Содержание
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав…………..5
2. Административная ответственность………………………………………….9
2.1. Понятие административной ответственности, ее принципы………………9
2.2. Дисциплинарная и материальная ответственность в административном праве…………………………………………………………………………10
2.3. Административные наказания. Понятие, виды, правила их наложения…11
3. Административная ответственность главного бухгалтера………………….17
Заключение…………………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………………………..23
Выдержка из текста работы
Представление об административной ответственности и административном правонарушении является основой для рассмотрения всей проблематики административной юрисдикции. Знание о юридической ответственности и административных правонарушениях имеют как теоретическое, методологическое значение для понимания последующего учебного материала, так и практически-прикладное значение, как основа рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Среди различных юридических способов борьбы с правонарушениями важное место занимают административные способы борьбы, в том числе привлечение к административной ответственности лиц, совершающих административные правонарушения.
Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, — административное правонарушение. Так, некоторые правонарушения имеют сложный правовой характер, являясь одновременно дисциплинарными и административными. В литературе они называются административно- дисциплинарными правонарушениями. О них нельзя говорить как об административных в «чистом» виде, хотя административная ответственность и в этих случаях наступает как за административное правонарушение.
1. Понятие административного правонарушения
Согласно ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Исходным в характеристике указанных признаков является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушения запрета. Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например,невыполнение правил пожарной безопасности, непринятие землепользователямимер по борьбе с сорняками и т.д.). Часто одни и те жеобязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием(например, нарушение правил охраны водных ресурсов).
Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административной могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при уклонении от уплаты налога —нормы финансового права. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность.
Виновность деяния означает, что оно совершенно умышленно или по неосторожности. Наличие вины — обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов. Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения, признается только то деяние, за которое законодательство предусмотрена административная ответственность. С одной стороны, административное правонарушение — основа административной ответственности, с другой, такая ответственность признак административного правонарушения, определяющий юридическую природу. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т.д. (например, расточительное расходование электрической и тепловой энергии и т.д.).
Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание этого вопроса имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения» что исключает законность привлечения к административной ответственности. Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действии нет состава административного правонарушения, так как субъектом его признаются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.
2. Административное правонарушения и преступления:
основания разграничения
Административное правонарушение и преступление являются общественно опасными деяниями. Чтобы их разграничить, нужен надежный критерий, в качестве которого выступает степень общественной опасности этих правонарушений. Естественно, степень общественной опасности административного правонарушения, как правило, значительно ниже, чем преступления.
Общественная опасность — это не абстрактная категория, а совокупность конкретных показателей, признаков, закрепленных в нормах права и характеризующих отдельные элементы состава правонарушения и состав в целом. Эти показатели порознь или в том или ином сочетании позволяют определить степень общественной опасности деяния и отграничить административное правонарушение от преступления.
Установление юридического состава является наиболее сложной и важной профессиональной задачей любого правоприменителя — суда (судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, полномочного органа исполнительной власти, должностных лиц. Именно этот момент правоприменения обеспечивает законность привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности, именно здесь оказывается возможным отграничить административное правонарушение от преступлений, особенно смежных или пограничных, например, мелкое хулиганство от уголовно наказуемого хулиганства, неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции от применения насилия в отношении представителя власти, предусмотренного ст. 318 УК РФ.
Законодатель с учетом достигнутого уровня развития общества, внешней и внутренней обстановки, различных позитивных и негативных процессов вводит новые составы преступлений и административных правонарушений, отменяет некоторые ранее существовавшие, переводит отдельные деяния из разряда преступных в разряд административных правонарушений или наоборот.
Поскольку объекты посягательства у ряда административных правонарушений и преступлений общие, вопрос об их размежевании в «пограничных зонах» порой довольно сложен. Для его решения приходится сопоставлять нормы уголовного и административного права. При этом учитывается правовое установление о том, что за нарушение общеобязательных правил виновные несут административную ответственность, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Отграничение административного правонарушения от преступления обычно проводится по объективной стороне состава. Так, преступление, предусмотренное ст. 149 УК РФ «Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них», отграничивается от административного правонарушения с почти аналогичной формулировкой диспозиции правовой нормы (ст. 5.38 КоАП) по признаку использования субъектом преступления служебного положения, насилия или угрозы его применения с целью запугивания людей и тем самым воспрепятствования проведению той или иной массовой акции. При отсутствии этих квалифицирующих признаков те же действия будут рассматриваться в качестве административного правонарушения.
Для определения степени общественной опасности правонарушения и отграничения административных правонарушений от преступлений применяется такой показатель, как наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, то оно квалифицируется как преступление, а если таких последствий нет — как административное правонарушение (ст. 12.24 КоАП). При этом отсутствие тяжких последствий при административном правонарушении конкретизируется возможностью причинения только легкого вреда здоровью потерпевшего, т.е. причинения вреда здоровью, вызвавшее его кратковременное расстройство; материальный ущерб не должен быть крупным, которым признается стоимость имущества, превышающая 500 минимальных размеров месячной оплаты труда (примечание 4 к ст. 158 УК РФ). Иногда достаточно возможности наступления тяжких последствий, а не их реального наличия. Так, нарушение правил учета, хранения, перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ, даже если оно лишь могло повлечь тяжкие последствия, уже рассматривается как преступление.
