Выдержка из текста работы
Методические рекомендации……………………………………………………… | |
Структура и содержание пособия…………………………………………………. | |
Дисциплина «Звукорежиссура»……………………………………………………….. | |
Дисциплина «История звукозаписи»……………………………………………… | |
Дисциплина «Основы звукозаписи литературно- драматического спектакля…………………………………………………………. | |
Дисциплина «Акустические основы звукорежиссуры»…………………………. | |
Дисциплина «Специфика звукорежиссуры на радио и телевидении»……….… | |
Дисциплина «Развитие технического слуха»……………………………………. |
Методические рекомендации
Данное методическое пособие выполнено на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 070702 Музыкальная звукорежиссура (квалификация (степень) «специалист») и включает тематические разделы и задания по базовым дисциплинам профессионального цикла: Звукорежиссура, Основы звукозаписи литературно-драматического спектакля, Акустические основы звукорежиссуры, Специфика звукорежиссуры на радио и телевидении, Развитие технического слуха и дисциплины общепрофессионального цикла – История звукозаписи.
Профессиональная подготовка студентов занимает чрезвычайно важное место в комплексе специальных дисциплин. Широкие знания в этой области необходимы также для практической деятельности в области звукорежиссуры, поскольку закономерности слухового восприятия сигналов являются основными критериями при записи, обработке и передаче звуковой информации во всех современных системах звукового вещания, звукозаписи, системах мультимедиа и концертно-театральных системах звукоусиления. Мастерство звукорежиссера, его умения и навыки выполнять разнообразные творческие задачи, опираются на теоретические и практические знания, опыт слухового анализа звукозаписей.
Методические рекомендации по изучаемым предметам дадут студентам направление на более точное, тщательное изучение основ профессии звукорежиссер. Необходимость, в такого рода пособиях, продиктована процессом обучения студентов – здесь важна последовательность и системность получаемых знаний, что особенно актуально для студентов заочной формы обучения. Структура и содержание таковы, что разбивают весь курс каждого предмета на тематические разделы, позволяющие обучающемуся сосредоточиться на группе вопросов конкретного раздела. Контрольные вопросы же помогают систематизировать полученные знания, выявить пробелы и оценить уровень того, на сколько материал усвоен студентами. Этот контроль важен, как для самих студентов, так и для преподавателя для выявления затруднений в изучении предметов.
Большое значение в освоении каждой дисциплины имеет практический опыт и постоянное расширение кругозора – взросление звукорежиссера, как представителя творческой профессии. Раздел – «практические задания» вместе с предоставленными аудио и видео записями предлагают студенту, как практическую тренировку по изучаемому предмету, так и расширение теоретических знаний – в виде написания рефератов по темам. Рекомендуемая литература позволяет найти ответы на вопросы в письменных и электронных издания, составленных разными авторами, что еще больше расширяет возможности студентов найти ответы на поставленные вопросы.
В результате освоения дисциплины, обучающийся должен знать:
— специфику работы звукорежиссера, место и роль профессии в современной культуре и основные виды профессиональной деятельности;
— теоретические основы профессии, выразительные средства звукозаписи;
-основы функционирования слуховой системы и механизмы слухового восприятия;
— понимать связь между объективными параметрами звукового процесса и его субъективным восприятием (громкости, высоты, тембра);
— принципы звукообразования и акустические характеристики основных типов; музыкальных инструментов и голоса и уметь применять их в практике звукозаписи;
— параметры оценочного протокола;
— художественные и акустические особенности записи музыки различных стилей и эпох;
— понимать основные законы маскировки и их роль в создании современных систем компрессирования сигналов;
— способы записи всех сольных инструментов, ансамблей, оркестров;
— принципы озвучивания концертов в залах и на открытых площадках;
Структура и содержание пособия
1.Название дисциплины и цель изучаемого курса:
— звукорежиссура
— история звукозаписи
— основы звукозаписи литературно – драматического спектакля
— акустические основы звукозаписи
— специфика звукорежиссуры на радио и телевидении
— развитие технического слуха.
2. Тематические разделы изучаемого материала с кратким описанием, составленные по соответствующим дисциплинам и семестрам.
3. Контрольные вопросы по предмету для промежуточного тестирования знаний студентов, составленные по семестрам. Вид контроля.
4. Практические задания на каждый семестр.
5. Контроль полученных знаний (зачет, экзамен)
6. Рекомендуемая литература.
Дисциплина
«ЗВУКОРЕЖИССУРА»
Курс «Звукорежиссура» является основным теоретическим курсом в профессиональной подготовке студентов и занимает чрезвычайно важное место в комплексе специальных дисциплин, направленных на развитие специалиста.
Его целью является теоретическое познание основных принципов художественной звукозаписи. Формирование у студентов понимания основ физических процессов возникновения и распространения звуковых волн, структур звуковых полей, терминов и определений. Изучение основных характеристик натуральных источников звука (музыкальных, речевых, шумовых и т.д.), обработка которых (запись, монтаж, реставрация и др.) является основой дальнейшей практической деятельности звукорежиссера. Ознакомление с особенностями микрофонной записи, звуковыми планами, звуковой перспективой и получение навыков записи исполнительских коллективов, участие в творческом процессе формирования высококачественного звукового образа.
Тематические разделы I курс I семестр:
Введение: Место звукорежиссуры в современной музыкальной культуре. Виды звукорежиссерских работ.
Роль и значение дисциплины в работе звукорежиссера. Запись и трансляция звука. Обзор элементов сквозного электроакустического тракта. Задачи звукорежиссера при записи речи и музыки.
Обзор основных видов деятельности звукорежиссера. Работа звукорежиссера в театре, кино, на телевидении. Озвучивание открытых концертных площадок.
Музыкальный монтаж, его цели и задачи. Технология производства фонограмм.
Работа с готовыми записями Понятие «мастеринга» или корректированного дубля.
Тема 1. Физика звука. Звуковые колебания и волны. Основные термины и определения.
Звук — это разновидность кинетической энергии, которая называется “акустической” и представляет собой пульсацию давления, возникающую в физической среде при прохождении звуковой волны. Общая характеристика колебательных процессов. Простые и сложные колебания. Параметры, характеризующие колебательный процесс: амплитуда, фаза, частота колебаний, периодические и непериодические колебания, гармонические колебания, затухающие и незатухающие колебания. Основные характеристики звукового поля. Понятие звуковой волны. Основные термины и определения: звуковое давление, интенсивность, импеданс, уровни. Шкала децибел. Стандартные единицы. Звуковые явления: отражение и преломление звуковых волн. Дифракция, интерференция, отражение, поглощение, затухание, эффект биения, эффект Доплера.-
Тема 4. Обзор современных средств звукозаписи. Форматы записи, носители.
Современные художественные средства, используемые звукорежиссером при записи и передаче звука. Цифровая запись и обработка сигнала.
Применение различных носителей и форматов записи: DAT, DASH, минидиск, компакт диск, DVD-audio, SASD. Мультимедийные форматы.
Системы пространственного воспроизведения звука: бинауральная стереофония, бифония, surround sound разных форматов.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите типы колебаний, какие из них называются гармоническими?
2. Зависит ли скорость звука от его частоты?
3. В каких случаях образуются стоячие волны?
4. В чем сущность эффекта дифракции звука, от чего зависит степень его проявления?
5. Может ли быть рефракция обусловлена градиентом температуры?
6. При сложении синфазных синусоидальных волн, амплитуда увеличивается или уменьшается?
7. Зависит ли диффузность звукового поля от давления и влажности?
8. Зависит ли тембр от способа звукоизвлечения?
9. В каких единицах измеряется уровень громкости?
10. Форманта – это частота или область частот и сколько формант присуще человеческому голосу?
11. Основной тон – это самая высокая или самая низкая частота?
