Выдержка из текста работы
Логика, одна издревнейших наук, возникла в проблемном поле философии более 2300 лет назад, и втрудах древнегреческого философа Аристотеля впервые показала, как должносовершаться мышление, чтобы была достигнута истина, каким правилам мышление приэтом должно подчиниться основная задача, которая стоит перед студентами приизучении курса логики, научиться сознательно применять законы и формы мышления,усвоить основные принципы правильного логического мышления – определенность,последовательность, доказательность; приобрести навыки и умения, требующиеточности мышления, обоснованности и убедительности выводов.
Логика (от греческогослова logos – «мысль», «слово», «разум»,«закономерность») – наука о мышлении. Но в отличии от других наук, изучающихмышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности илипсихологии, логика изучает мышление как средство познания. Одной из форммышления является понят
1. Понятие как формамышления.
1.1. Общаяхарактеристика понятия. Свойства и признаки.
Понятие –это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.
Признаком предмета называется,то в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.
Любыесвойства, черты, состояние предмета, которые, так или иначе, характеризуют предмет, выделяют его,помогают распознать среди других предметов, составляют егопризнаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) так же рассматривается как его признак: Например,отсутствие билета у пассажира или оружия упреступника. Признаком бесхозного имуществаявляется то, что оно не имеет собственника илиего собственник не известен.
Любойпредмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из ниххарактеризуют отдельный предмет и являются единичными,другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки.Одни из которых (например, черты лица, телосложение, походка, жестикуляция, мимика, так называемые особыеприметы, броские признаки) принадлежат только данномучеловеку и отличают его от других людей. Другие (профессия, национальность, социальная принадлежность и т.д.) являются общими для определенной группы людей; наконец,есть признаки, общие для всех людей. Они присущи каждому человеку и вместе с тем отличают его отдругих живых существ. К ним относятсяспособность создавать орудия труда,способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.
Кромеединичных (индивидуальных) и общих признаков логикавыделяет признаки существенные и не существенные.
Признаки,необходимо принадлежащие предмету, выражающие егосущность, называютсущественными. Признаки, которые могут принадлежать, номогут и непринадлежать предмету и которые невыражают его сущности,называются несущественными.
Существенныепризнаки могут быть общими и единичными. Понятия, отражающиемножество предметов включают общиесущественные признаки. Например,общие признаки человека (способность создавать орудия труда и др.) являются существенными. Понятие, отражающееодин предмет (например, «Аристотель»), нарядус общими существенными признаками (человек,древнегреческий философ) включаетединичные признаки(основатель логики, автор «Аналитики»), без которойотличить Аристотеля от других людей и философов ДревнейГреции невозможно.
Понятие качественноотличается от форм чувственного познания: ощущений,восприятий и представлений, существующих всознании человека в виде наглядных образов отдельных предметов или их свойств. Мыне можем, например, представить, атаем более воспринять здание вообще.Восприятие или представление — это чувственно-наглядныйобраз, какого-либо конкретного здания, например храм Василия Блаженного наКрасной площади. Понятиелишено наглядности. Понятие «здание» характеризуется отсутствием единичных признаковотдельных зданий, в нём отражаются признаки, необходимопринадлежащие любому из них и являющиеся общими для всехстроений, предназначенных для посещения, учёбы, работы илижилья.
Понятие какформа мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной,обобщенной формена основании их существенных признаков.
Понятие –одна из основных форм научного познания. Формируяпонятие, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления,процессы. Например, экономическая теория сформировала такиепонятия, как «товар», «капитал», «стоимость»; правовыенауки – понятия «преступление», «наказание», «вина»,«умысел», «правоспособность» и др.
Отражаясущественное, понятия не содержат всего богатства индивидуальныхпризнаков предметов и в этом смысле онибеднее формчувственного познания – восприятий и представлений. Вместе с тем, отвлекаясьот несущественного,случайного, они позволяют глубже проникнуть вдействительность, отобразить её с большейполнотой, на что не способно чувственноепознание.
1.2. Логические приёмыобразования понятий.
Дляобразования понятия необходимо выделить существенныепризнаки предмета, применив с этой целью рядлогических приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Эти приемы широкоиспользуются в познании. Важную роль онииграют в формировании понятий,основанном на выявлении существенных признаков.
