Выдержка из текста работы
Введение ……………………………………………………………………………………………… 3
1. Концептуальные основы финансов …………………………………………………….. 5
1.1 Сущность и функции финансов ……………………………………………………… 5
1.2 Эволюция концепции финансов …………………………………………………….. 9
1.3 Финансы и взаимосвязь с другими экономическими категориями ……. 13
2. Современные концепции финансов и их применение в финансовых отношениях в РФ …………………………………………………………………………………… 17
2.1 Финансовые концепции …………………………………………………………………. 17
2.2 Направления развития финансов РФ ……………………………………………… 32
Заключение …………………………………………………………………………………………… 37
Список использованных источников ……………………………………………………….. 39
Введение
Финансы представляют собой экономическую категорию, существующую в различных общественно-экономических формациях. Они имеют целую абстрактную сущность во всех формациях, но принципиально новую сущность в каждой из них. Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.
Термин «финансы» произошел от латинского слова «finansia» — денежный платеж. Таким образом, финансы непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег — не может быть и финансов. Однако финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Деньги — это строго определенная экономическая категория с вразумительно выраженной сущностью и функциями, особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Финансы — это назначенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда осуществляется их передача или перечисление наличным или же безналичным путем. Следовательно, финансовые отношения это прежде всего денежные отношения. Но не все денежные отношения способны рассматриваться как финансовые.
Сфера денежных отношений шире финансовых отношений. Финансы выражают только следующие денежные отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных денежных средств субъектов хозяйствования и государства, т.е. централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Источниками указанных фондов являются валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход. Итак, финансы — это множество денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств для проведения функций и следующих задач государства и гарантированного условий расширенного воспроизводства.
Актуальность темы: Финансы как экономические, денежные отношения органически участвуют в механизме регулирования рыночной экономики. С развитием предпринимательства, деятельности акционерных обществ, конкурентоспособности организаций становится весьма необходимым уметь эффективно управлять финансовыми ресурсами. Государственные финансы — это мощный рычаг макроэкономического регулирования. С помощью умелого использования этого инструмента государство может решать различные задачи: регулировать темпы экономического роста, социальный уровень жизни граждан, сглаживать конъюнктурные колебания.
Цель данной работы — проанализировать сущность финансов и провести анализ современных концепций;
Из поставленной цели следуют задачи, необходимо охарактеризовать:
· Сущность и функции финансов;
· Финансы и взаимосвязь с другими экономическими категориями;
· Направление развития финансов РФ.
Объект курсовой работы: финансы государства теоритической и методической основой работы послужили труды российских и зарубежных авторов.
Предмет курсовой работы: отношения между государством и хозяйствующими субъектами по поводу финансов.
1. Концептуальные основы финансов
1.1 Сущность и функции финансов
По вопросу происхождения термина «финансы» существуют разные точки зрения. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII — XV вв. в торговых городах Италии и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством. Другие авторы утверждают, что это понятие было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1755 г. Издал работу «Шесть книг о республике».
Трансформация взглядов на экономическую категорию финансов с конца XVII до конца XX в. Достаточно емко дана в работе С. Витте. Он пишет: «с конца XVII века под словом «финансы» стали понимать всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. Таким образом, точнее науку о финансах можно определить, как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства».
Иными словами, изначально понятие «финансы» рассматривалось только в связи с формированием и использованием денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта экономическая категория получила отдельное название — «публичные финансы», которые в настоящее время включают в себя государственные и местные финансы.
Характерными признаками публичных финансов являются:
· Денежный характер отношений;
· Безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующими субъектами и населением в государственные и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды;
· Принудительная со стороны государственных органов и органов местного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектами и населением;
· Отношение перераспределения уже, распределенного совокупного общественного продукта в денежной форме.
Развитие крупномасштабного товарного производства повлекло за собой совершенствование методов, способов мобилизации, использования, распределения денежных средств между различными участниками воспроизводственного процесса. Особую значимость в этом распределительном процессе приобретают движения денежных средств, обособленные от движения товаров (различные формы кредита, распределение и перераспределение стоимости совокупного общественного продукта между различными субъектами, что и является собственно сферой финансовых отношений).
