Выдержка из текста работы
Задание 1. Каково соотношение понятий «государственная власть» и «муниципальная власть»? Соотношение муниципальных образований и государства, органов местного самоуправления и государственных органов делает насущным вопрос о соотношении понятий «государственная власть» и «муниципальная власть». Заложенная в Конституции РФ вертикальная децентрализация власти с выделением местного самоуправления в качестве негосударственного элемента публичной власти подразумевает разделение категорий «публичная власть» и «государственная власть», которые ранее традиционно отождествлялись.
По смыслу Конституции РФ, механизм публичной власти включает в себя государственную и местную (муниципальную) власть.Органы местного самоуправления осуществляют ту разновидность публичной власти, которая носит название местной, или муниципальной (9, 95). Муниципальная власть имеет ряд признаков, присущих государственной власти: возможность принимать общеобязательные решения и обеспечивать их исполнение, издавать нормативные акты и т.д. Однако данные признаки не столько подчеркивают государственные начала местной власти, сколько отражают ее публичный характер.
Таким образом, муниципальная власть — это публичная власть особого рода, которая от государственной власти отличается следующими признаками: территориальной ограниченностью; более широким спектром форм непосредственного участия населения в управлении своими территориями; системой принуждения в местном самоуправлении; законодательным ограничением прав местной власти со стороны государства; подконтрольностью государству реализации передаваемых местной власти государственных полномочий; преобладанием в сфере полномочий местного самоуправления хозяйственной составляющей, а не властной (10, 23-24). Итак, понятия «государственная власть» и муниципальная власть» являются составляющими категории «публичная власть». Данные понятия имеют некоторые общие признаки, однако эти признаки не столько подчеркивают государственные начала местной власти, сколько отражают ее публичный характер. Поэтому правильнее было бы сказать, что муниципальная власть – власть особого рода, существенно отличающаяся от государственной власти.
Таким образом, понятия «государственная власть» и «муниципальная власть» являются, скорее, противоположными понятиями, чем тождественными.
Задание 2. В законе субъекта Российской Федерации об административно-территориальном устройстве данного субъекта было установлено, что основной единицей для осуществления местного самоуправления является город.
Если же на территории этого субъекта Российской Федерации существуют деревни, поселки, иные населенные пункты, помимо городов, то они либо должны приобретать статус города, либо быть включены в состав города в качестве внутригородского района? Законна ли указанная норма? Муниципально-территориальное устройство включает муниципально-территориальное деление, что подразумевает разделение территории субъекта РФ на муниципальные образования для упорядоченного осуществления на их территории функций местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 131 Конституции РФ, местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Но Конституция РФ не дает однозначного ответа на то, какие территории занимает муниципальное образование.Полный перечень дает ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Согласно п. 1 ст. 2 данного закона, муниципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
По условию задачи, закон субъекта устанавливал, что основной единицей осуществления местного самоуправления является город.По ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальным образованием может признаваться городское поселение, под которым понимается город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (п.1 ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Таким образом, мы видим, что понятие «город» по своему объему равнозначно понятию «городское поселение» (об этом дополнительно должно быть указано в Законе субъекта). Но в то же время закон субъекта ограничивает местное самоуправление, устанавливая город как основную единицу осуществления местного самоуправления, что противоречит ст.ст. 10 и 11 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Территория субъекта РФ разграничивается между поселениями (городскими и сельскими). В случае образования населенного пункта на территории муниципального образования, такие населенные пункты являются муниципальными и требуют лишь установления правового статуса данного населенного пункта (статуса самостоятельного муниципального образования) либо включения в состав существующего муниципального образования.
По условию задачи в законе субъекта РФ об административно-территориальном устройстве данного субъекта была определено, что если на территории субъекта существуют деревни, поселки, иные населенные пункты помимо городов, то они либо должны приобретать статус города, либо должны быть включены в состав города в качестве внутригородского района.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» деревни, поселки и иные населенные пункты могут быть включены в состав сельского поселения, но не города.
Так же ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установил в ст. 11 границы муниципальных образований.Согласно подп. 5 п. 1 ст. 11 данного ФЗ, в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а так же в соответствии с генеральным планом городского поселения, территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями). Таким образом, на основании изложенного мы приходим к выводу, что норма закона субъекта РФ об административно-территориальном устройстве данного субъекта, устанавливающая город в качестве основной единицы для осуществления местного самоуправления, а так же устанавливающая, что существующие на территории этого субъекта, помимо городов, деревни, поселки, иные населенные пункты должны приобретать статус города либо быть включены в состав города в качестве внутригородского района, частично противоречит ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Деревня не может приобрести статус города, так как согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», она может приобрести только статус такого муниципального образования, как сельское поселение, и не может входить в состав города в качестве внутригородского района.
