Содержание
Логика, вариант 8, БашГу
1.Определить отношения между понятиями, изобразить их с помощью кругов Эйлера:
а) обвинительный приговор, оправдательный приговор
б) монархия, абсолютная монархия, ограниченная монархия, парламентарная
в) юрист, нотариус, шахматист
г) судебное решение, приговор, судебное определение
д) договор, сделка
2. Проверить правильность деления. Если деление неправильное, указать ошибки:
а) мировые религии делятся на ислам, буддизм, католицизм и протестантизм
б) в научном тексте выделяются введение, основная часть и заключение
в) преступления делятся на умышленные, неосторожные и против личности
3. Указать вид суждений по объединенной классификации, привести их схемы, указать распределенность S и Р:
а) Всякое преступление ( S+) есть противоправное действие (Р-)
б) Некоторые общественно-опасные деяния (S-) являются преступлениями против собственности (Р+)
в) Волк овце не товарищ
г) Не все работники судов имеют высшее образование
4. Определить виды данных суждений, их отношения по логическому квадрату:
а) Некоторые научные открытия не вполне понятны современникам – не каждое научное открытие понятно современникам
б) Ни один вопрос студента не должен оставаться без ответа – неверно, что все вопросы студентов должны оставаться без ответа
в) Некоторые люди безупречны – Ни один человек не безупречен
г) Всякое хищение – умышленное преступление – Не всегда хищение – умышленное преступление
5. Определить виды сложных суждений и записать их с помощью символов:
а) Только преступление является основанием установления и применения наказания
б) Суть любого наказания заключается в ограничении или лишении прав
в) Если слово ставится в начале предложения, то оно пишется с большой буквы
г) Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном его совершении
6. Сделать вывод с помощью превращения, обращения и противопоставления предикату из следующих посылок
а) Некоторые люди совершают безнравственные поступки
б) Всякое правонарушение – противоправное действие
в) Некоторые студенты не являются добросовестными
г) Ни один приговор суда не должен быть необоснованным
7. Определить фигуру и модус простого категорического силлогизма и на основании этого установить его правильность:
а) Все бабочки смертны. Человек смертен. Значит, человек – бабочка
б) Все кражи являются преступлениями. Данное деяние не является преступлением. Значит, данное деяние не есть кража
8. Определить вид умозаключения, сделать вывод, построить его схему:
а) Если брак расторгнут, родители пользуются равными правами в отношении своих детей. Брак еще не расторгнут. Следовательно…
б) Преступление может быть совершено умышлено или по неосторожности. Это преступление не совершено умышлено. Следовательно…
9. Восстановить энтимему и установить ее правильность:
а) Если в отношении обвиняемого судом вынесен обвинительный приговор, то его называют осужденным. В отношении П. судом вынесен обвинительный приговор
б) Ф. изучает логику, т.к. является студентом Института права
10. Определить вид дилеммы, сделать вывод, построить его схему:
а) Если лекция содержательна, то ее конспектируют, но не слушают. Если лекция занимательна, то ее слушают, но не конспектируют. Но лекция может быть либо содержательной, либо занимательной. Значит, лекцию либо конспектируют, но не слушают, либо слушают, но не конспектируют.
Выдержка из текста работы
Контрольная работа по логике и теории аргументации должна быть выполнена самостоятельно. Каждое задание контрольной работы необходимо сопроводить собственными комментариями.
По всем вопросам, связанным с выполнением контрольной работы, можно обращаться к доценту кафедры «Философия, история и право» Екатерине Александровне Кузнецовой по адресу электронной почты: [email protected].
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ ВАРИАНТА РАБОТЫ
Контрольная по логике и теории аргументации состоит из одного варианта. Вопрос к заданию 10 выбирается в соответствии с номером в журнале.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Структура контрольной работы
В процессе написания контрольной работы необходимо соблюдать ряд требований к её структуре и оформлению.
Материал в работе располагается в следующей последовательности:
1. Титульный лист.
2. Текстовое изложение контрольной работы.
3. Список литературы
Титульный лист
Титульный лист как первая страница работы должен содержать следующие данные: названия учебного заведения, кафедры, темы работы, фамилию, имя, отчество автора, курс и номер его группы, фамилию, инициалы, учёную степень и звание преподавателя, место и год выполнения работы (см. приложение 1).
Текстовое изложение контрольной работы
Текстовое содержание контрольной работы по логике и теории аргументации включает в себя решение заданий по дисциплине и их комментарий.
