Выдержка из текста работы
ΔПрс 2009 = 392 – (-120,078) = 512,078 тыс. руб.; Для контроля правильности расчетов вычислим общее изменение прибыли как сумму изменений за счет рассматриваемых факторов:
ΔПробщ 2009 = ΔПрVPП 2009 + ΔПрр2009 + ΔПрс 2009 =
= 27,054 + (-423,132) + 512,078 = 116 тыс. руб.
На основании проведенных расчетов можно сделать вывод, что в 2009 году увеличение количества покупок слабо повлияли на увеличение прибыли (+27,054тыс.руб.), уменьшение средней цены покупки привело к снижению прибыли на 423,132 тыс.руб., а снижение затрат позволило увеличить прибыль на 512,078 тыс. руб. Таким образом, положительный финансовый результат в 2009 году был достигнут прежде всего за счет снижения затрат.
Факторный анализ прибыли по итогам 2010 года
Прибыль при количестве продаж 2010 года, но при сохранении цены и полной себестоимости единицы продажи на уровне 2009:
Прусл1 2010 = 5394 ∙ (4,579 – 4,510) = 370,028 тыс. руб.;
Прибыль 2010 года при затратах 2009 года:
Прусл2 2010 = 5394 ∙ (4,841– 4,510) = 1783,256 тыс. руб.;
Прибыль 2010 года
Пр1 2010 = 5394 ∙ (4,841– 4,760) = 435 тыс. руб.
Общее изменение прибыли составляет:
ΔПробщ 2010 = 435 – 392 = 43 тыс. руб.
В том числе за счет изменения:
— количества реализованной продукции
ΔПрVPП 2010 = 370,028 – 392 = -21,972 тыс. руб.;
— цены реализации
ΔПрр 2010 = 1783,256 — 370,028 = 1413,228 тыс. руб.;
— себестоимости
ΔПрс 2010 = 435 – 1783,256 = -1348,256 тыс. руб.;
ΔПробщ 2010 = ΔПрVPП 2010 + ΔПрр2010 + ΔПрс 2010 =
= -21,972 + 1413,228 + (-1348,256) = 43 тыс. руб.
Расчеты показали, что в 2010 году снижение количества продаж оказало наименьшее влияние на изменение прибыли (-21,972 тыс. руб.). Рост прибыли был обеспечен за счет возрастания средней цены одной покупки (1413,228 тыс. руб.), одновременное возрастание затрат отрицательно сказалось на конечной величине прибыли (-1348,256 тыс.руб.) в значительно большей степени, чем снижение количества покупок.
Факторный анализ прибыли по методике маржинального анализа:
Факторный анализ прибыли по итогам 2009 года
Прибыль базового (2008) года:
Пр0 =VРП0 ∙ (р0 -v0 ) – F0
Пр0 2008 = 5200 ∙ (4,653 – 4,296) – 15181 = 276 тыс. руб.;
Прибыль 2009 года при цене и затратах 2008 года
Прусл1 =VРП1 ∙ (р0 -v0 ) – F0
Прусл1 2009 = 5718 ∙(4,653 – 4,296) – 15181 = 460,326 тыс. руб.
Прибыль 2009 года при выручке 2009 , а затратах 2008 года
Прусл2 =VРП1 ∙ (р1 -v0 ) – F0
Прусл2 2009 = 5718 ∙ (4,579 – 4,296) – 15181 = 37,194 тыс. руб.
Прибыль 2009 года при постоянных затратах 2008 года
Прусл3 =VРП1 ∙ (р1 –v1 ) – F0
Прусл3 2009 = 5718 ∙ (4,579 – 4,216) – 15181 = 492,347 тыс. руб.;
Общее изменение прибыли за 2009 год составляет:
ΔПробщ = Пр1 — Про
ΔПробщ 2009 = 392 – 276 = 116 тыс. руб.
