Содержание
РАЗДЕЛ I НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА И ЕГО ОСНОВНЫХ ИНСТИТУТОВ
Контрольные вопросы
1. Что такое первобытное общество и каковы основные этапы его развития?
2. На основании каких источников изучается история первобытного общества?
3. Что такое антропогенез? Каковы его этапы?
3.Что такое социогенез? Каковы его этапы и формы?
4. Что такое эндогамия и экзогамия?
5. Дайте характеристику родовой и соседской общины. Проведите сравнение, в ходе которого заполните таблицу.
6. Каковы причины зарождения государства?
РАЗДЕЛ II ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВАХ ДРЕВНОСТИ
Тема 1. Общая характеристика древневосточных обществ
Контрольные вопросы
1. Что такое цивилизация? Какие цивилизации древности вам из¬вестны?
2. Охарактеризуйте периоды ранней и поздней древности. Запи¬си внесите в таблицу.
3. Особенности социально-политического развития Двуречья в III — начале II тысячелетия до н. э.
4. Дайте характеристику вавилонского общества в эпоху правления царя Хаммурапи, используя статьи его законов. Представьте ответы в виде таблицы
5. Чем египетский вариант развития государства отличался от месопотамского?
6. Назовите мировые державы на Древнем Востоке. Определите общее и особенное в их развитии.
Дайте характеристику одной из мировых держав.
7. Определите вклад древневосточных народов в историю человечества.
8. Выполните задания на повторение всей темы.
а. Определите дату.
б. Ответьте на вопросы.
Тема 2. Особенности античных обществ
2.Выделите основные периоды в истории Древней Греции.
3. Что такое греческий полис? Какие типы полисов вам известны? Сравните Афины и Спарту в классический период, заполнив следующую таблицу.
4. Что понимается под термином «кризис полиса»?
5. Что такое эллинизм? В чем заключается его сущность?
6. Охарактеризуйте социально-экономическое и политическое развитие Римской республики.
7. Определите причины и сущность кризиса полисной организации в Риме.
8. Обозначьте этапы развития римского общества в период империи и дайте им характеристику.
ВОПРОСЫ НА ПОВТОРЕНИЕ
1,Расположите события в их хронологической последовательности.
2.Ответьте на вопросы.
Выдержка из текста работы
2.1. Назначение и место профессионального модуля «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования» в структуре подготовки тракториста-машиниста 16
2.2. Дидактический анализ темы «Химическая защита растений» 17
2.3. Перспективно-тематический план темы «Химическая защита растений» 18
2.4. План-конспект урока 19
2.5. Фрагмент рабочей тетради 28
Вывод 31
Заключение 32
Список литературы 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
Введение
Во время образовательного процесса важно развить разносторонние навыки и умения ученика. Во время проведения учебных занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика. Немало важно выбрать правильный подход к учащимся. В случае если нет возможности подстроиться под каждого индивидуально, необходимо применять методы которые будут учитывать особенности каждого, а так же будут являться универсальными. Индивидуальный подход к каждому ученику за время, отведенное на занятие осуществить не возможно. Таким образом, применение рабочей тетради в учебном процессе наиболее рационально, при выполнении заданий каждый ученик применяет свои способы решения задач. Здесь реализуется индивидуальный метод, подходящий под каждого учащегося. Применение рабочей тетради заметно сокращает время в отличие от других некоторых видов работ. Использование рабочей тетради в процессе обучения усиливает эффективность образовательного процесса на основе его индивидуализации, появляется шанс реализовать перспективные методы обучения. Рабочая тетрадь включает в себя разнотипные задания, что способствует расширению мыслительной деятельности. Таким образом, целью данной курсовой работы является разработка фрагмента рабочей тетради по теме «Химическая защита растений».
В соответствии с этим важнейшими задачами, стоящими перед нами в процессе выполнения курсовой работы, являются следующие:
1. Изучить основы разработки рабочих тетрадей;
2. Проанализировать ГОСТ и учебный план для подготовки тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства;
3. Разработать фрагмент рабочей тетради;
4. Дать рекомендации по применению рабочей тетради.
Объектом исследования в процессе выполнения работы является использование рабочей тетради в учебном процессе. Мы будем рассматривать ее структуру, различные виды и способы разработки.