Список литературы
Список использованной литературы является важнейшей частью контрольной работы, поскольку отражает проделанную работу и глубину исследования темы. В список должны быть включены только те источники, которые действительно использовались автором и на которые есть ссылки в тексте работы.
Список литературы оформляется по библиографическим правилам. Указываются следующие элементы: фамилии и инициалы авторов, название произведения (без сокращений и кавычек), подзаголовок, место издания, издательство, год издания, том, часть, выпуск, порядковый номер издания, количество страниц.
Требования к оформлению контрольной работы
Контрольная работа выполняется на листах формата А4 в компьютерном варианте.
Поля: верхнее, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см.
Шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14.
Интервал – 1,5, абзац – 1,25, выравнивание по ширине.
Нумерация страниц обязательна. Номер страницы ставится в левом нижнем углу страницы. Титульный лист не нумеруется.
Работа может быть также выполнена в тетради в рукописном виде.
ОЦЕНКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа должна быть написана в сроки, установленные графиком учебного процесса. Работа, списанная автором из любых источников, а также не содержащая комментарии к решениям, считается незачтенной. Работа, которую преподаватель признал неудовлетворительной, возвращается для переработки с учётом высказанных в отзыве замечаний.
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
Задание 1
Решите задачу с помощью кругов Эйлера. Прокомментируйте решение.
Из 100 ребят, отправляющихся в детский оздоровительный лагерь, кататься на сноуборде умеют 30 ребят, на скейтборде – 28, на роликах – 42. На скейтборде и на сноуборде умеют кататься 8 ребят, на скейтборде и на роликах – 10, на сноуборде и на роликах – 5, а на всех трех – 3. Сколько ребят не умеют кататься ни на сноуборде, ни на скейтборде, ни на роликах, т.е. ничего не умеют?
Задание 2
Определите, какие из данных понятий не находятся в отношении "общее — частное". Свой ответ аргументируйте.
1) мебель — стол; 2) время — час; 3) устройство — часы; 4) магазин — товар; 5) человечество — личность.
Задание 3
Методические указания к решению задач
Понятие — это форма мышления, отражающая предметы или явления в их наиболее общих и существенных признаках. Понятие следует отличать от представления (формы чувственного познания), в котором предметы даются нам во множестве несущественных признаков. Понятие «дерево» отражает общие и существенные признаки для всех деревьев: «растение», «имеющее ствол, корни и крону». А в представлении деревья могут быть высокими и низкими, с листьями и без; березами, осинами и т.д.
Содержание понятия — это мыслимые в понятии общие и существенные признаков предметов.
Объем понятия — это охватываемые им предметы мысли.
По объему понятия делятся на единичные, общие, пустые и неопределенные. Единичные понятия — это понятия, объем которых состоит из одного элемента /например: «Москва», «Пушкин А.С.»/; общие понятия — это понятия, объем которых состоит из двух и более элементов /«планета», «река»/; пустые понятия — это понятия, объем которых является пустым множеством, т. е. не содержит ни одного предмета из универсума рассуждения /«водяной», «вечный двигатель»/; неопределенные понятия — это понятия, объем которых не установлен /«инопланетянин»/.
По содержанию понятия делятся на конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, относительные и безотносительные, собирательные и несобирательные (разделительные). Конкретные — в них мыслятся предметы или явления как внешнего мира (реальные), так и внутреннего мира человека (идеальные), обладающие относительной самостоятельностью существования /«стол», «преступление», «баба яга»/. Абстрактные — в них мыслятся свойства или отношения между предметами и явлениями, не существующие самостоятельно без самих предметов /«твердость», «успеваемость», «дружба»/. Положительные — понятия, в содержании которых указывается на наличие у предметов мысли признаков /«любовь», «ненависть, «неряха»/. Отрицательные — понятия, в содержании которых указывается на отсутствие признаков у предметов /«независимость», «неметалл»/. Относительные — понятия, в которых предмет мысли предполагает существование другого, содержит в себе ссылку на другой предмет мысли /«родители»-«дети», «левый»-«правый»/. Безотносительные не содержат в себе ссылку на другие предметы мысли /«человек»/. Собирательные — это понятия, каждый элемент объема которых представляет собой множество однородных предметов, мыслимых как единое целое /«народ», «законодательство», «прокуратура»/. Несобирательные (разделительные) — это понятия, элементами объема которого являются отдельные предметы /«ручка», «факультет», «закон»/.
