Содержание
Введение..3
Глава 1. Теоретические предпосылки гражданского воспитания кольников..5
§1. Историко педагогический анализ развития гражданского воспитания школьников…5
§2. Противоречия опыта гражданского воспитания школьников..10
Глава 2. Прогнозирование гражданского воспитания в системе общего образования..13
§1. Тенденции и социально-педагогические условия развития гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях…13
§2. Модели гражданского воспитания школьников.15
Заключение..23
Литература…25
Выдержка из текста работы
В последнее время в связи с гуманитаризацией и демократизацией школьного образования большое внимание уделяется поиску наиболее эффективных методов и форм работы с учащимися. Специфика предмета «Иностранный язык» предполагает овладение учащимися коммуникативной компетенцией как межкультурному общению на иностранном языке. Все это невозможно без привлечения культуроведческого компонента.
Открытость политики Российской Федерации мировому сообществу и являющаяся следствием этого интернационализация всех сфер повседневной жизни общества стимулировали возникновение в нашей стране возможностей реального использования иностранных языков как средств взаимодействия разных национальных культур и традиций.
Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа. События последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания гражданственности граждан страны возрастает многократно.
В науке созданы предпосылки для решения обозначенной выше проблемы в трудах классиков отечественной педагогики (Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).
Различные аспекты гражданского воспитания представлены в работах по теории и методике воспитания (Е.В. Бондаревская, О.С. Богданова, Б.Т. Лихачев, А.Н. Тубельский, С.Н. Чистякова, Г.Н. Филонов, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург и др.). Проблема становления различных аспектов гражданской позиции обсуждается в исследованиях Л.Н. Боголюбова, Н.М. Воскресенской, Б.Ф. Горелика, А.Ю. Лазебниковой, В.И. Купцова, И.Л. Судаковой, Я.В. Соколова, Г.Н. Филонова, Л.Л. Хоружей и др. Но в их работах не уточнялся вопрос о формировании межкультурной коммуникации.
Различные аспекты формирования межкультурной коммуникации представлены в работах О.С. Газмана, Н.М. Таланчука, Е.В. Бондаревской, Г.В. Елизаровой. Но в их работах не поднимался вопрос о гражданском воспитании.
Анализ научных исследований позволяет констатировать их несомненную теоретическую и практическую значимость для решения проблемы гражданского становления личности, однако следует отметить, что большинство этих подходов были оформлены во второй половине XX века и не отражают реалий современного этапа общественного развития России. В современных условиях значимой выступает необходимость разрешения противоречий между общественно-государственным заказом на воспитание социально активных граждан и недостаточным вниманием современной школы к формированию гражданской позиции учащихся; между потребностью подростков в гражданской самореализации и недостаточной разработанностью педагогических условий становления их гражданской позиции в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.
Поиск путей разрешения данных противоречий делает актуальной выбранную тему.
Объект исследования: система гражданского воспитания школьников.
Предмет исследования: формирование межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания школьников.
Цель исследования: определить условия формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания школьников.
Гипотеза — при формировании межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания необходимо учитывать следующие условия: 1) если у школьников развита потребность изучать историю и культуру не только своей страны, но и страны изучаемого языка; 2) если учитель создает ситуации общения, вызывающие интерес рассказать об этом иностранным друзьям.
Задачи исследования:
Выявить сущность гражданского воспитания школьников
Определить специфику работы по формированию межкультурной коммуникации при изучении иностранного языка
Создать модель формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания
Апробировать способы формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания.
Тема, цель, и задачи исследования обусловили выбор комплекса методов исследования: анализ научной литературы по теме исследования, анализ и обобщение опыта педагогической практики гражданского воспитания, наблюдение, анкетирование, систематизация, обобщение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В данной главе поставлены следующие задачи: определить сущность гражданского воспитания; охарактеризовать специфику работы по формированию межкультурной коммуникации при изучении иностранного языка; определить модель формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания.
1.1 Сущность гражданского воспитания
Прежде чем начать говорить о сущности гражданского воспитания следует остановиться на понятии самого процесса воспитания. Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.
Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.
Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы — гражданское, правовое, экономическое, экологическое.
Интересные подходы, которые более всего отвечают возможностям обновления воспитательной деятельности в нашей стране представлены в концепциях Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана (2; 6). В контексте данной темы кратко охарактеризуем некоторые из них.
Е.В. Бондаревская выдвигает общую цель: воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые включают: интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; свобода и ответственность. Формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских дел проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека, противодействие аморальным явлениям. Овладение детьми ситуациями реальной ответственности, самостоятельности: принятия решений, свободный выбор поступков и ответственности за них, выбор способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности, овладение способами самовоспитания и совершенствования и другое (2).
Другой подход, изложен в концепции руководителя авторского коллектива О.С. Газмана. По его мнению, цель заключается в том, чтобы обеспечить каждому школьнику базовое образование и культуру как основу для жизненного самоопределения. Автор выделил основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах: «Здоровье»; «Учение»; «Общение»; «Досуг»; «Семья».
При этом реализация программ происходит с обеспечением процессов самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации, которые выступают важнейшими компонентами саморазвития личности и становятся основными направлениями педагогической работы (6).
Таким образом, в данных концепциях отражаются различные подходы к воспитанию и осуществление их различными путями.
Можно сказать, что авторы акцентируют свое внимание на формировании гражданского воспитания.
Анализ литературы позволил выявить, что основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения (9;17). Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества — особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры в нем.
Говоря о гражданском воспитании, необходимо рассмотреть такие понятия, как «гражданин» и «гражданственность».
В России содержание понятия «гражданин» менялось на протяжении длительного периода и в настоящее время в педагогической литературе не всегда можно найти его четко обозначенный смысл. Это можно объяснить тем, что гражданское общество в нашей стране находится в стадии становления и данное понятие интерпретировано в научной литературе только с одной стороны — юридической, общий смысл которой сводится к тому, что «гражданином является человек, который не только знает свои права и обязанности, но и уважает права другого, видя в этом залог прогрессивного развития страны» (1, 12).
Словарь В.И. Даля дает нам такое определение: «гражданин — городской житель, горожанин. Член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек, из составляющих народ, землю, государство» (8).
В словаре С.И. Ожегова встречается следующее определение: «гражданин — лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей» (15).
Согласно словарю Д.Н. Ушакова: «гражданин- подданный какого-либо государства» (23).
Следовательно, понятие «гражданин» имеет не только юридический смысл (принадлежность лица к государству), но и особый моральный. Быть гражданином — значит занимать активную нравственную позицию, глубоко осознавать свой патриотический долг и ответственность по отношению к Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре.
Истинный гражданин — это нравственный человек. Именно нравственные показатели являются составляющими понятий «гражданин», «гражданственность», «гражданское воспитание». Здесь и милосердие, справедливость, ответственность, честность, трудолюбие, порядочность, а также необходимые для установления правильных отношений в школе и семье, обществе определенные нравственные правила: быть настоящим товарищем, трудиться на совесть, не брать чужого…