Содержание
Введение…………………………………………………………………..3
1. Знакомство детей с числами второго десятка и в пределах ста по методике Н.Зайцева………………………………………………………
4
2. Знакомство детей с числами второго десятка и в пределах ста по методике Б.Никитина……………………………………………………..
12
3. Знакомство детей с числами второго десятка и в пределах ста по методике М. Монтессори………………………………………………
15
Заключение………………………………………………………………21
Литература……………………………………………………………….22
Выдержка из текста работы
Дошкольное детство является важным и благоприятным периодом для развития математических представлений. От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит весь дальнейший путь математического развития ребенка.
Существуют две важные причины, почему детей следует учить математике. Первая из них очевидна и менее важна: математические вычисления — это одна из высших функций человеческого мозга. Только человек обладает способностью к счету. Кроме того, это умение очень пригодится в жизни, поскольку в цивилизованном обществе его приходится использовать практически ежедневно.
Вторая причина гораздо важнее. Детей следует учить считать как можно раньше, поскольку это будет способствовать физическому развитию мозга, а следовательно и того, что мы называем интеллектом.
Формирование понятия натурального числа у детей дошкольного возраста происходит на основе оперирования совокупностями предметов: набором палочек, геометрических фигур (кругов, квадратов, кубов), предметами быта (два стула), игры (три куклы), питания (две морковки). Еще до школы дети приобретают знания о количестве и количественных отношениях из разных источнике, среди которых особое значение имеют слово и действия взрослых, которым малыши активно подражают. Ребенка окружают предметы, различающиеся размерами, формой, цветом, количеством. С помощью взрослого малыш учится называть и различать их, пользоваться ими. По мере развития ребенка изменяются его взаимоотношения с окружающим миром, у него формируются новые понятия.
Цель курсовой работы — исследовать существующие методы знакомства с цифрами и числами дошкольников.
Объектом исследования математические представления детей шестого года жизни о числах и цифрах.
Предмет исследования — явился процесс формирования математических представлений в детском саду.
В соответствии с заданной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
— изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
— рассмотреть методики ознакомления с числами и цифрами;
— выявить математические представления детей шестого года жизни о числах и цифрах;
— дать рекомендации к методике ознакомления дошкольников с числами и цифрами.
Методы исследования — анализ психолого-педагогической литературы, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ результатов.
Методологические основы являются труды следующих авторов: А. А. Столяра, А. М. Леушиной, Е. И. Щербаковой, Е. В. Соловьевой, Н. А. Зайцева.
Апробация исследования: результаты обсуждались на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад №14 «Родничок» г.
Этапы работы:
— на первом этапе исследования изучалась и анализировалась теоретическая методическая литература по проблеме исследования.
— на втором этапе проводилось обследование с целью выявления у детей уровня сформированности знаний о числах и цифрах, и анализ результатов констатирующего эксперимента.
Исследования проводились на базе МБДОУ Детского сада №14 «Родничок» г. Алатырь.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические основы знакомства детей старшего дошкольного возраста с числами и цифрами
1.1 Особенности восприятия натурального ряда чисел детьми в дошкольном возрасте
Счет — это деятельность с присущими всякой деятельности признаками, т. е. наличием цели, средств, способов ее осуществления и результатом в виде итогового числа как показателя мощности множества[5].
Сущность деятельности счета состоит в том, что между элементами конкретной совокупности и числами натурального ряда как стандартного множества чисел, каждое из которых является показателем определенного класса множеств, устанавливается взаимно-однозначное соответствие.
Многочисленные исследования педагогов и психологов (А. М. Леушина, Г. С. Костюк, В. В. Данилова, А. А. Столяр и др.) показали, что овладение детьми счетом осуществляется постепенно и проходит ряд этапов.
Обучение счету начинается с практических действий с множествами, дробления их на элементы, сравнения смежных множеств. Счетная деятельность условно может быть поделена на отдельные этапы, а именно процесс счета и итог, в связи с чем выделяется соотнесенный и итоговый счет. Процессом счета, т. е. соотнесенным счетом (называнием чисел) дети овладевают быстрее. Итог счета усваивается значительно труднее[40].
А. М. Леушина определила шесть этапов развития счетной деятельности у детей.