Одни и те же понятия в разных суждениях могут употребляться как в собирательном (когда о предметах мысли говорится обобщенно: о всех, но не о каждом), так и в разделительном смыслах (когда нечто утверждается или отрицается о всех предметах объема и о каждом).
Задача: Установите объем и содержание понятий:
Пример: «Право».
Решение: Содержание понятия «право» — «совокупность норм поведения людей, установленная или санкционированная государством, обеспеченная принудительной силой государственных органов». Объем понятия «право» — все конкретные совокупности правовых норм, существовавшие, существующие и возможные в будущем; например: римское, советское, современное российское право и т.д.
Задача: Определите вид данных понятий по объему.
Пример: «Прокурор», «премьер-министр РФ», «кандидат театральных наук».
Решение: «Прокурор» — общее, «премьер-министр РФ» — единичное, «кандидат театральных наук» — пустое.
Задача: Дайте логическую характеристику понятиям (определить вид понятий по содержанию и объему).
Пример: «Галактика».
Решение: Конкретное, положительное, безотносительное, собирательное, общее.
Задача: Приведите два предложения, в одном из которых данное понятие использовалось бы в собирательном, а в другом — в несобирательном смысле.
Пример: «Артисты театра».
Решение: «Артисты театра получают небольшую зарплату» — данное понятие употребляется в предложении в собирательном смысле, потому что говорится обо всех артистах театра обобщенно, но не о каждом.
«Артисты театра — люди искусства» — в разделительном смысле, потому что речь идет о каждом артисте
театра.
Ограничение — переход от данного родового понятия к видовому /«студент», «студент ВСГТУ»/. Единичные понятия не ограничиваются, так как нельзя найти их вид.
Обобщение — переход от данного видового к родовому /«студент», «учащийся»/. Пределом обобщения являются категории — предельно общие понятия. В каждой науке имеются свои категории /«бытие», «материя», «элементарная частица», «химический элемент», «человек», «право» и т.п.
Определение — это логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Структура определения: определяемое (обозначается: dfd) — то, что раскрывается в определении — предмет, понятие, слово. Определяющее (обозначается: dfn) — общие и существенные признаки, которые составляют содержание определяемого. В определении «Конституция есть основной закон государства, устанавливающий его общественное и политическое устройство» определяемым (dfd) является «конституция», а определяющим (dfn) — «основной закон государства, устанавливающий его общественное и политическое устройство».
Правила определения:
1. Определение должно быть соразмерным, т.е. объем dfd должен быть равен объему dfn (Vdfd=Vdfn). Ошибки: а) слишком широкое определение (Vdfd<Vdfn) /«Студент — это учащийся» — учащимися являются и школьники/; б) слишком узкое определение (Vdfd>Vdfn) /«Студент — это учащийся вуза» — студентами являются и учащиеся ссузов/; в) в одном отношении слишком широкое, а в другом отношении слишком узкое определение /«Бочка — это сосуд для хранения жидкостей» — не только в бочках хранят жидкости, и в бочках хранят не только жидкости, но и рыбу, грибы, сыпучие вещества и т.д./;
2. Нельзя раскрывать определяемое через самое себя. Ошибки: а) «Круг в определении» возникает, если dfd определяется через dfn, а затем dfn через dfd. /«Вращение — это движение вокруг своей оси, а ось — это прямая, вокруг которой происходит вращение»/; б) «тавтология» возникает, если в dfn присутствует dfd. /«Фильтр — это прибор для фильтрования»/.
3. Определение должно быть четким и ясным. Здесь может быть два случая нарушения правила: а) Ошибка «определение через неизвестное» возникает, когда термины, используемые в dfn неизвестны или непонятны; б) за определение принимают метафору /«повторение — мать учения»/ .
4. Определение не должно быть полностью отрицательным /«Прокурор — это не судья»/.
Определения бывают реальными и номинальными. В реальных определениях раскрывается сущность самого предмета или явления /«Раздражимость — это ответная реакция организма на изменения окружающей среды, помогающая ему адаптироваться и выжить в изменяющихся условиях»/, а номинальные представляются собой соглашения относительно данного термина /«Ночным временем в трудовом праве принято считать время с 22 часов до 6 следующего утра»/.
Наиболее распространенным видом определения являются определения через ближайший род и видовое отличие. Такие определения, как правило, компактны и весьма понятны, в отличие от определений, в которых dfn выражается не через ближайший род. Сравните «Квадрат — это равносторонний прямоугольник» и «Квадрат — это геометрическая фигура на плоскости, с четырьмя равными сторонами и четырьмя равными углами».
