Выдержка из текста работы
В странах с развитой экономикой в обязанности государства входит эффективное оказание социальных и других услуг проживающему на его территории населению. Решение данной задачи в мировой бюджетной практике происходит через формирование самостоятельных органов управления на местах (местного самоуправления) и наделение их специальными полномочиями. Такое распределение полномочий способствует сокращению издержек по реализации общественных услуг на местах и повышает эффективность этих услуг для конечных потребителей, то есть населения конкретной территории. Ресурсным обеспечением этих обязательств являются муниципальные финансы.
Муниципальные финансы представляют собой денежные отношения между органом местного самоуправления и органами государственной власти, юридическими и физическими лицами в распределительных процессах в связи с формированием, распределением и использованием денежных средств, обеспечивающих потребности органа местного самоуправления при решении экономических и социальных задач.
Муниципальные финансы особенно важны для создания нормальных условий жизни местного населения. Если целью государственных финансов на федеральном уровне является обеспечение финансирования стратегически важных программ, то финансы муниципальных образований нацелены на финансирование повседневных расходов данной местности. От того, насколько эффективно функционируют муниципальные финансы, зависит количество и качество благ и услуг, потребляемых населением в данном муниципальном образовании и регионе в целом.
Несмотря на то, что в настоящее время не все муниципальные финансы в силу своей необеспеченности могут оказать реального воздействия на положение населения, однако они являются составным и очень важным элементом финансовой системы государства. С их развитием происходит повышение эффективности работы всей финансовой системы страны.
Организация муниципальных финансов привязана к муниципальным образованиям, в границах которых осуществляется местное самоуправление. Муниципальные образования – это тот уровень, в пределах которого местное самоуправление должно реализовать свое назначение – обеспечить на должном уровне решение вопросов местного значения, для чего необходимы достаточные финансовые ресурсы. В этом состоит основная задача организации местных финансов.
Реформы местного самоуправления имеют многолетнюю историю, последний этап реформирования связан с законом от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в дальнейшем в закон были внесены многочисленные дополнения и уточнения), который предусматривал масштабные преобразования системы местного самоуправления. Одновременно совершенствовались и межбюджетные отношения. Результат преобразований заключается в следующем: установлена структура и функции муниципальных образований различных типов; определены расходные полномочия и закреплены на постоянной основе доходные источники; четко сформулированы принципы и механизмы предоставления финансовой помощи; введено более четкое регулирование передачи на местный уровень отдельных государственных полномочий и обеспечение их финансирования из бюджетов вышестоящих уровней; уточнен перечень муниципального имущества. Это основные направления преобразований. Указанный закон занимает важное место среди источников муниципального права.
Муниципальная реформа привела к закреплению в современном финансовом праве следующей структуры местных бюджетов:
-бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;
-бюджеты городских и сельских поселений.
Согласно вышеуказанному закону экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Целями совершенствования и развития экономических основ местного самоуправления являются:
-повышение эффективности решения вопросов местного значения, отнесенных к компетенции муниципальных образований;
-повышение стимулов к развитию экономического, следовательно, и налогового потенциала муниципального образования для увеличения доходной части бюджета;
-разработка и внедрение в практику муниципального управления современных методов управления местными финансами, муниципальным имуществом, социально-экономическим развитием территории, включая использование в управлении муниципальным хозяйством рыночных механизмов.
Финансовые основы местного самоуправления коренятся в самих функциях финансов, среди которых можно выделить распределительную и контрольную. Распределительная функция позволяет органам местного самоуправления совместно с государственной властью осуществлять формирование местных финансов в форме бюджета, направлять средства местных финансов на решение социально-экономических задач. Наличие обособленных финансовых средств позволяет местному самоуправлению реально проводить в жизнь экономическую и социальную политику. Контрольная функция местных финансов проявляется и реализуется в процессе формирования и использования денежных ресурсов. Благодаря этой функции исполнительная власть и представительный орган местного самоуправления имеют возможность осуществлять текущее, оперативное и перспективное управление на подведомственной территории. Это проявляется в постоянном мониторинге поступлений в бюджет, а также в контроле использования средств бюджета.
Бюджет законодательно определяется как форма образования и расходования денежных средств для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Этим определяется вид бюджета и наиболее практическое его предназначение.
Органы местного самоуправления муниципального образования не являются органами государственной власти, следовательно, и средства муниципального бюджета не относятся к государственным финансам. В этом заключается определенная специфика функционирования местного бюджета.
По мере становления и развития рыночных отношений в нашей стране вопросы повышения эффективности управления финансовыми ресурсами и финансами в целом приобретают все большее значение, поэтому развитие и совершенствование муниципальных финансов имеет также важное значение. Повышается и роль бюджета. В настоящее время осуществляется реформа в бюджетной сфере, направленная на повышение эффективности работы муниципальных учреждений, на повышение качества оказываемых ими услуг. В связи с этим исследование вопросов о состоянии муниципальных финансов, их развитии, проблемах, совершенствовании имеют актуальность и важность.
