Выдержка из текста работы
Несравнимые по содержанию понятия — это понятия, в содержании у которых отсутствуют общие признаки. Совершенно очевидно, что если общих признаков нет, то понятия никак не соприкасаются и объемы у них разные. Возьмём два понятия: «луноход» и «крокодил». Для этих двух понятий нет общего ближайшего родового понятия, в объём которого они могли бы оба войти. Между ними нет ничего такого общего, что могло бы для них явиться посредствующим, связывающим элементом, на основании которого их можно было бы сравнить. Такие два понятия логически несравнимы. Для того чтобы можно было сравнить два понятия, необходимо нечто третье, что объединяло бы эти понятия, — это именно ближайшее общее понятие, в объём которого они входили бы. Следует заметить, что речь идёт об отсутствии ближайшего родового понятия. Если мы возьмём, например, два таких понятия, как «спутник» и «мыльница», то при всём различии их они имеют нечто общее (и то и другое есть вещь), но нет ближайшего родового понятия, в объём которого они входили бы.
Примеры :
2.2 Сравнимые по содержанию и совместимые по объему понятия
Сравнимые по содержанию понятия могут быть совместимыми по объему.
А. Понятия, которые совпадают по объёму. Это относится к тождественным или равнозначным по значению понятиям. Тождественные или равнозначные понятия — это такие понятия, которые имеют разное содержание, но признаки, или объёмы, которых полностью совпадают. В языке — это слова синонимы. Для разъяснения этого отношения возьмём два понятия: «первый космонавт» и «Юрий Гагарин». Когда мы произносим слова «первый космонавт» и при этом имеем в уме понятие «первый космонавт», мы вспоминаем имя Юрия Гагарина. Когда мы произносим слова «Юрий Гагарин», мы думаем что это первый космонавт; следовательно, объём этих двух понятий один и тот же. Раскроем теперь содержание этих понятий. В понятии «первый космонавт» мы мыслим про первый шаг в космос, великое достижение, событие планетарного масштаба и т.д., в понятии же «Юрий Гагарин» — мы мыслим о конкретном человеке, человеке с таким именем, русском человеке и т.д.; следовательно, содержание этих понятий различно.
Понятия, объёмы которых пересекаются, то есть частично совпадают.
Если мы имеем два понятия, содержание которых различно, но объёмы некоторыми своими частями совпадают, то такие два понятия можно назвать скрещивающимися. Возьмём два понятия, например А — «писатели» и В — «учёные». В объёме понятия «писатели» заключается часть объёма понятия «учёные», ибо некоторые писатели являются учёными, и, с другой стороны, в объёме понятия «учёные» заключается некоторая часть объёма понятия «писатели», ибо некоторые из учёных являются писателями. Так как та часть объёма понятия «писатели», которая состоит из учёных, и та часть объёма понятия «учёные», которая состоит из писателей, логически между собой равны, то символически их можно представить равными частями двух кругов, которые при наложении могли бы совпасть. Поэтому схемой скрещивающихся понятий могут служить два скрещивающихся круга, причём круги символизируют объёмы данных понятий, а место их скрещивания — совпадающие, логически равные части этих объёмов. Другой пример — геометрические фигуры. Некоторые равнобедренные многоугольники — это треугольники, а некоторые треугольники — это равнобедренные многоугольники, так как есть равнобедренные трапеции, и есть равнобедренные треугольники.
С. Одно понятие относится к другому, как вид к своему роду, когда одно понятие входит в объём другого как часть его объема. Для примера возьмём понятие «дерево» и понятие «берёза». Последнее понятие входит в объём первого. Такое вхождение или включение характеризует отношение между подчинёнными понятиями, когда признаки одного понятия полностью находятся в содержании другого понятия.
Примеры:
2.3 Сравнимые по содержанию и несовместимые по объему понятия
А. Противоречивые или контрадикторные понятия.
Если мы имеем какое-нибудь понятие А и другое понятие В, относительно которого известно только то, что оно не есть А, то такие понятия находятся в отношении логического противоречия и называются противоречивыми (противоречащими) или контрадикторными. Например, понятия «белый цвет» и «небелый цвет» есть понятия противоречивые. Итак, два термина, из которых один получен путём прибавления отрицательной частицы «не» к другому, относятся между собой, как противоречивые. Взятые вместе, они полностью перекрывают объём родового понятия «цвет».
Примеры:
Помимо понятий «А» и «не-А» невозможно указать третье понятие, входящее в множество 1, поэтому к противоречивым понятиям применим закон исключённого третьего.
Противоположные, противные или контрарные понятия.
Если мы возьмём объём какого-нибудь понятия и будем распределять по степени сходства виды, входящие в него, таким образом, что после каждого вида мы будем брать следующий, наименее от него отличный, то в конце концов из этих понятий-видов получится ряд, в котором первый и последний члены очень сильно отличаются друг от друга. Эти два понятия, первое и последнее, во взятом нами ряде видов находятся в отношении противности или противоположности. Будем, например, указанным способом распределять виды понятия «цвет». В его объём входят различные оттенки всевозможных цветов: красного, зелёного, чёрного, белого, серого и т. д. Если указанным выше способом размещать виды в ряд по мере сходства их, то можно получить приблизительно следующий ряд: белый, беловатый, светло-серый, серый, темно-серый, черноватый, чёрный.
1 — цвет, А — белый, В — чёрный, С — беловатый.
На последнем рисунке отношения противоположности и противоречия изображены на одной схеме, из которой также видно, что это два различных класса понятий, сходных по своим внешним свойствам, но различных по существу. Необходимо обращать на это внимание, чтобы не путать, например, небелое с чёрным.
С. Соподчинённые понятия.
Соподчинение понятий мы имеем в том случае, если в объём одного и того же более широкого понятия входят два или несколько одинаково подчинённых ему низших понятий. Эти низшие понятия называются соподчинёнными (координированными).
Примеры:
3. Упражнения
Литература:
1. Г.И. Малыхина, Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Логика», Мн. — БГУИР, 2010.