Логическое (таксономическое) деление — это выделение в объеме понятия подклассов (таксонов), являющихся объемами новых (видовых по отношению к исходному) понятий. Структура деления: делимое понятие, члены деления — полученные в результате выполнения этой операции подвиды данного понятия, основание деления — признак, по которому производится эта операция. /«Право делится на рабовладельческое, феодальное и др.». Делимое понятие — «право», члены деления — «рабовладельческое», «феодальное» и др., основание деления — исторический тип/. Членение предмета на части называют мереологическим делением /«Год делится на 12 месяцев»/.
Правила логического деления:
1. Деление должно быть соразмерным. Объем делимого должен полностью исчерпываться членами деления. Ошибки: а) неполное деление /«Углы делятся на острые и тупые» — пропущены «прямые»/; б) деление с лишними членами /«Преступления делятся на умышленные, неумышленные и проступки»/.
2. Деление должно производиться по одному основанию. Ошибка: перекрестное, или сбивчивое деление /«Люди делятся на мужчин, женщин, стариков и детей»/.
3. Члены деления должны исключать друг друга. /Ошибочным будет деление: «Студенты делятся на отличников, успевающих и неуспевающих»/.
4. Деление должно быть последовательным и непрерывным. Ошибка — «скачок в делении» /«Право делится на трудовое, уголовное, наследственное и т.д.» — надо было сначала закончить деление права на отрасли: трудовое, уголовное, гражданское, а уже затем переходить к делению гражданского права на право собственности, обязательное право, наследственное право и т.д./.
Задача: Ограничить и обобщить понятие:
Пример 1: «Солнце».
Решение: Не ограничивается, так как является единичным понятием. Обобщение — «Звезда».
Пример 2: «Собака».
Решение: Ограничение — «Доберман». Обобщение — «Животное».
Задача: Установите, являются ли приведённые ниже определения корректными, а если — нет, укажите какие правила в них нарушены:
Пример: «Юрист — это неравнодушный человек, защищающий права людей».
Решение: Ошибки: «несоразмерное определение», так как объемы понятий dfd и dfn находятся в отношении перекрещивания; «нечеткое определение».
Задача. Соблюдены ли правила логического деления в примерах, а если нет, то какое правило нарушено?
Пример: «Животные делятся на травоядных, хищников и беспозвоночных».
Решение: Здесь произведено как неполное деление, так как не перечислены паразиты; так и деление с лишними членами — беспозвоночные. Деление сбивчивое, так как произведено не по одному основанию. Члены деления не исключают друг друга. Данное деление также является непоследовательным, так как при незаконченном делении по одному основанию переходят к делению по другому основанию.
Основные законы мышления называются так, потому что их выполнение важно в любом процессе мышления. Первые три закона сформулировал Аристотель. А четвертый был сформулирован Г. Лейбницем.
1. Закон тождества: «Всякая мысль в процессе рассуждения должна оставаться тождественной самой себе».
Символическая запись: А=А.
Выполнение данного закона предохраняет нас от двусмысленности, неточного употребления терминов, подмены одного предмета размышления другим.
Ошибки:
A) Амфиболия — двусмысленность. /«Ученики прослушали разъяснения учителя»; «Из-за рассеянности шахматист не раз на турнирах терял очки»; «Утром все получили наряды»/.
Б) Подмена понятия может возникнуть из-за невнимательности, непреднамеренно, когда мы ошибочно отождествляем различные понятия. Например, вместо того, чтобы сказать: «Юрий на новой работе сможет получить квартиру», мы говорим: «Юрий на новой работе получит квартиру». Ясно, что понятие «возможности получения квартиры» не равнозначно понятию «получения квартиры». К сожалению, достаточно часто подмена понятия применяется преднамеренно. Например, иногда некоторые кандидаты в депутаты обещают помочь, например, в получении жилья своим избирателям, а помогают лишь себе и своим близким. Уловки иногда демонстрируют дети. Данзан спрашивает у мамы: — «Кошки боятся собак?». — «Да». — «А ведь львы — это кошки. Значит, львы боятся собак». Здесь налицо сочетание амфиболии и подмены понятия.
B) Путаница в понятиях.
/ Пример из «Алисы в стране чудес» Л. Кэрролла: «Герцогиня терлась возле Алисы, приговаривая:
— Ты не обижаешься, что я не обнимаю тебя? У твоего фламинго такой опасный клюв! Но если ты настаиваешь, то я рискну!