В том числе за счет изменения:
— количества реализованной продукции
ΔПрVPП =Прусл1 –Пр0
ΔПрVPП 2009 = 460,326 – 292 = 184,326 тыс. руб.;
— цены реализации
ΔПрр =Прусл2 –Прусл1
ΔПрр 2009 = 37,194 – 460,326 = -423,132 тыс. руб.;
— удельных переменных затрат
ΔПрv =Прусл3 –Прусл2
ΔПрv 2009 = 492,347 — 37,194 = 455,153 тыс. руб.;
— суммы постоянных затрат
ΔПрF =Пр1 –Прусл3
ΔПрF 2009 = 392 — 492,347 = -100,347 тыс. руб.;
Для контроля правильности расчетов вычислим общее изменение прибыли как сумму изменений за счет рассматриваемых факторов:
ΔПробщ 2009 = ΔПрVPП 2009 + ΔПрр2009 + ΔПрv2009 + ΔПрF2009 =
= 184,326 + (-423,132) + 455,153 + (-100,347) = 116 тыс. руб.
Факторный анализ прибыли по итогам 2010 года
Прибыль 2010 года при цене и затратах 2009 года
Прусл1 2010 = 5394 ∙ (4,579 – 4,216) – 1681 = 274,864 тыс. руб.;
Прибыль 2010 года при затратах 2009 года
Прусл2 2010 = 5394 ∙ (4,841 – 4,216) – 1681 = 1688,092 тыс. руб.;
Прибыль 2010 года при постоянных затратах 2009 года
Прусл3 2010 =5394 ∙ (4,841 – 4,410) – 1681= 643,814 тыс. руб.;
Прибыль отчетного года
Пр1 2010 = 5394 ∙ (4,841 – 4,410) – 1888= 435 тыс. руб.;
Общее изменение прибыли составляет
ΔПробщ 2010 = 435 – 392 = 43 тыс. руб.
В том числе за счет изменения:
— количества реализованной продукции
ΔПрVPП 2010 = 274,864 – 392 = -117,136 тыс. руб.;
— цены реализации
ΔПрр 2010 = 1688,092 – 274,864 = 1413,228 тыс. руб.;
— удельных переменных затрат
ΔПрv 2010 = 643,814 – 1688,092 = -1044,278 тыс. руб.;
— суммы постоянных затрат
ΔПрF 2010 = 435 — 643,814 = -208,814 тыс. руб.;
Таблица 17.
Сравнение данных факторного анализа прибыли по единице продаже
Показатель |
Традиционный анализ (тыс.руб) |
Маржиналь-ный анализ (тыс.руб) |
Традиционный анализ (тыс.руб) |
Маржиналь-ный анализ (тыс.руб) |
2009 год |
2010 год
|
|||
Общее изменение прибыли |
116 |
116 |
43 |
43 |
за счет изменения количества продаж |
27,054 |
184,326 |
-21,972 |
-117,136 |
за счет изменения цены реализации |
-423,132 |
-423,132 |
1413,228 |
1413,228 |
за счет изменения затрат |
512,078 |
354,806 |
-1348,256 |
-1253,092 |
— переменных |
|
455,153 |
|
-1044,278 |
— постоянных |
|
-100,347 |
|
-208,814 |
Сравнив результаты расчетов по моделям, приведенные в таблице, нетрудно заметить, что они существенно различаются между собой, кроме изменения прибыли за счет изменения цены реализации.
Рассмотренный маржинальный анализ прибыли позволяет более полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов на изменение суммы прибыли, нежели традиционный метод.
По маржинальному анализу:
— в 2009 году произошло снижение цены реализации одной продажи, что сказалось на увеличение прибыли на 1629,2 тыс.руб. за счет увеличения объема количества продаж. Прибыль за счет изменения переменных затрат снизилась на 4707 тыс.руб., а за счет изменения постоянных затрат увеличилась на 2208 тыс.руб. В результате чего произошло увеличение прибыли на 107 тыс.руб.
— в 2010 году произошло как увеличение цены реализации одной продажи, так и увеличение прибыли за счет изменения объема количества продаж, но уже на 141 тыс.руб. Снизилась прибыль за счет изменения постоянных затрат на 30101,9 тыс.руб., а увеличилась за счет изменения переменных затрат на 24050,2 тыс.руб. В результате чего произошло увеличение прибыли на 141 тыс.руб.
В 2009 году удельные затраты на единицу продажи снизились, а прибыль за счет увеличения количества продаж увеличилась: по методике маржинального анализа на 1629,2 тыс.руб., по традиционной методике на 174,2 тыс.руб., что говорит о наличие эффекта масштаба производства.