Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1 Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.1 Характеристика понятия «адаптация» и факторы влияющие на неё. . . . . . 8
1.2 Особенности поведения детей в период адаптации . . . . . . . . . . . . . . . .14
1.3 Формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2 Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждении . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.1 Описание дошкольного образовательного учреждения МДОУ ЦРР детский сад № 221 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
2.2 Характеристика адаптации к дошкольному учреждению детей МДОУ «ЦРР — детского сада №221» 1- ой мл. гр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.3 Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей условиям к дошкольному образовательному учреждению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Приложение А Анкета для родителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Приложение Б Карта нервно психического развития ребенка второго и третьего года жизни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Приложение В Результаты групп адаптации детей МДОУ ЦРР детский сад № 2211-ой мл.гр. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Приложение Г План воспитательно-образовательной деятельности . . . . . . . 39
Приложение Д Советы родителям в адаптационный период . . . . . . . . . . . . . 41
Выдержка из текста работы
Ранний возраст — период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, необходимо создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому распорядку дня, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное пребывание в детском саду и в семье.
И потому, так актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат ребёнку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома — то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил сформулировать проблему моего исследования следующим образом: каковы психолого-педагогические условия оптимизации успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ? Ее решение составило цель моей работы.
Цель: реализация системы воспитательно — образовательных задач с использованием разнообразных форм и методов в период привыкания ребенка к новым условиям.
Задачи:
Проанализировать литературу по проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения;
Выявить уровень адаптации детей в дошкольном учреждение.
Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчение периода адаптации к условиям дошкольного учреждения в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Апробировать наиболее эффективные игровые технологии направленные для максимально безболезненного привыкания ребенка к условиям ДОУ.
Дать оценку эффективности своей профессиональной деятельности.
Спроектировать пути решения на следующий межаттестационный период.
Задачи, решавшиеся мной в ходе исследования, потребовали применения соответствующих методов. Это был анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации, анкетирование, наблюдение и беседа).
Анализ собранных материалов позволил мне сформулировать общую гипотезу исследования: успешная адаптация детей 1 — 3 лет к условиям ДОУ, будет в том случае если:
— будут проведены консультации, беседы, организационное собрание с родителями будущих воспитанников детского сада;
— будут учтены психические и физические особенности ребёнка, с учетом эмоционального настроения и состояния его здоровья;
— будут создаваться благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Объект исследования: процесс , направленный на изменение уровня мотивации для детей раннего возраста на развитие игровой деятельности.
Предмет исследования: создание условий на повышение уровня мотивации для детей раннего возраста на развитие игровой деятельности.
адаптация дошкольный игровая
1.Аналитическая часть
1.1 Учёные и практики о значении адаптации
Адаптация( приспособление) — это процесс эффективного взаимодействия организма со средой. И животные и человек приспосабливаются к той или иной среде обитания: рыбы — к воде, птицы — к воздуху. Человек — к существованию в определенных климатогеографических условиях. Это биологическаяадаптация.Но, в отличие от животных, человек должен обладать способностью приспосабливаться и к социальным условиям, поскольку любая социальная среда требует от него адекватных форм поведения (работа, отдых, семья и т. д.), т. е., помимо биологической, человек способен к социальной адаптации(Д. Б. Эльконин).
Свойство приспособления создает условия для наиболее оптимального существования организма. Так называемая физиологическая адаптация— это реакция, наиболее полно отвечающая потребностям данной ситуации. Если же возникает необходимость какого-то изменения или перестройки форм реагирования, то заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так как всякая перестройка реакций требует усиления функции (5, с.15). При этом возникает состояние, обозначаемое как напряженная адаптация. Если в результате такого напряжения совершается желаемая перестройка, формируется состояние физиологической адаптации нового качества. Если же адаптационные возможности организма превышаются, то функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах. Это форма патологической адаптации. При превышении возможностей системы адаптационных механизмов возникает реакция, называемая стрессом.В зависимости от того, какая система наиболее заинтересована в этой реакции, различают болевой, психический, или эмоциональный, стрессы.
Адаптационный период — серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.