Чтобысоставить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найтипризнаки сходства и различия. Логическийприем, устанавливающий сходство или различиепредметов, называется сравнением.
Выделениепризнаков связано с мысленным расчленением предмета насоставляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.
Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от несущественных и отвлечься,абстрагироваться от последних. Мысленное выделениепризнаков одного предмета и отвлечениеот других признаков называется абстрагированием.
Элементы,стороны, признаки предмета, выделенные, с помощьюанализа, должны быть соединены, в единоецелое. Это достигается с помощью приема,противоположного анализу, — синтеза,представляющего собой мысленное соединениечастей предмета,расчлененного анализом.
Признакиизучаемых предметов распространяются на всесходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения– приема, с помощью которогоотдельные предметы на основе присущих имодинаковых свойств объединяются в группыоднородных предметов. Благодаряобобщению существенные признаки,выявленные у отдельных предметов,рассматриваются как признаки всехпредметов, к которым приложимоданное понятие.
Таким образом, устанавливаясходство (или различие) между предметами (сравнение),расчленяя сходные предметы наэлементы (анализ), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от несущественных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез) и распространяя ихна все однородные предметы (обобщение), мы образуем одну из основных форммышления – понятия.
2. Понятиеи слово.
Понятиенеразрывно связано с основной языковой единицей – словом. Понятиявыражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях,без которых невозможно ни формирования понятий, ниоперирование ими.
Единствопонятия и слова не означает их полного совпадения. Вразных национальных языках одно и тоже понятиевыражается разными словами. Но и в одном языке слово ипонятие нередко не совпадают. Многие словаимеют не одно, а несколько значений. Например, слово русскогоязыка «связка» употребляется в значениях:
1. несколько однородных предметов,связанных вместе («связка книг»),
2. сухожилие, соединяющее отдельныечасти скелета или органа тела («мышечные связки»)
3. элемент суждения, связывающий субъекти предикат или простые суждения.
Несколькозначений имеет слово « закон », « субъект », « край » и др.
В любомязыке существуют омонимы и синонимы.
Омонимы (от греч. homos – «одинаковый» и onyma – «имя») – это слова,совпадающие по звучанию, одинаковые поформе, но выражающие различные понятия (например,коса – это сплетенные вместе пряди волос, и идущая от берега узкая полосказемли, и орудия для срезания травы, злаков и т.п.; нота – графическоеизображение музыкального звука и дипломатическое обращение одного государства кдругому; заключение – суждение, полученное логическимпутем из посылок, и состояния лица, лишенногосвободы, и последняя часть, конец чего –либо).
Синонимами (отгреч. synonymus – «одноименный»)называются слова, близкие или тождественные по своему значению,выражающие одно и тоже понятие, но отличающиеся друг отдруга оттенками значений или стилистическойокраской. Например, «родина» и «отечество», «юридическаянаука», «правоведение» и «юриспруденция»,«договор», «соглашение» и «контракт» и многие другие.
Многозначность слов (полисемия), слова – омонимы и синонимы нередкопроводят к смешению, а, следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимоточно установить значения слов, с тем, чтобы употреблять их в строгоопределенном смысле.
Вразличных областях науки и техники вырабатывается специальнаятерминология – система терминов, употребляемых в данной области знаний.
Термин– это слово или словосочетание,обозначающее строго определенное понятие ихарактеризующееся однозначностью, по крайней мере,в пределах данной науки или родственной группы наук.Важное значение разработки и уточнению терминологии придается правовыми науками, которые, как правило, дают разъяснения терминов, употребляемых в определенной области права. Например, в Уголовно – процессуальном кодексе разъясняются термины(наименования): «суд», «суд первой инстанции», «кассационнаяинстанция», «надзорная инстанция», «судья», «прокурор»,«следователь», «законные представители» и др.
Эти и подобныеразъяснения позволяют однозначно применять правовые термины.
3. Содержание и объёмпонятия.
Содержанием понятия называется совокупностьсущественных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Например,содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаковпреступления: общественно опасный характер деяния, противоправность,виновность, наказуемость.
Множество предметов,которое мыслится в понятии, называется объёмом понятия «совокупностьпредметов». Объём понятия «преступление» охватывает все преступления(должностные, воинские, хозяйственные), поскольку они имеют общие существенныепризнаки.