12. Чем ограничен динамический диапазон слуха человека?
13. При каком уровне прослушивания больше сказывается частотная зависимость слуха?
14. Как называется равномерное распределение энергии отраженных волн по всему объему помещения, при которых уровень звуковых волн, приходящих в данный момент из разных направлений, одинаков, а фазы случайны?
15. Зависит ли громкость звука от длительности воздействия его на слух человека?
16. Что такое нестационарные процессы, зависит ли от них окраска звучания?
17. Зависит ли эффект Доплера от скорости движения источника звука?
18. Какой сигнал будет казаться более громким – с большим или меньшим показателем значения «пик фактор»?
19. Какова сущность процесса корреляции. Какие виды корреляции вы знаете?
20. Есть ли разница с точки зрения записи между носителями DVD+R и DVD-R?
21. Равноценны ли понятия – носитель и накопитель звуковой информации?
22. Какие экспертизы существуют для оценки качества записанных фонограмм?
23. Равноценны ли понятия — многоплановость и многопространственность?
Краткие ответы на вопросы предоставить преподавателю в письменном виде.
Практические задания:
1. Запись голоса и побор звукового сопровождения (стихи, сказка, проза)- 3 варианта сведения.
— с контролем из акустических систем при большой громкости
— с контролем из акустических систем при средней громкости
— с контролем из акустических систем при малой громкости
Выводы на основе закона Флетчера — Менсона о кривых равной громкости — написать.
2. Оценить одну из записей (на выбор студента) при помощи оценочного протокола.
Выводы предоставить в письменном виде.
Track 1_Украинская народная песня «Ой на горе огонь горит» исп. женская группа Кубанского казачьего хора
Track 2_ С. Рахманинов _Этюды — картины ср39 №5 исп. Петр Шиховский
Track 3_Д. Шостакович_ Вальсы из кинофильмов «Возвращение Максима» (1937 г.)
3. Реферат на одну, из предложенных (собственную) тем:
«Цифровая звукозапись — ее возможности»
«Сжатие звуковой информации. Мультимедийные форматы»
«Системы пространственного воспроизведения звука: surround sound разных форматов»
«Применение различных систем звукозаписи — минидиск, компакт диск, CD и DVD-audio»
Формой итогового контроля знаний является экзамен, проводимый в соответствии с учебным планом.
Рекомендуемая литература:
Алдошина И. А. Основы психоакустики // Звукорежиссер. № 2, 2000.
Алдошина И.А. Приттс Р. Музыкальная акустика Учебник. – СПб., Композитор, Санкт-Петербург, 2006.
Байт П. Процесс творческой звукозаписи. Кн. 1. М., 1994; Кн. 2.М., 1996.
Динов В. Г. Звуковая картина. Записки о звукорежиссуре. СПб., 2002.
Кононович Л. М., Ковалгин Ю. А. Стереофоническое воспроизведение звука. – М., Радио и связь, 1981.
Корсунский С.. Звук и слух. Сборник трудов ВНИИТР, Изд. ГКТР, 1972.
Меерзон Б. Я. Акустические основы звукорежиссуры. Оборудование студий. М., 1996.
Меерзон Б.Я. Акустические основы звукорежиссуры. М., 2004.
Нисбетт А. Звуковая студия. — М.: Связь, 2004.
Севашко А. В. Звукорежиссура и запись фонограмм. Альтекс – А, 2004.
Фельдкеллер и Цвиккер. Ухо как приемник информации. Перевод с немецкого. М.,Связь,1971.
Тематические разделы I курс II семестр:
Тема 7. Канал звукопередачи и его качественные параметры.
Модель простейшей звуковой системы. Помехи в тракте звукопередачи, их происхождение, оценка шумовых характеристик тракта. Шумы (белый, розовый, коричневый), помехи, искажения. Особенности прослушивания стереофонических фонограмм в условиях студии, в домашних условиях. Запас динамического диапазона. Громкость и коэффициент усиления.
Контрольные вопросы:
1. Зависит ли коэффициент рефракции от толщины препятствия?
2. Благодаря какому эффекту возможно пространственное слуховое ощущение?
3. Формула, по которой определяется время стандартной реверберации, и определение входящих в нее величин?
4. Где больше время стандартной реверберации: речевые студии, музыкальные?
5. При большем времени реверберации разборчивость ухудшается или улучшается?
6. Какой формы должна быть частотная характеристика времени реверберации оптимальная для речевых студий?
7. Где лучше локализация в глубину — у моно или стерео фонограмм, сколько планов?
8. Какая локализация в пространстве у человека слабо выражена и зависит ли она от частоты?
9. Зависит ли слуховая память от времени воздействия звукового сигнала на слух?
10. Как влияет на разборчивость речи отношение сигнал / шум?
11. Где больше динамический диапазон: классическая музыка или рок?
12. При удалении источника звука в глубину, изменяются ли тембр и мощность?
13. Приведите примеры дискретных во времени сигналов?
14. Флаттер-эффект это следствие интерференции или дифракции?
15. Недостаточная «прозрачность»- это характеристика больше присуща стерео или монофоническому звучанию?
16. Что такое нелинейные искажения с точки зрения синусоидальности сигнала?
17.Что должно быть больше: динамический диапазон записываемого произведения или тракта звукопередачи?
18. Децибелл, это относительная или абсолютная единица измерения?
19. Что такое «пеленговые» полосы частот. Назвать эти области частот?
20. Какой параметр оценочного протокола изменится соответственно эффекту «Хааса», если слушатель расположится на линии между акустическими системами?
21. Назовите источник возникновения красно – коричневого шума?
22. На каких частотах локализация не возможна?
23. Влияет ли форма помещения на качество записи. Каково оптимальное соотношение сторон?
Краткие ответы на вопросы предоставить преподавателю в письменном виде.
Практические задания:
1. Запись голоса и музыкального оформления, состоящего из нескольких подобранных музыкальных фрагментов с применением компелляции. (до 3 минут).
2. Оценить по пятибалльной системе шумовые характеристики тракта, используемого в процессе записи голоса для задания №1.
3. Оценить эту запись (голоса — задание №1) при помощи оценочного протокола. Выводы по пунктам 2 и 3 предоставить в письменном виде.
Формой итогового контроля знаний является экзамен, проводимый в соответствии с учебным планом.
Рекомендуемая литература:
Алдошина И. А. Основы психоакустики // Звукорежиссер. № 2. М, 2000.
Алдошина И.А. Электроакустические измерения и оценка качества звучания. Учебное пособие. С-Пб. изд-во ГУТ, 1998.
Алдошина. И.А Субъективные критерии оценки акустики помещений // Звукорежиссер. №10, 2000.
Алдошина. И.А. Акустика студий и контрольных комнат // Звукорежиссер №1, 2004.
Ковригин С.Д, и др. Архитектурно-строительная акустика. Высш. Школа,1986.
Макриненко Л. И. Акустика помещений общественных зданий. М., 1986.
Севашко А. В. Звукорежиссура и запись фонограмм Альтекс – А., 2004.
Тематические разделы II курс III — IV семестр:
Тема 8. Особенности монофонической записи. Звуковые планы и их формирование
Особенности формирования монофонической записи, АО – акустическое отношение, ОРНГ, зависимость его от частоты. Звуковые планы при записи, их характеристика и производимое впечатление. Расстояние от микрофона до источника. Изменение ОРНГ при повороте головы, микрофона, изменение высоты стойки.
Формирование стереофонического звучания, качество и критерии его оценки разрешающая способность двух канальной стереофонии.
Тема 12. Способы формирования звукового пространства методами классической звукорежиссуры.
