Содержание
Содержание
Введение3
1.Россия как федеративное государство5
1.1.Состав и территория Российской Федерации. Проблемы переустройства5
1.2.Местное самоуправление: полномочия, компетенция, структура, нормативная основа14
2.Административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации18
Заключение25
Список использованной литературы28
Выдержка из текста работы
- ВВЕДЕНИЕ 3
- 1. Система основных категорий административно -территориального устройства Российской Федерации 5
- 1.1 Понятие административно — территориального устройства Российской Федерации 5
- 1.2 Конституционно — правовое регулирование административно — территориального устройства РФ 12
- 2. Основные элементы системы административно — территориального устройства субъектов Российской Федерации 16
- 2.1 Городские, сельские поселения и муниципальные образования как элементы административно — территориального устройства Российской Федерации 16
- 2.2 Правовые и организационные основы административно-территориальных преобразований 19
- Заключение 24
- Библиографический список литературы 26
- Приложение 27
ВВЕДЕНИЕ
1. Система основных категорий административно -территориального устройства Российской Федерации
1.1 Понятие административно — территориального устройства Российской Федерации
Административно-территориальное устройство — это важный инст
Административно-территориальное устройство — это внутренне согласованное объёдинение административно-территориальных единиц, которое обеспечивает необходимое организационное единство и упорядоченность административно-территориальной структуры федерального государства и его субъектов. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологи-ческий словарь. М., 1983.
Повышение статуса краев, областей, придание им качества субъектов федерации стало во многом решающим фактором подлинной «федерализации» России, перехода ее от по сути унитарного государства к федеративному.
Административно-территориальное устройство РФ функционирует как система, включающая в себя в качестве ее элементов и составных частей административно-территориальные единицы. В свою очередь административно-территориальное устройство каждого субъекта РФ же функционирует как система в рамках общефедеральной территориальной системы.
Как сложная система административно-территориальное устройство включает в качестве составных частей административно-территориальное деление (членение государственной территории по политическому признаку), ведомственно — территориальное деление (разделение государственной территории на зоны действия или влияния по производственному признаку), национально-территориальное деление (разделение административно-территориальных единиц по национальному признаку) и отношения административно-территориальной подчиненности (социальные связи между отдельными типовыми частями государственной территории).
Системообразующими факторами, объединяющими отдельные элементы территориальной организации в целостный организм, являются такие свойства территории, как ее политическая однородность исключающая существование внутри суверенного государства участков территорий, подчиненных юрисдикции другого государства; принадлежность государственной территории народу; способность территории к функциональному делению на типовые части произвольных форм и любых размеров, позволяющая отыскивать оптимальные структуры пространственной сферы политической и экономической организации общества.
Содержание административно — территориального устройства не исчерпывается разделением территории на районы, населенные пункты и т. д., а включает в себя целый ряд аспектов, предполагающих наличие различных по своему значению территориальных единиц, между которыми существуют определенные отношения. Именно этим определяются основания для территориального построения всей системы государственной власти в субъектах федерации.
В федеративном российском государстве территориальная организация приобретает качественно новый характер, который предопределяется, прежде всего, активной и самостоятельной, ролью субъектов федерации в развитии экономики, социальной и культурной жизни. Организация территории в России и субъектах федерации при этих условиях включает несколько уровней, каждый из которых предстает и качестве самостоятельной территориальной системы.
Одна из них определяет территориальный принцип построения Российской Федерации, другая — олицетворяет административно-территориальное устройство ее субъектов. Тесная связь и взаимодействие этих систем обусловливает неизбежную сложность территориальной организации российского государства. Такого рода сложность вполне естественна и может быть с успехом преодолена на основе последовательного осуществления конституционного принципа федеративного построения государства, обеспечивающего комплексного научного подхода к экономическому районированию сочетание социально-экономических административно-территориальных границ на основе создания в рамках любого звена административно — территориального устройства экономических комплексов, построенных с учетом перспектив развития и т.д.