Сферой финансовых отношений также является система денежных отношений, связанных с формированием и использованием доходов и расходов населения (к примеру, население участвует в формировании централизованных денежных фондов посредством уплаты налогов).
Отличительным признаком финансовых отношений является и то, что процесс перераспределения совокупного общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение.
1) Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления — централизованные фонды;
2) Денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов — децентрализованные;
3) Специальные фонды денежных средств, создаваемые из доходов от различных видов деятельности хозяйствующих субъектов (накоплений амортизационных начислений, задолженности по заработной плате, платежам в бюджет и внебюджетные фонды и т.п.).
Таким образом, финансы как экономическая категория представляют собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.
Характерными признаками финансов являются:
· Распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме;
· Как правило, односторонний характер движения денежных средств;
· Создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Основным материальным источником денежных доходов населения, хозяйствующих субъектов, государства и органов местного самоуправления является национальный доход.
Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании и ответе на следующие вопросы: за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств.
Сущность финансов и их конкретное содержание раскрываются в их функциях.
Финансы обладают функциями, которые раскрывают общественное назначение этой экономической категории. В экономической науке нет единого мнения о количестве функции финансов. Большинство экономистов считают, что финансы выполняют три функции: 1) распределительную, 2) регулирующую, З) контрольную. Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов — обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения.
Распределительная функция осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения.
Субъектами распределения на микроуровне выступают юридические и физические лица, на макроуровне — государство. Объектами распределения служат ВВП и НД в денежной форме. С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне).
Распределительная функция охватывает три последовательные ступени:
1) формирование фондов денежных средств. На микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денежные средства домохозяйств, а на макроуровне — централизованные средства государства;
2) распределение денежных фондов через финансовые инструменты. На микроуровне образуются обособленные фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизаций) и домашнего хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
3) использование денежных фондов призвано обеспечить на микроуровне расширенное производство и существование отдельных членов общества, на макроуровне — улучшение народнохозяйственных пропорций, общегосударственных потребностей страны.
Контрольная функция. Финансы, связанные с движением денежной формы стоимости ВВП, обладают свойством количественно через финансовые ресурсы отображать воспроизводственный процесс. Сущность финансового контроля сообщать обществу о всех неполадках в экономико-денежных отношениях. Контрольная функция, наглядно представляющая воспроизводственный процесс, сигнализирует о возникающих отклонениях в пропорциях распределения ВВП и НД, в своевременном и полном образовании целевых денежных фондов, в обеспеченности необходимыми ресурсами производственного процесса. Контрольная функция финансов проявляется:
1) до наступления распределительного процесса, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты;
2) в процессе использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет;
З) в процессе подведения итогов, составления оценок исполнения планов.
Контрольная функция реализуется через:
1) финансово-хозяйственный контроль на отдельных предприятиях, на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчета;
2) финансово-бюджетный контроль, при выполнении налоговых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов;
З) кредитно-банковский контроль, при использовании принципов кредитования и денежных расчетов.
4) независимый аудиторский и общественный контроль,
5) страховой контроль со стороны страховых компаний при наступлении страхового случая и выплате возмещения.
Регулирующая функция выражается в том, что с помощью финансов можно воздействовать на поведение участников денежных отношений. Регулирующая функция финансов используется на микроуровне — на предприятии для стимулирования его деятельности, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличению его объема, улучшению материального положения работающих; и на макроуровне- государство, используя государственные расходы, налоги, госкредит, достигает таких же результатов. Кредитная политика государства, валютная политика являются инструментами воздействия на обстановку внутри страны и межгосударственные отношения с помощью финансов.
Также среди экономистов существует мнение, что финансам присущи такие функции как стимулирующая, стабилизационная, воспроизводственная.
Стабилизационная функция финансов реализуется в условии рыночных отношений. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.
Стимулирующая функция состоит в использовании распределенного дохода либо для расширения производства, либо для накоплений и социальных потребностей. Государство с помощью системы финансовых рычагов воздействует на развитие отраслей, предприятий в ту или иную сторону. Финансовыми рычагами могут являться: бюджет, цены и тарифы, налоги, экспортные и импортные пошлины.
