Содержание
Содержание
Введение3
1. Административно – правовой статус человека и гражданина в административном праве5
1.1 Соотношение понятий права человека и права гражданина5
1.2 Понятие и элементы административно-правового статуса граждан11
1.3 Административная правосубъектность гражданина13
2. Характеристика административно – правовых гарантии прав и свобод граждан16
2.1 Общие административно-правовые гарантии прав и свобод граждан16
2.2 Обращение граждан как вид юридической гарантии20
2.3 Административно-правовая защита прав и свобод граждан26
Заключение35
Список использованной литературы37
Выдержка из текста работы
Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. В качестве субъектов административного права выступают Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления.
Российская Конституция 1993 г. закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для нее материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав. Целью контрольной работы является исследование граждан РФ как субъектов административного права. Задачи контрольной работы складываются из анализа законодательного регулирования административно-правового статуса граждан РФ, изучения понятия статуса и характеристики видов статуса граждан РФ. При подготовке контрольной работы были использованы нормативные акты, учебники и учебные пособия по административному праву, исследования, раскрывающие сущность административно-правового статуса граждан РФ.
1. Законодательное регулирование административно-правового статуса гражданина РФ
Необходимым условием участия в административно-правовых отношениях является наличие административной правосубъектности. Традиционно ее рассматривают в качестве взаимосвязи двух элементов: административной правоспособности и административной дееспособности.
Административная правоспособность представляет собой установленную законом возможность субъекта иметь права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различного рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности.
В свою очередь, административная дееспособность — возможность и способность субъекта своими самостоятельными осмысленными действиями приобретать права, создавать и нести обязанности, а также нести ответственность за свои действия (в ряде случаев — и за бездействие). Иными словами, административная дееспособность означает возможность практической реализации административной правоспособности.
Иногда, и, на наш взгляд, для этого есть основания, выделяют особый элемент административной дееспособности, именуемый административная деликтоспособность, — способность субъекта в соответствии с законом нести ответственность за свои неправомерные действия (в ряде случаев — за бездействие), в том числе подвергаться административному наказанию.
В отличие от гражданского права, где правовое регулирование право- и дееспособности осуществляется на уровне ГК РФ, административное право не имеет такой подробной законодательной регламентации важнейших вопросов статуса участников регулируемых им общественных отношений. Поэтому представленные определения базируются на общих положениях теории права, а также на соответствующих положениях гражданского законодательства.
Важно отметить, что по общему правилу правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. В свою очередь, дееспособность гражданина в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, которое по российскому гражданскому и семейному законодательству наступает в восемнадцать лет. До этого возраста гражданин имеет ограниченный объем дееспособности, зависящий прежде всего от его возраста (до 6 лет; от 6 до 14 лет; от 14 до 18 лет). В ряде случаев ГК РФ допускает возникновение полной дееспособности до достижения 18 лет: перечень таких случаев включает в себя вступление в брак до достижения 18 лет, в случаях, когда это допускается по закону, а также объявление гражданина полностью дееспособным (эмансипация) при наличии условий, предусмотренных ст. 27 ГК РФ.
Необходимо отметить, что в ряде случаев гражданин может быть ограничен или даже лишен дееспособности. В частности, ст. 29 ГК РФ предусмотрено, что гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. В отношении такого гражданина устанавливается опека.
Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, в соответствии со ст. 30 ГК РФ может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над таким гражданином устанавливается попечительство.
Важно отметить, что ограничение или лишение гражданской дееспособности автоматически влечет соответствующее ограничение или лишение административной дееспособности. Проиллюстрируем это следующим примером. Согласно ст. 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не может быть организаторами публичного мероприятия лицо, признанное судом недееспособным, либо лицо, признанное судом ограниченно дееспособным. Другим примером является ограничение по ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которым гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу.
В некоторых случаях для реализации предоставляемых нормами административного права возможностей гражданин должен достичь определенного возраста либо, наоборот, по достижении определенного возраста гражданин обязан совершить определенные действия. Так, в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. В свою очередь, предельный возраст пребывания на гражданской службе определен в 65 лет. В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828) такой паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на ее территории. По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене, иными словами, гражданин обязан, в частности, представить фотографии установленного образца, посетить орган внутренних дел и т.д.
2. Понятие статуса гражданина РФ
Совокупность прав, свобод гражданина и их гарантий, а также его обязанностей составляет содержание его правового статуса. В его основе лежат нормы Конституции Российской Федерации, Закон РФ «О гражданстве РФ», другие законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов.
Административно-правовой статус граждан — это часть их общего статуса. Административно-правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.
Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом административного пр……..
Список использованной литературы
1. Конституция РФ 1993 г. // Российская газета, 1993 — 25 дек.
2. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.//Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, № 52, ст. 1865.
3. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011
4. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063
5. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031
6. Федеральный Закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»//СЗ РФ № 34, ст. 4028.
7. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О беженцах»//Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, № 12, ст. 426.
8. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах» //Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, № 12, ст. 427.
9. Закон РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» //Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, № 32, ст. 1227.
10. Указ Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования».
11. Указ Президента РФ «О Положении по работе с обращениями граждан» от 24 августа 2004 г. // СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3609
12. Указ Президента РФ «О Положении об Управлении Администрацией Президента РФ» от 22 мая 2004 г. // СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2025
13. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека//СЗ РФ, 1999, № 13, ст. 1489.
14. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. — М.: Зерцало, 2009 — 671с.
15. Бахрах Д.Н. Административное право. — М.: БЕК, 2009 — 368с.
16. Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. № 11.
17. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. — М.: БЕК, 2009. — 456с.
18. Журавлева О. «Обжалование в суд незаконных действий и лишений, как повысить его эффективность» //Российская юстиция, 2007 — № 1
19. Корж Л.С. Особенности регламентации правового статуса граждан в условиях чрезвычайного положения // Российский следователь, 2006, № 7
20. Луковская Д.И. Права человека и права гражданина. Правовой статус человека и гражданина // История государства и права, 2007, № 13
21. Овсянко Д.М. Административное право. — М.: Юристъ, 2009. — 369с.
22. Попов Л.Л. Административное право. — М.: Проспект, 2009. — 419с.
23. Соколова Н.В. Институт гражданства в России в механизме правового статуса граждан // История государства и права, 2009, № 2
24. Шапиро И.В. Проблемы реализации прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства граждан РФ // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 17.