О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные, и зарубежные исследователи: Аксарина Н. М., Тонкова — Ямпольская Р. В., Шмидт — Кольмер Е.
Когда ребёнок отделяется от семьи и идёт в детский сад, жизнь и взрослых и детей значительно меняется. Требуется какое-то время для приспособления семьи к новым жизненным обстоятельствам. Обычно это время условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный.
Самые серьёзные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная реакция, как ребёнка, так и его родителей. Поведение ребёнка в это время очень волнует родителей, потому что малыш может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плачущим.
Часто бывает, что ребёнок как бы забывает многое из того, чему он научился: становится менее самостоятельным, чаще оказывается мокрой его постель. Но самое печальное — это нескончаемые простуды. Родители в растерянности. Бывает, что их эмоциональная реакция на поведение ребёнка только усугубляет ситуацию. Родители часто не могут помочь своему малышу потому, что сами нуждаются в помощи, поскольку не знают, как лучше поступить в новой ситуации. Взрослые оказываются втянутыми в экспериментирование, они пробуют по-разному влиять на ребёнка. Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Период привыкания ребёнка к новым социальным условиям делится на три этапа.
1. Острый период, или период дезадаптации, когда имеется более или менее выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды (9, с. 15). В это время наиболее выражены изменения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в речевой активности, игре, имеются изменения в деятельности нервной системы.
2. Подострый период, или адаптация,когда ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения (9, с. 17). В это время постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем. Это происходит не синхронно. Прежде всего нормализуется аппетит (в течение 10-15 дней), но продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния, медленнее развиваются игра и речевая активность (40-60 дней).
3. Период компенсацииили адаптированноетик данным социальным условиям, когда нормализуются все регистрируемые показатели (9, с. 19).
Характер и особенности течения первых двух периодов позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести: легкая, средней тяжести и тяжелая. При этом для детей раннего и дошкольного возраста основными параметрами установления тяжести течения адаптационного периода являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.
При легкой адаптацииповедение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников — за 10-15 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения с взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается, функциональные изменения едва выражены и нормализуются в течение 2-4 недель. В период легкой адаптации заболеваний не возникает. Легко адаптируются дети моложе 8-9 месяцев илистарше полутора лет с благополучным анамнезом, хороши»^ состоянием здоровья и положенным по возрасту уровнем социализации.
При адаптации средней тяжестивсе нарушения в поведении ребенка выражены более ярко и являются длительными. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20-40 дней. Период угнетения ориентировочной активности длится в среднем 20 дней, речевая активность восстанавливается на 30-40 день, эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца, отмечается значительное снижение двигательной активности на протяжении 30-35 дней. В это время взаимоотношения со взрослыми не нарушаются. Все функциональные изменения выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию, которое при этой форме адаптации возникает в виде острой респираторной инфекции, протекающей без осложнений. Такое течение адаптации бывает у детей, поставленных в условия изменившейся социальной среды: от 9 месяцев до полутора лет либо у детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья или педагогически запущенных.
Тяжелая адаптацияхарактеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 и больше месяцев) и тяжестью ее проявлений. Число таких детей относительно невелико (8-9%), и они требуют особого внимания (8, с.7). Эта форма адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки.
При первом варианте ребенок начинает повторно болеть, что неблагоприятно отражается на состоянии реактивности его организма, общем соматическом статусе, показателях физического и нервно-психического развития. Этот вид тяжелой адаптации чаще встречается у детей 1,5-2 лет жизни, имеющих в анамнезе отклонения в здоровье вследствие токсикоза беременности у матери, осложнений в родах, заболевания периода новорожденности и т. д.
Второй вариант тяжелой адаптации характеризуется длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с невротическими состояниями. Наблюдается длительное снижение аппетита (его восстановление начинается не раньше чем на третьей неделе, иногда и позже), некоторых случаях при приеме пищи проявляется стойка анорексия или даже невротическая рвота. Длительно (в течение 30-40 дней) нарушается сон (чуткий, укороченный). Ребенок медленно засыпает, пробуждаясь, плачет. Снижена ориентировочная активность.