Предметом является применение рабочей тетради при изучении темы «Химическая защита растений». Будут рассмотрены способы применения, основные виды урока при которых рабочая тетрадь будет наиболее рациональным техническим средством обучения. Ознакомимся с видами заданий используемых при составлении рабочих тетрадей. Сделаем выводы и составим методические рекомендации по применению рабочих тетрадей.
1. Теоретические основы о рабочих тетрадях
1.1. Понятие рабочей тетради и ее значение в учебном процессе
Рабочая тетрадь — составная неотъемлемая часть современного учебно-педагогического процесса. Рабочая тетрадь является учебным пособие имеющим особый дидактический аппарат, применяемый студентами в самостоятельной работе по освоению предмета, как в аудитории, так и дома. Используется студентами при самостоятельном изучении теоретических знаний, формированию и закреплению практических навыков и умений, при подготовке к контрольной проверке по дисциплине [1]. Рабочая тетрадь, как способ подготовки учащихся, выполняет несколько функций:
— обучающая. Формирует у учеников необходимые им знания и умения;
— воспитывающая. Воспитание аккуратности при конспектировании;
— развивающая. Формирует устойчивое внимание на занятии, более легкое восприятие учебного материала, является инструментом развития мышления через различные специальные задания и упражнения с творческим характером;
— контролирующая. Рабочая тетрадь используется для контроля знаний и умений учащихся, приобретенных в ходе изучения темы. У преподавателя есть возможность контролировать постоянно, на различных моментах занятия, так как учебный материал разбит на тематические блоки;
— рационализирующая. Рациональное распределение времени и работы учеников. Основное время учащихся затрачивается на осмысление изучаемых понятий [2].
Рабочая тетрадь состоит из заданий для самостоятельной работы учеников и разделена на тематические разделы. Рабочие тетради, разрабатываемые современными авторами, содержат в себе задания, рассчитанные на самостоятельное выполнение с опорой на теоретический материал учебника. Так же некоторые рабочие тетради могут иметь текстовые вставки с информацией, которой нет в учебниках, либо с сжатым материалом того или иного раздела учебника. Эти рабочие тетради являются одной из форм содействия изучению учащимися способами самостоятельного добывания информации, активного ее усвоения и применения [2].
Отдельный ряд составляют тетради, изданные в последние годы в русле преобладающей системы развивающего обучения. В основном — это тетради, разработанные в границах развивающих систем обучения. Упражнения в них характеризуется опорой на наглядно-образное и наглядно-действенное развитие мышления ученика. Эти тетради направленны также на эмоциональное восприятие учеников той деятельности, которой они занимаются. Поэтому они содержат в себе упражнения для обучения тому или иному предмету, дополнительную информацию, увеличивающую кругозор учеников, обращают особое внимание на различные приемы, для возникновения заинтересованности детей [1].
Таким образом, современная рабочая тетрадь должна удовлетворять следующим требованиям:
1) рабочая тетрадь должна оказывать свое специфичное влияние на решение проблем дифференциации и индивидуализации процесса обучения и развития;
2) рабочая тетрадь должна бать направленна на формирование и развитие общеучебных умений, реализующих учебную деятельность;
3) разработка заданий рабочей тетради должна основываться н комплексном рассмотрении особенностей развития учащихся [2].
Рабочие тетради должны рассматриваться как обучающее приложение к учебнику и поэтому составляться в комплексе с учебником или учебно-методическим руководством.
Для того что бы преподаватель мог успешно использовать рабочие тетради, он должен иметь соответствующие методические пособия с описаниями наиболее эффективных методов их применения. Необходимы соответствующие инструкции и для органов образования. Это поможет создать общие требования к применению рабочих тетрадей в учебном процессе [4].
Так как рабочая тетрадь используется параллельно с другими учебными пособиями, то на основе анализа учебного процесса можно утверждать, что набор учебной литературы должен состоять из следующих компонентов:
1. учебник;
2. рабочая тетрадь;
3. набор контрольно-проверочных заданий для индивидуальной работы;
4. сборника дополнительных источников материала;
5. брошюры, содержащие основной материал по программе предмета [6].
1.2. Виды (классификация) рабочих тетрадей
Как уже отмечалось выше, рабочие тетради должны заинтересовать, увлечь студента, заставить его думать, анализировать и обобщать изученный материал. Различают три вида рабочей тетради: информационный, контролирующий и смешанный [3].