Изучая и наблюдая действия детей с множествами, можно заметить у них большой интерес к множественности одинаковых предметов. Дети раскладывают предметы совокупности на столе, на полу, чаще всего по горизонтали, в виде кривой линии, гирлянды. Часто они прижимают предметы друг к другу, например пуговицы, тарелки, чашки и другие мелкие предметы. Детей двух лет весьма привлекает множественность однородных предметов, но при этом они равнодушны к тому, одинакового ли цвета и размера все элементы множества. Раскладывая предмет за предметом, они как бы дробят множественность на элементы, и именно это привлекает внимание детей[14].
Внимание детей в возрасте 1 года 6 мес.- 2 лет привлекают разнородные виды множественности: предметов, звуков, движений. Манипуляции с множественностью служат пропедевтикой будущей счетной деятельности детей, особенно это становится очевидным, когда все движения с предметами сопровождаются повторением одного и того же слова: «Вот… вот… вот…», или «Еще… еще… еще…», или «На… на… на…» и др. Важно то, что каждое повторяемое ребенком слово соотносится с одним предметом или с одним движением. Слово помогает выделять элементы из множественности одно родных предметов, движений, более четко обособлять один элемент от другого. При этом устанавливается еще не осознанное ребенком взаимно-однозначное соответствие между количеством предметов, вернее, движений и количеством произносимых однородных слов. Конечно, это еще стихийно используемый ребенком прием, однако он служит известной подготовкой ребенка к счетной деятельности в будущем. Такое манипулирование с множествами можно рассматривать как первый этап в развитии счетной деятельности[40].
В дальнейшем появляется интерес к сравнению величин и множеств. Подобное поведение характеризует в основном детей третьего года жизни и может рассматриваться как второй этап в развитии счетной деятельности.
Тенденция к сравнению проявляется у детей различно. Дети внимательно следят за тем, чтобы все получили поровну орехов, конфет и т. д., когда каждому дают по нескольку штук. Они начинают сопоставлять каждую конфету одной группы с конфетою другой группы, определяя тем самым численности множеств.
Все эти факты свидетельствуют о стремлении детей путем сравнения определить численность той или иной совокупности или размер предметов — больше, меньше, поровну. Конечно, это еще первые попытки познать число путем сравнения, но зарождение их очевидно.
Эта тенденция возникает, с одной стороны, в силу подражания действиям взрослых, а главное — в силу того, что у детей давно уже сформировалось представление о неопределенной множественности, и на данном этапе начинает формироваться представление о конечном множестве как структурно-целостном единстве. Именно это позволяет детям поэлементно сравнивать одну группу конфет с другой, устанавливая между ними взаимно-однозначное соответствие: А, В, С, D, эквивалентно а, b, с, d[14].
На третьем этапе развития счетной деятельности при сопоставлении элементов сравниваемых множеств начинает включаться последовательное называние слов-числительных. Развитие этого этапа в значительной степени обусловлено обучением. При отсутствии такового или при неправильном обучении дети не усваивают приемы соотнесения числительных с объектами множеств (пропускают элементы множеств или, наоборот, соотносят одно числительное с несколькими объектами) и, как правило, не умеют обобщить все пересчитанное множество. На вопрос «сколько?» они вновь начинают пересчитывать множество и снова не обобщают общего количества, не отвечают на этот вопрос. Это часто встречается в тех случаях, когда взрослые спешат с обучением счету с помощью слов-числительных и не учат сравнивать поэлементно конкретные множества и на основе сравнения определять их равенство и неравенство, т. е. не обеспечивают достаточных упражнений с множествами в дочисловой период.
Усвоив же в дочисловой период, что множества бывают равными и неравными, дети начинают проявлять интерес к счетной деятельности, именовать множества числами. Понимание значимости итогового числа при счете усваивается детьми быстрее. Они дифференцируют итог счета от процесса счета, что весьма важно для данного этапа. Дети сравнительно легко усваивают и то, что равночисленные множества всегда именуются одним и тем же числом.
Дети не сразу овладевают умениями считать предметы в большом количестве. По-прежнему, сравнивая две совокупности, состоящие из равного количества элементов, или две совокупности, одна из которых будет содержать на один элемент больше, дети четырех лет учатся считать, пользуясь словами-числительными, сначала в пределах пяти, а уже позднее (в 5 — 6 лет) усваивают счет и в пределах десяти[32].
