Выдержка из текста работы
Согласно определению финансового права, «финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач».
Организация, в которой я работаю, является бюджетной, финансовые взаимоотношения, в данной организации осуществляются в рамках бюджетного финансирования.
К числу отношений, возникающих в бюджетных учреждениях и регулируемых нормами финансового права, относятся: 1) правоотношение на право получения бюджетных средств в порядке ассигнований;
) правоотношение на право получения бюджетных кредитов; 3)обязанностей на перечисление в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия в части прибыли государственного унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения; 4) обязанностей по уплате налогов и сборов; 5) правоотношение на право участия в процессе составления проекта бюджета (сметный процесс);
Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает правоотношения в сфере финансов муниципальных унитарных предприятий, включены в самые различные финансово-правовые институты. Так, нормы, порождающие правоотношения по уплате предприятиями налогов и сборов в бюджет, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, охватываются финансово-правовым институтом налогового права.
бюджет налог дефицит профицит
Глава 2. Сделайте анализ Федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и определите
·особенности объема доходной и расходной части бюджета;
·их сбалансированность (удельный вес дефицита или профицита);
·соотношение в процентах бюджетных доходов и их структур;
·особенности направлений расходов и их функциональное разграничение;
· отношения с бюджетами субъектов Российской Федерации;
·организацию целевых бюджетных фондов.
·сравните свои выводы с показателями бюджета прошлого года.
1.Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год
. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2010 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 43 187,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 10,0 процента (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года):
) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 6 950 010 032,5 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 3 194 681 720,0 тыс. рублей;
) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 9 886 920 940,1 тыс. рублей;
) объем нефтегазового трансферта в сумме 1 943 415 000,0 тыс. рублей;
) нормативную величину Резервного фонда в сумме 4 318 700 000,0 тыс. рублей;
) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 3 301 795 464,0 тыс. рублей;
) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 63,3 млрд. долларов США, или 45,2 млрд. евро;
) дефицит федерального бюджета в сумме 2 936 910 907,6 тыс. рублей.
2.Доходы федерального бюджета
Доходы федерального бюджета-2010 составят 6,95 трлн. руб. (16,1% по отношению к ВВП). По сравнению с ожидаемым исполнением бюджета 2009 года прогнозируемые доходы увеличатся на 3,53%. В то же время доля доходов федерального бюджета по отношению к ВВП в 2010 году снизится на 1,1 процентных пункта и составит 16,1% от прогнозируемого ВВП.
Таблица №1 — Доходы федерального бюджета на 2009 и 2010 год
Динамика доходов федерального бюджета 2009 Прогноз 2010 Доходы, всего (млрд. руб.) 6 713,8 6 950,0 в том числе: Нефтегазовые доходы (млрд. руб.) 2 797,6 3 194,7 Ненефтегазовые доходы (млрд. руб.) 3 916,2 3 755,3 Темпы прироста доходов по сравнению с предыдущим годом, % -27,6 3,5 в том числе: Нефтегазовые доходы -36,3 14,2 Ненефтегазовые доходы -19,9 -4,1 Доля в общем объеме доходов, % Нефтегазовые доходы 41,7 46,0 Ненефтегазовые доходы 58,3 54,0 Реальные темпы роста доходов* (% по сравн. с пред. годом) -36,2% -6,8%
3.Общая характеристика и приоритетные направления расходов
Согласно проекту федерального бюджета, в 2010 году объем расходов претерпевает незначительные изменения в сторону их сокращения на 44,4 млрд. руб. — до 9886,9 млрд. руб. (22,9% от ВВП). Особое внимание обращает на себя изменение структуры расходов госбюджета. С одной стороны, существенно сокращаются расходы по разделу «Национальная экономика» (-27% по сравнению с объемом расходов в 2009 году), а также по разделам «ЖКХ» (-3,6%), «Образование» (-3,5%), «Здравоохранение» (-4,5%), «Культура» (-5,7%), «Охрана окружающей среды» (-8,3%), а с другой, растут расходы на «Межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам РФ» (25,4%) за счет роста трансфертов Пенсионному фонду, на «Общегосударственные вопросы» (23,7%) в основном из-за увеличения расходов на обслуживание государственного долга РФ (101,5 млрд. руб.) и на имущественный взнос в госкорпорацию «Олимпстрой» (102,0 млрд. руб.), а также по разделам «Национальная оборона» (3,4%) и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (5,6%).