Дети, как правило, упорно избегают контактов со сверстниками, проявляют к ним агрессию или стремятся к уединению. Отношение к взрослым избирательно. Эмоциональное состояние длительно нарушено. Это выражается либо в плаче во время бодрствования, либо плач и хныканье сменяются пассивностью, безразличием. Резко снижается двигательная и речевая активность, игровая деятельность становится примитивной. Ребенок капризничает, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, пугается чужих людей. Положительная динамика показателей поведения нарастает медленно. Улучшение такого состояния неустойчиво, возможны рецидивы плача и пассивности ( 8, с. 21).
При тяжелой адаптации темп нервно-психического развития ребенка замедляется. Развитие речи и игровая деятельность по сравнению с возрастной нормой отстают на 1-2 квартала.
Тяжелая адаптация, проявляющаяся у ребенка нарушением поведения, чаще наблюдается у детей от 3 лет, т. е. в тот период, когда наиболее активно осуществляется формирование личностных качеств; психика характеризуется бурным развитием и становится особенно ранимой и чувствительной к отягощающим развитие обстоятельствам. В анамнезе таких детей регистрируются неблагоприятные факторы: биологические —патология беременности и родов у матери, приводящая к гипоксии мозга плода и новорожденного, и социальные — нарушение возрастных режимов сна, приводящее к медленному засыпанию, отсутствию дневного сна и укорочению ночного, нарушение методики кормления, вследствие чего происходит срыгивание и рвота после приема пищи, неправильная организация бодрствования и др. Тяжелая адаптация в силу обусловливающих ее причин неблагоприятно сказывается на развитии ребенка и состоянии его здоровья, которые нормализуются в дальнейшем очень медленно, иногда в течение ряда лет (4, с.15).
Легкое привыкание ребенка к новым социальным условиям во многом зависит от его эмоционального состояния. На этой основе формируется более высокий уровень его познавательной активности в новых условиях.
Период адаптации в среднем завершается в течение 3-х месяцев. Бывают дети, у которых адаптация затягивается. Если состояние ребенка не стабилизировалось после 6-ти месяцев, существует угроза его здоровью. В этом случае показана другая форма помощи развитию ребенка.
1.2 Уровень адаптации детей к условиям дошкольного учреждения
Каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть в их поведении и общие закономерности.
Одни дети, у которых опыт общения сводился к минимуму, при поступлении в детский сад плачут, вырываются из рук, стремятся отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Нервозность, слезы мешают им правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.
Дети, которые привыкли к общению не только с близкими, но и с другими взрослыми, легко вступают в контакт и с воспитателем, когда их впервые приводят в группу; период адаптации у них протекает легче и менее продолжителен, чем у детей, общение которых было ограничено членами семьи. Благодаря этому воспитатель получает возможность познакомить такого ребенка с окружающей обстановкой в первые же дни. Правда, поначалу малыш стремится все время быть возле воспитателя, но постепенно его самостоятельность возрастает, и это позволяет ему не следовать постоянно за взрослым, как в первое время, а самому находить себе занятие.
Контакты детей с ровесниками складываются позднее, чем общение с взрослыми. Воспитатель начинает включать ребенка в игры с другими детьми, формирует навыки общения с ними.
Наиболее легко привыкают к условиям детского сада те дети, у которых еще до поступления имелся опыт общения не только с взрослыми, являющимися членами семьи, но и со сверстниками.
На поведение детей накладывают отпечаток и особенности нервной системы, ее тип.
Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания.
Немаловажное значение для адаптации имеет уровень физического развития и состояние здоровья ребенка.
Одним из факторов, который важен для процесса привыкания, является режим дня маленького ребенка.
На начала учебного 2009 года в группу вновь поступила 16 детей. Результат анализа адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения показал:
— лёгкая степень — 25%;
— средняя степень — 50%;
— тяжёлая степень — 25%.
Анализ адаптации детей раннего возраста
Вывод: У детей с тяжёлой степенью адаптации имеются вредные привычки, такие как: ребёнок не приучен к горшку, сосёт пустышку и грудь. Болезненно расставался с матерью.