Информационный вид рабочей тетради несет информацию только о содержании учебного материала. Данный вид широко применяется в профессиональных школах, где по многим предметам нет учебного материала ни в одном учебнике или информация рассредоточена по нескольким учебникам. Вследствие чего преподаватель конструирует учебную информацию в рабочей тетради. Контролирующая рабочая тетрадь используется после изучения темы занятия. Здесь преподаватель может на только установить факт знания или незнания, но и определить, где учащийся допускает ошибку и устранить ее. Смешанный вид рабочей тетради включает в себя информационный и контролирующий блоки. В первый блок входит новый теоретический материал, а в контролирующий помещают задания и тесты для контроля полученных знаний и умений [3].
В основном применяются рабочие тетради трех типов:
Первое место в порядке значимости принадлежит многоцелевым и комплексным тетрадям. В них входят и задания по формированию знаний, и задания по развитию различных умений, в особенности умений самостоятельно приобретать знания.
Второй тип рабочих тетрадей представляет собой дневники (вернее — трафарет дневника) по проведению опытов, наблюдений, практических работ.
Третий тип рабочих тетрадей образуют комбинированные пособия, несущие, помимо специфических для рабочей тетради функций, также и функции учебника (в них содержатся познавательные тексты) [8].
На ближайшее время наиболее перспективны рабочие тетради первых двух типов. Комбинированные тетради из-за их чрезвычайного объема по экономическим соображениям могут успешно применяться разве только как экспериментальные материалы (разработка и опробование структуры и содержания новых школьных курсов). Некоторое значение комбинированные рабочие тетради могут иметь и при организации обучения факультативным предметам [8].
Большинство рабочих тетрадей рассчитано на среднего ученика.
Многоцелевые рабочие тетради — дидактическое средство, помогающее активизировать познавательную деятельность учащихся на основе их самостоятельной работы. Для практического применения наиболее удобны рабочие тетради, оформленные в виде сборников рабочих листов. Они вполне применимы и в функции текущей контрольной работы [4].
Таким образом, сфера использования тетрадей может быть значительно расширена. Такие дидактические средства избавляют учителя от многих организационных неувязок. В структуру рабочего листа должно входить такое контрольное задание (задания), результаты выполнения которого учащийся сможет оценить с достаточной объективностью самостоятельно.
Наряду с контрольными заданиями рабочие тетради должны содержать в виде приложения и контрольные работы, которые охватывают учебный материал за одну четверть в двух, трех или даже четырех вариантах [2].
Многоцелевые рабочие тетради не отрицают необходимости специализированных тетрадей для обучения письму, проведения экспериментов, опытов, наблюдений, практических и полевых работ и т. д.
Рабочие тетради должны рассматриваться как дидактическое приложение к учебнику и потому составляться в комплексе с учебником и научно-методическими руководствами для учителя [3].
Чтобы преподаватель мог успешно пользоваться рабочими тетрадями, он должен иметь соответствующие методические пособия с описаниями наиболее эффективных приемов их применения. Нужны соответствующие инструкции и для о……..
Список литературы
1. Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. Пособие для преп. учреждений СПО / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко.- М.: Мастерство, 2001. — 272 с.
2. Педагогика: педагогические теории, системы технологии: учебник / С. А. Смирнов [и др.]; под ред. С. А. Смирнова. — 5-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 115 с.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е. С. Полат [и др.]; под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
4. Поташник, М. М. Качество образования: проблемы и технология управления (в вопросах и ответах) / М. М. Поташник. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 352с.
5. Уманский, В.С. Применение технических средств в учебном процессе средних профтехучилищ / В. С. Уманский. М.: Высшая школа, 1979. — 151 с.
6. Теория и практика применения наглядных пособий и технических средств обучения в профессиональной школе / О. А. Айт [и др.]; под ред. А. В. Батышева. — М.: Высшая школа, 1990. — 156 с.
7. Полат, Е.С. Педагогические технологии XXI века — Современные проблемы образования / Е. С. Полат. Тула: 1997. — 153 с.
8. Чуракова, О. В. Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии / О. В. Чуракова, И. С. Фишман. Самара. 2002. — №1.
9. Смирнов, Н. К. Здоровъесберегающие образовательные технологии и психологии здоровья в школах / Н. К. Смирнов. М.: изд-во Аркти, 2005. — 320 с.
10. Зангиев, А. А. Эксплуатация машино-тракторного парка / А. А. Зангиев, Л. В. Шпилько, А. Г. Левшин. — М.: КолосС, 2006. — 320 с.