Таблица №2. Динамика показателей расходов федерального бюджет
Показатель 2009 2010 Расходы (млрд. руб.) 9 931,4 9 886,9 Непроцентные расходы (млрд. руб.) 9728,6 9582,9 Процентные расходы (млрд. руб.) 202,8 304,0 Реальные темпы прироста непроцентных расходов (% по сравн. с пред. годом) 13,8% -13,3%
Таблица №3 — Расходы федерального бюджета на 2009 и 2010 год
20092010Млрд. руб. Доля в общем объеме расходов, % Млрд. руб. Доля в общем объеме расходов, % ВСЕГО 9931,40 100,0% 9886,90 100,0% Общегосударственные вопросы 959,3 9,7% 1186,70 12,0% Национальная оборона 1211,90 12,2% 1253,20 12,7% Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1006,30 10,1% 1062,40 10,7% Национальная экономика 1845,70 18,6% 1347,1 13,6% Жилищно-коммунальное хозяйство 142,9 1,4% 137,7 1,4% Охрана окружающей среды 13,3 0,1% 12,2 0,1% Образование 413,1 4,2% 398,7 4,0% Культура, кинематография, средства массовой информации 114,7 1,2% 108,2 1,1% Здравоохранение, физическая культура и спорт 348,2 3,5% 332,6 3,4% Социальная политика 331,3 3,3% 328,7 3,3% Межбюджетные трансферты 3544,60 35,7% 3719,3 37,6%
Нельзя не отметить существенное сокращение доли расходов на национальную экономику, обусловленное сворачиванием ряда мер антикризисной поддержки предприятий, осуществляемых в 2009 году.
Отметим, что расходы бюджета в 2010 году ниже расходов бюджета в 2009 году, с учетом ожидаемой инфляции, на 13,3%, что говорит о резком снижении не только антикризисных мер для экономики, но и о существенном снижения государственного спроса, который имеет первостепенное значение во время кризиса.
В проекте бюджета на 2010 год зарезервированы дополнительные средства в размере 70 млрд. руб., которые по мере необходимости могут быть направлены на поддержку экономики и социальную политику.
Исходя из представленного плана расходов бюджета на 2010 год, можно сделать вывод, что бюджетная политика в действительности направлена на выполнение социальных обязательств и консервацию инерционности экономических процессов.
4. Межбюджетные трансферы
Раздел "Межбюджетные трансферты" в проекте федерального бюджета на 2010 г сохраняет первое место по объему расходов, которые составят 3 трлн 719,3 млрд руб против 3 трлн 544,6 млрд руб в 2009 г. При этом сократятся трансферты субъектам РФ с 1 трлн 123,7 млрд руб в 2009 г до 1 трлн 474,2 млрд руб в 2010 г, а трансферты государственным внебюджетным фондам вырастут с 2 трлн 070,4 млрд руб в 2009 г до 2 трлн 596,4 млрд руб в 2010 г /в том числе 1 трлн 166,3 млрд руб на покрытие дефицита бюджета ПФР.
Таблица№4. Межбюджетные трансферты 2009, 2010 г
Наименование2009 г. в млард. руб2010 г.Сумма в млард. рубОтклонения к 2009 г.в млард. руб.в %Раздел «Межбюджетные трансферты»3544565,93719332,5+174766,6104,9%в том числе:Подраздел «Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»579820,0496693,3-83126,785,7Подраздел «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»505961,3341145,9-164815,467,4Подраздел «Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»293791,9232165,8-61626,179,0Подраздел «Иные межбюджетные трансферы»94621,552966,7-41654,856,0Подраздел «Медбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов »2070371,22596360,8+525989,6125,4Глава 3. В налоговой системе выделите налоги. Назовите их отличительные особенности от других налоговых платежей. Разделите налоги по объекту обложения на косвенные, прямые платежи (подоходные и имущественные). Возможно ли выделение иных объектов налогообложения? К какому объекту налогообложения следует отнести транспортный налог, налог на рекламу и иные, которые вы не смогли отнести к прямым или косвенным налогам?