И поэтому, чтобы снизить уровень тяжёлой адаптации я разработала и внедрила комплекс мероприятий.
1.3 Работа с родителями
Подготовка ребенка к поступлению в детский сад начинается за два месяца до приёма в группу. Получив от заведующей детским садом список вновь поступающих детей, проводится первичное знакомство с семьями этих детей и согласовывается с родителями удобное для них время посещения.
Проявляют ли родители инициативу и договариваются ли самостоятельно о времени — это первый критерий прогноза адаптации. Как правило, инициативу проявляют родители, настроенные на конструктивное сотрудничество. С такими родителями интересно и легко работать, их дети обычно быстро привыкают к детскому саду.
Цель первой встречи с семьёй (педагогический патронаж на дому): провести анкетирование, диагностику уровня возможной адаптации; познакомить родителей с условиями поступления ребёнка в ДОУ.
Задача: проанализировать отношения взрослых и ребёнка в семье; выявить образовательные потребности родителей.
Идя к своим будущим воспитанникам, брала с собой заранее приготовленные приглашения и памятки, бланки анкет «Анкета — знакомство», «Готов ли ваш ребёнок к поступлению в ДОУ».
В ходе встречи не только знакомилась с членами семьи будущих воспитанников, но и выявляла особенности семейного воспитания:
— доверяют ли родители ребёнку;
— сильно ли опекают;
— поддерживают детскую инициативу или подавляют;
— рассказывая о ребёнке, говорят ли «мы» вместо «он»;
— откровенны ли родители;
— легко ли вступают в контакт;
— насколько готовы родители к сотрудничеству;
— соглашаются ли со всем или умеют отстаивать свои интересы, свою точку зрения) .
Во время беседы интересовалась, какую информацию по вопросам воспитания, поведения и развития детей хотели бы получить родители от педагогов ДОУ.
Затем, за 10 — 15 дней до начала приема детей в группу проводила родительское собрание «В первый раз в детский сад», на котором присутствовали сотрудники ДОУ (администрация, воспитатели, старшая медицинская сестра) .
Детей нового набора принимала постепенно:
— не более трёх малышей в неделю, с прогнозируемой лёгкой и средней тяжести адаптацией;
— 1 ребёнок в неделю с прогнозируемой «тяжёлой» адаптацией.
На начало недели приход новых детей не планировала, особенно с тяжёлой формой адаптацией.
Во время адаптационного периода использовала гибкость в режимных процессах: принимала детей сначала на 1 — 2 часа, затем удлиняла время пребывания с учётом того, как быстро ребёнок привыкает.
К детям проявляла индивидуальный подход, особенно к чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.
Предварительная работа с семьей дала положительные результаты адаптации (за месяц вся группа сформировалась).
Дети, которые комфортно себя чувствовали в первой половине дня, оставались на сон и вечернее время.
1.4 Условия, созданные в ДОУ для успешной адаптации детей раннего возраста
Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателей создавать атмосферу уюта и любви в группе. Ребёнок должен с желанием идти в детский сад и если он с первых дней почувствует атмосферу тепла и доброжелательности, то исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. При построении развивающей среды для детей от года до трех лет учитывала возрастные физиологические и психические особенности ребенка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша.
Имеется всевозможный игровой и дидактический материалы для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, организации двигательной активности и др.
Материалы и оборудование создают оптимальную насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду.
Все материалы и пособия, маркеры игрового пространства имеют постоянное место (т.к. дети раннего возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность).
Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка. Среда яркая, красочная, привлекает детей и вызывает у них положительные эмоции. А так же обеспечивает индивидуальную комфортность, психическую защищенность и эмоциональное благополучие.
Дети раннего возраста играют не вместе, а рядом, поэтому игровые и учебные зоны не пересекаются.
Групповые помещения условно подразделяются на три зоны, оборудованные различными центрами:
— Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы».
— Зона средней интенсивности: «Цент конструирования, «Центр воды и песка», «Лаборатория», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр ИЗО-деятельности».
— Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр ряженья», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры».
