Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие и цели административного наказания
§1.1. Понятие административного наказания
§1.2. Цели административного наказания
ГЛАВА 2. Система и виды административных наказаний
§2.1. Система административных наказаний
§2.2. Виды административных наказаний
ГЛАВА 3. Порядок наложения административных наказаний
§1. Принципы назначения административных наказаний
§2. Обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность
§3. Давностные сроки назначения административного наказания и срок их погашения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Выдержка из текста работы
В контексте административно-принудительных мер административное наказание — исключительный вид административного принуждения, характеризующийся высокой степенью пунитивного воздействия на правонарушителя. Из всех видов административного принуждения именно оно обладает способностью самым непосредственным и существенно-негативным образом задевать правовой статус субъекта общественных отношений. Как в материальном, так и процессуальном понимании административное наказание представляется как итог, заключительный этап административного преследования.
В контексте мер административного принуждения административное наказание выступает как самое эффективное и достаточное средство, ограниченное необходимостью адекватной реакции государства именно на правонарушение и позволяющее — исходя из принципов справедливости, соразмерности и правовой безопасности — гарантировать защиту конституционных ценностей, прежде всего, прав и свобод человека и гражданина. Поэтому в правовом государстве административное наказание призвано выполнять не только карательную функцию, но и своего рода выступать гарантом должного признания, соблюдения и защиты прав человека и гражданина, их объединений.
В целях рационального сочетания, гармонии интересов личности, общества и государства законодатель наряду с определением содержания права устанавливает административные наказания и, тем самым, пределы его ограничения. Цель такого установления состоит в обеспечении (гарантировании) пользования конкретными благами и ценностями, лежащими в основе содержания права других лиц. Ограничение прав и свобод человека и гражданина может быть осуществлено посредством постороннего (от имени государства) принудительного исключения той или иной возможности (правомочия) из содержания права (свободы). Более того, учитывая намеченное усиление роли закона в регулировании отношений, связанных с привлечением виновных лиц к административной ответственности, проведенную новейшую кодификацию законодательства об административных правонарушениях, необходимо подробнее исследовать вопросы правовой природы административного наказания, как в содержательном плане интересного и комплексного явления.
Для целей такого исследования используются ранее и ныне действующие источники законодательства об административных правонарушениях. В основу положен богатый в содержательном смысле теоретический материал ученых, внесших существенный вклад в разработку отдельных проблем административной ответственности; А. Б. Агапова, Ю. С. Адушкина, Д. Н. Бахраха, К. С. Вельского, И. Й. Веремеенко, И. А. Галагана, Ю. М. Козлова, А. П. Коренева, Б. М. Лазарева, А. В. Лунева, В. М. Манохина, А. П. Шергина, и других.
Глава 1: Административное наказание, его понятие и цели
1.1 Понятие административного наказания
Термин «административное наказание» обрел свое автономное значение в административном законодательстве недавно, — с принятием Кодекса об административных правонарушениях РФ, вступившего в силу с 1 июля 2002 года, — заменив собой известную доселе правовую категорию «административное взыскание».
Понятие административного наказания в отечественном административном законодательстве, как уже указывалось выше, впервые дано в ст. 3.1 КоАП РФ, носящей название цели административного наказания. Анализ этой статьи дает основание для вывода о том, что все дискуссии о понятии административного наказания велись через содержание целей административного наказания. Такое имеет место из-за того, что авторы закона два самостоятельных понятия — определение административного наказания и его цели — рассматривают как одно понятие………
Заключение
Подводя итоги, хотелось бы лаконично обозначить выводы, к которым мы пришли в ходе работы.
Учение об административных наказаниях нельзя рассматривать в отрыве от учения об административном принуждении, которое может возникнуть и возникло только в рамках государственно-организованного общества. Институт административного принуждения в этом смысле есть продукт не только государственной, но и общественной воли, продукт деятельности цивилизованного общества. Именно упорядоченная, а не хаотичная совокупность средств и способов административного принуждения имеют своей целью обеспечение признаваемого обществом уклада социальных отношений. Место в такой «совокупности» административного наказания носит ярко выраженный правоограничительный характер с тем, чтобы его потенциал был использован только тогда, когда менее суровые средства административного принуждения не могут оправдать социальные ожидания — являются неадекватными и неуместными в определенных законодателем экстраординарных ситуациях, именуемых правонарушениями.