Налоги — экономическая категория, связанная с необходимостью мобилизации ресурсов для функционирования государства и обеспечения выполнения им своих функций. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов определяются типом государства и его устройством.
Налоги — это принудительные выплаты государств домохозяйством, индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица и фирмой, т.е. юридическими и физическими лицами. К налогам по своей сущности относятся социальные сборы и пошлины.
В соответствии с Налоговым кодексом (НК) РФ:
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Различия между налогами и сборами заключаются в следующем:
·налоги являются индивидуально безвозмездными платежами, а сборы носят индивидуально возмездный характер (уплачиваются плательщиками в связи с оказанием государством каких-либо адресных услуг);
·налоги устанавливаются только законодательством о налогах и сборах, а сборы — как нормативно-правовыми актами налогового права, так и других отраслей права;
·фискальная значимость налогов в современной налоговой системе неоспорима, в то же время сборы имеют меньшее значение;
·в отношении налога законодательство устанавливает принудительный характер взимания; сборы отличаются относительной добровольностью (но это не договорные платежи);
·налоги уплачиваются на постоянной основе, периодически; сборы в большинстве случаев разовые платежи;
·налоги — абстрактные платежи, задача которых удовлетворить общественные потребности.
При уплате сбора всегда присутствует специальная цель или специальный интерес. Сборы призваны покрыть издержки того государственного органа, в который обратилось заинтересованное лицо по поводу оказания ему определенных услуг.
Следует отметить, что в российском налоговом законодательстве не дано самостоятельного определения «пошлины». Это обусловлено тем, что в основном законе страны не закреплено искомое понятие. В ст. 57 Конституции РФ отражено, что «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы». По сути своей категория «сбор», раскрытая в п. 2 ст. 8 НК РФ, объединяет и сбор и пошлину. Поэтому согласно действующей редакции НК РФ к «сборам» относятся сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.
Как правило, сбор уплачивается в основном за обладание специальным правом, за получение лицензии. Пошлина взимается в качестве компенсации государству за пользование государственным имуществом или выполнение юридически значимых действий в пользу плательщика.
В укрупненном виде в состав доходов российского государственного бюджета входят налоговые и неналоговые платежи. В качестве юридического критерия отличия налога от неналогового платежа может выступать признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи — нормами других отраслей права.
Налоговая система — это система сбора налогов и их структура. В России налоговая система определяется Налоговым кодексом РФ.
Налоги подразделяются на прямые и косвенные.
По объектам взимания косвенные налоги подразделяются:
·на индивидуальные, облагаемые строго определенные группы товаров (акцизы);
·универсальные, облагаемые все товары, работы, услуги, за некоторыми исключениями (НДС).
Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с дохода или имущества. Среди прямых налогов выделяются:
·реальные, которыми облагается предполагаемый средний доход, полученный от объекта обложения (транспортный налог);
·личные, уплачиваемые с действительно полученного дохода и отражающие фактическую платежеспособность налогоплательщика (налог на прибыль, организаций, налог на имущество). [2, 170]
Налоги делятся на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги.
Прогрессивный налог — налог, средняя ставка которого повышается с ростом дохода. Примером прогрессивного налога в большинстве стран мира является подоходный налог.
Регрессивный налог — налог, средняя ставка которого понижается по мере роста дохода.
Пропорциональный налог — налог, средняя ставка которого неизменна и не зависит от величины дохода. Пропорциональным налогом является налог на прибыль.
