗ будет более эффективной, если ее проводить с учетом того, что программа будет реализована индивидуально, а также направлена на детей, с риском развития агрессии.
Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессии. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчения воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Предложенная профилактическая программа направлена на предупреждение этих проявлений. Эксперимент доказал не только эффективность ее использования, но также необходимость использования таких целевых программ в предупредительной работе практических психологов.
Наше исследование опровергает сложившийся в сознании здоровых людей стереотип, что не только здоровье откладывает определенный отпечаток на эмоциональное, когнитивное развитие детей с теми или иными нарушениями. Многие считают, что эти дети в силу недуга более агрессивные, недружелюбны, необщительны. Дети с ОВЗ не более и не менее агрессивны, чем здоровые дети, и даже не имеют некоторых форм проявления агрессии, таких как угроза в мимике.
Список литературы:
1. Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия. С-П., 1998
2. Выготский, Л.С. С о б р. соч.:В 6 т. / Выготский Л.С //М., 1982
3. Глухов, В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР / Глухов В.П.// Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики.- М., 1985.
4. Глухов, В.П. Формирование пространственного воображения и речи у детей с ОНР в процессе предметно-практической деятельности/ Глухов В.П.//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи.- М., 1987.
5. Егорова, О.В., Некоторые результаты психолого-педагогического обследования процесса воображения у дошкольников с общим недоразвитием речи / Егорова О.В. // Специальное образование .- 2006 .- № 7 .
6. Лауткина, С.В. Логопсихология: учебно-методическое пособие / авт.-сост.С.В./ Лауткина С.В.// – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007
7. Попова, Л. Г. Особенности воссоздающего и творческого воображения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Л. Г. Попова, Н. А. Пасынкова // Психол. вестн. Урал. гос. ун-та. – Екатеринбург, 2000.
8. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004
9. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: Пер. с анг. А.И. Федорова. – С –Петербург: МФИН, 1992
10. Медико-социальная экспертиза и реабилитация. –2003. – №3
11. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000.
12. Реан А.А.Психология изучения личности. СПб., 1999
13. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». Ростов н/Д: «Феникс», 2004
14. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. – СПб. Алетейя, 2000
15. Фромм Э. Анотомия человеческой деструктивности. М.,1994
16. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск,1996
17. Чижова С.Ю. Детская агрессивность. Ярославль: Академия развития, 2005
18. Чистякова М.И. Психогимнастика. И., 1990.
19. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2004Школьный психолог. Май 2001 №18
Коррекция (арт-терапия) 1.Мардер Л. Цветной мир. СПб. – 2001Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. М. Независимая фирма «Класс» 1997 3. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов-на-Дону. Феникс.2005
20. Обухов Я.Л. Детская агрессивность и проблема анального характера в концепции А. Фрейд. Российский психоаналитический вестник, 1993-94 № 3-4