У малыша появились такие важные качества, как самостоятельность, активность, инициативность, смелость и разумная осторожность.
Без движений не может осуществиться ни один вид детской деятельности. В том числе и игровой.Считаю, что играть с ребёнком надо с первой минуты появления его в детском саду. Более эффективного метода в педагогике пока не придумано, особенно это касается самых маленьких. Малыши охотнее шли в группу, мгновенно переставали плакать, если с ними играли, если переключали их внимание на активную двигательную деятельность, да ещё с игрушкой.
Движения являлись одним из средств общения маленьких детей. Сначала учила каждого ребёнка выполнять движения самостоятельно, действовать рядом с другими, не мешая ни кому. Затем объединяла в совместную деятельность двоих, а потом и нескольких детей. В играх с движениями это было сделать значительно проще, чем в любой другой деятельности.
Например, дети прокатывали, передавали мяч друг другу или в «машине» (обруче) «ехало» двое — водитель и пассажир.
Совместные движения приносили детям много радости. Общение в процессе выполнения различных движений складывалось значительно быстрее, приобщало малыша к коллективу, к деятельности вместе.
Чтобы ребенок не перевозбуждался, своевременно переключала его с подвижных игр на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней. Проводила увлекательные, способствующие развитию речи, творческой деятельности детей, пальчиковые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизировали моторику рук. Тем самым у них вырабатывалась ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Опыт моей педагогической деятельности свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование часто несёт в себе элементы психотерапии — успокаивает, отвлекает, занимает.
Поэтому в период адаптации проводила с детьми игровые занятия, с использованием нетрадиционных техник рисования.
При обучении детей 1 — 3 лет рисованию, активно использовала игру: обыгрывала сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождала рисование эмоциональным комментарием, использовала стихи, потешки и т. д. Такой метод обучения позволял заинтересовать малышей, создавал необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
Среди вспомогательных средств обучения самым действенным и организующим являлась музыка.
Предметно-развивающая среда в группе служит интересам и потребностям детей раннего возраста и их родителям, а ее элементы — оборудование, игрушки, игры, дидактический материал — развитию ребенка. Все элементы связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. Все это способствует эмоциональному благополучию ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности.
Анализ адаптации детей раннего возраста.
При отслеживании течения адаптации каждого ребёнка в 2013 году удалось достичь определённых результатов:
— лёгкая степень — 44%
— средняя степень — 56%
— тяжёлая — нет.
1.5 Оценка эффективности профессиональной деятельности педагога
Все выше изложенное позволяет сделать вывод о педагогической эффективности охарактеризованного комплексного подхода к решению проблемы адаптации, по переходу от семейного воспитания к общественному. В 2013 году увеличилось число детей с лёгкой степенью адаптации на 19%. Детей с тяжёлой степенью нет.
Практика работы с семьями, дети которых начинают посещать детский сад, свидетельствует, что большое количество проблем, связанных с адаптацией, снимается установлением с родителями отношений сотрудничества. Система работы по адаптации ребёнка к ДОУ даёт положительные результаты.
Сравнительный анализ адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения( 2009-2013г.)
По результатам моей работы можно сделать вывод, что дети физически развитые, эмоционально отзывчивы, любознательны, овладевшие способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Это является доказательством эффективности подобранных игр, дидактических упражнений и технологий.
План работы на адаптационный период.
