Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Определение эмоций и чувств…………………………………………………..4
2. Основные функции чувств и эмоций……………………………………………5
3. Эмоции и чувства в юридической деятельности………………………………7
Заключение…………………………………………………………………………12
Список используемой литературы……………………………………………….13
Выдержка из текста работы
В настоящее время воспитание детей является важнейшей проблемой, которой заняты педагоги, психологи, юристы, врачи, экономисты, а также представители других наук.
В дошкольном возрасте чувства в основном преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою выразительность.
Развитие эмоций имеет большое психолого-педагогическое значение, так как для полноценного развития личности необходимо развитие не только всех познавательных процессов, овладение различными навыками и знаниями, но и формирование положительного эмоционального отношения к окружающей действительности, к людям.
Эмоции и чувства дошкольника необходимо воспитывать и развивать в процессе деятельности. В процессе восприятия произведений искусства у детей развивается способность эмоционально переживать содержание произведения, возникает желание выразить свое отношение к нему, способность видеть прекрасное и безобразное, причем не, только в искусстве, но и в окружающей действительности.
Изобразительная деятельность как средство эмоционального развития ребенка является важной в осуществлении любой практической деятельности, в том числе учебной деятельности. Эмоции и чувства играют значительную роль и в процессе становления личности. Они оказывают влияние на мировосприятие ребенка, помогают или мешают саморазвитию.
Все формы творческой активности художника подчинены одной цели — созданию произведения искусства, предвосхищением возможных действий, которые призваны привести к этому результату. Мотивация деятельности художника выступает как сложная динамичная самоподкрепляющаяся система. Весь комплекс его восприятия, мышления, поведения стимулируется целями творчества как высшими в иерархии побудительных мотивов его личности. Достижению этих целей способствуют, с одной стороны, направленная (осознанная) деятельность художника, в которую включены его волевые усилия, рациональная оценка намеченных целей — произведение какого жанра он стремится создать, какого объема, в какой срок, ощущение внутренней ответственности за результаты и т.д. С другой стороны, значение в подготовке и осуществлении творческого акта у художника приобретает так называемая непроизвольная активность. Она отмечена непрерывным художественным фантазированием, это своего рода внутренняя лаборатория, в которой клубятся, наплывают друг на друга, прорастают подспудные переживания и их художественные формы.
Мотивы творчества по существу ненаблюдаемы. В этом случае мотив можно описать через такие понятия как потребность, побуждение, склонность, влечение, стремление и т.д. Отсюда творческий процесс оказывается мотивированным даже в тех случаях, когда не сопровождается сознательным намерением художника.
По сей день в психологии по-разному используют понятия "мотив" и "мотивация" применительно к художественной деятельности. В искусстве термин "мотивация" зачастую используется как синоним художественной достоверности, оправданности логики поведения художественного персонажа. Как известно, психология выводит мотивацию как из свойств самого человека, так и из требований ситуации.
Внутренняя потребность творчества, художественное чутье оказываются гораздо сильнее многих внешних факторов, оказывающих давление на художника. Устройство художника таково, что его психический аппарат должен прежде должен справиться не с внешними, а с внутренними импульсами, от которых нельзя уклониться. Императив диктует не столько ситуация, сколько "океаническое чувство" самого мастера, которое просится наружу, которое нельзя удержать в себе. Как было известно еще Канту, природа гения сама дает искусству правила. Гений мыслит собственную деятельность как свободную и органичную, побуждающую с большим доверием относиться к собственному чутью, и склонен сам задавать тональность ситуации, чем соответствовать уже имеющимся ожиданиям.
. Общее понятие об эмоциях и чувствах
Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним. Одни события вызывают у него радость, другие — негодование, одни вещи ему нравятся, другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь — все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам; они называются чувствами или эмоциями.
Часто мы употребляем слова "чувства" и "эмоции" в качестве синонимов. Но в сущности эти два понятия отличаются друг от друга. Собственно чувство (чувство долга, чувство ответственности, чувство советского патриотизма, чувство коллективизма и т.д.) — это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности. Эмоции — более простое, непосредственное переживание в данный момент. Чувства выражаются в эмоциях.
Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве. Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, постановку им тех или иных жизненных целей. Равнодушный, безразличный ко всему человек не способен ставить и решать большие жизненно значимые задачи, добываться настоящих успехов и достижений.
Положительное эмоциональное состояние повышает работоспособность, снижает утомляемость человека. Даже утомленный человек в ходе сильных положительных эмоциональных переживаний приобретает способность достаточно энергично и продуктивно действовать. Положительные эмоциональные переживания всегда связаны со значительным подъемом жизненного тонуса всего организма в целом. Отрицательные эмоциональные переживания связаны с такими изменениями в организме, которые снижают психическую активность человека, ведут к значительному ухудшению его деятельности, к падению трудоспособности.
Для выражения наиболее глубоких и сложных эмоций и чувств человечество в процессе развития создало искусство: музыку, живопись, скульптуру, поэзию. Произведения искусства, отражая большие чувства художников, писателей, композиторов, всегда волнуют, вызывают у людей ответные эмоциональные реакции.
. Психологическая характеристика чувств и эмоций в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства.
Внешнее выражение эмоций у ребенка по сравнению со взрослым человеком носит более бурный, непосредственный и непроизвольный характер. Эмоции ребенка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут; бурное веселье нередко сменяется слезами.
Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Важнейшее значение в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста имеют общение с окружающими людьми и игра, в процессе которых формируются основы социальных чувств.
