Содержание
Логика
1.Дайте полную логическую характеристику избранным вами трём понятиям
Злонамеренность
Вещественное доказательство
Безнаказанность
2.Выполните операции обобщения, а затем ограничения трёх понятий, избранных Вами.
Россия
Сделка
Скорость света
3.Приведите примеры ошибочных определений понятий (по одному на каждую возможную ошибку), укажите, в чём состоит ошибка.
4.Приведите примеры ошибок в делении понятий (по одному примеру на каждый вид ошибки), укажите, в чём состоит ошибка.
5.Приведите примеры отрицания сложных суждений (по одному на каждый вид), разберите их, выделив простые суждения и логические связки, запишите их с помощью символов.
Основаниями для прекращения землепользования являются или отпадение надобности в пользовании земельным участком, или добровольный отказ от правопользования.
Виды трудового договора предусматривают зачисление работника или на неопределенный срок, или на определенный срок не более трех лет.
Автомобиль не мог бы пройти на скорости поворот, если бы у него были неисправны тормоза
Вода закипает тогда и только тогда, когда температура поднимается до 100 градусов по Цельсию
6. Подберите суждения А, Е, О, сделайте из них выводы путем противопоставления предикату. Проверьте правильность вывода с помощью превращения и обращения.
Противопоставление предикату:
Из «Все предрассудки недоказуемы» получаем «Ни одно доказуемое
«Ни один лентяй не заслуживает успеха», «Некоторые люди, не
«Некоторые свидетели не являются совершеннолетними
Превращение:
Обращение:
7. Приведите пример неправильного простого категорического силлогизма и сделайте его полный разбор, (установите структуру, изобразите в круговых схемах отношения между терминами; осуществите проверку правильности различными способами, укажите ошибки; определите фигуру и модус).
8. Приведите примеры чисто условного и условно-категорического умозаключений и сделайте их символическую запись. В условно-категорических умозаключениях укажите правильные и неправильные модусы.
Чисто условное умозаключение
Условно-категорическое умозаключение
9. Приведите примеры различных видов энтимем и восстановите их до полных умозаключений.
Если в отношении обвиняемого судом вынесен обвинительный приговор, то его называют осужденным. В отношении Чижова судом вынесен обвинительный приговор
10. Постройте эпихейрему и проверьте её правильность.
11.Постройте разделительно-категорические умозаключения по различным модусам и сделайте их символическую запись. Укажите условия их правильности и приведите примеры ошибок.
12. Сформулируйте дилеммы (по одному примеру на каждый вид) и сделайте их символическую запись.
13. Приведите примеры научной индукции с использованием различных методов установления причинных связей и сделайте их символическую запись.
14. Приведите примеры различных видов аналогии (свойств и отношений), сделайте их символическую запись.
15. Подберите два тезиса, постройте их прямое и косвенное обоснование. Укажите форму обоснования тезиса. Сделайте символическую запись.
Работать судьей опасно для жизни.
Доказательств вины подозреваемого вполне достаточно.
Во-первых, потерпевшая при опознании указала на подозреваемого. Во-вторых, подозреваемый был задержан при попытке продать валюту, которой у него раньше никогда не было. Это подтверждают все знакомые подозреваемого. А в сумочке, которую отняли у потерпевшей, была немалая сумма в долларах. В-третьих, в тот день, когда было совершено ограбление, подозреваемого видели примерно за полчаса до этого недалеко от места преступления.
16. Приведите примеры нарушения основных законов логики.
Шофер Смирнов не прав, так как при выезде из гаража не взял устного распоряжения в письменной форме
Сейчас разберусь как следует и накажу кого попало.
Вода тушит огонь, потому что она жидкая и холодная.
Два мальчика перешли речку вброд. На берегу один из них ска¬зал: «Ты-то весь мокрый, а я даже штаны не замочил». «Тебе не привыкать, — ехидно заметил тот, — ты всегда сухим из воды выходишь»
Выдержка из текста работы
Задание. По краткой характеристике воззрений крупнейших философов прошлого необходимо определить эпоху, имя философа, соответствующее рассматриваемому периоду, и обосновать свой ответ.