Понятие о ближнем, общем и дальнем микрофонах. Звуковые планы и звуковая перспектива. Передача баланса. Зависимость общей звуковой концепции от количества музыкантов. Приемы, применяемые для правильной передачи тембра и плана инструмента: манипуляции расстоянием до микрофона и его характеристиками направленности, использование для этих целей особенностей излучения сигнала музыкальным инструментом. Создание звуковой перспективы и планов звучания методами классической звукорежиссуры.
Микрофонные системы для пространственной записи. XY, MS, AB, 3-AB, ORTF, Диск Джеклина, SASS, искусственная голова.
Правила установки общего микрофона. Выбор стереофонической системы и модели микрофона.
Правила расстановки дальних микрофонов. Выбор стереофонической системы и типов микрофонов.
Расстановка микрофонов для записи методами классической звукорежиссуры по системе surround sound.
Запись звукового материала методом наложения (запись под фонограмму).
Контрольные вопросы:
1. Справедливо ли заключение: тембральные изменения одинаковы, как при повороте микрофона относительно источника звука, так и при повороте источника звука относительно микрофона?
2. Как изменяется соотношение прямого и отраженного звукового сигнала с уменьшением расстояния?
3. Зависит ли радиус начала гулкости от акустики выбранного помещения?
4. На какой план устанавливается общий микрофон?
5. Опишите впечатление, производимое звукозаписью сверхкрупным планом?
6. Каким записям свойственны недостатки: узкая база, вялые, хотя довольно естественные тембры, странные, иногда противоестественные планы?
7. Возможно — ли с помощью плагина RVox подавлять шумы в паузах при записи голоса?
8. Что такое присеты и есть ли они в плагинах — анализаторах?
9. Какой шум носит импульсный характер: трески, щелчки, фоновая наводка, сетевая наводка?
10. Максимайзер уменьшает среднеквадратичную мощность — справедливо ли это?
11. К чему может привести перекомпрессия при обработке трека?
12. Делэй — прибор временной или фазовой задержки?
13. При компрессировании сигнала плагином RComp параметр Ratio больше или меньше единицы?
14. Назовите основное отличие параграфического от параметрического эквалайзеров?
15. Как изменяет динамический диапазон экспандер, изменяется ли он отношение сигнал\шум?
16. При какой задержке сигнала реверберация превращается в эхо?
17. Как называется прибор, производящий компрессию в узкой области частот, соответствующей шипящим и свистящим звукам?
18. Эквализация, панарамирование и шумоподавление — возможна ли такая очередность применения плагинов?
19. Недостаточная «прозрачность»- это характеристика больше присуща стерео или монофоническому звучанию?
20. Как называется воспринимаемый слухом суммарный тон, периодически меняющий громкость?
21. Многопространственность — это локализация источников звука в глубину?
22. Что такое нестационарные процессы звучания, зависят ли они от темпа?
23. «Микрофонный кластер» — нарисовать схему расстановки микрофонов?
24. Перечислите направления европейской звукорежиссуры, не использующие индивидуальные микрофоны?
25. «Микрофонное дерево» — нарисовать схему расстановки микрофонов?
26. Каким стереосистемам присущ эффект гребенчатой характеристики?
27. Назовите совокупность признаков, характеризующих искусство определённого времени, направления или индивидуальную манеру художника?
30. Отчего зависит выбор технологии записи классических произведений?
31. Зависит ли выбор техники записи от исполнительского мастерства музыкантов?
32. Что такое овердаббинг. Схема прохождения сигнала.
33. А В — это фазовая или интенсивная стереофония?
34. Что необходимо сделать, чтобы избежать эффекта «пинг — понга»?
35. Как изменяется угловая разрешающая способность от максимального, к первому фронту глубины стереобазы. Сколько фронтов целесообразно создавать
Краткие ответы на вопросы предоставить преподавателю в письменном виде.
Практические задания:
1. Запись двух разножанровыж произведений (отрывков), длительностью до 5 минут каждое, с применением обработки плагинами. Подробное описание последовательности применения редактирующих программ.
2.Применить шумоподавление 2х отрывков произведений записанных на пластинку и магнитную ленту.
Track 4_опера «Пиковая дама» П.И.Чайковский _ «Что наша жизнь Игра» исп. C. Лемешев
Track 5_ песня «Мы вас ждем» автор В. Выcоцкий
3. Реферат на одну, из предложенных (собственную) тем:
«Системы звуковоспроизведения в кино (3+1, 5+1) – для современных кинотеатров»
«Системы Dolby surround (5.1, 5.1 EX, 7.1) – особенности и возможности»
« Технология записи с использованием системы «Искусственная голова», бифония.»
«Возможности звуковых карт по созданию звуковых эффектов (классификация звуковых эффектов)»
Формой промежуточного контроля знаний является экзамен, проводимый в соответствии с учебным планом.
Рекомендуемая литература:
Архив журнала 625-net. Технология обработки и создания цифрового звука.
Динов В.Г. Звуковая картина. Записки о звукорежиссуре. СПб., 2002.
Загуменнов А.П. Запись и редактирование звука. Музыкальные эффекты – М.,Издательство «НТ Пресс», 2005.
Зеленина А.Н. Творческие направления европейской звукорежиссуры //Звукорежиссер. № 08, 2011.
Ковалгин Ю. А., Борисенко А. В., Гензель Г. С. Акустические основы стереофонии.— М.: Связь, 1978.
Кононович Л. М., Ковалгин Ю. А. Стереофоническое воспроизведение звука. — М., Радио и связь, 1981.
Мансфельдерс Э. Музыка, речь и компьютер. Пер. с нем. К.,1995.
Нисбетт А. Звуковая студия. — М.: Связь, 1979.
Петелины Юри и Роман — Авторский сайт www.petelin.ru/pcmagic/waves/
Трахтенберг Л. Мастерство звукооператора. М.,1978.
Тематические разделы III курс V -VI семестры:
Тема 16. Эксплуатация звукового оборудования. Маршрутизация, коммутация, микширование.
Микрофоны. Примеры использования микрофонов различных конструкций и типов при записи различных источников звуков и музыки разных жанров. Эксплуатационные характеристики приборов различных типов и фирм. Соотношение паспортных характеристик и реального слухового впечатления. Классификация микрофонов по типам и областям использования.
Контрольные агрегаты. Влияние акустики комнаты прослушивания на качество звучания. Работа при помощи контрольных агрегатов ближнего, среднего и дальнего поля и в головных телефонах. Преимущества и недостатки активных и пассивных контрольных агрегатов. Влияние качества акустического контроля на параметры звучания фонограмм. Приемы работы с элементами звукорежиссерского пульта, микширование.
Анализ звукового материала, полученного в процессе записи, обработка и сведение Динамический диапазон ,компрессирование, эквализация, шумоподавление исправление дефектов речи, создание заданного акустического объема.
Контрольные вопросы:
1. Каким становится тембр голоса, если добавить Н.Ч. в диапазоне 300 – 500 герц — описать?
2. Равноценны ли понятия четкость и понятность речи?
3. Где больше динамический диапазон у дикторской или художественной речи?
4. Может ли быть вызвана тембральная неоднородность маскировкой фонового звучания?
5. Определить частотный диапазон художественной речи, сохраняющий разборчивость и естественность звучания?
6. Какие частоты необходимо изменить, чтобы повысить разборчивость речи и как?
7. Каким становится тембр голоса, если добавить С.Ч. в диапазоне 3000 – 5000 герц?
8. Как называются периодические изменения высоты, силы и тембра определенного тона?
9. При записи голоса рекомендуется избегать чрезмерного снижения громкости, так как при этом…. (продолжить)?
10. Если индивидуальные микрофоны ставить совсем близко к инструментам, то на что, это может повлиять?
11. При многомикрофонной записи, к низкочастотным инструментам, микрофон ставится несколько ближе, чем к высокочастотным , справедливо ли это?
