Содержание
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие, принципы и основания приобретения гражданства Российской Федерации……………………………………………………
4
2. Права и обязанности гражданина Российской Федерации в сфере государственного управления. Административная правосубъектность
10
3. Юридические гарантии прав и свобод граждан Российской Федерации………………………………………………………………….
15
4. Основание, порядок въезда и выезда граждан Российской Федерации с территории Российской Федерации………………………
21
Заключение…………………………………………………………………25
Список использованной литературы……………………………………..26
Выдержка из текста работы
В современном государстве, основанном на демократии порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти, а также ее формирование должны быть четко урегулированы юридическими нормами.
Административное право является важнейшей отрасль правовой системы любой страны. Следует подчеркнуть, что для России данная роль административного права особенно велика. Это связано с такими факторами, как огромная территория государства, многонациональность, исторические традиции. Все это обуславливает значение административной власти и государственной администрации в жизни общества. Данная отрасль права закрепляет права и обязанности граждан, а также других субъектов, не относящихся к власти. А также регулирует отношения с представителями исполнительной власти, создает организационные основы и систему государственной администрации.
Если сравнить этапы развития советского административного права, и состояние права, на сегодняшний день, то существуют некоторые различия. На сегодняшний день это различие заключается в том, что развитие нормы данной отрасли права, обусловлено регулированием и охраной прав и свобод российских граждан. Следовательно, идет возрастание роли прав и свобод российских граждан в России. Следует утвердить, что правовое регулирование прав, свобод и обязанностей граждан, и их защита от административного произвола, также злоупотреблений ведомств, ставится на приоритетное место в административно-правовом регулировании. В следствие чего, граждане обретают статус ведущего субъекта административного права.
Хотелось бы подчеркнуть, что обеспечение и защита прав и свобод граждан, это есть ни что иное, как социальный смысл, наполняющий деятельность органов и органов местного самоуправления социальным смыслом, и в свою очередь это своеобразный ориентир для всех управленческих действий и решений.
Административно-правовой статус граждан тесно связан и зависим от состояния законодательства, которое закрепляет их права и обязанности в сфере управления. Наряду с этим, неотъемлемой составной частью является совершенствования правового статуса граждан идет закрепление и развитие системы юридических гарантий прав и свобод граждан.
Целью данной курсовой работы является анализ административно-правового статуса гражданина. Согласно поставленной цели, были сформированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие административно — правового статуса гражданина.
2. Раскрыть элементы административно-правового статуса гражданина.
3. Разобраться в понятии гарантий административно-правового статуса гражданина.
4. Рассмотреть виды гарантий административно-правового статуса гражданина.
При подготовке данной курсовой работы были использованы нормативно — правовые акты, раскрывающие понятие административно — правового статуса гражданина. В работе также использованы материалы ученых таких как, Бахрах Д. Н, Солдатов А.П., Мельников В.А., Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В., Новоселов В.И.
Глава 1. Административно-правовой статус гражданина.
1.1 Административно-правовой статус гражданина.
Правовой статус гражданина является одной из важнейших категорий, которая связана как с политической, так и с юридической сферой. Он также зависим от социальной структуры общества, уровня демократии и состоянием законности в нем. Сам по себе юридический статус человека и гражданина- это сложный механизм, который является многосторонним как в конституционной сере так и в общей правовой.
Правовой статус, представляет собой тесную взаимосвязь, которая возникает между государством и индивидом. Данная связь закрепляется государством и в взаимоотношениях между людьми, в юридической форме прав, свобод и обязанностей, который образует в своем единстве — правовой статус индивида. Следует отметить, что формирование правового гражданского общества не может быть осуществлено, если частное лицо не занимает в его правовой системе одну из ведущих позиций. Другими словами, формирование данного общества зависит от того как поставлены интересы рядового гражданина с интересами государственными, и не стоят ли они ниже интересов государства.
Если говорить об основах цивилизованной человеческой системы, то здесь первостепенное значение имеют следующие составляющие: это — права и свободы человека, приоритет частного права, правосудие, которое имеет сильные и независимые стороны.