— Нет, нет, он и вправду может клюнуть! — сказала Алиса, потихоньку отодвигаясь от назойливой Герцогини.
— И то правда! Подхватила Герцогиня. — Фламинго кусается не хуже горчицы. И их этого следует мораль: у каждой птички свои привычки.
Алиса тем временем размышляла вслух:
— Птица не горчица, а горчица не птица. Кажется, горчица — минерал.
— Конечно, минерал, — подтвердила Герцогиня. — Минерал огромной взрывчатой силы. Из нее делают мины и закладывают при подкопах. А мораль отсюда такова: хорошая мина при плохой игре — самое главное!
— Вспомнила, — сказала вдруг Алиса. — Горчица — это овощ. Правда, на овощ она не похожа — и все-таки овощ!
— Я совершенно с тобой согласна — сказала Герцогиня. — А мораль отсюда такова: всякому овощу свое время». Это полный апофеоз бессмыслицы./.
2. Закон непротиворечия: «Два противоположных или противоречащих суждения об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время, в одном и том же отношении не могут быть вместе истинными».
Символическая запись: — (Ал—А).
Проще говоря, нельзя утверждать два противоречащих или противоположных суждения, нельзя себе противоречить. Например, в одно и то же время, в одном и том же отношении нельзя утверждать, что некое озеро глубокое и мелкое /противоположность/, как и нельзя утверждать, что озеро глубокое и неглубокое /противоречие/. Или утверждать: «Все пошли в кино» и в то же время: «Никто не пошел в кино» /противоположность по логическому квадрату/. Как и нельзя утверждать: «Все пошли в кино» и «Некоторые не пошли в кино» /противоречие по логическому квадрату»/.
/Пример: Однажды Ходжа Насреддин попросил своего богатого и скупого соседа дать ему на время котел. Сосед дал, хотя и неохотно. Возвращая котел хозяину, Насреддин вместе с ним дал еще и кастрюльку, сказав, что эту кастрюльку родил котел. Сосед согласился с таким объяснением и кастрюльку взял. В следующий раз Насреддин вновь взял котел, но уже не вернул. А когда сосед потребовал котел обратно, то ответил: «С удовольствием вернул бы тебе котел, да не могу, потому что он умер». — «Как! — возмутился сосед, что ты говоришь чепуху — разве котел может умереть?» — «Отчего же котел не может умереть, если он может родить кастрюльку?»./
3. Закон исключенного третьего: «Два противоречащих суждения не могут быть вместе ложными: одно из них истинно, другое — ложно, а третьего не дано». Проще говоря, нельзя отрицать два противоречащих суждения. Символическая запись: Аv—А.
Два противоположных суждения могут одновременно ложными /«Озеро глубокое» и «Озеро мелкое»/, а два противоречащих суждения не могут быть вместе ложными /«Озеро глубокое» и «Озеро неглубокое»/.
/Пример нарушения закона исключенного третьего: «Нельзя сказать, что это деяние — преступление. Как и нельзя сказать, что это деяние не является преступлением»./
4. Закон достаточного основания: «Ни одно суждение не может быть признано истинным без достаточного обоснования».
Закон направлен против бессвязных, хаотичных, бездоказательных рассуждений. Закон достаточного основания — враг всяких догм, суеверий, предрассудков.
/Примеры: «Черная кошка перешла мне дорогу, значит, мне не стоит ходить на экзамен». «Смородников был в квартире в тот день, когда была обнаружена пропажа драгоценностей. Значит, он — вор»/.
Аргументация — это операция обоснования каких-либо суждений, практических решений или оценок, в которой наряду с логическими приемами применяются также внелогические методы и приемы убеждающего воздействия. Обоснование может быть полным и неполным. При полном обосновании (доказательстве) тезис непосредственно следует из аргументов. Неполное обоснование называется подтверждением.
Доказательство — логическая операция полного обоснования истинности какого-либо положения с помощью других положений, истинность которых уже установлена. В структуру доказательства входят три элемента: 1) Тезис Т — доказываемое положение. 2) Аргументы — вспомогательные положения, с помощью которых обосновывается тезис. 3) Демонстрация — логическая связь между аргументами и тезисов. В качестве аргументов используются: 1) установленные общие положения (т.е. различного рода принципы, нормы права, законы, общие правовые, уставные положения и т.д.). 2) удостоверенные суждения о фактах (данные наблюдений, экспертиз, документы, статистические обобщения и т.д.) 3) суждения, принимаемые в качестве очевидных: аксиомы, постулаты, определения, высказывания, многократно проверенные практикой.