12. Каким записям свойственны недостатки: узкая база, вялые, хотя довольно естественные тембры, странные, иногда противоестественные планы?
13. На каком плане по крупности устанавливают общий микрофон?
14. Какой микрофон (направленный или ненаправленный) необходимо располагать ближе
к источнику звука для получения одного и того же плана?
15. Как изменяется тембр при слишком близком размещении источника звука относительно двусторонне направленного микрофона?
16. Каково минимальное расстояние, на которое можно приближать микрофон к отражающим поверхностям без заметного искажения тембра?
17. Что такое эффективная реверберация и зависит ли она от силы звука и тембра?
18. Зависит ли понятность речи от спектрального состава маскирующего звучания?
19. Перечислите основные критерии, по которым можно охарактеризовать певческие голоса?
20.На каком плане АО>1или АО<1 больше слышны дефекты речи?
21. Каким становится тембр голоса, если добавить В.Ч.
в диапазоне 8000 – 10000 герц?
22. Каждый инструмент характеризуется основным частотным диапазоном звучания и высшими гармониками, определяющими тембр. Как они называются?
23. К какой группе инструментов причислен английский рожок и саксофон?
24. Обозначить схематически зона направленности звучания рояля?
25. Какие частоты звучат из раструба саксофона, каков частотный диапазон этого инструмента?
26. Валторна обладает пронизывающим звучанием большой силы, даже при игре «пиано». Так ли это?
27. Если помещение обладает малым временем реверберации на низких частотах, каким будет звучание контрабаса?
28. Какие духовые инструменты обладают большей направленностью: деревянные или медные, и к каким микрофон ставится ближе?
29. Каждый из инструментов имеет свою собственную направленную область излучения, о какой группе идет речь?
30. Звукоизвлечение на акустической гитаре возможно разными способами, какими?
31. Литавры, ксилофон, колокольчики, треугольник, малый и большой барабаны и бубен, какие из этих инструментов имеют звуковысотность?
32. Зависит ли техника записи рояля от характера музыкального произведения?
33. В зависимости от места извлечения звука на струне, у порожка или у грифа, звучание гитары меняется, где оно более жесткое?
34. Какая группа инструментов в стереосистеме требует сужения панорамы в общей стерео картине: деревянные или струнные?
35. Эстрадное и классическое пение, в каком случае микрофон ставиться в более крупный план?
Краткие ответы на вопросы предоставить преподавателю в письменном виде.
Практические задания:
1. Запись трех разножанровых произведений (фрагментов), длительностью до 5 минут каждое (мужской и женский голоса, инструментальные трио, квартеты, солирующие инструменты). Микрофонные карты.
2. Запись голоса на микрофон (АО<1, АО=1, АО>1, по оси, поворот на 45% головы от микрофона, микрофон выше рта и ниже). Письменные выводы по полученным результатам.
3. Реферат по одной из тем: «Особенности звучания одного из старинных (национальных) инструментов» Выбор инструмента по желанию студента.
«Микшер звуковой карты — новые возможности для звукорежиссуры. Обзор производителей звуковых карт, основные параметры»
Формой итогового контроля знаний является экзамен, проводимый в соответствии с учебным планом.
Рекомендуемая литература:
Алдошина И.А. Приттс Р. Музыкальная акустика Учебник. – СПб., Композитор, Санкт-Петербург, 2006.
Алдошина И.А., Войшвилло А.Г. Высококачественные акустические системы. М. Радио и Связь,1986.
Динов В.Г. Звуковая картина. Записки о звукорежиссуре. СПб., 2002.
Ковалгин Ю. А., Борисенко А. В., Гензель Г. С. Акустические основы стереофонии. – М., Связь, 1978.
Кононович Л. М., Ковалгин Ю. А. Стереофоническое воспроизведение звука. – М., Радио и связь, 1981.
Корсунский. С. Звук и слух. Сборник трудов ВНИИТР, выпуск 2(21). Изд. ГКТР, 1972.
Макриненко Л. И. Акустика помещений общественных зданий. М., 1986.
Мансфельдерс Э. Музыка, речь и компьютер. Пер.с нем. М., 1995.
Нисбетт А. Звуковая студия. – М., Связь, 1979.
Севашко А. В. «Звукорежиссура и запись фонограмм» Альтекс — А», 2004.
Трахтенберг Л. Мастерство звукооператора. М., 1978.
Фельдкеллер и Цвиккер. Ухо как приемник информации. Перевод с немецкого. М., "Связь", 1971.
Хореев А.А. Средства акустической разведки. Направленные микрофоны и лазерные акустические системы http://www.st-s.su/publications/2008/horev/index.htm.
Тематические разделы IV курс VII — VIII семестры:
Тема 20. Приемы записи больших коллективов: симфонических, духовых, народных оркестров. Опер, кантат, ораторий.
Составы и традиции рассадки симфонических оркестров. Расстановка ближних микрофонов внутри оркестра. Традиции акустических решений записи оперы. Варианты расстановок исполнителей на сцене и в студии. Расстановка микрофонов. Традиции акустических решений записи произведений кантатно-ораториального жанра. Варианты расстановок исполнителей на сцене и в студии. Расстановка микрофонов.
Контрольные вопросы:
1. Чем определяется стиль и музыкальная динамика произведения при многоканальной записи?
2. При какой рассадке симфонического оркестра, левая и правая стороны получаются неравнозначными по количеству музыкальной информации?
3. В каком стиле играет джазовый ансамбль солистов-импровизаторов?
4. При записи методом наложения, какую группу инструментов записывают в первую очередь?
5. Для какой техники записи характерен, как недостаток, эффект звукового окрашивания?
6. Для каких инструментов можно больше добавить реверберации: частотно высоких или низких?
7. Как называется развитие формы музыкального произведения?
8. В чем выражается на слух «эффект ближней зоны», проявляется ли он в акустической записи?
9. Тромбон, труба, саксофон, кларнет, к какому из этих инструментов микрофон ставится ниже?
10. При многомикрофонной технике записи для получения одного и того же плана, к каким (с точки зрения частот) инструментам микрофон ставится ближе?
11. В каком случае можно добавить реверберации: в пьесах в медленном темпе или в быстрых произведениях?
12. У какого из инструментов больше динамический диапазон: литавры, большой, малый барабаны или тарелки. Сколько дБ?
13. При записи скрипки, есть ли разница в постановке микрофона для классической скрипки или скрипки в джазе?
14. При записи флейты инструмент рекомендуют располагать в акустически живой части студии, используя реверберацию. С каким (большим или малым) временем затухания?
15. Тембр треугольника является тонально неопределенным, от чего он зависит?
16. Оркестр, записанный двумя микрофонными стереопарами (кардиоида), причем дальняя своей приемной стороной направлена на оркестр. Для чего?
17. Для записи органа в оркестре используют подвесные всенаправленные микрофоны, требующие небольшого эквалайзенга- на каких частотах?
18. Зависит ли окраска и звуковой план инструментов медной группы оркестра от того, направлены ли инструменты прямо на микрофон или под углом?
19. Важным для записи хора является сочетание пространственности и прозрачности при необходимой слитности, обобщенности звучания. Как этого добиться?
20. Для чего используются при записи акустические экраны и, какова их высота?
21. При записи точечными микрофонами, их установка должна быть достаточно близкой, иначе может возникнуть эффект попадания дополнительной реверберации в то же направление панорамы. Назовите этот эффект?
22. Какие инструменты в русском народном оркестре исполняют роль контрабасов, придавая массивность общему звучанию?
23. При записи академических хоров полезен некоторый подъем низких частот порядка 100…200 Гц, чтобы придать звучанию басов бархатистость и глубину, что при этом страдает?
24. Особенность MS-записи состоит в том, что для нее необходима…какая акустика?