Поселки и иные населенные пункты так же не могут приобрести статуса города, так как по закону приобретают статус сельского поселения, но могут входить в состав города в качестве внутригородского района, если это определено генеральным планом городского поселения (города) и данные территории предназначены для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры.
Согласно п. 3 ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта РФ, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции РФ, федеральным конституционным законам, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и другим федеральным законам применяются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и другие федеральные законы.
Таким образом, на основании изложенного мы приходим к выводу, что норма закона субъекта РФ об административно-территориальном устройстве данного субъекта, устанавливающая, что существующие на территории этого субъекта, помимо городов, деревни, поселки, иные населенные пункты должны приобретать статус города либо быть включены в состав города в качестве внутригородского района, частично противоречит ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Следовательно, данная норма незаконна, и в этом случае следует руководствоваться нормами ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Задание 3. В уставе одного муниципального образования было определено, что районы города имеют собственные бюджеты.
Органы прокуратуры опротестовали данное положение устава.
Какие аргументы, на ваш взгляд, легли в основу протеста прокурора? Обоснуйте свой ответ.
В основу протеста прокурора легли следующие аргументы: 1) Согласно Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет (ст. 132). ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в п. 1 ст. 52 определяет, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), что так же отражено в п. 1 ст. 15 Бюджетного кодекса РФ. Следовательно, бюджет может иметь только муниципальное образование, виды которого определены в ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В указанной статье установлено, что муниципальным образованием является городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Сельское поселение представляет собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Городское поселение — это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Муниципальный район — это несколько поселений или поседений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решении вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Городской округ — это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а так же могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Внутригородская территория города федерального значения представляет собой часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Таким образом, мы видим, что район города не назван в законе в качестве муниципального образования и не может иметь самостоятельного бюджета.
Бюджетный кодекс РФ определяет, что в качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальным образованием (п. 6 ст. 15 БК РФ). Таким образом, не бюджет, а смета доходов и расходов района города может быть определена лишь в виде составной части бюджета городского поселения (города). 2) ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относит формирование, утверждение и исполнение местного бюджета к вопросам местного значения (подп. 1 п. 1 ст. 14, подп. 1 п. 1 ст. 15, подп. 1 п. 1 ст. 16). В целях решения, в том числе и данного вопроса, органы местного самоуправления принимают Устав муниципального образования (п. 1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Устав входит в систему муниципальных правовых актов (ст. 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Согласно п. 4 ст. 7 данного ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а так же конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ. Следовательно, есть основания считать Устав муниципального образования противоречащим ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Бюджетному кодексу РФ. 3) Одним из направлений деятельности прокуратуры РФ является надзор за исполнением законом, предметом которого является, в том числе, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления и их должностными лицами (п. 1ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Для осуществления возложенных на прокуратуру функций, прокурор опротестовывает противоречащие закону правовые акты (п. 3 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Таким образом, можно говорить о том, что Устав муниципального образования противоречит законодательству РФ и у прокурора имелись основания для принесения протеста.
Список литературы 1. Конституция РФ от 12. 12. 1993 (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30. 12. 2008 № 6 – ФКЗ и от 30. 12. 2008 № 7 – ФКЗ) // Российская газета. 25. 12. 1993. № 237. 2. ФЗ от 06. 11. 2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. от 05. 04. 2010 № 40 — ФЗ) // Российская газета. № 202. 08. 10. 2003. 3. Бюджетный кодекс РФ от 31. 07. 1998 № 145 – ФЗ (в ред. ФЗ от 27. 12. 2009 № 374 – ФЗ) // СПС «Консультант Плюс». 4. ФЗ от 27. 01. 1992 № 2202 – 1 «О прокуратуре РФ» (в ред. ФЗ от 28. 11. 2009 № 303 – ФЗ) // СПС «Консультант Плюс». 5. Указ Президента РФ № 2265 от 22. 12. 1993 «О гарантиях местного самоуправления» // СПС «Гарант». 6. Абдулов М. И. Теория государства и права.
М.: Финансовый контроль, 2004. 410 с. 7. Кутафин О. Е Фадеев В. И. Муниципальное право РФ. М.: ТК Велби, 2006. 672 с. 8. Писарев А. Н. Муниципальное право РФ. М.: Триада, ЛТД, 2007. 419 с. 9. Кокотов А. Н Саломаткин А.С. Муниципальное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. – 384 с. 10. Чаннов С. Е. Муниципальное право: Пособие для сдачи экзамена. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 192 с.