Нередко критерием является размер имущественного ущерба, причиненного правонарушением. Например, мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступления (ст. ст. 158, 159, 160 УК РФ) на сумму, не превышающую одного минимального размера оплаты труда, считается административным правонарушением (примечание к ст. 7.27 КоАП), а свыше одного МРОТ — преступлением.
До недавнего времени квалифицирующими признаками, позволяющими отграничить административное правонарушение от преступления, служили повторность, неоднократность, систематичность совершения административных правонарушений при условии назначения за них административных наказаний. Иными словами, впервые совершенное правонарушение, предусмотренное соответствующей нормой права, влекло административную ответственность, а повторное (неоднократное, систематическое) совершение аналогичного проступка — уголовную ответственность, предусмотренную уголовным законодательством. Поэтому в Уголовном кодексе содержалось значительное количество составов преступлений с так называемой административной преюдицией.
Однако Уголовный кодекс РФ 1996 г. более не содержит таких составов, и повторное, неоднократное, злостное или систематическое совершение административного правонарушения не может превратить его в преступление и повлечь за собой уголовную ответственность
3. Административное правонарушение как основание административной ответственности
Существуют три тесно взаимосвязанных основания административной ответственности: юридическое, фактическое и процессуальное основания. Отсутствие любого из них исключает саму постановку вопроса о привлечении того или иного субъекта к административной ответственности.
Юридическое основание административной ответственности — это предусмотренность ее за конкретные правонарушения в действующем законодательстве. Фактическим основанием административной ответственности служит конкретное в полном составе составляющих его элементов административное правонарушение, совершенное соответствующим субъектом. Процессуальным основанием административной ответственности является составленный уполномоченным на то должностным лицом органов государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенном данным субъектом.
Административным правонарушением как фактическим основанием административной ответственности признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Оно характеризуется следующими обязательными признаками: во-первых, любое административное правонарушение — это деяние, то есть объективно выраженное действие или бездействие; во-вторых, это деяние, посягающее на любой из перечисленных в ст. 1.2 КоАП РФ общих родовых объектов посягательств; в-третьих, административным правонарушением признается лишь виновное деяние, и отсутствие вины в действиях (бездействии) физических и юридических лиц полностью исключает возможность квалификации их поведения в качестве административного правонарушения. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ); в-четвертых, это деяние противоправное, за совершение которого действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.
Содержащее все признаки административного проступка деяние может быть фактическим основанием административной ответственности лишь тогда, когда оно находится в полном соответствии с условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее). Условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее) является наличие или соответственно отсутствие следующих обстоятельств: умышленной или неосторожной вины (ст. 2.2 КоАП РФ), возраста, по достижении которого наступает административная ответственность (ст. 2.3 КоАП РФ), соблюдение давностных сроков привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ), состояние крайней необходимости (ст. 2.7), невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ), смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства (ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ), а по некоторым составам административных правонарушений также причинная связь между противоправным действием и наступившими последствиями.
Признаваемое административным правонарушением действие (бездействие) по своей объективной стороне является антиобщественным вредоносным деянием, дезорганизующим систему общественных отношений, но, в отличие от преступления, оно не рассматривается государством в качестве общественно опасного деяния. При этом граница между антиобщественной вредоносностью административного правонарушения и общественной опасностью преступления устанавливается при формулировании составов административных правонарушений законодателем (а не правоприменителем), причем зачастую достаточно точно и четко. Хищение чужого имущества, например, стоимостью до пяти минимальных размеров оплаты труда признается административным правонарушением (мелким хищением, ст. 7.27 КоАП РФ), а выше этого размера — преступлением.
Под составом административного проступка понимается установленная законодателем совокупность признаков, при наличии которых соответствующее деяние считается административным правонарушением. Состав любого административного правонарушения включает в себя четыре обязательных элемента его характеристики: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона административного правонарушения.
4. Понятие, цели, основание применения административных высказываний
Административное взыскание – это мера административной ответственности за административное правонарушение.
Цель его — защита правопорядка, воспитание лиц, совершивших административные правонарушения, в духе уважения к закону и предупреждение совершения новых правонарушений самими правонарушителями и другими лицами.
Понятие и цели административных взысканий изложены в ст.6.1 КоАП. Административное взыскание является мерой административной ответственности, которая применяется к лицу, совершившему административное правонарушение.
Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в 2 целях:
• воспитание физического лица, совершившего административное правонарушение
• предупреждение совершения новых правонарушений как с одним правонарушителем, так и другими физическими лицами.
Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений. Таким образом с помощью административных взысканий осуществляется индивидуальное и общее предупреждение правонарушения. Индивидуальное предупреждение означает, что административное взыскание, наложенное на конкретное физическое лицо побуждает его не совершать правонарушения в дальнейшем. Общее предупреждение означает, что административное взыскание, наложенное на конкретное физическое или юридическое лицо, способствует не только воспитанию самих правонарушителей, но и окружающих их лиц.