На четвертом этапе развития счетной деятельности дети дошкольного возраста (5 — 6 лет) уже четко усваивают последовательность в назывании числительных, все более точно соотносят числительное с каждым элементом множества независимо от формы его расположения и качества его элементов; они не только усваивают значение последнего числа, как итогового, но. и начинают понимать, что число показывает равночисленность множеств независимо от пространственно-качественных их особенностей, что оно всегда служит показателем лишь количества.
Строгая последовательность чисел обусловлена тем, что все числа натурального ряда взаимосвязаны между собою; каждое последующее число больше предыдущего на 1 единицу и каждое предыдущее меньше последующего на 1 единицу. Таким образом, на данном этапе дети овладевают пониманием количественного значения числа (его отношений к единице) и пониманием взаимно-обратных отношений между смежными числами натурального ряда.
На пятом этапе, опираясь на знания и умения детей можно обучить детей шести-семи лет счету множеств с различным основанием единицы, когда считаются уже не отдельные предметы, а группы, состоящие из нескольких предметов (из трех, пяти, десяти). Дети усваивают, что единицей счета может быть целая группа, а не только отдельный предмет. Подобный счет групп углубляет понимание значения единицы. Деятельность счета поднимается на новый, более высокий уровень.
Шестой этап развития деятельности счета в основном ,падает. уже на 1 класс школы. Упражняясь в. счете множеств с различным основанием единицы (например, в счете групп, состоящих из 10 предметов), дети усваивают счет десятками (один десяток, два десятка, три десятка и т, д.), т. е. подходят к, элементарному пониманию основ десятичной системы счисления, Усваивая дальше названия десятков (десять, двадцать, ..тридцать и т. д.), дети понимают их значение и умеют доказать, продемонстрировав это на конкретном материале[14].
В процессе развивающейся счетной деятельности у детей формируется целый ряд понятий, а также возникает и развивается новый вид деятельности — измерение. Пользуясь сначала счетом отдельных предметов, затем групп, измеряя ту или иную длину различными условными мерками, а затем общепринятыми мерами (метром, сантиметром); измеряя жидкие и сыпучие тела сначала условными мерками, (стаканом, ложкой и др.), а затем эталонами (литр, килограмм и др.); измеряя температуру воды, воздуха градусами; измеряя, длительность и текучесть времени часами, минутами и т. д., дети осваивают понятие числа, которое развивается, расширяется, поднимается до все большей абстракции. И если в младшем дошкольном возрасте знания и оценки численностей тех или иных множеств были эмпирическими, житейскими, опирающимися на сенсорное восприятие, то постепенное усвоение элементарных математических знаний поднимает уровень развития детей до опосредованных их оценок. Это в свою очередь служит основой для развития у детей новой деятельности — вычисления. Вычислительная деятельность имеет дело уже с числами как абстрактными понятиями, в то время как счетная деятельность всегда имеет дело с конкретными множествами (предметами, звуками, движениями, протяженностями, объемами и мн. др.), которые воспринимаются различными анализаторами[38].
А. А. Столяр тоже занимался изучением Развития у детей дошкольного возраста представлений о числе. Он считал, что освоение детьми счета — длительный и сложный процесс. Истоки счетной деятельности усматриваются в манипуляциях детей раннего возраста с предметами. Счет как деятельность состоит их ряда взаимосвязанных компонентов, каждым из которых ребенок должен овладеть: соотнесение слов-числительных, называемых по порядку, с предметами, определение итогового числа. В результате этой практической деятельности осваивается последовательность чисел[37].
Предметные действия детей раннего возраста (1,5-2,5 года) являются пропедевтикой счетной деятельности. Такие действия с множествами можно рассматривать как начало развития счетной деятельности. Дети легко усваивают простые считалки, отдельные слова-числительные и используют их в процессе движений, игр.
Раннее появление в активном словаре детей (1,5-2 года) числительных не является показателем сформированности количественных представлений. Эти слова заимствуются из речи взрослых и употребляются детьми во время игры.
В раннем возрасте (2-3 года) дети от хаотического познания числительных под влиянием обучения переходят к усвоению последовательности чисел в ограниченном отрезке натурального ряда. Как правило, это числа 1, 2, 3.
Дальнейше……..
Список использованной литературы
1. Агеева, С.И. Обучение с увлечением / С.И. Агеева. — М.: Просвещение, 2010. — 64 с.
2. Альтхауз, Д., Дум, Э. Цвет, форма, количество / Д. Альтхауз, Э. Дум. — М.: Просвещение, 2004. — 24 с.
3. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. — М.: Мозаика-Синтез, 2006
4. Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников / Серия «Библиотека учителя» — Ростов н/Д: «Феникс», 2005. -256 с.
5. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. — М.: Владос, 2004. — 399 с.
6. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С. ; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина — Брест: Издательство БрГУ, 2006. — 46 с.
7. Грин, Р., Лаксон, В. Введение в мир числа / Р. Грин, В. Лаксон. — М.: Педагогика, 2009. — 182 с.
8. Демина Е. С., Диагностика развития математических способностей детей дошкольного возраста. — Барнаул, 2002.
9. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. — Изд. 2-ое. — СПб.: Питер, 2000. — 224 с.
10. Дошкольник изучает математику. Как и где? / Сост. и общая ред. Т.И. Ерофеевой. — М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. — 128 с.
11. Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов / Т.И. Ерофеева. — М.: Просвещение, 2006. -112с.
12. Зайцев Н.А. «Письмо, чтение, счет». — М.; Гном и Д. — 2003.
13. Козинцева Е.А., И.В.Померанцева И.В., Т.А. Терпак. Формирование математических представлений. Конспекты занятий в старшей группе. Волгоград: Учитель, 2008. — 175 с.
14. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. — М.: Просвещение, 1974. — 368 с.
15. Математика — это интересно: Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений / Сост. З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина — СПб., 2002. — 37 с.
16. Математика от 3 до 7: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. — М.: Педагогика, 1997. — 176 с.
17. Михайлова, З. А., Носова, Е.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова. — СПб.: Детство-пресс, 2008. — 384 с.
18. Непомнящая, Р.Л. Ознакомление дошкольников с цифрами в игровых и учебно-игровых ситуациях / Р.Л. Непомнящая // Игра дошкольника: Научно-методическое пособие. — Мозырь: Белый ветер, 1998.
19. Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников Е.А. Носова. — СПб., 2006.
20. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург; «Детство-Пресс», 2002.
21. Образовательная работа в детском саду по программе «Радуга» / Сост. О.М. Дьяченко, А.И. Булычева и др. — М., 2006.
22. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие» / Под ред. О.М. Дьяченко, В.В. Холмовской. — М., 1996.
23. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.
24. Панова, Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ Е.Н. Панова. — Воронеж, 2007.
25. Петерсон Л.Г., Е.Е. Кочемасова. Игралочка: Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Москва: Баласс, 2001. — 176 с
26. Поляков, А.Ж. Как развивается ребенок: теория Пиаже / А.Ж. Поляков. — М., 2009. — 43 с.
27. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — М.: Мозаика — Синтез, 2009. — 106 с
28. Радуга: Программа и руководство для воспитателей / Сост. Т.Н. Доронова. — М., 2007.
29. Содержание диагностической и коррекционной работы в детских дошкольных учреждениях / Под ред. Н.Я. Кушнир. — Минск, 2006. — 241 с.
30. Соловьева Е. В. Математика и логика для дошкольников : Метод. рекомендации для воспитателей, работающих по программе \»Радуга\» / Е. В. Соловьева . — 5. изд . — Москва : Просвещение, 2004 . — 154 с.
31. Стожарова М.Ю. Математика — учимся играя/ М.Ю. Стожарова . — Ростов/ Д: Феникс, 2008. — 203с
32. Сычева, Г. Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Г. Е. Сычева. — М.: Книголюб, 2007. — 104 с.
33. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т.В. Тарунтаева — М.: Просвещение, 2003. — 88 с.
34. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6-ти частях Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. — СПб., 1996.
35. Усова А.П. Обучение в детском саду — М.: Просвещение, 2003-98 с
36. Фалькович Т. А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений. — М.: ВАКО, 2009. — 290 с.
37. Формирование элементарных математических представлений / Под ред. А. А. Столяра. — М.: Просвещение, 2008. — 330 с.
38. Фрейлах, Н. И. Методика математического развития / Н. И. Фрейлах. — М.: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2009. — 208 с.
39. Черникова Е. Ф. Учим ребенка считать. Пособие для родителей. — М.: «ДОМ CCI век», 2007. — 185 с.
40. Щербакова, Е. И. Методика обучения математики в детском саду: Учебное пособие / Е.И. Щербакова. — 2-е изд., стер. — М.: Academia, 2009. — 272 с.