Воспроизводственная функция обеспечивает сбалансированность трудовых, материальных и денежных средств на всех стадиях простого и расширенного производства. В контексте воспроизводственной функции финансы не только распределяют, но и обслуживают кругооборот фондов, обеспечивая денежными ресурсами воспроизводственный процесс.
1.2 Эволюция концепций финансов
Теоретические истоки современных западных концепций государственных финансов следует искать в работах экономистов XIX — начала XX вв. Их развитие связано с общими законами движения рыночной экономики и отражает принципиальные изменения в хозяйственном развитии государств Запада. До конца 20-х годов в основе финансовой политики этих государств лежали концепции неоклассической школы. Их основным направлением являлось невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Экономическая действительность конца 20-х — начала 30-х годов заставила пересмотреть этот курс, как переставший отвечать реальным требованиям жизни.
Под влиянием развития государственно-монополистического капитализма в 30-60-е годы в основу финансовой политики были положены кейнсианские и неокейнсианские доктрины. Финансовая концепция Дж. Кейнса исходит из следующих основных положений.
1. Все важнейшие проблемы расширенного воспроизводства следует решать не с позиций изучения предложения ресурсов, как это делали его предшественники, а с позиций спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов.
2. Капиталистическая экономика не может полностью само регулироваться. В условиях огромного обобществления труда и капитала вмешательство государства неизбежно. Государственное регулирование должно существенно дополнить механизм автоматического регулирования экономики с помощью цен.
3. Кризисы перепроизводства выступают на поверхности явлений как недостаток спроса, поэтому проблему равновесия в экономике следует решать с точки зрения спроса. Для этого Кейнс вводит термин «эффективный спрос», который выражает равновесие между потреблением и производством, доходом и занятостью.
4. Главным инструментом регулирования экономики является бюджетная политика. На государственный бюджет и финансовую политику в целом возлагаются задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного оборудования.
На основе идеи об «эффективном спросе» была пересмотрена вся финансовая концепция. Основной инструмент правительственно……..
Список использованных источников
1. repos/8239/HTML/00128.htm(электронный ресурс)
2. ereads-153-1.html (Электронный ресурс)
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E8%ED%E0%ED%F1%FB#.D0.9E.D1.81.D0.BD.D0.BE.D0.B2.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D1.84.D0.B8.D0.BD.D0.B0.D0.BD.D1.81.D0.BE.D0.B2.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.86.D0.B5.D0.BF.D1.86.D0.B8.D0.B8(Электронный ресурс)
4. Абрамов М.А., Александрова Л.С. Финансы и кредит. — М.: Юриспруденция, 2003г. 457с.
5. Агапова И. И. История экономической мысли [Текст]: курс лекций / И. И. Агапова. — М.: Эксмо, 2002. — 206 с.
6. Ковалёв В. В. Финансы [Текст]: учебник / В. В. Ковалёв. — М.: Проспект, 2006. — 640 с.
7. Кривкина М. А. Направления совершенствования финансового рынка России [Текст] / М. А. Кривкина // Экономическая наука и практика: материалы междунар. науч. конф. (Г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 66-68.
8. Романовский М. В. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: учебник / М. В. Романовский, О. В. Врублевская. — М.: Юрайт, 2006. — 543 с.
9. Статистика финансов /Под ред. В.Н. Салина. — М.: Финансы и статистика, 2000.
10. Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономический анализ [Электронный ресурс]. Режим доступа: publications/article19384.htm. — 26.112012
11. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации / Федеральная служба по финансовым рынкам // Официальный сайт федеральной службы по финансовым рынкам — ( ru/press/russia2020/strategy2020/)
12. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Под ред. А.Г. Грязновой. — М.: Финансы и статистика, 2002.
13. Финансы /Под ред. М.В. Романовского и др. — М.: Перспектива, 2005г. 896с.
14. Финансы, денежное обращение и кредит /Под ред. В.К. Сенчагова, А.Н. Архипова. — М.: Проспект, 2004г. 657с.
15. Чекурова М. Слияние ММВБ и РТС — шаг к созданию мирового финансового центра. / М.Чекурова. // «Ведомости» — 2011 — 2 ноября.
16.