Основные налоги, действующие во всем мире, следующие:
Налог на добавленную стоимость (НДС) — налог на разницу между стоимостью проданных фирмой товаров и стоимостью товаров, купленных фирмой у других фирм.
Налог на доходы физических лиц (подоходный налог) — налог на личные доходы граждан (на личные доходы предпринимателей и наемных работников). Высшие ставки подоходного налога в разных странах лежат в пределах 30-80%. В России введена ставка 13% независимо от величины дохода.
Налог на фонд заработной платы — налог на работодателей и наемных работников, составляющий определенный процент от всей или части фонда заработной платы, а также определенный процент от получаемых ими заработной платы и вознаграждения.
Налог на прибыль предприятий.
Налог с продаж — налог, которым облагаются товары при продаже. В России отменен, но планируется его введение взамен НДС.
Налог акцизный — налог на избранные товары (как правило, на алкогольные напитки, табак, на драгоценности, а в России и на автомобили).
Налог на имущество. В России налог подразделяется на налог с имущества предприятия, налог на личные строения, земельный налог.
Налог на доходы от денежных капиталов — налог с дивидендов, с процентов от акций и облигаций, с процентов по вкладам в банки и т. д.
Налог на прирост капитала — налог на доходы юридических и физических лиц, полученных от использования имущества (продажи, обмена и т.д.).
Социальные налоги — выплаты предприятий и работников, направляемые в различные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд и др.).
Часть налогов можно объединить в группу налогов на товары и услуги таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж, НДС.
Налог на вмененный доход (на малый бизнес). Вмененный налог уплачивается раз в квартал в процентах от предполагаемого дохода. Этот налог предпринимателем уплачивается до получения дохода. Т.е. он похож на лицензирование — покупку лицензии на определенный вид деятельности.
Лицензирование — периодический налог в форме уплаты за лицензию на определенный вид деятельности.
Сущностью налогов является передача установленной законом части средств налогоплательщиков в обязательном порядке и безвозвратно в бюджеты государства или муниципалитетов.
Система налогов и сборов РФ
В России в соответствии с законодательством установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Федеральными и региональными налогами и сборами считаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК и законами субъектов РФ о налогах. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов.
НК устанавливает специальные налоговые режимы и порядок введения в действие и применения этих специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
К федеральным налогам и сборам относятся:
)налог на добавленную стоимость;
)акцизы;
)налог на доходы физических лиц;
)единый социальный налог;
)налог на прибыль организаций;
)налог на добычу полезных ископаемых;
)водный налог;
)сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
)государственная пошлина.
К региональным налогам относятся:
)налог на имущество организаций;
)налог на игорный бизнес;
)транспортный налог.
К местным налогам относятся:
)земельный налог;
)налог на имущество физических лиц.
К местным налогам относится также налог на рекламу, так как доходы от его уплаты поступают в местный бюджет.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
¾объект налогообложения;
¾налоговая база;
¾налоговый период;
¾налоговая ставка;
¾порядок исчисления налога;
¾порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 НК.
К специальным налоговым режимам относятся:
1)система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2)упрощенная система налогообложения;
)система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
)система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Список литературы
1.Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"
2.Налоговый Кодекс РФ. В ред. Федерального закона от 30.12.2006 № 268-ФЗ. Статья 8.
3.Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учеб. Пособие. — М.: Юристъ, 2001. — 384 с.
4.Емельянов А.С. Финансовое право. -М.: «Былина», 2004. — 320 с.
5.Соколова Э.Д. Правовые основы финансовой системы России; отв. редактор Е.Ю. Грачева. — М.: ИД «Юриспруденция», 2006. — 112 с.
7.Финансовое право: Учебник/ Отв. Ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Юристъ, 2000. — 600 с.
8.Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие/ Ю.А. Корчагин, И.П. Маличенко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 363 с.
9.Финансы: учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. — 3-е изд., перераб. И доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 703 с.
10.Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. — М.: Юристь, 2000. —256 с.
11.Деньги. Кредит. Финансы: учебное пособие/ С.В. Галицкая. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Эксмо, 2008. — 736 с.