Выдержка из текста работы
В 1533 г. после смерти Василия III на престоле оказывается его 3-х летний сын Иван IV (1533-1584). Для управления страной при малолетнем сыне еще при жизни Василия III был создан опекунский совет из наиболее доверенных и преданных бояр. Однако молодая мать Ивана IV Елена Глинская захватила власть в свои руки. С помощью своего фаворита — И.Ф. Овчина-Телепнев-Оболенского она арестовала родных дядей малолетнего Ивана — Юрия и Андрея Ивановичей, чем пресекла потенциальную угрозу его власти. Расправилась она и со своим собственным дядей Михаилом Глинским.
Одновременно Елена Глинская, продолжив политику Василия III, проводила реформы, направленные на укрепление центральной власти. Денежная реформа привела к складыванию единой монетной системы, основой которой стала новгородская копейка (на ней был изображен всадник с копьем). Началась реформа местного управления ( губная реформа ).
Правление Глинской противоречило патриархально-религиозным взглядам московского боярства, не допускавшего участия женщин в общественной жизни. Вот почему неожиданная смерть Елены Глинской в 1538 г. сопровождалась слухами о ее отравлении.
С 1538 г. началась острая борьба за власть боярских группировок. Вначале ее захватывают Шуйские, затем Бельские и вновь Шуйские. Политическая нестабильность, беспринципность и корыстолюбие новоявленных правителей приводят к ослаблению центральной власти, падению ее престижа, произволу наместников, а, в итоге, росту противоречий как между боярством и служилым сословием, так и между простым людом и всей правящей элитой. В условиях боярских усобиц, сопровождаемых кровавым насилием, рос молодой великий князь, формировались черты его характера: подозрительность, трусость, жестокость. Они проявились уже в 1543 г., когда по его приказу был убит князь А.М. Шуйский.
По мнению Вернадского, во время боярского правления на официальных церемониях, когда Иван должен был сидеть на троне, бояре буквально трепетали над ним. Но в обычной жизни они совсем с ним не считались. Иван скоро заметил, что бояре пользуясь полученной свободой, берут из дворца понравившиеся им драгоценности и произведения искусства, не спрашивая царя.
Единственным человеком, которому иван 4 мог доверять – был глава русской церкви митрополит Макарий. Под его руководством Иван прочитал ряд книг на славянском языке.
Боярское правление кончилось в 1546 году. В этот год Ивану исполнилось 16 лет, и видимо по совету Макария, он объявил боярам о своем решении жениться. И женитьба, и коронация произошла в следующем году. Царицей стала Анастасия боярыня Захарьиных-Юрьевых.
Не меньшую важность для Ивана имело образование около него неофициального совета. Состоящего из: Макарий, Сильвестр (?) Алексея Адашева – сын боярский — социальная группа в будущем дворянство; князь Курлятьев, семейство Захарьевых-Юрьевых, дьяк Иван Висковатый. В последствии этот совет назвал Андрей Курбский (уже в иммиграции в Литве) и в нее не входил.
Реформы:
Административная: Был создан новый институт – Земский собор(собрание от всей земли). Впервые созван в 1550 г. По мнению Вернадского, он состоял из 2 палат. В высшую палату входила боярская дума, совет епископов, высшие чиновники государства. В нижней палате заседали представители дворянства и купцов(1566).
Реформа местного управления – 1555 г. До реформы — царь назначал наместников, собиравших в каждом районе налоги, и разбиравших дела о преступлениях. Вместо жалования наместник получал по определенной квоте с населения пищу и другие припасы. Это называлось система кормления. Теперь кормления были отменены и люди получили право(и обязанность)
Избирать своих собственных представителей, собирать налоги и разбирать дела о преступлениях.
Собор принял новый уголовный кодекс. 1550г. Судебник. В 1550 г. был принят новый судебник. Судебник закреплял создание в Московском государстве «праведного» (справедливого) суда, контролируемого «лучшими людьми» из данного сословия на местах. Однако до создания постоянных верховных сословно-представительных учреждений дело не дошло. По судебнику ограничивалась власть наместников и волостей, они должны были судить вместе с выборными старостами и целовальниками(своего рода присяжными заседателями)
В нем оговаривались размеры налогов в пользу кормленщиков. Увеличивался размер «пожилого» при переходе крестьян к другому господину, что усложняло процесс перехода.