Этапы |
Задачи деятельности |
Содержание деятельности |
|
Подготовительный |
Сформировать представление родителей о работе дошкольного учреждения. |
Работа с родителями: знакомство с группой ознакомление с условиями пребыввания в ДОУ анкетирование — социальное — медицинское 4. знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение: — состояние здоровья, — уровень развития, — коммуникабельность — сформированность предметной и игровой деятельности, — наличие навыков самообслуживания 5. предварительное знакомство с детьми группы. |
|
Наблюденческий |
сформировать группу по возрасту и численности, заполнить документацию, вести записи по наблюдению. |
Работа с родителями и детьми в условиях ДОУ: поэтапный прием детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания детей в группе, наблюдение за поведением детей, консультации для родителей, оформление листов адаптации |
|
Анализ и выводы |
1. проанализировать полученные данные. |
1. Обработка результатов: анализ адаптационных листов, 2. Выявление детей с тяжелой степенью адаптации, Индивидуальная работа с детьми, 4. Рекомендации родителям по проведению игр с детьми. |
Индивидуальный перспективный план на последующий межаттестационный период
Этапы |
Задачи деятельности |
Содержание деятельности |
|
Подготовительный 2014 — 2016 года |
Создание условий для реализации плана |
1.проанализировать методическую литературу по вопросу игровой деятельности в процессе адаптации детей к ДОУ; 2.составить перспективный план работы на год; 3.подобрать комплекс игр для успешной адаптации детей к ДОУ; 4.составить цикл бесед для родителей по теме «Игры в процессе адаптации». |
|
Внедренческий 2016 — 2018 года |
Реализация плана |
1.использовать методическую литературу в профессиональной деятельности; 2.работать по перспективному плану; 3.оценить качество подобранных игр на практике, 4.систематически проводить беседы и консультации с родителями; 5.расширять и пополнять спектр игр; 6.оформить информационные стенды для родителей. |
|
Заключительный 2018 — 2019 года |
Обобщение и подведение итогов |
1.проанализировать результаты своей деятельности; 2.провести диагностику по теме «Влияние игровой деятельности на адаптацию детей раннего возраста к условиям ДОУ» |
Заключение
На основании всего изложенного в моей работе можно сделать вывод, что детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания. На первый план, по моему мнению, должно выступать взаимодействие с родительской аудиторией на основе педагогического диалога. Семейное и общественное воспитание — две стороны процесса воспитания в интегративном взаимодействии. И, действительно, как показывает опыт моей работы, постепенное вхождение ребёнка в детский сад и комфортная его адаптация к детскому саду формирует у него чувство защищённости и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
Обучение детей должно строится как увлекательная программно — игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Педагогический процесс также включает организацию самостоятельной деятельности детей. С этой целью создаётся развивающая педагогическая среда, организуются педагогически целесообразные взаимодействия взрослого и ребёнка. Поэтому мною был сделан вывод, что заботы о детях у педагога должны быть связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности. Деятельность в условиях обогащённой развивающей педагогической среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. Считаю, что в условиях развивающей среды ребёнок должен реализовать своё право на свободу выбора деятельности.
Что касается вопроса о нетрадиционных техниках рисования, то в своей практике учу детей, в первую очередь, исследовать, размышлять, манипулировать идеями. Такая свободная игра подготавливает почву для творчества, а искусство непосредственно стимулирует творческое мышление, умение собирать информацию, анализировать ситуацию и преобразовывать её.
Список литературы
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт. — сост. Белкина Л. В. — Воронеж «Учитель», 2004. — 236 с.
Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Л. И. Каплан. — М.: Просвещение, 1983. — 80 с.
Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду ( возрастные особенности, адаптация, сценарии дня). -Изд. 2 -е -Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 192с.
Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.: Айрис — пресс, 2006. — 112 с.
Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет /Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2001. — 253 с.
Н. Л. Кряжева Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 208 с.
Педагогика раннего возраста: Учебное пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений / Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба, Е. В. Зворыгина и др.; Под ред. Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетовой, Д. В. Сергеевой. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 336 с.
Найбауэр А.В. Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду.- М.: Т.Ц. Сфера, 2013.- 128с.
Е.О. Севостьянова Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. — М.: Т.Ц. Сфера, 2006.- 128с.
Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 336 с.
Приложение 1
Игры в процессе адаптации.
«Самолет»
Взрослый показывает детям игрушку самолет. Объясняет его назначение. Вместе с ребенком изображают звуки мотора, имитируют движения самолета в полете. Игра сопровождается стихотворением:
Я хочу на самолете полететь, полететь
И на маму прямо сверху посмотреть, посмотреть.
Полечу я выше тучи над землей, над землей,
Я увижу детский сад и домик свой, домик свой.
