Выдержка из текста работы
Из прочитанных нами статей, мы заключили, что непрерывное художественное образование рассматривается авторами в различных статьях как целостная образовательная система.
Автор А.И. Сухарев в своей статье «О реализации компетентного подхода в художественном образовании», рассматривает понятие «непрерывное образование», как шанс сделать наше художественное образование более полезным для подрастающего поколения российских граждан.
В статье, Сухарев, говорит о Европейской комиссии определившей «образование длиною в жизнь» как всестороннюю учебную деятельность, осуществляемую на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции.
Основная идея такого подхода состоит в том, что непрерывное образование перестает быть лишь одним из аспектов образования, оно становится основополагающим принципом образовательной системы и участия в ней человека на протяжении всего непрерывного процесса его деятельности.
Непрерывность является закономерностью и императивом художественного образования, так как связана с диалектической природой самого искусства, с психологическими особенностями развития личности, с профессиональным становлением специалистов в области искусства и художественно-педагогического образования.
Несмотря на исторические традиции художественного образования, непрерывное художественное образование пока не сформировано как целостная образовательная система. Анализ, автором, состояния проблемы показал, что предпринимаемые ранее попытки создания концепции художественного образования в целом характеризуются локальностью, абстрактностью, отсутствием теоретического обоснования системы непрерывного художественного образования.
Так же автор говорит о негативном влияние на ее становление в последние десятилетия оказали: стереотипное эмпирическое мышление, осуществление методического и недооценка теоретического осмысления основных положений педагогики искусства, новых подходов к содержанию и организации художественного образования; отсутствие единых, отвечающих новым образовательным стандартам, концептуальных подходов к непрерывному художественному образованию.
В статье «Художественное образование как непрерывный процесс познания объективной реальности человеком» принадлежавшей автору Д.Л. Зрелых, «художественное образование» определяется, как процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, и как один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства». В систему художественного образования включены следующие компоненты: эстетическое воспитание, художественно-педагогическое, а также профессиональное художественное образование.
Для каждого этапа художественного образования важную роль играют возрастные особенности.
В дошкольном возрасте важнейшую роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое, в основном, реализуется через синкретические художественные проявления ребенка, органически вписанные в его собственную жизнедеятельность.
В начальной школе формируются базовые основания, приобретаются первичные сведения, на основе которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка.
В средней школе подростки овладевают языком различных видов пластических и временных искусств, что дает им возможность самостоятельно воспринимать и анализировать художественные произведения, а также создает предпосылки для совершенствования собственной художественной деятельности.
В средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди приходят к полноценной социально-культурной самоидентификации, осознавая свою принадлежность к определенному «культурному слою» с его особыми художественно- эстетическими представлениями и вкусами, на основе которых складываются определенные приоритеты и в собственном художественном творчестве независимо от его профессиональной или любительской направленности.
Следовательно, можем заключить, что «художественное образование» рассматривается как важнейший элемент в формировании и развитии гармонически развитой творческой личности. Следовательно, важнейшую роль в учебно-воспитательном процессе учащихся начального, среднего, старшего звена общеобразовательных школ и студентов колледжей и вузов, а также специалистов послевузовского профессионального образования играет непрерывность художественного образования.
Автор статьи С.О. Алексеева «Значение преемственности методов обучения академическому рисунку в системе непрерывного художественного образования» говорит о том, что основная особенность академического рисунка заключается в том, что в нём сочетаются научное познание, воздействующее на разум человека и, помимо этого, способность воздействовать на чувства. Эта особенность и позволяет осуществлять средствами академического рисунка познавательную, воспитательную и эстетическую функцию.
А модернизация в непрерывном художественном образовании приводит к отрицанию и забвению многих положительных моментов академической школы рисунка.
Алексеева отмечает, что в связи с возникновением в нашей стране особой социокультурной ситуации, направленной на гуманизацию и демократизацию общества, на духовно-нравственные ценности, преемственность методов обучения академическому рисунку в непрерывном художественном образовании приобретает особую актуальность. В настоящее время у большинства современной молодежи проявляется низкий уровень художественной культуры, который заключается в утрате преемственности профессионального опыта поколений, отсутствии эмоционально-ценностной культуры изображения, построенного на академических
принципах. Как следствие, усиливаются негативные явления: формалистический подход к художественному творчеству, пассивность в изучении первооснов рисунка, и т.п.
Под «академическим рисунком» понимается изображение фигуры человека и понимание через этот процесс эстетики строения окружающего мира. Истоки академического рисунка можно усмотреть в греческой культуре, когда фигура человека стала пониматься как микрокосмос и стала основным мерилом всего искусства.
