Содержание
1. Информационные технологии в муниципальном управлении…..……..
2. Государственная политика и Президент РФ, Правительство РФ………
Задача: Номинальная среднемесячная заработная плата населения составила в городе N 20 000 руб. в 2007 году, а в 2008 году составила 27 000 руб. Индекс потребительских цен за этот период составил 3,5. Каков был индекс реальной заработной платы.……………………………
Список литературы
Выдержка из текста работы
Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимаются основные и фундаментальные идеи и представления об управленческой деятельности. (Исключительная важность принципов в нашей жизни очевидна. Человек с устойчивыми представлениями о нормах порядочности, морали, этики воспринимается нами как человек принципиальный, последовательный, предсказуемый. И наоборот, человек, не сдерживающий своего слова, меняющий взгляды в зависимости от складывающейся обстановки, подобен флюгеру.)
Принципы управления весьма разнообразны. Они не только служат построению умозрительных схем, но достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления.
ПРИНЦИП – это основополагающее утверждение (от лат. principium – начало, основа),
- основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.
- Внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности. Нормы поведения и деятельности.
- Основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора.
Управление основывается на соблюдении ряда принципов. Принципы управления – это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций.
Среди учёных нет единого мнения как в отношении классификации принципов, так и в определении. Принципы отражают содержание объективных закономерностей и процессов развития общества
Принципы являются проявлением объективно действующих в обществе законов и закономерностей.
ЗАКОН – отражает объективные существенные повторяющиеся, устойчивые связи внутри явления, которые выражают порядок, самоорганизацию, изменения и развитие.
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – если такой характер связи случается при определённых условиях, т.е. не всегда, а как только складывается процесс управления, то эти связи выражают закономерности
Например, основными закономерностями управления образовательной системой назвать:
- Зависимость эффективности функционирования образовательной системы от уровня структурно-функциональных связей между субъектом и объектом управления;
- Аналитичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления.
Принципы управления, вытекающие из закономерностей, являются основными положениями и ориентиром для руководителей в управленческой деятельности.
- человек принципиальный, беспринципный;
- принцип — не есть что-то застывшее, незыблемое;
- принцип – это основополагающие идеи управленческой деятельности, вытекающие из закономерностей.
Насчитывается около 40 принципов, на которых строится управление образованием:
- научность;
- оптимальное сочетание централизации и децентрализации;
- единство единоначалия и коллегиальности;
- рациональное сочетание прав, обязанностей и ответственности;
- связь теории и практики;
- системность;
- комплексность;
- и др.
Нужно иметь в виду, что каждая функция также регулируется совокупностью определенных принципов (целеполагание, планирование, организация, контроль и т.д.)
Основные принципы управления ПС
- Демократизация и гуманизация управления ПС.
- Системность и целостность в управлении;
- Рациональное сочетание централизации и децентрализации;
- Единство единоначалия колегиальности;
- Объективность и полнота информации в управлении ПС;
- Рациональность сочетания прав, обязанностей, ответственности.
Принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от нашего сознания, т.е. они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов – это идея, т.е. субъективная конструкция, которую выполняет каждый руководитель на уровне его познания. Принципы принадлежат субъекту, следовательно они имеют субъективный характер.
Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем эффективнее деятельность руководителя в управлении. Поэтому принципы имеют и объективный и субъективный характер.
Поэтому нужно каждому руководителю учитывать двойственный характер принципов управления. (Это нередко игнорируется). Должна быть золотая середина.
- Демократизация и гуманизация управления ОС
Данный принцип ориентирует управление ОС на:
- развитие самодеятельности и инициативы руководителей
- открытость обсуждения и принятия управленческих решений;
- выборность руководителей ОУ, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров;
- открытость, доступность информации (каждый знает о делах школы, отчеты)
Данный принцип позволяет и ориентирует на сотрудничество, сотворчество, утверждает субъективно-субъектные отношения, уровень зрелости коллектива, демократические традиции. Должна быть правильно создана организационная структура.
Основные условия демократизации управления:
- Сотрудничество
- Привлечение к анализу и самоанализу педагогической деятельности
- Создание творческой атмосферы
- Включение в исследовательскую деятельность
- Предоставление ОУ права выбора образовательных программ
- Гласность контроля. При этом выделяются пути демократизации:
- самоконтроль, самокоррекция
- административный контракт на диагн. основе
- коллективный контроль.
- Системность и целостность в управлении.
Системный подход в управлении позволяет видеть и побуждает руководителя иметь ясное представление об управляемом объекте как системе, его основных признаках.
