Выдержка из текста работы
Методические указания по выполнению контрольных работ и домашних заданий разработаны для студентов специальности «Социология» — 020300 очной и очно-заочной форм обучения. Контрольные работы и домашние задания охватывают все темы учебной программы «Демография» и являются основной формой промежуточной оценки знаний студентов. Цель заданий – обеспечить лучшее усвоение пройденного материала и тем самым способствовать формированию грамотных специалистов в области социальных наук. Предполагается, что при выполнении контрольных работ и домашних заданий студенты будут использовать знания, полученные по смежным учебным дисциплинам таким, как «Общая социология», «Социальная статистика», «Математическая статистика», «Экономика» и др.
Контрольные работы и домашние задания подготовлены на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста-социолога.
В методические указания включен примерный перечень вопросов, отражающих содержание контрольных работ и домашних заданий и выявляющих качество освоения дисциплины по следующим основным разделам учебной программы курса «Демография»:
· предмет и метод демографии; источники информации;
· изучение численности и структуры населения;
· естественное движение и воспроизводство населения; репродуктивное и самосохранительное поведение;
· статистические методы изучения движения и воспроизводства населения;
· демографическое прогнозирование и демографическая политика.
2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
Контрольные работы и домашние задания охватывают все темы учебной программы «Демография». Они предполагают знакомство с основными категориями, показателями и методами демографии, знание реальной демографической ситуации, основных проблем, тенденций, возможных социальных последствий развития демографических процессов в стране и в мире.
В течение учебного курса «Демография» проводится 5 контрольных работ. Каждая контрольная работа рассчитана на один академический час и представляется студентам в трех вариантах. При этом сложность и разнообразие заданий, ограничения по времени предусматривают возможность использования справочного материала. Результаты контрольной работы подробно обсуждаются на следующем семинарском занятии, что, как показывает опыт, для многих студентов является эффективным способом повышения качества освоения дисциплины.
Домашние задания в виде докладов готовятся студентами самостоятельно по рекомендованной преподавателем литературе и носят информативный характер. В течение учебного курса предполагается заслушать 10 докладов студентов. Доклады представляются в письменной и устной форме. Письменный доклад должен состоять из 5-6 страниц формата А4 (междустрочный интервал 1,5). Доклад в устной форме излагается на семинарском занятии в течение 15-20 минут. В ходе изложения студенту задаются вопросы, на которые он должен дать удовлетворительные ответы.
3. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ТЕМ И КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольные работы распределяются по темам учебной программы «Демография» следующим образом:
№ темы учебной программы |
Содержание темы учебной программы |
|
Контрольная работа № 1 |
1 2 |
Предмет, задачи и методы демографии Источники информации о населении и демографических процессах |
Контрольная работа № 2 |
3 4 5 |
Численность и структура населения Социально-демографические показатели Рождаемость и репродуктивное поведение |
Контрольная работа № 3 |
6 |
Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение |
Контрольная работа № 4 |
7 8 |
Естественное движение и воспроизводство населения Цели и направления демографической политики |
Контрольная работа № 5 |
9 |
Демографическое прогнозирование |
Образцы тестовых заданий для контрольной работы №1:
1. Какая форма движения населения была предметом изучения демографии до сер. 60-х гг. ХХ в.?
1) Сдвиги социальной структуры;
2) естественное движение населения;
3) экономическая активность населения;
4) механическое движение населения.
2. Какой демографический процесс впервые стал объектом научного анализа (Д.Граунт, 1662 г.) ?
1) Численность населения;
2) смертность населения;
3) рождаемость населения;
4) миграция.
3. Первая Всероссийская перепись населения была проведена в:
1) 1905 г.;
2) 1710 г.;
3) 1897 г.;
4) 1827 г.
Образцы тестовых заданий для контрольной работы №2:
1. Какова примерная численность населения Земного шара?
1) 300 тыс. чел.;
2) 100 млн. чел.;
3) 1 млрд. чел.;
4) 6 млрд. чел.
2. Укажите графический метод, используемый для анализа возрастной структуры населения?
1) демографическая сетка Лексиса;
2) половозрастная пирамида;
3) пучок Г.Майра;
4) таблицы смертности.
3. Укажите единицу измерения демографических процессов, означающую количество демографических событий на 1000 населения:
1) процент;
2) промилле;
3) млн.чел.;
4) дециль.
4. Как называется сумма естественного и миграционного приростов?
1) Общий прирост населения;
2) общая численность населения;
3) плотность населения;
4) коэффициент естественного прироста.
5. Каково критическое значение суммарного коэффициента рождаемости, соответствующее границе простого замещения поколений, для современной России?