Реформа органов власти: Реформы коснулись и организации верхнего эшелона управления. Было несколько ограничено местничество. Суть его состояла в том, что при назначении служилых людей на те или иные должности учитывалась, прежде всего, их «порода» — происхождение, а не личные заслуги. Потомки должны были находиться друг с другом в тех же служебных отношениях — начальствования, равенства, подчинения — что и предки.
Указ 1550 г. ввел два ограничения местничества. Первое касалось молодых аристократов. Их нельзя было в 15—18 лет (а с 15 лет начинали службу) назначать воеводами, а дать низкое назначение тоже было невозможно: «поруха» чести. Было решено, что служба молодых людей на невысоких должностях не считается прецедентом. Произошло явное «огосударствление» местничества.
В 1555—1556 гг. было принято Уложение о службе. Определялось, с какого количества земли должен выходить вооруженный воин на коне; если вотчины или поместья феодалов были большими, то владелец должен выводить с собой вооруженных холопов.
Приказная реформа: «Избранная рада» начала создание центральных органов государственного управления — приказов (до середины 60-х годов их называли «избами»). Одним из первых приказов была Челобитная изба, которую возглавил Адашев. Задачей этого учреждения было принимать челобитные (жалобы) на имя государя и проводить по ним расследование. Тем самым Челобитная изба становилась как бы высшим контрольным органом. Руководство этим приказом давало Адашеву огромную власть и авторитет. Главой Посольского приказа (ведомства иностранных дел) стал дьяк Иван Михайлович Висковатый, который около 20 лет руководил русской внешней политикой, пока не был казнен в годы опричнины. Поместный приказ занимался распределением поместий и вотчин между служилыми людьми. Разрядный приказ стал своего рода штабом вооруженных сил: определял, сколько служилых людей и из каких уездов должно выйти в полки. Разбойный приказ вел борьбу против «разбоев» и «лихих людей». Земский приказ ведал порядком в Москве.
Военная реформа: Тысяча человек, служивших в армии, получили поместья или феодальные владения вокруг Москвы. Были так же сформированы настоящие пехотные части, так называемые стрельцы. 5 тыс. стрельцов размещено в Москве, 7 тыс. а различных приграничных городах. Реорганизованная армия немедленно выдержала экзамен в походе на Казанское ханство. Устанавливался единый порядок службы для вотчинников и помещиков. Каждый землевладелец выставлял определенное число вооруженных всадников. Тот кто выводил людей меньше, платил штраф, больше – получал денежное вознаграждение. Произошло введение централизованного командования войском – все военноначальники обязаны были подчиняться первому воеводе большого полка.
Церковная реформа: Целям укрепления государственной власти должна была служить реформа церкви. Царь хотел получить санкцию церкви на государственные преобразования и в то же время принять меры к подчинению церкви и ограничению ее привилегий и земель.
Общерусская церковная реформа была проведена на Стоглавом соборе, названном так по сборнику его постановлений, состоявшему из ста глав («Стоглав»). Собор открылся 23 февраля 1551 г. в царских палатах в торжественной обстановке. На нем присутствовали помимо высших духовных чинов сам царь, князья, бояре и думные дьяки.
Собору предстояло заняться самыми различными сторонами церковной жизни — обсудить меры по укреплению дисциплины среди духовенства, унификацию обрядов, моральное состояние служителей церкви, проблему церковного землевладения и привилегий церкви.
Собор унифицировал церковные обряды. Так, он официально узаконил под страхом анафемы двуперстное сложение при совершении крестного знамения и «сугубую аллилуйю». Между прочим, на эти решения позднее ссылались старообрядцы в оправдание своей приверженности старине.
Продажа церковных должностей, взяточничество, ложные доносы, вымогательства стали столь распространенными в церковных кругах, что Стоглавый собор вынужден был принять ряд постановлений, несколько ограничивающих произвол как высших иерархов по отношению к рядовому духовенству, так и последнего по отношению к мирянам. Пошлина с церквей отныне должна была собираться не десятниками, злоупотреблявшими своим положением, а земскими старостами и десятскими священниками, назначаемыми в сельских местностях.
Таким образом, реформы позволили достигнуть серьезных успехов в централизации страны. В короткий срок правительство избранной рады заложило основы сословно представительной монархии. Страна имела новый сборник законов. Все меры соответствовали нуждам времени.