Объектом исследования является одноуровневое муниципальное образование — город Канск Красноярского края, имеющее статус городского округа, в границах которого осуществляется местное самоуправление.
Предмет исследования – бюджет муниципального образования как основа муниципальных финансов.
Цель дипломной работы — определить повышение роли бюджета в социально-экономическом развитии муниципального образования (на примере г. Канска) и разработать мероприятия по совершенствованию муниципальных финансов.
В ходе выполнения дипломной работы выполнялись следующие задачи:
-показаны теоретические основы построения бюджета муниципального образования; сущность и роль бюджета; основные проблемы формирования и исполнения бюджета; состав и структура доходов и расходов, их формирование; методы и приемы анализа бюджетных показателей;
-произведено исследование объекта и предмета, что позволило представить характеристику муниципального образования, дать оценку его ресурсов и перспектив социально-экономического развития территории, состояния бюджета в целом и его доходной и расходной части, бюджетной политики;
-предложены мероприятия по совершенствованию муниципальных финансов.
Теоретической и методологической основой дипломного исследования послужили законодательные и нормативные документы (в редакции на дату выполнения работы), научная литература, публикации в периодической печати.
В качестве научных инструментов использовались показатели, приемы и методы экономического анализа: сравнение, группировки, вертикальный и горизонтальный анализ, абсолютные показатели, относительные показатели динамики и структуры, абсолютные разницы и др.
Использование фактических документов позволило провести исследование, сформулировать выводы и рекомендации по исследованию. В этом заключается практическая значимость работы.
Теоретические основы формирования доходов и расходов имеют тесную взаимосвязь с практикой данного бюджета. Поскольку работа была выполнена в конце 2011 года и начале 2012 года, анализ показателей бюджета представлен за 2010 год (с использованием материалов преддипломной практики).
Дипломная работа содержит: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
1. Теоретические основы построения бюджета муниципального образования
1.1. Роль и место бюджета в выполнении функций местного самоуправления
Бюджет муниципального образования является центральным звеном муниципальных финансов, этим определяется экономическая сущность, функции и особая роль этого финансового явления.
Сущность бюджета можно рассматривать с различных позиций: как систему денежных отношений в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, как являющиеся материально — вещественным воплощением этих отношений денежные средства, как финансовый план и свод (баланс) доходов и расходов муниципального образования, как утверждаемый в форме решения о бюджете документ [24. – С.310.].
Объективной основой бюджета, как финансовой категории, выступают бюджетные отношения. Бюджетные отношения составляют ту часть денежных отношений, которые возникают между органом местного самоуправления с одной стороны, и органами государственной власти, юридическими и физическими лицами – с другой, в процессе финансового обеспечения и финансирования производства…………………….
Список использованной литературы
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. – 25.12.1993. — № 237.
2.Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 03.08.1998. — № 31. – Ст. 3824, от 05.08.2000 №117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 07.08.2000. — № 32. – Ст. 3340.
3.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 03.08.1998. — № 31. – Ст. 3823.
4.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 06.10.2003. — № 40. – Ст. 3822.
5.Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 №261-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 30.11.2009. — № 48. – Ст. 5711.
6.Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 №83-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 10.05.2010. — № 19. – Ст. 2291.
7.Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2010 – 2012 годах» от 25.05.2009 // Парламентская газета. – 29.05.2009. — № 28.
8.Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2012 – 2014 годах» от 29.06.2011 // Парламентская газета. – 07.07.2011. — № 32.
9.Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 №1123-р // Собрание законодательства Российской Федерации. – 17.08.2009. — № 33. – Ст. 4129.
10.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 №1101-р «Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 12.07.2010. — № 23. – Ст. 3720.
11.Приказ Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» от 28.12.2010 №190 н // Финансовая газета. – 17.02.2011. — № 7.
12.Закон Красноярского края «О бюджетном процессе в Красноярском крае» от 18.12.2008 №7-2617 // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. – 24.12.2008. — № 69 (290).
13.Закон Красноярского края «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае» от 10.07.2007 №2-317 // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. – 30.07.2007. — № 36 (188).
14.Закон Красноярского края «О краевом бюджете на 2010 год и плановый период 2011 – 2012 годов» от 10.12.2009 №9-4155 // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. – 24.12.2009. — № 71 (367).
15.Закон Красноярского края «О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012 – 2013 годов» от 09.12.2010 №11-5419 // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. – 27.12.2010. — № 66 (437).
16. Закон Красноярского края «О краевом бюджете на 2012 год и плановый период 2013 – 2014 годов» от 01.12.2011 №13-6649 // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. – 20.12.2011. — № 67 (508).
17.Устав города Канска, принят решением городского Совета депутатов от 27.01.1998 №47-9Р // Канские ведомости. – 05.02.1998. — № 21 — 22.
18.Положение о бюджетном процессе в городе Канске, утверждено решением Канского городского Совета депутатов от 20.02.2008 №41-409 // 5 канал. – 28.02.2008. — № 9.
19.Комплексная программа социально-экономического развития города Канска до 2017 года, утверждена решением Канского городского Совета депутатов от 26.09.2007 №36-349 // 5