Содержание
Содержание
Введение…3
1.Административная школа управления..4
1.1Особенности административной школы управления…4
1.2Что такое управление (по определению А.Файоля)…6
1.3Классификация принципов управления в теории
А.Файоля.12
Выводы19
2.Вклад в развитие науки…20
Понятие методов управления и их классификация20
Организационно — распорядительные методы управления..21
2.3 Современный опыт административно-государственного управления в странах Запада и перспективы формирования российской школы государственного администрирования22
Выводы28
Заключение.30
Список использованной литературы31
Выдержка из текста работы
В услoвиях перехoда Рoссии к рынoчнoй экoнoмике система руководства нуждается в специалистах, обладающих обширными, современными знаниями в области управления, а, главное, способные применить эти знания в деле. Потребность в таких специалистах и руководителях особенно велика в организациях основного звена, где сейчас происходят существенные изменения, в том числе и в системе управления организацией в целом. Также происходят принципиальные изменения в системе управления предприятиями
Менеджмент как современная система управления фирмой, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, которые необходимы для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности.
Речь идет о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре).
В общем виде управление это умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей.
Другими словами, управление — это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.
В системе мер реализации экономической реформы особое значение придается повышению уровня работы с кадрами, постановке этой работы на прочный научный фундамент, использованию накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта.
Управленческая деятельность — один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных компаний в условиях рыночной экономики. Управление постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя.
В России управление предприятиями имеет много специфических особенностей в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий, степени вовлечения их во внешнеэкономическую деятельность, обеспеченности их современной электронно-вычислительной техникой, характера выпускаемой продукции. Однако, определяющим фактором является формирование и развитие рынка, товарно-денежных отношений, которые получат полное развитие лишь в условиях широкого применения оптовой торговли средствами производства, введения конвертируемости рубля, стабилизации рыночных цен.
Актуальность к работе обусловлена необходимостью изучения сути принципов управления в деятельности предприятия на современном этапе развития России.
Основная цель курсовой работы — изучить принципы управления в деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Рассмотреть подходы к управлению, основанные на выделении научных школ;
2. Изучить основные принципы каждой из школ управления;
3. Проанализировать современные принципы управления компанией;
4. Рассмотреть систему управления, ее цели и понятия;
5. Изучить основные функции управления;
6. Рассмотреть методы управления организацией.
Объектом данной работы является управление предприятием.
1. ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ, ОСНОВАННЫЙ НА ВЫДЕЛЕНИИ НАУЧНЫХ ШКОЛ
1.1. Школа научного управления
Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет, а также Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.
Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженером Ф.У. Тейлором, которого следует считать основоположником научного управления производством.
Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л. Брайдейсом.
Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.
Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.
Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место.
Вклад направления Представители
Эмпирическая школа (с 1885 г.) Управленческая деятельность — это искусство, а не наука. Эффективные пути может подсказать только практический опыт и интуиция. П. Друкер Саймонс Форд
«Одномерные» учения об управлении
Школа научного управления (1885-1920 гг.) 1. Создание научного фундамента взамен старых сугубо практических методов работы. 2. Научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности. 3. Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи. 4. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач. 5. Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки. 6. Рациональное управление предприятием «снизу». 7. Систематическое использование материального стимулирования. 8. Отбор работников и их обучение. 9. Отделение планирования, координации и контроля от самой работы. Ф. Тейлор Ф. Гилберт Г. Гантт Вебер Г. Эмерсон Г. Форд Г. Грант О.А. Ерманский
Классическая (административная) школа управления (1920-1950гг.) 1. Развитие принципов управления. 2. Развитие функций управления. 3. Систематизированный подход к управлению всей организации. А. Файоль Л. Урвик Д. Муни А. Слоун А.Гинсбург А.Гастев
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук (1930г-1950 гг) 1. Использование приемов управления межличностными отношениями. 2. Применение наук о человеческом поведении. М. Фоллетт Э. Мэйо Мак Грегор Ликерт
Количественный подход (с 1950 г. по настоящее время) 1. Разработка и применение математических моделей в управлении. 2. Развитие количественных методов в принятии решений. С. Форрестр Э. Райф
Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению — это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.