Ребенок дошкольного возраста эмоционально легко возбудим, но эмоции его обычно мало устойчивы. В дошкольном возрасте начинают заметно развиваться высшие чувства — моральные (в процессе игр, когда ребенок приучается подчинять свое поведение общим требованиям коллектива, при слушании сказок и рассказов…), эстетические (в процессе занятий музыкой, пением, рисованием, лепкой), интеллектуальные (в связи с развитием познавательных интересов и элементарными формами учебной деятельности).
Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства — радость, гордость, обиду и другие. Ребенок, с одной стороны остро переживает ласку, похвалу, с другой — причиненное ему огорчение, проявленную к нему несправедливость.
Эмоции, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся им и на персонажей художественных произведений — сказок, рассказов. Рассматривая иллюстрации к сказкам, дошкольники часто пытаются непосредственно вмешаться в ход событий: замарывают или выцарапывают изображения отрицательных действующих лиц или обстоятельств, угрожающих герою.
4. Влияние изобразительного искусства на развитие эмоций и чувств ребенка
Искусству как компоненту культуры всегда отводилось одно из центральных мест в системе общечеловеческих ценностей. Для развития личности ценен не только каждый вид искусства в отдельности, но и их сочетание в рамках одного занятия, сюжета. При восприятии произведений изобразительного искусства музыка, художественное слово оказывают дополнительного эмоциональное воздействие.
Аналогичный путь развития проходит в дошкольном детстве и чувство красивого, вызываемое у ребенка предметами, явлениями природы, произведениями искусства. Для трех -, четырех — летнего дошкольника красивое — это яркая, блестящая игрушка, нарядный костюмчик… К старшему дошкольному возрасту ребенок начинает улавливать красоту в ритмичности, гармонии красок и линий, в развитии музыкальной мелодии, в пластичности танца. Сильные переживания вызывает у старшего дошкольника красота природных явлений, пейзажей, праздничных шествий. Чем лучше ребенок ориентируется в окружающем, тем более разнообразными и сложными становятся причины, порождающие у него чувство прекрасного.
Ребенок с первых лет рождения находится на "эстетической стадии" детства, поскольку по своей природе он предрасположен в равной степени видам искусства, т.е. сознание ребенка одновременно вмещает все виды художественной деятельности со своеобразным их переплетением в процессе развития. Каждое занятие по изобразительному искусству, обращенное к детям должно опираться на живые ощущения и сенсорные впечатления.
Исходя из этого положения, воспитатель и другие взрослые должны специально развивать у детей способность естественно, радостно существовать в процессе художественной деятельности так, чтобы они могли получать удовольствие от своей причастности к чему-то увлекательному и одновременно значительному. Под специальным развитием следует понимать снятие у детей чувства страха, неуверенности посредством постановки дыхания, двигательного раскрепощения, естественного погружения в художественную среду. И тогда результат работы не замедлит сказаться: дети будут относиться друг к другу заинтересованно, доброжелательно, открыто и с готовностью воспринимать новое.
В художественном развитии принципиально важно, чтобы дети по возможности стали свидетелями и участниками живого формообразования в художественном событии. Слова, звуки, движения, цвет и форма должны возникать у них на глазах в живом явлении, собственными силами и действиями, творчески выражаться в рисунках, картинах. Только таким образом включаются механизмы художественно-образного освоения действительности и искусства.
Искусство, становясь частью окружения, позволяет ребенку проникать в жизненные ситуации и видеть их такими, какими они предстают через сюжетные завязки, характеры героев, их настроение.
Особое значение дети придают цвету. Примечательно, что каждый возраст отдает предпочтение определенным цветам. Наличие любимого цвета у ребенка способствует снятию напряжения, успокаивает.
У дошкольников 3-4 лет в процессе зрительного восприятия предметов художественного искусства начинает активно осуществляться познавательная деятельность: ребенок самостоятельно способен сделать акцент на выделении значимых признаков, по которым опознается объект. Таким признаком могут быть форма, размер, цвет, материал, наиболее значимые детали, свойственные отдельным предметам или персонажам и героям картин.
Дошкольники 5-6 лет уже способны эмоционально переживать события и образы, запечатленные в произведениях искусства, — разумеется, в пределах их собственного, еще небольшого жизненного опыта.
Поступки персонажей подвергаются эмоционально-нравственной оценке со стороны ребенка ("плохой", "хороший", "злой", "добрый", "смелый", "трусливый", "честный", "лживый" и т. п.). Часто дети перенимают эти качества для себя. Стараются быть на них похожи. Конечно же, чаще это положительные герои.
Таким образом, художественная детей или другое какое-либо художественное искусство должны носить вариативный характер, рождать чувства, эмоции.
Список литературы
1.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность [Текст] / X. Хекхаузен. — 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с.: ил. — (Мастера психологии).
2.Кривцун О.А. Эстетика [Текст] / О.А. Кривцун. — М.: Аспект-пресс, 2000. — 434 с.
3.Крутецкий В.А. Психология [Текст]: учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1980. — 352 с.: ил.
4.Димакова Н.Г. Эмоциональное развитие ребенка [Электронный ресурс] / Н.Г. Димакова // МБДОУ детский сад №6 "Светлячок" г. Заполярный: [сайт]. — Заполярный, 2013. — URL:
<#»justify»>5.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. — 4-е изд., стереотип. — М.: Академия, 1999. — 456 с.
.Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика [Текст] / Т.М. Бабунова. — М.: Сфера, 2007. — 208 с.
7.Слободчиков И.М. Эмоциональное развитие ребенка [Электронный ресурс] / И.М. Слободчиков // Психологический центр Адалин: [сайт]. — [Б. м., б. г.]. — URL: <#»justify»>9.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика [Текст]: учеб. пособие / Б.А. Столяров. — М.: Высш. шк., 2004. — 216 с.