«Солнечные зайчики»
Взрослый зеркалом наводит «солнечные зайчики» на стену, при этом говорит:
Солнечные зайчики
Играют на стене
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
Затем по команде «лови зайчика!» ребенок бежит и пытается поймать ускользающего зайчика.
«Кот и мыши»
Взрослый изображает кота, ребенок — мышку. «Мышка» сидит в норке, «кот» ходит по комнате, приговаривая:
Котик по двору идет,
Ищет мышек Васька — кот,
Ищет мышек кот.
Тихо мышка сидит,
На кота она глядит,
На кота глядит.
«Кот» садится на стул, засыпает. «Мышка» играет рядом. «Кот» просыпается, ловит «мышку», «мышка» убегает норку.
«Ласточки»
Взрослый показывает детям картинку с изображением ласточки. Рассказывает про нее.
Ласточка — «тивит, тивит» —
К нам в гости летит.
Взрослый надевает на голову себе и детям ободок с изображением ласточек. По сигналу «ласточки» летают по комнате, резвятся, после следующего сигнала приседают и отдыхают.
«Мяч»
Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а взрослый, положив на его голову ладонь, приговаривает:
Друг веселый, мячик мой!
Всюду, всюду он со мной.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хорошо мне с ним играть!
После этого «мячик» убегает, взрослый его ловит.
«Бубен»
Бубен, бубен, позвени, Ведущий ходит перед детьми,
Ребятишек весели. Встряхивая бубен.
Деточки играют,
В бубен ударяют.
Хлопай раз, хлопай два! Держит бубен перед ребенком,
Интересная игра. Малыш ударяет по нему ладошкой
Танечка играет,
В бубен ударяет
«Идет коза»
Дети сидят на стульях и выполняют движения.
Идет коза рогатая, Дети показывают рукой «козу»
Идет коза бодатая.
Ножками топ, топ, Топают ногами.
Глазками хлоп, хлоп. Моргают глазами.
Кто каши не ест, Грозят пальчиком.
Кто молока не пьет,
Того забодаю, забодаю. Игрушка — коза бодает детей.
«Солнышко и дождик»
Светит солнышко с утра, Дети бегают по залу.
Значит, нам гулять пора.
Хорошо под солнышком
Бегать и играть,
Хорошо под солнышком
Во дворе гулять.
Кап-кап-кап-кап! — по дорожке Прячутся под зонт, который держит
Скачут капельки-горошки. воспитатель.
Прячьтесь, дети под зонтом,
Дождь осенний переждем.
«Уточка»
Взрослый принимает роль уточки, а дети — утят, которые ходят за уточкой хвостиком. Уточка зовет утят скороговоркой:
Быстрей, быстрей утятки,
Быстрей, быстрей, дикие перышки.
«Гуси летят»
Взрослый называет различных птиц, которые летают: «утки летят», «гуси летят» и т. д. После этих слов дети должны поднять руки вверх и помахать «крыльями», если названная птица летает.
«Поиски клада»
Спрячьте в группе какую-нибудь сладость или игрушку. Заинтересуйте детей тем, что «клад» очень приятный для него. Затем обрисуйте место, где его надо искать.
«Кузовок»
Для этой игры надо взять корзинку. Играющие должны класть по очереди в нее фрукты (яблоко, апельсин, банан и др.) или овощи (помидор, огурец, капуста, лук и др.).
Приложение № 2
Адаптационный период вашего ребенка
(памятка для родителей)
Желательно, чтобы начало посещения детского сада не пришлось на эпикризные сроки: 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 года 3 месяца, 2 года 6 месяцев, 2 года 9 месяцев, 3 года;
Отправляйте ребенка в детский сад только здоровым;
Заранее узнайте у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка, и своевременно примите все меры при неудовлетворительном прогнозе;
Тренируйте буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов у ребенка, приучайте его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения;
Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в детском саду и введите их в домашний распорядок дня;
Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом;
Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его на целый день;
Как можно раньше познакомьте малыша с детьми и воспитателями группы, в которую он в скором времени придет;
Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания;
Подчеркивайте, что Ваш ребенок, как и прежде, дорог Вам и любим.
Размещено на