Эти принципы тесно взаимосвязаны, чем обеспечивается комплексный характер территориальной организации. Вместе с тем некоторые из этих принципов будут находить наиболее обобщенное выражение в той или иной территориальной системе, чем будет подчеркиваться и специфика субъектов федерации.
Территориальная организация России включает в себя, прежде всего экономическую организацию государственной территории представляющую собой совокупность крупных экономических районов, которые складывались объективно как результат территориального размещения производительных сил. Эти районы служат для осуществления территориального управления, координации хозяйственной деятельности входящих в их состав республик, краев, областей. Хорев Б. С. Территориальная организация общества. М., 1981.
Сегодня, с учетом изменившейся обстановки, возникновение и развитие экономических районов требует их всестороннего изучения, тщательного учета их особенностей в процессе установления необходимого соответствия между экономическим районированием и федеративным и административно-территориальным устройством.
Поэтому построение территориальной организации Российской Федерации предполагает обязательный учет федеративного устройства и роль в этом субъектов федерации. В едином российском государстве должно обеспечиваться гармоничное сочетание территориального верховенства России с территориальным верховенством субъектов федерации. С учетом федеративного характера его федеральные органы (Совет Федерации Федерального Собрания) осуществляют также регулирование важнейших территориальных вопросов (изменение территориального состава России, изменение границ субъектов федерации, установление порядка входа и выхода из России и т. д.).
Территориальная организация государства наиболее четко выражена в системе административно — территориального устройства. В Конституции РФ система административно -территориального устройства специально не закреплена. При этом она связана не только с организацией и деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, но и с системой институтов, регулирующих всю совокупность территориальных отношений. При этом следует обратить внимание на тесную взаимосвязь между экономическим районированием, федеративным и административно-территориальным устройством, а также на то обстоятельство что административно-территориальные единицы служат основой для построения и функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, рыночных институтов общественных объединений.
Составной частью административно — территориального устройства являются административно-территориальное деление, которое представляет собой систему объективно связанных друг с другом элементов — административно-территориальных единиц и субъектов административно-территориальных правоотношений в их организационном единстве.
В связи с этим в системе административно — территориального устройства необходимо выделять:
а) городские и сельские по-селения;
б) административно-территориальные единицы, в грани-цах которых действуют органы государственной власти или орга-ны местного самоуправления;
в) виды административно-тер-риториальных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Саломаткин А.С. Административно-территориальное устройство Российской Федерации (вопросы теории и практики). М: Манускрипт, 1995.
Многие аспекты конституционного регулирования, административно-территориальной организации российского государства на разных этапах развития законодательства России находили свое отражение как в О
2. Основные элементы системы административно — территориального устройства субъектов Российской Федерации
Систему административно — территориального устройства рос-сийского государства составляют два структурных звена: базовое и низовое. Базовое звено составляют районы, города, районы в городах, города с территориал
Административно-территориальное устройство субъектов РФ и осущ
Заключение
Библиографический список литературы
8. Иванов В.В. Новые подходы к теории государственного устройства и федеративная система России // Юридическая мысль. — 2002.- № 3. — С.63-85.
9. Козлова Е.И., Кутафин О. Конституционное право России.- М.,2002. — 678 с.
10. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий. / Ответственный редактор В. А. Четвернин. — М.: Центр конституционных исследований Московского Общественного Научного Фонда, 1997. — 689с.
11. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». / Под общей ред. В.И. Шкатулла. -М. ЗАО [!!! В соответствие с ФЗ-99 от 05.05.2014 данная форма заменена на непубличное акционерное общество] Юстицинформ, 2005.
12. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. — М.: Фонд «Правовая культура», 1996.- 546с.
13. Саломаткин А.С. Административно-территориальное устройство Российской Федерации (вопросы теории и практики). — М.: Манускрипт, 1995. -342с.
территории со специальным режимом управления
Административно-территориальное устройство субъекта РФ