Задание 1. Только человек наделяет вещи существованием, полагал этот философ, а потому нет никого объективно данного общезначимого бытия. Релятивизм этого философа разделили его сторонники, распространив подобный подход на различные сферы осмысления действительности, изменив тем самым в целом статус знания в греческой философской мысли. Кроме того, их идеи существенным образом повлияли на развитие определенных наук. Именно с деятельность этих философов связывают такую черту греческой философии, как античный антропоцентризм.
Это античная философия. Здесь описаны взгляды Протагора, основоположника софизма. (5 в. до н.э.). Именно софисты осуществили в философии антропологический поворот – от исследования природы они обратились к изучению человека как общественного существа. Софисты разоблачали традиционные мифические представления и поставили под вопрос традиционные моральные и религиозные нормы, сделав их предметом сознательного и критического отношения, называют также “греческим просвещением”. Софисты открыли принципы относительности и субъективности всякого знания …….
Задание 2. Теоцентрические мировоззренческие установки, характерные для предшественников этого философа, сменяются иным пониманием статуса Бога и человека. Именно этот философ и становится основоположником новой трактовки Бога. В своей концепции он использует математическую символику, обосновывая с их помощью одну из центральных своих идей о единстве Бога и человека и открывая тем самым новые гносеологические горизонты своей эпохи.
Эпоха – философия Возрождения. Философ – Николай Кузанский (1401-1464). В отличие от других гуманистов он глубоко интересовался математикой и естествознанием и создал своеобразный христианский натуралистический пантеизм. До Кузанского были распространены идеи схоластов. А в его философии звучали мысли о том, что человек существует в Боге и Бог существует в человеке, а поскольку Бог актуально бесконечен, то мир – безграничен, т. е. в нём можно перейти любую границу. Из бесконечности мира следует далее и бесконечность процесса познания. Знание бесконечно углубляется, но абсолютное знание так же недостижимо, как время не достигает вечности. Таким образом, он открывает новые горизонты гносеологии.
Задание 3. Стержнем философской системы этого философа является гносеологическая проблематика, которая, по мнению ее критиков, содержит неразрешимые дуалистические идеи, основанные на существовании трансцендентальных априорных форм чувственности в разуме человека. В силу этого сами гносеологические возможности субъекта решаются философом с позиции агностицизма (что попытался преодолеть его последователь, но уже с онтологических позиций, объявив тождество бытия и мышления). Кроме того, философом был обоснован этический закон, также обладающий статусом априорности и в силу этого наделяющий морального субъекта автономией……..
Контрольная работа №2
Задание. Из предложенных фраз, в которых сформулированы фундаментальные философские идеи, необходимо выписать термины и дать их краткое определение. Затем из предлагаемых вариантов (А и В) выбрать тот, который соответствует смыслу рассматриваемой фразы.
Задание 1. «Метафизическое представление о бытии, на основе которого выстраиваются идеи, противоречащие диалектическому пониманию мира».
Метафизика — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.
Бытие – категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии; в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий
Диалектика – философская концептуализация развития, методическое обнаружение и разрешение противоречий, содержащихся в понятиях.
Правильный вариант – А, поскольку метафизика действительно рассматривает мир как неизменную сущность, а диалектика – как изменяющуюся на основе взаимодействия противоположностей.
Задание 2. «Идеалистическое понимание сознания в гносеологическом аспекте»
Идеализм — философские концепции, ориентированные в интерпретации мироустройства и миропознания на семантическое и аксиологическое доминирование духовного.
Сознание — обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования.
Гносеология — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания. Гносеология рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции «субъект — объект».
Правильный вариант – В.
Задание 3. «Онтологический и этический аспекты теодицеи»
Онтология — учение о бытии: в классической философии — учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др.) базовым компонентом философской системы; в современной неклассической ………
Список литературы
1. Алексеев П. В. Философия. — М.: Проспект: Изд-во Московского ун-та: A. e., 2005. — 608 с.
2. Волчек Е. З. Философия. — Минск: Экоперспектива, 2008. — 343 с.
3. Жаров А. М. Материя и сознание. — СПб.: Б. и., 2004. — 100с.
4. Ильин В. В. Философия. — М.: Акад. проект, 2003. — 590 с.
5. Миронов В.В. Философия. — М.: Проспект, 2005. — 240 с.
6. Спиркин А. Г. Философия. — М.: Гардарики, 2004. — 368 с.
7. Философия / Под ред. В.Л. Калашникова. — 2-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2006. — 384 с.