Первый признак – целостность (учет всех сторон, всех свойств, всех направлений управляемой системы). Важно видеть не только основные части системы, но и те, которые возникают вновь, разрушаются.
Второй признак – наличие структуры, т.е. наличие основных элементов, связей, отношений.
Третий признак – наличие своих свойств и характеристик не сводимых к свойствам отдельных компонентов.
Четвертый признак – связь с внешней средой (протекает в двух формах: или управляемый объект приспосабливается к внешней среде, или подчиняет среду для достижения цели).
Системность и целостность предполагают взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций, выполняемых руководителем и педагогическим коллективом. Не отдается предпочтение какой-то одной функции управления, а признается важность всех.
- Рациональное (оптимальное) сочетание централизации и децентрализации.
- До настоящего времени (до начала 90-х годов) управление строилось на основе принципа централизации. (демократическая централизация)
- Чрезмерность централизации приводила к тому, что не учитывались личностные, деловые, профессиональные качества администрации. Гипертрофия. Дублирование в управлении. Перегрузка самих руководителей. Отсутствие стратегического решения задач. Снижение эффективности деятельности педагогических систем. Управление направлено на функционирование.
- После 90-х годов – ориентация на децентрализацию: делегирование полномочий и прав. Перераспределение власти между руководителями. Развитие самостоятельности, инициативы, творчества.
- Гипертрофия децентрализации. Вплоть до непризнания руководителей. Выборность. Делегирование всех полномочий вниз. В децентрализации увидели панацею от всех бед. Заигрывание.
- Разумно централизованное управление имеет ряд преимуществ: (по Поташнику)
- способно действовать в интересах всей системы, а не отдельных компонентов;
- сокращает время и сроки принятия решений;
- позволяет сократить аппарат, звенья, уровни в принятии решений;
- позволяет решать вопрос на профессиональном, а не делитантском уровне;
- позволяет концентрировать все организационно-управленческие средства, ресурсы и усилия;
- повышает требовательность к нижестоящим уровням управления;
- исключает дублирование.
Мера соотношения зависит от конкретной ситуации.
- Единство единоначалия и коллегиальности в управлении
В управленческой деятельности актуальное значение в принятии решений имеет сочетание единоначалия и коллегиальности.
- Единоначалие — отождествляют с авторитарным руководством. Руководитель принимает решения сам, никому не доверяет.
Потребность в авторитарном руководстве не абсолютное зло.
- Коллегиальность. На каком этапе приоритетна (этап обсуждения)
- Единоначалие – не означает авторитарность, оно основывается на глубоком знании педагогики, психологии, теории управления.
- Единоначалие и коллегиальность – это проявление единства противоположностей.
Единоначалие – при определении тактических действий.
Коллегиальность – при разработке стратегии.
- Точка зрения: при развитии демократических начал единоначалие уходит в прошлое (оно приобретает новое, цивилизованное значение. Единоначалие – это пик коллегиальности)
- Работа различных комиссий, Советов.
- Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами
Эффективность управления ОС определяется полнотой и достоверностью необходимой информации.
В социально-педагогических системах информацию рассматривает как:
- средство коммуникации;
- совокупность сведений о состоянии системы и окружающей среды.
Однако, нужно помнить, что избыток информации или ее недостаток порой затрудняет процесс принятия решений. (ПРИМЕРЫ)
Например, в ходе УВП мы чаще получаем информацию об успеваемости, качестве знаний, но в меньшей степени получаем информацию об особенностях личности, характере человека, способностях.
Методы сбора – наблюдение, анкетирование, тестирование, работа с инструкт. материалами.
Средства сбора – т.е., компьютеры.
В управлении ОС важна любая информациция.
Управленческая информация может быть распределена по признакам:
По времени – ежедневная, еженедельная, ежемесячная, ежечетвертная, ежегодная.
По функциям управления – аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная…
По источникам поступления – внутриорганизационная, ведомственная, вневедомственная;
По целевому назначению – директивная, ознакомительная, рекомендательная.
и д.р.
- Рациональное сочетание прав, обязанностей и ответственности в управлении
Права – предоставленная (руководителю, учителю, детям,
родителям…) свобода и возможность действовать, (или
пользоваться чем то), гарантированная законом.
Обязанности – то, что входит в круг обязательных действий,
поступков согласно требованиям, постановлениям. Совокупность дел, возложенных на кого-либо.
Ответственность – необходимость давать отчет, отвечать за свои
действия.
Должен быть баланс ПОО
Например, бывшие правила для учащихся?