Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
1. Значение психологических знаний в работе медицинской сестры4
2. Медсестра и больной, принципы общения с пациентом7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ10
Выдержка из текста работы
Сестра должна: 1) осуществлять контроль за лечебным питанием больных. Контролировать передачи, при необходимости проводить с родственниками разъяснительные беседы о значении лечебного питания и возможных последствиях нарушения диеты. Для сведения родственников на информационном стенде указывается перечень разрешённых продуктов и их допустимое количество. С целью выявления продуктов, не соответствующих лечебному столу, ежедневно проверять продукты, хранящиеся в прикроватных тумбочках и холодильнике. Получать на ночь пищу для оказания неотложной помощи больным в случае развития гипогликемических состояний; 2) осуществлять постоянное наблюдение за больными, включая ночное время, учитывать при этом, что в 3-4 ч ночи уровень гликемии наиболее низкий, между 5-8 ч утра – наиболее высокий; 3) уметь выявлять клинические признаки коматозных состояний и оказывать помощь; 4) владеть методикой экспресс-диагностики; 5) знать основные правила хранения и введения инсулина; 6) контролировать посещение больными школы диабета; 7) присутствовать при выполнении больными первых самостоятельных инъекций с целью своевременного устранения допускаемых ошибок.
Профилактика. Первичная профилактика заключается в выявлении детей, относящихся к группе риска по заболеванию сахарным диабетом, проведении в группах риска регулярных иммунологических исследований на наличие аутоантител к островковым клеткам. В общих мероприятиях по первичной профилактике сахарного диабета имеет значение рациональное питание, активный двигательный режим, профилактика инфекционных заболеваний, санация хронических очагов инфекции, предупреждение эмоциональных стрессов.
Вторичная профилактика: см. «Реабилитация больных сахарным диабетом».
Прогноз. В настоящее время излечение больного СД 1-го типа невозможно. При хорошей компенсации нарушенного углеводного обмена возможно удовлетворительное развитие ребёнка, нормальная по продолжительности и качеству жизнь. Чем хуже компенсация, тем быстрее развивается и тяжелее протекают диабетические осложнения, продолжительность жизни сокращается на 15-20 лет, возникает ранняя инвалидизация.
Медико-психологические проблемы в работе медицинской сестры с больным сахарным диабетом
Учитывая, что сахарный диабет является хроническим заболеванием и имеет прогрессирующее течение, больной должен пожизненно сопровождаться медицинской сестрой. Она должна научить его жить с диабетом, а семью – воспринимать болезнь ребёнка, учитывать состояние его здоровья и возникающие в связи с этим трудности. Для этого необходимо: 1)установить контакт с ним и его родственниками; 2) выявить проблемы больного и найти пути их решения; 3) проинформировать больного о заболевании, возможных осложнениях и прогнозе; 4) психологически адаптировать больного и его семью к заболеванию; 5) убедить ребёнка в необходимости изменения образа жизни; 6) подчеркнуть важность выполнения всех лечебных мероприятий; 7) объяснить необходимость проведения самоконтроля за течением заболевания; 8) провести профессиональную ориентацию.
Основой успешной работы является установление контакта с больным и его родственниками. Медицинская сестра должна выяснить образ жизни семьи и её психологический климат, степень образованности и способность к усвоению знаний родителями и ребёнком, уровень их информированности о заболевании, особенности их характеров. Эти сведения позволят определить, смогут ли родственники выполнять лечебные рекомендации по диете, инсулинотерапии и режиму дня при уходе за ребёнком. Следует выяснить, что может больной делать сам и в какой помощи он нуждается со стороны своих близких.
Важно выявить проблемы ребёнка и найти возможные пути их решения. Такой проблемой может быть плохой психологический климат в семье. В этой ситуации медицинской сестре необходимо разъяснить родителям, что одним из условий компенсированного течения диабета являются взаимоотношения между ними, так как ребёнок не может по состоянию своего здоровья жить в постоянной депрессии. Родители должны знать, что причиной развития комы может быть психологический стресс, испытываемый ребёнком при семейных ссорах.