Доказательство может быть прямым и косвенным. При прямом доказательстве подбираются аргументы, прямо направленные на доказательство тезиса. При косвенном доказательстве используют антитезис — суждение, противоречащее тезису.
Схема прямого доказательства:
1. Подбираются аргументы, прямо направленные на обоснование тезиса (по дедукции, по индукции или аналоги).
Схема косвенного апагогического («от противного») доказательства.
1. Выдвигается антитезис.
2. Из антитезиса выводятся следствия.
3. Следствия сопоставляются с фактами.
4. Из ложности следствий выводится ложность антитезиса. А отсюда — истинность тезиса.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Батурин В.К. Логика: Учебное пособие / В. К. Батурин. — М.: КУРС: ИНФРА-М, 2012. (ЭБС znanium.com 2013)
2. Лаврикова И. Н. Логика. Учимся решать: Учебное пособие / И. Н. Лаврикова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. (ЭБС znanium.com 2012)
3. Бочаров В. А. Основы логики: Учебник / В.А. Бочаров, В.И. Маркин; Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). — М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. (ЭБС znanium.com)
Дополнительная:
4.Абачиев С.К., Делия В.П. Теория и практика аргументации: К учебному курсу для специалистов по связям с общественностью — М.: УРСС, 2004
5.Гетманова А. Д. Учебник логики, — М., КноРус, 2011
6.Гетманова А. Д. Учебник логики: со сборником задач. — М., КноРус, 2011
7.Ивин А.А. Логика. — М.: Юрайт, 2012
8.Каверин Б.И., Демидов И.В. Логика и теория аргументации — М.: ЮНИТИ, 2005
9.Курбатов В. И. Логика в вопросах и ответах. — Ростов-на- Дону., 2007.
10.Поварнин С. Спор. О теории и практике спора. — М., 2007
Приложение 1
Образец оформления титульного листа
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации»
Владимирский филиал
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Логика и теории аргументации»
Выполнил: студент 1 курса
направления 38.03.02
«Менеджмент»
группа ЗБ3-МН-101
Иванов И.И.
Преподаватель: доцент кафедры «Философия, история и право»,
кандидат филологических наук
Кузнецова Е.А.
Владимир 2015
Приложение 2
Вопросы для подготовки к зачету
1. Значение и возможности логики в формировании мышления предпринимателя.
2. Правильное и неправильное мышление.
3. Роль логики в формировании культуры мыслительной деятельности человека.
4. Интеллектуальные способности, вырабатываемые изучением формальной логики.
5. Значение отточенного мышления и умения оперировать понятиями, суждениями и выводить умозаключение.
6. Полемика в деловом общении.
7. Возможности выражения средствами формальной логики различных сторон предпринимательской деятельности.
8. Структура и особенности языка и логического мышления в деловой сфере
9. Структура рассуждения: посылки (допущения), заключение (вывод).
10. Понятие, суждение, умозаключение как формы логического мышления.
11. Типичные ошибки в выработке слов и употреблении понятий.
12. Характерные черты экономических понятий, отражающих содержание предпринимательской деятельности.
13. Понятийный аппарат предпринимателя.
14. Важность четкого понятийного мышления в бизнесе.
15. Значение суждений в познании и их роль в деловом общении.
16. Особенности делового текста (контрактов).
17. Логические стандарты и типичные ошибки в составлении деловых текстов.
18. Виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные, традуктивные (по аналогии).
19. Основные законы логики: тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания.
20. Действие и значение законов логики в области предпринимательства.
21. Определенность, непротиворечивость, последовательность, обоснованность — коренные и необходимые свойства мышления делового человека.
22. Логические ошибки, связанные с нарушением нормативных правил мышления.
23. Понятие аргументации. Структура и особенности аргументов в сфере бизнеса.
24. Спор – искусство. Моральный кодекс спора.
25. Субъекты аргументативного процесса: пропонент, оппонент, аудитория.
26. Структура аргументации: тезис, аргументы, демонстрация.
27. Доказательство и опровержение: прямое, косвенное.
28. Софизмы и логические парадоксы.
29. Роль аргументации, доказательства и убеждения в практической
деятельности менеджера и в принятии деловых решений.
30. Деловой стиль аргументации.
31. Дедукция, индукция и аналогии в процессе аргументации.
32. Переговоры. Особенности языка и логики деловых переговоров.