Философскую основу системы Тейлора составила концепция так называемого экономического человека, получившая в тот период широкое распространение. В основе этой концепции лежало утверждение о том, что единственным движущим стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью соответствующей системы оплаты труда можно добиться максимальной производительности труда. Другой ложный принцип системы Тейлора заключался в провозглашении единства экономических интересов рабочих и менеджеров. Цели не были достигнуты.
Идеи Ф. Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства.
Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.
Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Он исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности.
Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд.
1.2. Классическая школа в управлении
Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль.
В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.
Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.
Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Алфред П. Слоун, Г.Черч.
На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:
четкое функциональное разделение труда;
передача команд и распоряжений сверху вниз;
единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);
соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).
Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации.
1.3. Школа психологии и человеческих отношений
Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой.
Первая попытка применить психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом.
В 20-30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американских ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.
Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т. е. теории человеческого поведения.
Одним из основателей школы психологии и человеческих отношений является профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо.
Представители школы «человеческих отношений» рекомендовали уделять серьезное внимание изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать и неформальным лидером, за……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ?Басовский, Л.Е. Менеджмент : учебное пособие / Л.Е. Басовский — М.: ИНФРА-М, 2008
2. Адизес И. К. Теория менеджмента. — СПб: Питер, 2008
3. Коротков Э. М. Менеджмент: учебник. — М: Юрайт. — 2010
4. Современный менеджер: формирование, становление, развитие. Монография /В. В.Крупица, Е. В.Яшкова, Л. В.Сибирякова, Н. Л.Синева, Т. П.Хозерова.
5. Теория менеджмента: Учебник для вузов/Под ред. Лялина А. М. Стандарт 3-го поколения. — СПб.: Питер, 2009
6. Виханский О. С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд.,
7. Коханов, И.В. Классификация новых теорий менеджмента / И.В. Коханов, А.И. Грудянов // Менеджмент. — 2012
8. Веснин, В. Р. Менеджмент [Текст] : учебник / В. Р. Веснин. — М. : Проспект, 2009
9. Глухов, В. В. Менеджмент [Текст] : учебник / В. В. Глухов. — СПб. : Питер, 2009.
10. Переверзев, М. П. Менеджмент [Текст] : учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский. — М. : ИНФРА-М, 2011
11. Потемкин, В. К. Управление персоналом [Текст] : учебник / В. К. Потемкин. — СПб. : Питер, 2010
12. Басовский Л. Е. Менеджмент : учеб. пособие / Л. Е. Басовский. — Москва : ИНФРА-М, 2010
13. Герчикова И. Н. Менеджмент : электрон. учеб. / И. Н. Герчикова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2011
14. Дорофеев В. Д. Менеджмент : учеб. пособие / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева, Н. Ю. Шестопал. — Москва : ИНФРА-М, 2010
15. Зиновьев В. Н. Менеджмент : учеб. пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. — 3-е изд. — Москва : Дашков и К°, 2010
16. Казначевская Г. Б. Менеджмент : учеб. / Г. Б. Казначевская. — 11-е изд., доп. и перераб. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2010
17. Коротков Э. М. Менеджмент : учеб. / Э. М. Коротков. — Москва : Юрайт, 2011
18. Лапыгин Ю. Н. Теория менеджмента : учеб. пособие / Ю. Н. Лапыгин. — Москва : Рид Групп, 2011
19. Менеджмент (для вузов) / М. Л. Разу [и др.] — Москва : КНОРУС, 2011
20. Менеджмент : учеб. / А. Н. Алексеев [и др.] — Москва : Юрайт, 2011
21. Менеджмент : учеб.-практ. пособие / А. В. Игнатьева [и др.]. — Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2011
22. Семенов А. К. Основы менеджмента : учеб. / А. К. Семенов, В. И. Набоков. — Екатеринбург : Изд-во УМЦ-УПИ, 2010
23. Цветков А. Н. Менеджмент : учеб. / А. Н. Цветков. — Санкт-Петербург : Питер, 2010
24. Шапкин И. Н. Менеджмент : учеб. / И. Н. Шапкин — Москва : Юрайт, 2011
25. Практический менеджмент : учеб. пособие / Э. М. Коротков [и др.]. — Москва : ИНФРА-М, 2012