Логика оперирует такжепонятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество множества») и«элемент класса».
Классом, илимножеством, называетсяопределенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Таковы,например, классы (множества) высших учебных заведений, студентов, юридическихзаконов, преступлений и т.д. На основании изучения определенного классапредметов формируется понятие об этом классе. Так, на основе изучения класса(множества) юридических законов образуется понятие юридического закона.
Класс (множество) можетвключать в себя подкласс, или подмножество. Например, класс студентов включаетв себя подкласс студентов юридических вузов, класс преступлений — подклассдолжностных преступлений.
Отношение между классом(множеством) и подклассом (подмножеством) выражается при помощи знака Ì: А Ì В. Это выражение читается: Аявляется подклассом В. Так, если А – следователи, а В – юристы, то А будетподклассом класса В.
Классы (множества)состоят из элементов. Элемент класса это предмет, входящий в данныйкласс. Так, элементами множества высших учебных заведений будут Балашихинскийинститут бизнеса, права и информационных технологий, Белгородскаятехнологическая академия и т. д.
Отношение элемента классувыражается при помощи знака Î: А Î В (А является элементом класса В).
Если, например, А – юристИванов, а В – юристы, то А будет элементом класса В.
Различают универсальныйкласс, единичный класс и нулевой, или пустой, класс.
Класс, состоящий из всехэлементов исследуемой области, называется универсальным классом (например,класс планет Солнечной системы). Если класс состоит из одного элемента, то этобудет единичный класс (например, планета Юпитер); наконец, класс, который несодержит не одного элемента, называется нулевым (пустым) классом. Пустымиклассами являются, например, вечный двигатель, круглый квадрат, русалка, лешийи др. Число элементов пустого класса равно нулю.
Содержание и объём понятиятесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратногоотношения между объёмом и содержанием понятия, который устанавливает, чтоувеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объёмом инаоборот. Например, увеличивая содержание понятия «Поэт» путем прибавлениясущественного признака «современный» перейдем к понятию «современный поэт»,которое имеет меньший объём. Увеличивая понятие «учебник по теории государстваи права», переходим к понятию «учебник», имеющему меньшее содержание, так каконо не включает в себя признаки, характеризующие учебник по теории государстваи права.
Подобное же отношениемежду объёмом и содержанием имеет место в понятиях «преступление» и «хозяйственноепреступление» (первое понятие шире по объёму, но уже по содержанию),«генеральный прокурор» и «прокурор», где первое понятие уже по объёму, но ширепо содержанию.
Закон обратного отношениямежду объёмом и содержанием понятия лежит в основе логических операций.
Заключение.
Сущность как совокупностьвсех внутренних, необходимых свойств и связей предмета, взятых в ихестественной взаимозависимости, отражается в научных понятиях, которыеформируются на основе всестороннего исследования предмета и проникновения в еговнутреннюю природу с помощью научных методов познания. Термины естественногоязыка, входящие в состав предложений имеют важнейшие характеристики: значение исмысл. Значение термина – это предмет, знаком которого данный термин является.Смысл термина – это информация о его значении, которую содержит сам термин иликоторая связывается с ним. В обыденной жизни люди не очень задумываются осмысле терминов. Областью, где важна четкая терминология, являетсяюриспруденция. Здесь необходимо знать, подпадают ли поступки под ту или иную статьюзакона. От этого зависит судьба и жизнь человека. Понимать термин – значит,знать, какие именно предметы подпадают под него, то есть по любомупредъявленному предмету уметь решать вопрос, можно ли данный предмет обозначитьданным термином. Чтобы достичь однозначности, с термином соединяют обычноособую мысль, в которой как раз и раскрывается его понимание. Эта мысльназывается понятием.
Список использованной литературы
в контрольной работе подисциплине «Логика»
на тему «Объём и содержание понятий»
1. В.И. Кириллов,А.А. Старченко Логика: Учебник для юридических факультетов и институтов. — М.:Юристъ, 1996. – 256 с.
2. В. Ф. Барков Логика:Учебник для ВУЗов. — М.: 1997. – 236 с.
3. В. А. Бочаров, В.И. Маркин Основы логики: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2002. – 296 с.