С первых дней заболевания необходимо объяснить ребёнку важность неукоснительного выполнения всех лечебных рекомендаций. Для этого следует рассказать ему и его близким о сахарном диабете и возможном прогнозе заболевания. Больной должен знать, какую опасность для его здоровья представляет сахарный диабет, и получить чёткую информацию о том, как избежать осложнений. Необходимо убедить ребёнка, что хорошее самочувствие и благоприятный прогноз заболевания зависит от него самого: ему следует разъяснить, что осложнения, как правило, рано развиваются и быстро прогрессируют у тех пациентов, которые не выполняют досконально все лечебные рекомендации и невнимательно относятся к ухудшению своего состояния.
Важно при общении с больным подчеркнуть необходимость самоконтроля за течением заболевания. Без регулярного контроля уровня глюкозы в крови поддерживать нормальные или близкие к норме показатели невозможно. И больному, и его семье необходимо чётко представлять, что самоконтроль является обязательным условием профилактики осложнений диабета.
Общий тон беседы должен быть оптимистическим. Следует убедить ребёнка, что чёткое выполнение всех рекомендаций позволит ему хорошо себя чувствовать и вести активную жизнь. Эффект от беседы будет намного выше, если привести пример компенсированного течения заболевания из числа его знакомых или известных певцов, актёров.
Все сведения о заболевании нужно излагать профессионально грамотно и в доступной форме. В процессе разговора необходимо убедиться, что ребёнок всё правильно понял и твёрдо усвоил. Только при таком условии сделанные рекомендации могут быть выполнены.
В работе с больным следует помнить о его психоэмоциональном отношении к своей болезни. Оно во многом зависит от друзей, преподавателей в школе, соседей. Медицинская сестра должна посоветовать родителям сообщить им о болезни ребёнка и попросить их оказать ему психологическую поддержку. С целью адаптации к своему заболеванию можно познакомить ребёнка с его сверстниками, больными диабетом, которые живут с ним в одном районе или учатся в одной школе. Общаясь между собой, они поделятся знаниями о заболевании, обретут веру в его благоприятное течение, перестанут чувствовать себя одинокими.
Обязательным условием успешной работы с больным является проведение профессиональной ориентации. И ребёнку, и его родителям следует объяснить, что при сахарном диабете противопоказаны специальности, связанные с выполнением тяжёлого физического труда и психоэмоциональными нагрузками. К моменту окончания школы подросток должен быть убеждён, что та профессия, которую рекомендует медицинская сестра, является для него не только необходимой по состоянию здоровья, но и желанной.
Контрольные вопросы и задания
1.Какие причины и провоцирующие факторы могут вызвать сахарный диабет? 2. Почему необходимо диагностировать сахарный диабет на ранних стадиях заболевания? 3. Опишите манифестные признаки заболевания. 4. Какие лабораторные данные подтверждают диагноз? Назовите критерии диагностики сахарного диабета. 5. Перечислите возможные осложнения сахарного диабета. 6. В чём заключается принцип лечения заболевания? 7. Перечислите правила работы медсестры с препаратами инсулина. 8. Дайте клиническую характеристику кетоацидотической и гипогликемической ком. Как оказать необходимую помощь? 9. Какие методы экспресс-диагностики вы знаете? 10. Расскажите об особенностях ухода за больными сахарным диабетом. 11. У ребёнка: 1) глюкоза натощак 6,7 ммоль/л, после нагрузки глюкозой через 2ч – 14 ммоль/л. У него: а) язвенный сахарный диабет; б) нарушение толерантности к глюкозе; в) сахарного диабета нет; 2) глюкоза натощак 12 ммоль/л. Выберите возможные причины этого состояния: а) вечерняя доза инсулина велика; б) вечерняя доза инсулина велика; в) ужин недостаточен; г) ночью была гипогликемия; 3) глюкоза натощак меньше 2,5 ммоль/л, в течение дня не поднимается выше 3 ммоль/л. Проанализируйте данные. Какие ошибки в лечении были допущены?