25. Влияет ли на качество записи форма помещения. Что такое «золотое сечение»?
26. Наиболее хорошее звучание саксофона достигается в среднем диапазоне, начиная с ….. кГц?
27.Правильная установка среднего уровня соответствует такому положению регуляторов, при котором почти не требуется вмешательства звукорежиссера. Какой параметр качества звука сохраняется при этом более естесственным?
28. Обычно, чем выше темп песни, тем больше реверберация, так ли это?
29. Если голос необходимо сделать полнее, или если необходимо скрыть несовершенную вокальную технику применяют задержку, называемую "слэпом"- сколько миллисекунд?
30. Для чего используется задержка в диапазоне от 1 до 30 миллисекунд, сколько звуков в этом случае мы слышим?
31. Как называется эффект, в результате которого на выходе получается плавающий звук с биениями частот или хор с измененными тембрами копий основного сигнала?
32. При применении обработки в записях джаза компрессией пользуются по минимуму, почему?
33. Назовите звуковой эффект, достигаемый искажением сигнала путём его «жёсткого» ограничения по амплитуде, наиболее часто применяющееся в музыкальных жанрах хард — рок, металл и панк — рок в совокупности с электоргитарой?
34. Звукорежиссеры считают, что полезно послушать микс из соседней комнаты. Для чего?
35. Как панорамируется бэк-вокал — записанный, со стереозвучанием?
Краткие ответы на вопросы предоставить преподавателю в письменном виде.
Практические задания:
1. Запись четырех разножанровыж произведений (фрагментов), длительностью до 5 минут каждое (акустическая запись симфонического оркестра, народные коллективы, джаз, симфоническая музыка, хоры).
Микрофонные карты с подробным описанием технологии записи.
.2. Реферат по одной из тем (или собственную):
«Современный симфонический оркестр. Рассадка и звучание».
«Cобственная резонансная частота студии звукозаписи. Ее верхний предел, определяющий возможность профессиональной звукозаписи»
«Особенности использования технологии «дабл – трек» для записи голоса»
«Звучание и запись хоровых коллективов (академический хор, народный или церковный)»
Формой итогового контроля знаний является экзамен, проводимый в соответствии с учебным планом.
Рекомендуемая литература:
http://www.raschotka.ru/diplom/szk/main.html
rus.625-net.ru/audioproducer/2004/09/jazz.htm
Вольфганг Анерт, Франк Стеффен. Техника звукоусиления. Пер. С англ. М: ООО «ПКФ». Эра. 2003.
Звукорежиссура/625-net.ru/audioproducer/2004/09/jazz.htm
Звукорежиссура/625-net Архив журнала Звукорежиссер 03 03.htm
Ковалгин Ю. А., Борисенко А. В., Гензель Г. С. Акустические основы стереофонии. Симфонический оркестр. Создание звукозаписывающего комплекса на базе концертного зала. Решение контрольных работ. ГУ Кино и телевидения.
Кононович Л. М., Ковалгин Ю. А. Стереофоническое воспроизведение звука. – М.: Радио и связь, 1981.
Мансфельдерс Э. Музыка, речь и компьютер. Пер.с нем.К.,1995.
Мелкие детали «Большой оперы. Звукорежиссер №9, 2011.
Нисбетт А. Звуковая студия. — М., Связь, 1979.
Севашко А. В.«Звукорежиссура и запись фонограмм» Альтекс — А», 2004.
Стародубровская Т.Н. Уроки звукорежиссуры. – М., ГК1Р, 1982 г.
Шак Т.Ф. Музыка в структуре медиатекста. Научное издание. Краснодар, 2010.
Тематические разделы V курс IX семестр:
Тематические разделы V курс IX семестр
(государственный экзамен):
V курс 10 семестр «Государственный экзамен» по курсу «звукорежиссура» состоит из демонстрации выпускной квалификационной работы звукорежиссера и государственного экзамена «Профессиональная подготовка».
Выпускная квалификационная работа звукорежиссера представляет собой компакт-диск с записью десяти самостоятельно выполненных записей различных стилей и исполнительских составов. Например:
1 – симфонический оркестр
2 – духовой оркестр
3 – народный оркестр
4 – академический или народный хор
5 – камерный ансамбль
6 – фортепиано
7 – фольклорный ансамбль
8 – джазовая композиция
9 – эстрадная композиция (многодорожечное сведение)
10 – работа на выбор студента
В зависимости от особенностей ВУЗа жанровое содержание дипломной работы может изменяться.
Дипломный реферат представляет собой научную работу, посвященную какой либо проблеме звукорежиссуры. В качестве возможных тем рефератов можно привести следующие темы (тему реферата студент выбирает вместе с руководителем диплома):
– Стереосистема ORTF (XY, MS, диск Джеклина) в качестве главного плана.
– Влияние времени реверберации на разборчивость текста в хоровых записях.
– Предпочтительность применения микрофона определенного типа для записи скрипки (или другого инструмента)
– Рекомендации AES по оборудованию кинотеатров системой Dolby surround.
– Зависимость необходимой мощности и конфигурации аппаратуры от размеров озвучиваемого открытого пространства (или от жанра концерта).
– Постановка звука на мюзикле «N» .
Реферат выполняется в виде письменной работы. Если тема реферата носит практический характер (аналогично темам 1-3), к письменной работе должен прилагаться демонстрационный компакт-диск.
Студент сдает «Государственный экзамен»: защита теоретической работы (реферата) и демонстрация выпускной квалификационной работы звукорежиссера
Рекомендуемая литература:
Жарков В.А Самоучитель Жаркова по анимации и мультипликации в Visual Basic. NET 2003. – М.: Жарков Пресс, 2003.
Кудлак В. Домашний видеофильм на компьютере. Самоучитель.– СПб., Питер, 2003.
Смирнов А.В. Основы цифрового телевидения. Учебное пособие. М., Горячая линия – Телеком, 2001.
Розенталь А. Создание кино и видеофильмов как увлекательный бизнес. — М.: Триумф; Жуковский: ЭРА, (Все для создания видео и кино), 2000.
Розенталь Алан Создание кино и видеофильмов от А до Я. — М., Триумф, 2003.
Шак Т.Ф. Музыка в структуре медиатекста. Научное издание. Краснодар, 2010.
Щербаков Ю. Сам себе и оператор, сам себе и режиссер. Серия «Учебный курс», Ростов н/Д., Феникс, 2000.
Интернет-ресурсы:
Образовательные ресурсы интернета http://www.alleng.ru/edu/
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Дисциплина
«ИСТОРИЯ ЗВУКОЗАПИСИ»
Курс «История звукозаписи» является основным теоретическим курсом в профессиональной подготовке студентов и занимает чрезвычайно важное место в комплексе специальных дисциплин, направленных на развитие специалиста. Его целью является теоретическое познание основных вех в истории звукозаписи. Изучение истории помогает изучить опыт прошлого, осознать сущность науки и дальнейшие пути развития, помогает сформировать культурный уровень, необходимый для дальнейшей профессиональной деятельности звукорежиссера;
Целью освоения дисциплины «История звукозаписи» является:
– формирование у студентов понимания основ физических процессов звукозаписи на разных видах носителей;
— изучение традиционных форм бытования музыки за последние сто лет. Звукозапись, как документ эпохи, визитная карточка исполнителя и композитора.
— формирование у студента соответствия требованиям к интеллектуальному уровню звукорежиссера, его музыкальной культуре.
— воспитание звукорежиссера – полноправного соавтора записи
Тематические разделы I курс I семестр:
Тема 1 Введение: Процесс записи звуковой информации с целью ее сохранения и распространения
Роль и значение дисциплины в работе звукорежиссера.