1) 1,17;
2) 2,12;
3) 3,0;
4) 5,7.
Образцы тестовых заданий для контрольной работы №3:
1. Как условно обозначают группу причин смерти, связанных с воздействием внешней среды на человека (несчастные случаи и отравления, инфекционные болезни и т.п.)?
1) эндогенные причины смерти;
2) социально-значимые болезни;
3) экзогенные причины смерти;
4) объективные причины смерти.
2. Назовите наиболее адекватную обобщающую характеристику современного уровня смертности во всех возрастах?
1) младенческая смертность;
2) ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
с) естественный прирост;
4) общий коэффициент смертности.
Образцы тестовых заданий для контрольной работы №4:
1. Современный тип воспроизводства населения характеризуется:
а) высокими уровнями рождаемости и смертности;
в ) низкими уровнями рождаемости и смертности;
с) низкой рождаемостью и высокой смертностью;
d) высокой рождаемостью и низкой смертностью.
2. Резкое ухудшение развития народонаселения, в частности обусловленное процессом депопуляции:
1) демографический взрыв;
2) демографический кризис;
3) демографический переход;
4) структурные изменения.
3. Каким термином в демографии обозначается система действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребенка в браке или вне брака?
1) ГМЕР;
2) демографическая политика;
3) репродуктивное поведение;
4) планирование семьи.
Образцы тестовых заданий для контрольной работы №5:
1. Метод, используемый для перспективных расчетов половозрастной структуры населения:
1) передвижки возрастов;
2) демографических таблиц;
3) демографического баланса;
4) механического сглаживания.
2. Согласно последним прогнозам ООН, численность населения России в 2050 г.:
1) увеличится до 200 млн.чел.;
2) практически не изменится;
3) снизится почти до 100 млн.чел.;
d) уменьшится примерно втрое.
4. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ (ДОКЛАДОВ)
1. Основные направления современной демографии: историческая, социологическая, экономическая, этническая, медицинская и др.
2. Теории демографических изменений: теория демографического перехода, теория оптимума населения, теория Мальтуса.
3. Исторические типы воспроизводства населения
4. Тенденции уровня рождаемости в мире, бывшем СССР, России, других странах, регионах, социальных и этнических группах населения.
5. Брачная структура населения. Браки и разводы. Динамика коэффициентов брачности и разводимости.
6. Концепции, объясняющие причины массовой малодетности в современном индустриальном обществе.
7. Самосохранительное поведение, его понятие и структура. Самосохранительное поведение как фактор продолжительности жизни.
8. Приоритеты демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения России.
9. Методы построения демографических прогнозов. Прогнозы ООН.
10. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года и основные направления регулирования демографических процессов в России в условиях переходной экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ОСНОВНАЯ
1. Демография. Учебник./ Под ред. проф. Волгина Н.А. — М.: РАГС, 2003.
2. Рыбаковский Л.Л., Калмыкова Н.М., Архангельский В.М. Демография. Учебник./ Под ред. проф. Волгина Н.А. — М.: Логос, 2005.
3. Борисов В.А. Демография. Уч. для ВУЗов — М.: Nota Bene, 2003.
4. Медков В.М. Основы демографии. — Ростов на Дону: Феникс, 2003.
5. Харченко Л.П. Демография. Учеб.пособие – М.: Омега-Л, 2006.
6. Демография. Учеб. пособие/ Под ред. Проф. В.Г.Глушковой – М.: КНОРУС, 2004.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Основы демографии. Под ред. В.А.Ионцева, Б.А.Суслакова. М., 1997.
2. Современная демография. Под ред. А.Я.Кваши, В.А.Ионцева. М., Изд-во Моск.ун-та, 1995.
3. Курс демографии. Под ред. А. Боярского. М., 1985.
4. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. Антология зарубежной классики. Т.2.М., 1993.
5. Маркс К. Капитал. Т. 1. Гл. 23.
6. Народонаселение. Энциклопедический словарь. М., 1994.
7. Демографический энциклопедический словарь. М., 1985
8. Валентей Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии. М., 1989.
9. Пресса Р. Народонаселение и его изучение. Пер. с франц. М., 1966.
10. Антонов А.И. Социология рождаемости М., 1980
11. Борисов В.А. Перспективы рождаемости. М., 1976.
12. Вишневский А.Г. Население России. М., 2003-2004
13. Ионцев В.А. Международная миграция населения: Россия и современный мир. Социологические исследования. 1998, 6.
14. Мировой урбанизм на переломе Б.С.Хорев и др. М., 1992.