Говоря о связи между личностью и государством, следует подчеркнуть, что данная взаимосвязь нуждается в четком урегулировании и упорядоченности. Правовой статус личности законодательно закрепляется государством в Конституции и других, нормативно правовых актах.
Правовой статус гражданина — это комплексный правовой институт, привлекающий внимание не только специалистов в области административного права, но и также специалистов других отраслей права.
Итак, в Конституции РФ указано, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». То есть, каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.
Данные положения, которые указаны в Конституции, являются исходными для административно-правового статуса граждан. В свою очередь статус граждан определяется нормами конституционного, административного и других отраслей права.
Если рассматривать юридическую природу прав, свобод, обязанностей и ответственности граждан в сфере управления, то они полностью идентичны с правами свободами, обязанностями и ответственностью, которыми граждане обладают в разных областях жизни общества: это и политическая и экономическая сфера, социально — культурная жизнь и т.д. Все граждане России равны перед законом, причем данное равенство не зависит ни от происхождения, ни от социального или имущественного положения, принадлежности к расе или национальности, образования, языка, убеждений, отношения к религии, и т.д.
Касаясь истории, хотелось бы отметить что, законодательство до 1992 г. различало три разновидности граждан: граждане СССР (РСФСР), иностранцы и лица без гражданства. В связи с распадом СССР, образованием СНГ, а также принятием Закона «О гражданстве» сформировались шесть групп по признаку гражданства, итак: граждане Российской Федерации, лица с двойным гражданством, почетные граждане, граждане «ближнего зарубежья» (республик СНГ, кроме России), иностранцы и лица без гражданства. В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации — это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Если рассматривать каждую их названных групп, то между ними есть определенные различия. Например, административно — правовые статусы временно прибывших иностранцев, не идентичны с правами постоянно проживающих.
На сегодняшний момент различаются три категории граждан — это обычные, почетные, и граждане с двойным гражданством. А также идет классификация трех категорий лиц — это лица «дальнего» и ближнего» ……..
Список использованных источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, ст.33 «Российская газета» от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФК
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, с изм. от 30.11.2011 N 363-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, N 49 (ч. 1). Ст.7041.З
3. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». «Российская газета» от 5 июня 2002 г. N 100
4. Федеральный конституционный закон. О конституционном суде российской федерации. … «Российская газета», N 138 — 139, 23.07.1994, «Собрание законодательства РФ», 25.07.1994, N 13, ст. 1447.
5. Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Консультант плюс
6. Федеральный закон от 31.07.95 n 119-ФЗ «Об основах государственной службы российской федерации» ,»Российская газета», N 149, 03.08.95, «Собрание законодательства РФ», 1995, N 31, ст. 2990
7. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 19.
8. Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 19. Ст. 2060
9. Административное право России: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). — «Проспект», 2010 г. 513 с.
10. Административное право России в вопросах и ответах. Учебное пособие. Конин Н.М. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2010. — 256 с.
11. Административное право России. Учебник для вузов Бахрах Д. Н.М.: Издательство НОРМА, 2000. — 640 с.
12. Административное право Российской Федерации. Курс лекций. Мелехин А.В. 2009. -617 с.
13. Солдатов А.П. (Особенная часть), Мельников В.А. (Общая часть) Административное право Российской Федерации. Учебник. 2006. 347с.
14. Советское административное право. Учебник. Бахрах Д.Н., Додин Е.В., Здри Я.А., Конин Н.И., Манохин В.М., Новоселов В.И., Химичева Н.И., Чехарин И.М., Под ред.: Манохин В.М.1977. -544с.
15. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2009 года N 4-П по делу о проверке конституционности ряда положений статей 37, 52, 135, 222, 284, 286 и 379 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части четвертой статьи 28 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в связи с жалобами граждан Ю.К. Гудковой, П.В. Штукатурова и М.А. Яшиной // Российская газета. 2009. 18 марта