Единая цель индивидуального и общего предупреждения – сформировать у физических и юридических лиц стойкие привычки правомерного поведения. Применение административных взысканий призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещение вреда в порядке, предусмотренном законодательством.
5. Виды и порядок наложения административных
взысканий
За совершение административного правонарушения к физическим лицам применяются следующие виды административных взысканий:
1) предупреждение
2) штраф
3) исправительные работы
4) административный арест
5) лишение специального права
6) лишение права заниматься определенной деятельностью
7) конфискация
8) депортация
9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения
В отношении юридических лиц применяются взыскания, указанные в п.2,6,7,9. Основными взысканиями являются такие взыскания, которые не могут быть назначены в дополнение к другим видам административных взысканий. К ним относятся:
1) предупреждение
2) штраф
3) исправительные работы
4) административный арест
В качестве основных за совершение административных правонарушений может быть наложено только одно взыскание. Кроме основных выделяют административные взыскания, которые могут применяться как в качестве основных, так и дополнительных административных взысканий (смешанные):
1) лишение специального права
2) лишение права заниматься определенной деятельностью
3) ДЕПОРТАЦИЯ
Также отдельно выделяют дополнительные административные взыскания:
1) конфискация
2) взыскание стоимости предмета административного правонарушения
За одно административное правонарушение могут быть наложены основное и дополнительное административные взыскания из числа указанных в санкции статьи особенной части КоАП (за незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности, а также сорта растения или топологии интегральной микросхемы может быть наложено на физическое лицо штраф (основное взыскание) с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации (дополнительное взыскание). Дополнительное административное взыскание применяется только в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП.
Предупреждение – состоит в письменном предостережении физического лица о недопустимости противоправного поведения. Предупреждение (ст.64) – одни из видов основных административных взысканий, которые применяются, как правило, за совершение малозначительных административных правонарушений (невыполнение обязанности по воспитанию детей). Предупреждение чаще всего применяется альтернативно со штрафом. Если лицо после наложения предупреждения повторно в течение года совершает такое же правонарушение, то к нему применяется более строгая санкция. Предупреждение необходимо отличать от устного замечания: предупреждение выносится письменно в постановлении по делу…………..
Заключение
Государство, предоставляя гражданам широкие права при осуществлении своих интересов, вместе с тем предусматривает ответственность в случае нарушения законодательства, которая установлена, прежде всего, кодексами. Каждый гражданин обязан соблюдать нормы законодательства, но для того, чтобы соблюдать, необходимо их знать и уметь применять в практической деятельности.
Следует подчеркнуть, что незнание закона не освобождает лицо от ответственности в случае его несоблюдения — действует предположение (презумпция), что законы всем известны. Поэтому правонарушитель не вправе ссылаться на незнание закона как на обстоятельство, освобождающее его от ответственности.
Точное знание своих прав и обязанностей помогает гражданину отстаивать свои права и охраняемые законом интересы.
Подчеркнем еще раз, что законодательством предусмотрена ответственность не только граждан РФ, но также иностранных граждан, лиц без гражданства, а также юридических лиц.
По общему правилу распределения бремени доказывания, содержащемуся в ч. 1 ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Как непосредственно в ч. 1 ст. 65, так и в ч. 3 ст. 189 АПК РФ установлено изъятие из этого правила: обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как говорилось выше, непосредственно порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях установлен в гл. 25 АПК РФ. При этом в § 1 гл. 25 АПК РФ установлен порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, а в § 2 гл. 25 АПК РФ — порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности в арбитражном суде см. гл. 3настоящей книги). В пункте 8 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 разъяснено, что при решении вопросов подведомственности и порядка рассмотрения дел, связанных с применением законодательства об административных правонарушениях, арбитражным судам следует различать две категории дел: дела об административных правонарушениях (гл. 22-29 КоАП РФ) и дела, возбуждаемые по жалобам лиц, привлеченных к административной ответственности, на постановления органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП РФ).
В ходе написания реферата я выяснила, что административная ответственность представляет собой применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного наказания к гражданам, а в соответствующих случаях – и к организациям за нарушения законности и государственной дисциплины.
Основными нормативными актами, устанавливающими административную ответственность, являются Кодекс об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Российской Федерации, Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, Закон «О порядке пересчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях», а также ряд федеральных законов об ответственности юридических лиц за административные правонарушения.
Как было сказано выше, институт административной ответственности представляет собой важнейшую часть административного права, не менее значимую, чем та, которую имеют институты уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности в соответствующих отраслях российского права.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ.
2. Кодекс РФ об Административных Правонарушениях
3. Д.М. Овсянко «Административное право». М., 1998 г.
4. В.М. Манохин, Ю.С. Адушкин, З.А. Багишаев «Российское административное право». М., 1996 г.
5. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (5-е изд., перераб. И доп.)(под общ. ред. Е.Н. Сидоренко) — «Проспект», 2006г.