Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические основы компетентности социального работника5
1.1. Понятие профессиональной компетентности5
1.2. Компетентность социального работника11
Глава 2. Сущность коммуникативной компетентности социального работника17
2.1. Понятие общих умений коммуникации17
2.2. Коммуникативная компетентность социального работника20
2.3. Невербальная компетентность социального работника26
2.4. Исследование коммуникативной компетентности социального работника30
Заключение36
Список литературы39
Приложения41
Выдержка из текста
Введение
Коммуникативная компетентность социального работника — одна из важнейших и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема исследования становится сегодня крайне актуальной. Проблема компетентности принадлежит к классу междисциплинарных проблем и рассматривается в философии, социологии, акмеологии, психологии и педагогике. Вместе с тем до настоящего времени нет целостной теории компетентности, её однозначного определения, не прояснены механизмы и факторы развития.
Компетентностный подход преодолевает традицию рассмотрения личностного роста и профессионального развития как автономных психических процессов. Доказано, что успешность в работе и удовлетворенность ею индивида определяются перспективами и уровнем его развития как личности, а не только соответствием отдельных его качеств требованиям профессиональной деятельности.
Коммуникативная компетентность является одной из базовых характеристик профессиональной компетентности и профессиональной подготовки специалистов в типе профессий «человек человек». Эта задача является одной из центральных в процессе подготовки будущего специалиста по социальной работе, в его личностном и профессиональном развитии. Становление и организация социальных служб и новых помогающих структур в нашем обществе вызывает острую потребность в профессионально-квалифицированных кадрах. В настоящее время в социальных службах работают представители различных профессий, не имеющие специального профессионального образования. Поэтому перед современной высшей школой стоит сложная задача формировать личность, готовую психологически, нравственно и практически активно включиться в разнообразные формы осуществления социальной поддержки[2,c.3].
Необходимо отметить возрастание интереса ученых к проблеме компетентности специалиста социальной работы (Л.И. Анцыферова, И.Г. Климкович, А.К. Маркова, М.В. Фирсов и др.). Анализ научной литературы показывает, что вопрос о сущности данного научного феномена не решен в науке однозначно, несмотря на интерес к этой проблеме в последние пятнадцать лет и исследования в этой области.
Актуальность нашего исследования определила цель и задачи работы.
Цель курсовой работы — рассмотреть коммуникативную компетентность социального работника.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы изучить понятие профессиональной компетентности.
2. Провести анализ сущности компетентности социального работника.
3. Дать характеристику общим умениям коммуникации.
4.Проанализировать коммуникативную и невербальную компетентность социального работника.
5.Провести исследование коммуникативной компетентности социальных работников и сделать выводы.
Объект курсовой работы современные представления о компетентности социального работника.
Предмет курсовой работы — сущность коммуникативной компетентности социального работника.
В работе используются следующие методы исследования: тест коммуникативной компетентности Michelson L. (N. Y., 1983) в переводе и адаптации Ю. З. Гильбуха; анкетирование с использованием специально разработанного теста Коммуникативная компетентность
Для раскрытия поставленной цели и задач определена следующая структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Названия глав отображают их содержание.
Список использованной литературы
Список литературы
1. Бодалев, А.А. Психология общения./ А.А. Бодалев. М.: Изд-во ПРИОР, 1996.- 256 с.
2. Дашкин, М. Е. Коммуникативные умения специалистов системы «Человек-человек» как предметное содержание их подготовки: Дис канд. пед. наук: 13.00.01. М, 1999. 134 с.
3. Жуков, Ю. М. Коммуникативный тренинг./ Ю. М. Жуков. М.: Гардарики, 2003. 223 с.
4. Запятая, О.В. Общие умения коммуникации как компонент содержания образования./ О.В. Запятая. Красноярск: Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования, 2005. 48 с.
5. Зимняя, И.А.Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня.2003.№ 5.- 42 с.
6. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования./ Р. Кочюнас. М., 1999.- 240 с.
7. Кузина, И.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие./ И.Г. Кузина. — Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. — 230 с.
8. Кулебякин, Е.В. Психология социальной работы: Учебное пособие./ Е.В. Кулебякин. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. — 86 с.
9. Лотова, И.П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб./ И.П. Лотова. — М.,1999.- 127 с.
10. Мкртчян, М. А. О проблеме понимания в коммуникации. // Организационно-деятельностные игры в образовании. Красноярск, РИО КГПУ, 2001. 100 с.
11. Петровская, Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг./ Л. А. Петровская М., изд-во МГУ, 1989. 216 с.
12. Пиз А. Язык телодвижений./ А. Пиз. Нижний Новгород, 1992.- 54 с.
13. Симен-Северская, О.В. Формирование педагогической компетентности специалиста социальной работы в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе. Дисс..на к.п.н. Ставрополь, 2002. 192 с.
14. Слабинский, В.Ю. Психологическое консультирование: Учебное пособие./ В.Ю. Слабинский. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003.- 186 с.
15. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учебное пособие. — М.:Московский психолого-социальный институт, 2002.- 236 с.
16. Технология описания педагогического опыта / О.В. Запятая, Т.Ф. Илларионова, Д.И. Карпович, В.Б. Лебединцев // Методист : науч.-метод. журн, 2007. N 7. 36 с.
17. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002 с. — 192 с.