Звукозапись как документ эпохи, визитная карточка исполнителя и композитора. Звуковая информация в звукозаписи как результат деятельности звукорежиссера. Требования к интеллектуальному уровню звукорежиссера, его музыкальной культуре. Звукорежиссер – полноправный соавтор записи.
Тема 8. Хранение различных видов носителей. Влияние способа звукозаписи и качества носителя.
Особенности хранения всех видов носителей Изменение качественных параметров записи при многоразовом использовании или в процессе ее зксплуатации. Копир — эффект. Основные параметры художественно-технической и технической оценки качества звукозаписи их зависимость от способа звукозаписи, качества носителя и его сохранности.
Контрольные вопросы:
1. На какие группы делятся материалы по магнитным свойствам?
2. Лазер это источник монохромного или полихромного излучения?
3. Какова ширина рабочего зазора магнитной головки записи?
4. Есть ли разница с точки зрения записи между носителями DVD+R и DVD-R?
5. Какова ширина рабочего зазора магнитной головки стирания?
6. Каковы минусы хранения фонограмм, записанных механическим способом?
7. Чем обусловлен переход от магнитной звукозаписи к цифровому методу кодирования?
8. Напишите линейку стандартных скоростей движения ленты в магнитофонах?
9. Постоянна ли скорость движения магнитной ленты мимо головки записи?
10. Потеря каких частот, особенно заметна при магнитной записи звука?
11. Из каких операций состоит процедура аналогово-цифрового преобразования при импульсно кодовой модуляции?
12. Какова частота дискретизации в бытовой и студийной аппаратуре?
13. Назовите процесс обратного преобразования последовательности импульсов в аналоговый сигнал?
14.Как называется процесс переноса звуковых сигналов с помощью специального устройства на движущееся тело?
15. Что меняется при первом и втором способах фотографической звукозаписи?
16. В чем сущность копирэффекта?
17. Напишите линейку стандартных скоростей вращения пластинок?
18.Как называется график зависимости намагниченности
от величины напряженности внешнего магнитного поля?
19. Чем обусловлен переход от механического способа звукозаписи к магнитному?
20. На каких уровнях наиболее заметен шум квантования?
21.Что такое ракорд, стандарты его применения?
22.На каких носителях в процессе тиражирования фонограмм не ухудшается качество копий?
Краткие ответы на вопросы предоставить преподавателю в письменном виде.
Практические задания:
1. Оценить качество 3-х фонограмм, записанных цифровым, магнитным, механическим или оптическим способом записи. Охарактеризовать плюсы и минусы таких записей по оценочному протоколу. (Предоставить в письменном виде)
Track 6.Аркадий Погодин орк. пу С.Халаджиева «В парке Чаир»
Track 7. Дмитрий Шостакович вальс из кинофильма – «Единство» (1954)
Track 8.Майк Науменко «Связанные одной цепью» саундтрек из к-ф «Стиляги», 2008
2. Написать реферат на одну из предоставленных (или по собственному выбору) тем:
«Технология записи и воспроизведения на мини — диск – исторический аспект»
«История одного открытия» – любого, связанного с записью звука.
«Роль личности в истории звука – открытия перевернувшие мир»
Формой итогового контроля знаний является экзамен, проводимый в соответствии с учебным планом.
Рекомендуемая литература:
Алдошина И.А. Приттс Р. Музыкальная акустика Учебник. — СПб., Композитор, СПб, 2006.
Корсунский С. Звук и слух. Сборник трудов ВНИИТР, выпуск 2(21). Изд. ГКТР, 1972.
Меерзон Б. Я. Акустические основы звукорежиссуры. М., 1996.
Меерзон Б.Я. акустические основы звукорежиссуры. М., 2004.
Нисбетт А. Звуковая студия. Кн. 1 Пер. с англ. М., 1996.
Никамин В. А. Журнал «Компьютеры» статья Цифровая звукозапись – история, 2011.
Островский В. Истоки и триумф магнитной звукозаписи. // «625» . № 3, 1998.
Проворнов С. М. Фотографический метод звукопередачи. М., «Искусство», 1981.
Скороходов 3. Г.. Тайны граммофона. М.ЭКСМО.»Алгоритм», 2004.
Тихонова Е. История чистого звука. //Вокруг света, №12, 2004. Энциклопедия@Broadcasting.ru
Дисциплина
ОСНОВЫ ЗВУКОЗАПИСИ
ЛИТЕРАТУРНО — ДРАМАТИЧЕСКОГО СПЕКТАКЛЯ»
Курс «Основы записи литературно- драматического спектакля» позволяет развить навыки записи литературно-драматического спектакля, его монтажа, наложения шумов и музыки. Формирует у звукорежиссеров целостность восприятия многоэлементного текста, основанного на сочетании визуальных и звуковых компонентов, представленных речью, музыкой и шумовыми эффектами. Помогает получить практический опыта записи, монтажа и подбора музыкального материала для радио спектакля, аудио книги.
В процессе освоения дисциплины студент должен уметь:
– составить монтажный лист на записи;
– осуществить монтаж записи авторского текста или сцен;
– грамотно подобрать шумы и фрагменты музыкальных произведений для наложения;
– применять звуковые эффекты для корректировки голоса или шумов;
– уметь передать акустическую атмосферу или применить искусственную реверберацию в соответствии с поставленной драматургической задачей;
– владеть навыками работы с режиссером спектакля, композитором и актерами;
Тематические разделы I курс II семестр:
Введение. Звукорежиссер в театре, как творческая единица, участвующая в создании драматургии спектакля.
Роль и значение дисциплины “Основы записи литературно- драматического спектакля”. Работа над записью литературно-драматической композиций на радио и ТВ. Особенности взаимодействия звука с визуальным образом на театральной сцене и в телевизионном эфире.
Тема 5. Сведение голоса, музыки и шумов при многодорожечной записи. Работа с фактурой: обработка, звуковые эффекты.
Знакомство с такими музыкальными редакторами редактирования и обработки звука (sony vegas, sony sound forge, wavelab, cubase, nuendo, samplitude и т.д.). Перспективы развития современной аудиотехники.
Практические задания:
Студент должен самостоятельно подобрать литературное произведение, на основе которого составить монтажный лист, записать голоса актеров, подобрать музыкальное и шумовое оформление для создания литературно – драматической композиции. Это может быть: аудио – книга, детская сказка, литературно — драматический спектакль, или радио передача. Длительность записи от 5 до 10 минут.
Формой итогового контроля является дифференцированный экзамен. Его целесообразно провести в виде демонстрации записи литературно-драматической композиции.
Рекомендуемая литература:
Алдошина И.А. Акустические системы и громкоговорители. Основы устройства. Учебное пособие, С-Пб.ГУТ, 2000.
Базанов В.В., Театральная техника в образном решении спектакля. М., «Искусство», 1970.
Глумова А. Н., Музыка в русском драматическом театре, М., Музгиз, 1952.
Козюренко Ю. И., Звукозапись с микрофона, М., «Энергия», 1975 г.
Медведев У. В., Трусова В. А., Реальность виртуального звука, СПб., «БХВ — Петербург», 2002.
Нисбетт А. Звуковая студия. Кн. 1 Пер. с англ. М., 1997.
Шак Т.Ф. Музыка в структуре медиатекста [Текст]: программа для высших учебных заведений / Т.Ф. Шак. – Краснодар: Эоловы струны, 2006.
Шак Т.Ф. Музыка в структуре медиатекста. Научное издание. Краснодар, 2010.
Дисциплина «АКУСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ»
Курс «Акустические основы звукорежиссуры» дать студентам широкие знания в области акустических основ звукорежиссуры, необходимые при записи, обработке и передаче звуковой.
