Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
1. Понятие и признаки административного правонарушения5
2. Понятие и юридический состав административного
правонарушения9
3. Объективные признаки административного правонарушения10
4. Субъективные признаки административного правонарушения14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ18
Выдержка из текста работы
Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности. К ним относятся правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения и пользования различными видами транспорта, правила охраны труда и техники безопасности, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила, правила, действующие в сфере охраны здоровья населения, окружающей среды, природопользования, охраны памятников истории и культуры и т.д.
Соблюдение таких правил соответствует интересам граждан, общества и государства, а их нарушение противоречит им и нередко приводит к вредным и даже общественно опасным последствиям. Например, нарушение правил поведения в общественных местах мешает нормальной жизнедеятельности людей, безбилетный проезд пассажиров наносит имущественный ущерб транспортным предприятиям.
Одна из существенных особенностей обязательных правил состоит в том, что они защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируется в качестве административного правонарушения, являющегося основанием административной ответственности.
Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер. Главные признаки и юридическая характеристика такого рода правонарушений содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
Признаки административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя.
Административные наказания являются одним из видов административно-принудительных мер. Статья 3.1 КоАП устанавливает, что административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция). Таким образом, данная тема является, безусловно, важной для изучения.
Целью данной работы является характеристика административной ответственности.
Достичь цели поможет решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие, особенности, законодательные основы административной ответственности.
2. Проанализировать понятие, признаки и юридический состав административного правонарушения.
3. Охарактеризовать понятие, виды, общие признаки назначения административных наказаний.
Наличием данных задача обусловлена и структура данной работы, состоящей из введения, трех глав, первая и вторая из которых разделена на три параграфа, а третья — на два, и заключения.
Необходимо отметить, что эту тему довольно подробно рассматривают не только в учебной литературе, но и в монографиях, диссертационных исследованиях, статьях периодической печати, что также свидетельствует об ее важности и актуальности.
1. Понятие, особенности, законодательные основы административной ответственности
1.1. Понятие и основные черты административной ответственности
Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения мер.
В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке.
При наличии юридического факта — административного правонарушения — включается механизм санкции правовой нормы, и санкция из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное административное наказание.
В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание и т.д.) только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности. Следовательно, административная ответственность — это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.
Административную ответственность характеризуют признаки, общие для всех видов юридической ответственности: это государственное принуждение, т.к. реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления; это правовое принуждение, подчиняющееся общим принципам законности и справедливости права; она влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы; в мерах административной ответственности содержится итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства; юридическая ответственность всегда рассматривалась в качестве результата правонарушения, т.е. это ретроспективная, или негативная, ответственность в отличие от так называемой положительной (позитивной) ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело, за выполнение поставленной задачи, когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга.
Основные черты административной ответственности, присущие только данному институту административного права, следующие:
1. Административную ответственность можно рассматривать как правовую ответственность за административные правонарушения. Объектом посягательства являются отношения в сфере государственного управления, а также некоторые другие: за посягательства на таможенные, налоговые отношения, отношения, связанные с защитой собственности и т.д. Административная ответственность применяется за нарушение не каждой нормы административного права, а тех из них, которые содержат указание на нее.
2. Административная ответственность используется как важное средство правоохраны, борьбы с особым видом нарушений — административными правонарушениями. Их опасность заключается не только в характере самих противоправных действий или бездействия, но и в значительной распространенности.
3. Административная ответственность отличается своим субъектным составом. Субъектами этого вида ответственности являются как физические, так и юридические лица — предприятия, учреждения, организации.
4. По своей сущности административная ответственность представляет собой воздействие, оказываемое полномочным органом государства на лицо, совершившее административное правонарушение. Цель этого воздействия состоит в воспитании виновного в духе уважения к закону и правопорядку, а также в предупреждении совершения новых правонарушений.
5. Нарушение административно-правовых норм влечет за собой применение мер административного принуждения, одним из видов которых являются административные наказания именно эти последние, в отличие от мер предупреждения, пресечения и процессуальных мер обеспечения производства по делу, применяются в результате привлечения к административной ответственности.
6. Административную ответственность отличает порядок ее установления. В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство, а следовательно, и установление административной ответственности относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
В новом КоАП предусматривается установление административной ответственности только этим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях. При этом к ведению РФ отнесено установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и др.
Административная ответственность за правонарушения, носящие региональный характер, может быть установлена законами субъектов РФ, осуществляющих собственное правовое регулирование в данной сфере.
7. Меры административной ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц. Все они, реализуя свои полномочия, назначают правонарушителям административные наказания. К ним относятся судьи (мировые судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, многочисленные органы исполнительной власти. Законами субъектов РФ к ним могут быть отнесены административные комиссий и иные коллегиальные органы.
8. Меры административной ответственности применяются органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе нарушителей, не связанных с ними служебно-трудовыми отношениями.
9. Привлечение к административной ответственности и назначение административного наказания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием увольнения его с работы.
10. Административную ответственность характеризует особый процессуальный порядок ее реализации.
11. Во всех случаях ответственность за административные правонарушения наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний. Этим обстоятельством административная ответственность сходна с уголовной и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой.
12. Важная черта административной ответственности состоит в том, что ее можно рассматривать как совокупность материальных и процессуальных правоотношений, т. е. материально-деликтных, вызванных совершением конкретного правонарушения, и административно-процессуальных, связанных с необходимостью собрать материалы о правонарушении и лице, его совершившем, рассмотреть дело, вынести законное, обоснованное и справедливое решение, обеспечить его исполнение.
1.2. Административная ответственность юридических лиц
Административная ответственность распространяется не только на физических лиц, но все в большей мере и на юридические лица. В новом КоАП значительное место отведено правовым основам применения административных наказаний к юридическим лицам (предприятиям, учреждениям, организациям). Административную ответственность юридических лиц характеризуют традиционные признаки состава административного правонарушения (объек……..
Список использованной литературы:
Конституция Российской Федерации. 1993.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 N 309-ФЗ).
1. Административное право. / Под ред. Л. Л. Попова. — М., 2005.
2. Алехин А. П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Часть 1. Учебник. — М.: ТЕИС, 1998.
3. Бахрах Д.Н. Субъекты административного права // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. — М., 2004.
4. Веремеенко И. И. Административно-правовые санкции. — М., 1995.
5. 5. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Курс административного права Российской Федерации. — М., 2003.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Постатейный научно-практический комментарий. / Под ред. Севрюгина. — М., 2003.
7. Комкова Г. Н. Конституционное право России: учебник для вузов. — М.: Юристъ, 2001.
8. Комментарий к КоАП РФ / Под ред. Козлова Ю. М. — М., 2006.
9. Коренев А. П. Административное право России. — М., 2006.
10. Манохин В. М. Российское административное право. — М., 2004.
11. Масленников М. Я. Порядок применения административных взысканий: Учебно-практическое пособие. — М., 1998.
12. Овсянко Д. М. Административное право. — М., 2009.
13. Овсянко Д. М. Административное право в схемах и определениях. — М., 2005.
14. Петрова С. Некоторые вопросы административной ответственности юридических лиц в практике арбитражных судов // Хозяйство и право. — 2002. — №8. — С. 123.