Выдержка из текста работы
Налоговый орган провел выездную проверку на предприятии и вынес решение о взыскании, с проверяемого налогоплательщика, пени за просрочку внесения в бюджет налога на имущество организаций и штраф в размере 15000 руб. за нарушение правил учета объектов налогообложения. Предприятие не внесло в бюджет данные платежи добровольно, поэтому налоговый орган принял решение списать эти суммы со счета в бесспорном порядке. При этом налоговый инспектор, проводивший проверку и выявивший нарушения, принял решение наложить штраф и на руководителя и главного бухгалтера предприятия.
Дайте правовую оценку действиям налогового органа. Каков порядок взыскания штрафа с организаций? Правомерны ли действия налогового инспектора, в части наложения штрафа на руководителя и главного бухгалтера предприятия?
В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены в НК РФ.
Согласно ст.75 НК РФ, пеня — установленная НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки, по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П определяет пеню как дополнительный платеж, направленный на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Если налогоплательщик перечислил налог на имущество с нарушением срока, то с него может быть взыскана пеня.
Ст.120 НК РФ предусмотрена ответственность организаций за грубое нарушение организацией правил учета объектов налогообложения, допущенное в рамках одного налогового периода, что влечет наложение штрафа в 10.000 руб.
Согласно условию задачи, на организацию был наложен штраф в размере 15.000руб. Считаю, что факт наложения штрафа на предприятие является правомерным, если организация допустила такое нарушение, но сумма штрафа которая была наложена налоговым органом является завышенной, поскольку санкцией статьи предусмотрен штраф в сумме 10.000 руб. и штраф должен быть наложен в пределах санкции ст.120 НК РФ.
В соответствии со ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате штрафа и пени в срок. установленный законодательством о налогах и сборах. В случае их неуплаты в установленный срок, налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога. (Предполагается, что по условию задачи такое требование было направлено).
Согласно п.2 ст.45 НК РФ, в случае неуплаты штрафа или пени в установленный срок, производится его принудительное взыскание. Согласно п.6 ст.45 НК РФ, неисполнение обязанности по уплате штрафа или пени является основанием для применения мер принудительного исполнения такой обязанности. Согласно п.1 ст.46 НК РФ, в случае неуплаты организацией штрафа в установленный срок, обязанность по его уплате исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах организации в банках и его электронные денежные средства, или на иное имущество в порядке ст.47 НК РФ.
Таким образом, если предприятие не внесло сумму пени и штрафа добровольно в бюджет по выставленной налоговому органу требованию, то налоговый орган вправе на основании ст.45 НК РФ принять решение о взыскании этих сумм в бесспорном порядке и направить на основании этого решения поручение в банк на списание денежных средств и перечисление их в бюджет. Банк должен был исполнить решение, если на счетах есть средства, и по решению налогового органа без согласия налогоплательщика списать денежные средства и перечислить их в бюджет. Считаю решение налогового органа правильным и в этой части (п.4 ст.46 НК РФ).
Что касается действий налогового инспектора, в части наложения штрафа на руководителя и главного бухгалтера предприятия, то считаю, что он вышел за рамки имеющихся у него полномочий, и обоснование этому будет рассмотрено далее.
Согласно п.4 ст.108 НК РФ, привлечение организации к ответственности за совершение налоговых правонарушений не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной разновидности публичной ответственности.
Согласно ст.120 НК РФ, ответственность за нарушение правил бухгалтерского учета наступает для организаций за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Для должностных лиц организации ответственность наступает по ст.15.11 КоАП РФ за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. КоАП РФ не уточняет, когда именно главного бухгалтера можно привлечь к административной ответственности за налоговые нарушения., но главный бухгалтер относится как и руководитель к должностным лицам организации.
Согласно п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.06г. N 18 (ред.от 11.11.08г.) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях», решая вопрос о привлечении должностных лиц организации к административной ответственности ……..
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (поправки внесены законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. N6-ФКЗ, от.30.12.2008г. N 7-ФКЗ) // Российская газета от 25.12.1993г. N 237,
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ (ред. от 03.12.12г., с изм. и доп. вступающими в силу с 25.01.13г.) // СЗ РФ от 03.08.1998г. N 31, ст. 3824,
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (ред. от 03.12.12г., с изм. и доп. вступающими в силу с 25.01.13г.) СЗ РФ от 07.08.2000г. N 32, ст. 3340,
4. Арбитражно-процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002г. N 95-ФЗ (ред. от 13.12.12г.) // СЗ РФ от 29.07.2002, N 30, ст. 3012 (с послед.изм),
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.12г., с изм. и доп., вступающими в силу с 13.02.13г.) // 31.12. 2001 г. N 256,
Учебная и специальная литература
1. Семенихин В.В. Налоговые проверки. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2011г., с.256,
2. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа N А-19-25783/04-41-Ф02-342/05С // СПС Консультант Плюс,
3. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа N А19-28998/04-18-Ф02-1565/05С1 // СПС Консультант Плюс,
4. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа NА-19-24550/04-41-Ф02-841/05С1 // СПС Консультант Плюс,
5. Постановление ФАС Волго-Вятского округа N А82-4818/2005-28 // СПС Консультант Плюс,
6. Постановление ФАС Северо-западного округа от 06.05.2010 № А56-30649/2008 // СПС Консультант Плюс,
7. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.08.2006 № А19-11498/05-24-41-Ф02-4411/06-С1, А19-11498/05-24-41-Ф02-4415/06-С1 по делу № А19-11498/05-24-41 // СПС Консультант Плюс.