Цель курса — сформировать понимание основных физических процессов возникновения и распространения звуковых волн, структуры звуковых полей, терминов и определений. Изучить методы аналогового и цифрового анализа натуральных музыкальных и речевых сигналов, их статистических, корреляционных и спектральных характеристик. Освоить принципы построения основных видов электроакустической аппаратуры (акустических систем, контрольных агрегатов, стереотелефонов и т.д.), а также требований к их параметрам и методам измерений в отечественных и международных стандартах. Изучить основы теории архитектурной акустики, методы расчета параметров помещения. Ознакомить с нормами, требованиями и принципами проектирования студий, концертных залов и помещений прослушивания.
Тематические разделы II курс IV семестр:
Введение: Роль и значение дисциплины в работе звукорежиссера.
Акустические характеристики натуральных источников звука. Общие характеристики натуральных источников звука (музыкальных, речевых, шумовых). Статистические характеристики звуковых сигналов: распределения мгновенных и средних значений по уровню, по частоте, по времени. Формы спектров звуковых сигналов. Частотный диапазон. Понятие стационарности. Корреляционные характеристики натуральных звучаний (речь, музыка).
Тема 1. Акустика помещений. Основы архитектурной акустики
Распространение звуковых волн в помещениях. Волновая, статистическая и геометрическая теории расчета. Резонансные процессы. Структура стоячих волн. Статистические методы определения основных параметров звукового поля в помещении: время реверберации, среднее время пробега, радиус гулкости, средний коэффициент поглощения. Общий характер реверберационного процесса. Структура первых отражений. Ее роль в оценке качества помещения. Методы измерений акустических характеристик помещения. Субъективные методы оценки качества звучания в помещениях, их связь с объективными акустическими параметрами.
Тема 2. Акустика студий звукозаписи, аппаратных, концертных залов и помещений прослушивания музыкальных и речевых программ.
Классификация студий. Нормы. Шумы, вибрация, окраска звучания. Формы и объемы студий различного назначения. Основные методы проектирования. Звукоизоляция и звукопоглощение. Акустическая обработка. Требования к аппаратным записи. Качество звучания
Современные тенденции в проектировании (в том числе для записи электронной музыки). Амбиофония и акустическая голография. Концертно-театральные залы. Классификация. Требования к акустическим параметрам. Моделирование акустики. Методы измерений и оценки качества.
Контрольные вопросы:
1. Свойства предметов рассеивать или отражать изменяются от частоты. Влияют ли на это размеры предметов?
2. Как называется эффект многократных отражений от параллельных твердых поверхностей стен определенных частот звукового диапазона, звучащий достаточно выражено?
3. Толщина абсорбирующего материала влияет на поглощение волн большей или меньшей длинны?
4. «Звук, распространяющийся в вертикальном направлении, способен претерпевать многократное отражение, в то время как звук, идущий горизонтально, может отразиться только один раз »- о каких студиях по назначению может идти речь?
5. Перечислить основные виды абсорберов?
6. Общий уровень величины обратной связи всей системы амбиофонии должен оставаться постоянным на протяжении всего процесса — верно ли это?
7. В какое число раз возможно увеличение времени реверберации в случае амбиофонии и акустической голографии?
8. В таких помещениях, с точки зрения времени реверберации, речь теряет разборчивость, музыка звучит, более пространственно, расплывчато?
9. Какова должна быть характеристика времени реверберации для речевых студий малого объема, чтобы избежать «бубнения» голоса?
10. Зависит ли диффузность звука от влажности в помещении?
11. Для каких студий характерны «мертвая» и «живая» зоны?
12. Справедливо ли утверждение – что пьесы церковного характера созданы для помещений с малым уровнем реверберации?
13. Где больше уровень шумов: в телевизионной или музыкальной студии?
14.Что применяют для разделения соседних источников звука при записи большим числом микрофонов?
15.Какая система более распространена в применении: акустическая голография или амбиофония? Почему?
16. Каков уровень реверберации открытого пространства?
17. К чему приведет применение чрезмерной драпировки
при записи речи?
18.На какие частоты воздействуют мягкие поглотители?
19. Частотная область воздействия мембранных поглотителей?
20. Влияет ли форма зала на акустику. Что такое «золотое сечение»?
21.Влияет ли на диффузности отраженного звука наличие мелких предметов интерьера или декора?
22. Как влияют экраны на уровень реверберации данного помещения?
23. Во сколько раз возможно увеличить время реверберации при амбиофонии и акустической голографии?
24.Какова частота собственного резонанса студии звукозаписи?
Краткие ответы на вопросы предоставить преподавателю в письменном виде.
Практическое задание:
Написать реферат на одну из предложенных тем (или собственную):
1. Анализ акустических параметров ведущих студий – звукозаписи.
2. Методы субьективной оценки качества звучания в различных помещениях. Связь обьективных и субьективных параметров.
3. Ауролизация-методы компьютерного моделирования акустики помещений.
4. Акустика: концертных залов, оперных театров, кинотеатральных залов, цирка (на выбор).
Формой промежуточного контроля знаний является зачет, проводимый в соответствии с учебным планом.
Рекомендуемая литература:
Алдошина И.А. Приттс Р. «Музыкальная акустика» Учебник. — СПб.: Композитор, Санкт-Петербург, 2006.
Алдошина И.А. Электроакустические измерения и оценка качества звучания. Учебное пособие. С-Пб. изд-во ГУТ, 1998.
Алдошина. И.А. Акустика студий и контрольных комнат // Звукорежиссер. № 1, 2004.
Алдошина. И.А. Субъективные критерии оценки акустики помещений // Звукорежиссер. №10, 2000.
Алдошина. И.А., Электроакустические измерения // Install-PRO. 2001 2003 г (http://www.install-pro.ru)
Ефимов А. П., Никонов М. А., Сапожков М. А. Акустика. Справочник. М., 1986.
Ковригин С.Д, и др. Архитектурно-строительная акустика. Высш. Школа,1986.
Макриненко Л. И. Акустика помещений общественных зданий. М., 1986.
Маньковский В. С. Акустика студий и залов для звуковоспроизведения. М., 1966.
Тематические разделы III курс V семестр:
Тема 5. Системы пространственной звукопередачи и звуковоспроизведения в современных средствах звукозаписи, радиовещания, концертно-театральной технике и мультимедийных системах.
Системы звукопередачи в современных средствах телевидения, радиовещания, звукозаписи и мультимедиа. Классификация систем звукопередачи. Монофонические системы звукопередачи. Область применения. Стереофонические системы звукопередачи. Стереосистемы с панорамным и адаптивным кодированием. Пространственные системы звукопередачи: Dolby Surround, бинауральные системы. Звуковые системы в средствах мультимедиа. Перспективы развития современной аудиотехники.
Контрольные вопросы:
1.Одинакова ли осевая чувствительность и по диффузному полю для направленных микрофонов?
2. Во сколько раз «импеданс» «нагрузки» должен отличатся от «источника» в режиме bridge?
3. Изменяется ли характеристика направленности микрофона с изменением частоты?
4. В зависимости от строения акустической части, микрофоны различаются на … (назвать)?
5. Как называется микрофон, капсюль которого помещен в фокусе параболического отражателя, его характеристика направленности?
6.Какую характеристику направленности имеет микрофон-приемник градиента давления?
7.Какое напряжение имеет фантомный источник питания микрофонов?
8.Возможность работы с длинными кабелями это преимущество, каких конструкций микрофонов?
9. На, микрофонах, какой направленности больше всего сказывается эффект близости «апроксимация»?
10. На каком расстоянии от твердой поверхности направленная микрофонная система ПЗМ будет эффективно работать?
11. У какой стереосистемы АВ или ХY ярче выражен эффект «гребенчатой фильтрации»?
12. АС являются последней цепочкой звуковоспроизводящих трактов. Их можно разделить по предназначению на …..?
13. Зависит ли сопротивление акустической системы от частоты?