В этой связи административные наказания как выражение реакции государства на административное правонарушение находятся в поле «притяжения» конституционных и международно-правовых установлений, определяющих свободу отдельной личности в рамках общества, где поведение первой проистекает из внутренне осознанной необходимости социального развития. В силу того, что на протяжении долгих лет меры административной ответственности использовались в качестве средств административно-командного воздействия преимущественно на экономические отношения для обеспечения повсеместных потребностей социалистического государства, ныне действующие ценностные ориентиры правового государства, заложенные в Конституции России и в принятых ею международно-правовых обязательствах, призваны нивелировать правовое положение индивидуума, из признания достоинства которого вытекает, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, свобода действий которого не может быть произвольно ограничена. Отсюда, правоограничительный потенциал административного наказания должен выражать конституционно-оправданные уровень, степень и «силу» необходимого и допустимого в цивилизованном государстве ограничения прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, для целей учета вышеизложенного административное наказание в содержательном плане должно обладать такими качествами, которые в большей степени проявляли бы как свободу ограничения, так и ее пределы. В прагматическом ракурсе такие критерии должны быть закреплены на законодательном уровне, т.е. пройти юридическое оформление на высоком легитимном уровне.
Из анализа понятия административного наказания и характеристики причин и условий его развития мы приходим к выводу о необходимости законодательного закрепления признаков административного наказания.
Правонарушители, чье правовое положение полностью зависит от государства, должны нести лишь предписываемые законом административным наказаниям ограничения или лишения с тем, чтобы не претерпевать излишние, не обусловленные целями административной ответственности и примененным административным наказанием страдания. Отсюда, административно-деликтный закон определяет, что административное наказание преследует такие цели, как предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. В то же время подчеркивается, что административное наказание не имеет своей целью (нанесение вреда) унижение человеческого достоинства (деловой репутации) лица (юридического лица), совершившего административное правонарушение. Следование таким целям признается традиционным не только в административно-деликтном, но и уголовном законе, а потому не вызывает у нас сомнений относительно их правильности и практичности.
Не рассматривая отдельно каждый вид административного наказания, мы, вместе с тем, приходим к характеристике указанного вида мер юридической ответственности как комплексного, собирательного в категориально-понятийном смысле правового объекта. Совокупность административных наказаний не представляется хаотичной, а обретает в контексте действующего административно-деликтного законодательства вполне системный вид. Система административных наказаний характеризуется нами как относительно самостоятельная и устойчивая в структуре административного принуждения, упорядоченная по критерию сравнительной суровости совокупность видов административных наказаний, взаимодействие и взаимосвязь которых обусловлена единством функционального назначения административного наказания в административно-наказательной политике государства. Ее содержание и сущность выражают необходимый уровень справедливого и гуманного распределения бремени негативных последствий административных наказаний, во всяком случае, с учетом значимости тех ценностей, которые государство призвано охранять в соответствии с легитимной волей общества. Для законодателя это облегчает выбор административных наказаний для отдельных противоправных деяний соответственно их значению для правового порядка, а для правоприменителя — создает возможность исполнять возлагаемую на него законом обязанность соразмерять наказуемость с обстоятельствами отдельного правонарушения, делая возможным выбор адекватного вида административного наказания в пределах, установленных санкцией статьи КоАП РФ, определяющей состав такого правонарушения.
В итоге, можно констатировать, что сложившееся на сегодняшний день в России правовое понимание института административных наказаний выражает все то, что было накоплено десятилетиями практической деятельности законодателя, правоприменителя и научно-теоретической мыслью. Результаты такого развития нашли свое полное либо частичное закрепление в действующем административно-деликтном законодательстве, что вместе с тем не говорит об исчерпаемости тех усилий, которые предваряли и сопутствовали этой деятельности.
Библиография
1) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст.1.
2) Бахрах Д.Н. Административная ответственность по российскому законодательству.: краткий курс / Д.Н.Бахрах, Э.Н.Ренов. — М.: Норма, 2004.
3) Дугенец А.С. Административная ответственность в российском праве: Автореф. дис. … д-ра юрид. Наук. Москва, 2005.
4) Комментарий к КоАП/ под ред. Ю.М. Козлова, 2-е издание., перераб. и доп. — М.: Юрист.
5) Максимов И.В. Административное наказание: понятие, правовое содержание и их система.
6) Максимов И.В. Административные наказания. М.: норма, 2009.
7) Максимов И.В. Система административных наказаний по законодательству РФ. Саратов: издательство СГАП, 2004.
8) Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Проспект», 2010.
9) Постатейный комментарий к КоАП / А.Н.Гуев. — 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Экзамен, 2009.