В человеческой фигуре можно было выразить всё понимание мира. Содержательная сторона академической школы рисунка со времён Греции не важна, настолько чисты и абстрактны все навыки, приёмы, законы и явления.
Однако существующие в настоящее время традиционные формы и методы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе практически не используют тот мощный потенциал, который заложен в академическом рисунке, более того, во многих специальных художественных школах академическому рисунку не в достаточно полной мере уделяется внимание. И лишь в высших учебных заведениях художественного и художественно-педагогического профиля академический рисунок по праву считается основной дисциплиной.
В системе непрерывного художественного образования нарушается преемственность методов обучения академического рисунка. Каждая последующая ступень художественного обучения, как правило, не связанна с предыдущей. Возникает определённое противоречие между неограниченными возможностями преемственности методов обучения академическому рисунку и недостаточным использованием её в системе непрерывного художественного образования. Автор отмечает, в данный момент не уделяется должного внимания решению проблемы, которая сводится к одному из важных положений теории и методики преподавания: преемственности в обучении изобразительному искусству на основе академических традиций. Обращение к проблеме преемственности методов обучения академического рисунка в системе непрерывного художественного образования, призвано заполнить пробел, заключающийся в частичном забвении принципов академической школы с целью введения их на всех ступенях художественного образования от общеобразовательной школы к художественной и т.д. к подготовке профессионала.
Академическое обучение рисунку, являющееся строгой научно обоснованной системой и одной из форм художественного образования, должно вновь обрести роль эталона, по которому должна происходить сверка эффективности художественно-образовательных нововведений, обеспечивая стабильность существования не только высшей художественной школы, но и всей системы непрерывного художественного образования.
Таким образом, из проанализированных нами статей, мы можем заключить, что основная идея Сухаревой состоит в том, что непрерывное образование перестает быть лишь одним из аспектов образования, оно становится основополагающим принципом образовательной системы и участвует на протяжении всего непрерывного процесса деятельности человека. Негативное влияние на становление непрерывного художественного образования в последние десятилетия оказали: стереотипное эмпирическое мышление, осуществление методического и недооценка теоретического осмысления основных положений педагогики искусства, новых подходов к содержанию и организации художественного образования.
Зрелых определяет «непрерывное образование» — процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, и как один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства. В свою очередь это иначе обозначает важнейшую роль в учебно-воспитательном процессе учащихся начального, среднего, старшего звена общеобразовательных школ и студентов колледжей и вузов, а также специалистов послевузовского профессионального образования играет непрерывность художественного образования.
В статье Алексеева «Значение преемственности методов обучения академическому рисунку в системе непрерывного художественного образования» говорит, что модернизация в непрерывном художественном образовании приводит к отрицанию и забвению многих положительных моментов академической школы рисунка. В следствие, усиливаются негативные явления: формалистический подход к художественному творчеству, пассивность в изучении первооснов рисунка, и т.п.
Итак, возникает определённое противоречие между неограниченными возможностями преемственности методов обучения академическому рисунку и недостаточным использованием её в системе непрерывного художественного образования. Можно отметить, что в данный момент не уделяется должного внимания решению проблемы.
Таким образом из прочитанных нами статей, мы можем заключить, что непрерывное художественное образование рассматривается авторами в различных статьях как целостная образовательная система, направленная на улучшение и важнейшую роль учебно-воспитательном процессе. Но и нарушается преемственность методов обучения академического рисунка. Каждая последующая ступень художественного обучения, как правило, не связанна с предыдущей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, С.О. Значение преемственности методов обучения академическому рисунку в системе непрерывного художественного образования [Электронный ресурс]. / С.О. Алексеева // ЖУРНАЛ-Вестник Костромского государственного университета. , 2010. № 3. — Режим доступа: article/n/znachenie-preemstvennosti-metodov-obucheniya-akademicheskomu-risunku-v-sisteme-nepreryvnogo-hudozhestvennogo-obrazovaniya
2. Сухарев, А.И. О реализации компетентностного подхода в художественном [Электронный ресурс]. / А.И.Сухарев // Омский научный вестник., 2014. № 1. — Режим доступа: article/n/o-realizatsii-kompetentnostnogo-podhoda-v-hudozhestvennom-obrazovanii
3. Зрелых, Д.Л. Художественное образование как непрерывный процесс познания объективной реальности человеком [Электронный ресурс]. / С.О. Алексеева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2008., — Режим доступа: article/n/hudozhestvennoe-obrazovanie-kak-nepreryvnyy-protsess-poznaniya-obektivnoy-realnosti-chelovekom