14. Если входное сопротивление акустической системы ниже, чем номинальное для усилителя сопротивление нагрузки, то какими будут в воспроизводимом сигнале нелинейные искажения?
15. Какую нелинейность имеют АЧХ качественные современные акустические системы (в пределах …дБ)?
16.Какова форма применяемых в конструкции диафрагм для СЧГГ?
17. Для чего применяют в СЧГГ коротко – замкнутые медные витки?
18. Определите диапазон частот, используемый при проектировании ВЧГГ?
19. Отсутствие демпфирования при установке громкоговорителя приводит к эффекту «бубнения» на НЧ – для, каких конструкций корпусов это характерно?
20. Перечислите основные виды конструкций корпусов акустических систем?
21. Что применяют для ослабления электрического сигнала за пределами рабочей полосы частот громкоговорителей?
22. В чем заключается различие систем озвучивания и звукоусиления?
23. Как называется подводимая мощность, при которой акустическая система может длительное время работать без механических и тепловых повреждений?
Краткие ответы на вопросы предоставить преподавателю в письменном виде.
Практическое задание:
Написать реферат на одну из предложенных тем (или свою):
1. Конструктивные параметры и электроакустические характеристики акустических систем категории HI-FI
2 Конструктивные особенности стереотелефонов ведущих зарубежных фирм.
3. Параметры и особенности конструкций студийных контрольных агрегатов фирм Genelec, JBL Tannoy и др.
4.Принципы построения пространственных систем Dolby-Surround, Pro logiс, Digital , примеры их применения
5.Микрофоны на TV (студийные и для прямого эфира).
6 .Рупорные громкоговорители и линейные массивы компании Dynacord, Electro- Voice.
Формой итогового контроля знаний является экзамен, проводимый в соответствии с учебным планом.
Рекомендуемая литература:
Алдошина И.А. Акустические системы и громкоговорители. Основы устройства. Учебное пособие, С-Пб.ГУТ, 2000. – 65 с.
Алдошина И.А. Громкоговорители // www.oudspeakers.htm, 2007.
Алдошина И.А., Войшвилло А.Г. Высококачественные акустические системы. М. Радио и Связь.1986. – 110 с.
Качерович А. Н. Акустическое оборудование киностудий и театров. М., 1980.
Меерзон Б. Я. Акустические основы звукорежиссуры. Оборудование студий. М., 1996.
ПавловскаяВ.Н., Качерович А.Н., Лукьянов А.П. Акустика и электроакустические аппараты. М., Искусство,1986.
Радиовещание и электроакустика. Учебник под ред. Ковалгина Ю.А., М."Радио и Связь", 1998. – 790 с.
Хореев А.А. Средства акустической разведки. Направленные микрофоны и лазерные акустические системы // http://www.st-s.su/publications/2008/horev/index.htm
NisbettA. The Use of Microphones. IN/OUT. M,1997.
Дисциплина
«Специфика звукорежиссуры на радио и телевидении »
Звукорежиссура на телевидении это творческое руководство и организация
процесса записи или прямого эфира: новостей, музыкального, документального, учебного, рекламного или другого материала для последующего неоднократного воспроизведения и хранения. Главная задача звукорежиссера ТВ — помимо качественной звуковой продукции, обеспечить еще и органичное восприятие слушателем и изображения, и звука. В результате освоения дисциплины студент должен знать:
— структуру радиовещания и телевидения;
— основные требования к выходному уровню сигнала, отечественные и международные стандарты;
— технологию создания звукового ряда к кино-, видеофильмам, ТВ программам.
— организационную структуру телестудий.
— организацию оперативной работы, ее особенности в зависимости от программ (новости, музыкальные программы, спортивные, реалити – шоу)
Тематические разделы IV курс VIII семестр:
Тема 10. Аудиобрендинг, создание «джинглов», реклама на радио.
Окраска звука радиостанции — брендирование канала, «джинглы» на радио – их роль в структуре вещания. Особенности записи. Рекламные аудиоролики, компоненты их создания.
Практические задания:
1.Написать реферат на одну из предложенных тем (или свою):
— Шумовое сопровождение в документальных телевизионных фильмах.
— Анализ музыкального сопровождения радио рекламы (на примерах местных радиостанций).
— Технология создания и записи «Джинглов». Роль слогана в радиоэфире.
2 Озвучивание рекламного ролика длительностью до 30 сек. (2 шт.)
Track 10. «Теплотехника» реклама – голос радио
Track 11. «Таксо» — реклама – голос радио
3. Видеозапись (с новой звуковой дорожкой) рекламного ролика длительностью до 30 сек.
Видео 1. Реклама TV Экспресс – Волга банк
Видео 2. Реклама TV Стильный блеск
Формой итогового контроля знаний является экзамен, проводимый в соответствии с учебным планом. Его целесообразно провести в виде демонстрации видеозаписи рекламного ролика и защиты реферата. Студент сдает экзамен, отвечая на вопросы по всему пройденному материалу.
Рекомендуемая литература:
Алдошина И.А. Громкоговорители //www.oudspeakers.htm 2007.
Алдошина И.А. Приттс Р. Музыкальная акустика Учебник. — СПб., Композитор, Санкт-Петербург, 2006.
Алдошина И.А. Акустика студий и контрольных комнат. //Звукорежиссер, №1, 2004.
Искусство мультимедиа: мультимедиа и техника / под ред. Т.Е.Шехер. – СПб.: СПбГУП, 2010.
Основы режиссуры мультимедиа – программ: учеб. пособие / Под ред. Н.И. Дворко. – СПб., СПбГУп, 2005.
Павлов, В.Н. Электронная аппаратура в творчестве звукорежиссера: учеб.пособие /В.Ню Павлов.-СПб.:Изд-во СпбГУП, 2011.
Уайт Х., Эмиес Т. Монтаж звука в теле- и кинопроизводстве. Знакомство с технологиями и приемами, 2006.
Фрумкин Г.М. Сценарное мастерство. Кино-телевидение-реклама. изд. 2. М. Академический проект. 2007.
Хореев А.А. Средства акустической разведки. Направленные микрофоны и лазерные акустические системы// http:www.st-s.su/publications/2008/horev/index.htm.
Шак Т.Ф. Музыка в структуре медиатекста, программа для высших учебных заведений. – Краснодар: Эоловы струны, 2006.
NisbettA. The Use of Microphones / IN/OUT.M., 1997.
Thomas R Ray HD Radio Implementation. The Field Guide for Facility Conversion. Focal Press, 2008.
Дисциплина «РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СЛУХА»
Курс «Развитие технического слуха», является основным практическим курсом по специальности «Звукорежиссура» в музыкальных ВУЗах. Профессиональная подготовка студентов занимает чрезвычайно важное место в комплексе специальных дисциплин, направленных на развитие специалиста. Широкие знания в этой области необходимы для формирования практических навыков определения на слух наличия и характера шумов, искажений, различных полос АЧХ, изменений АЧХ, степени акустической и динамической обработки сигнала, так, как звукорежиссеру необходимо уметь быстро определять недостатки звучания и знать методы их устранения.
Тематические разделы V курс IX семестр:
Введение. Место курса «Развитие технического слуха» в общем развитии звукорежиссера. Звукозапись, как результат деятельности звукорежиссера. Тренировка внимания и умения свободно определять и классифицировать технические недостатки записи
Тема 1. Художественно – технический оценочный протокол.
Технические замечания (искажение звука, нарушение частотной характеристики, резонансы отдельных частот, помехи, шумы), влияние их на художественную оценку качества записи.
Тема 2. Допустимый уровень шума, источники возникновения шумов их классификация и методы борьбы с ними.
Классификация шумов, выделение их на слух. Источники возникновения шумов, возможности предотвращения до записи или шумоподавление на записанном материале.