Содержание
Задача 1
Предположим, что стимулирующая фискальная политика, в рамках которой государственные расходы увеличиваются на 30 млрд. руб., приводят в краткосрочном периоде к росту национального продукта на 100 млрд. руб. Определите величину мультипликатора государственных расходов и налогового мультипликатора, если предельная склонность к потреблению равна 0,5.
Задача 2
Предположим, что равновесный ВНП равен 2600 ден. ед. Чему будет равен новый равновесный ВНП, если при МПС = 0,5:
А) государственные расходы увеличатся на 400 ден. ед.;
Б) налоги уменьшатся на 200 ден. ед.
Задача 3
Предположим, у вас есть вклад в трех банках по 10 тысяч рублей в каждом. Все банки выплачивают процент из расчета 10 % годовых, но первый банк производит выплаты раз в год, второй – раз в полгода, третий – раз в квартал. Сколько денег вы будете иметь в каждом из трех банков в конце второго года?
Задача 4
Предположим, что предпринимателю предоставлен кредит в размере 200 тыс. руб. Кредитор предполагает, что инфляция отсутствует и он рассчитывает получить 210 тыс. руб. Но развивается инфляция, которая составляет 15 % в год. Какова реальная величина подлежащей возврату суммы, включая проценты? Кто при этом получит выгоду, а кто понесет убытки?
Задача 5
Предположим, что уровень инфляции равен 5 %, а реальная процентная ставка составляет 6 %. Какой размер номинальной процентной ставки может гарантировать ту же реальную процентную ставку при увеличении инфляции до 10 %.
Задача 6
Номинальный доход в размере 4 тыс. ден. ед. в прошлом году повысился в отчетном году до 60 тыс. ден. ед. В то же время индекс стоимости жизни достиг 250 %. Рассчитайте изменение (увеличение или падение) номинального дохода, реального дохода в процентах, процентное изменение покупательной способности денег.
Задача 7
Вычислите структурную безработицу в поселке, насчитывающем 1000 работоспособных, если в связи с реконструкцией производства с 1 февраля 60 человек сменили профессию, затратив на переподготовку и поиск в среднем по 4 месяца, а 24 человека оставались безработными с февраля по декабрь.
Задача 8
Инвестиционная функция такова: I = 230 – 2000 * r, где I – инвестиции в млрд. долл., r – мировая ставка процента в долях единицы. Функция сбережений равна 130. Потребление составляет 400 млрд. долл., налоги – 90 млрд. долл., государственные расходы – 8 млрд. долл. Допустим мировая ставка оказалась равной 10 %. Чему равны величина текущего счета платежного баланса и инвестиций?
Задача 9
Экспорт товаров и услуг равен 18 млрд. долл., их импорт – 36 млрд. долл. Сбережения составляют 30 млрд. долл. Оцените сальдо движения капитала.
Задача 10
Реальный курс рубля вырос на 2 %, уровень цен на товары иностранной макроэкономической корзины – на 4 %, а уровень цен на аналогичные отечественные товары – на 8 %. Как изменится номинальный курс рубля?
Список использованных источников:
Выдержка из текста работы
Стабилизация экономики является одной из основных задач государства на всех этапах его развития. Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на таком уровне, который максимально обеспечивает полное использование факторов производства при стабильном уровне цен. В зависимости от совокупности инструментов, которые используются правительством для проведения стабилизационной политики, она подразделяется на два основных вида: бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политики.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования темы курсовой работы автором предполагается решение следующих задач:
1. изучение сущности и инструментов фискальной политики
2. изучение основных видов, целей и недостатков фискальной политики
3. подробное изучение таких видов фискальной политики, как дискреционная и недискреционная политики
4. анализ проведения фискальной политики в России
5. изучение особенностей и проблем осуществления фискальной политики в России
В экономической теории можно встретить большое количество разных точек зрения относительно содержания фискальной политики. В данной работе она рассматривается как деятельность государства по регулированию государственного бюджета и налоговой политики. Огромные средства, которые взимаются в виде налогов и перераспределяются через государственный бюджет, составляют главную экономическую силу современного государства. Отсюда такое пристальное внимание и большое воздействие фискальной политики на всю жизнь современного общества.
Бюджетно-налоговая политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни или на ее ограничение, что зависит от фазы экономического цикла.
Учитывая актуальность настоящей темы, стоит отметить, что ее исследовали в своих работах многие экономисты, которые по-разному характеризовали определенные аспекты бюджетно-налоговой политики (С. Г. Капканщиков, К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю, А. И. Амосов и другие). Практически во всех учебниках, посвященных экономической теории и макроэкономике проблемам фискальной политики, механизмам ее функционирования уделяется большое внимание.
При работе над темой курсовой работы автором были использованы труды, учебные пособия зарубежных и отечественных авторов, посвященные стабилизационной политике государства, а в частности, фискальной (бюджетно-налоговой) политике. Также автор работал со статьями экономических журналов и газет, статистическими данными для характеристики особенностей фискальной политики в России на современном этапе.
ГЛАВА 1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1. Сущность и инструменты фискальной политики
Как уже отмечалось во введении, фискальная политика является частью стабилизационной политики государства, целью которой является обеспечение устойчивого экономического развития страны. Главное назначение фискальной политики — регулирование государством рыночной экономики с использованием финансово-бюджетных инструментов. Понятие фискальной политики как инструмента регулирования экономики государством связано с Дж. М. Кейнсом и кейнсианцами. С их точки зрения сущность фискальной политики заключается в управлении с определенными целями совокупным спросом за счет манипулирования налогами, трансфертами и правительственными закупками. Современные экономисты, даже критикующие позиции кейнсианцев, в основном также подходят к сущности налогово-бюджетной политики:
· «фискальная, финансово-бюджетная политика — изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного национального продукта»;
· «под фискальной политикой понимаются решения, принимаемые правительством относительно общего уровня государственных закупок или налогов»;
· «государственная фискальная политика — это политика манипулирования расходной частью бюджета и налогообложением с целью ускорения экономического роста, контроля над занятостью и инфляцией»;
· «под фискальной политикой подразумевается воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения»;
· «фискальная политика представляет собой налогообложение и государственные расходы с целью сглаживания циклических колебаний и обеспечения устойчивого экономического роста в условиях высокой занятости и низкой стабильной инфляции»;
· «фискальная политика — политика, направленная на регулирование и предотвращение нежелательных изменений совокупного спроса посредством планируемых изменений государственных расходов и налогов»;
· «под фискальной политикой государства понимается система регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов, т.е. она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами».
Все вышеперечисленные определения, несмотря на небольшие различия, отражают сущность фискальной политики. Исходя из данного ясно, что и российские, и зарубежные авторы одинаково определяют понятие «фискальной политики». Таким образом, фискальная политика государства представляет собой систему регулирования экономики, которая связана с правительственными расходами и налогами. Изменяя размеры и принципы налогообложения, количество и направления государственных расходов, правительства могут воздействовать на уровень цен и занятость, а также на темпы экономического роста и эффективность производства.
Благодаря проведению фискальной политики, государство регулирует экономические процессы в стране, способствует устойчивости финансов, денежного обращения, поддерживает финансирование государственного сектора, обеспечивает рациональное использование производственно-экономического и научно-технического потенциала, укрепляет конкурентоспособность экономики и улучшает международное положение страны.
Инструментами бюджетно-налоговой политики государства выступают налоги, а также трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Один из современных экономистов Л. С. Тарасевич пишет: «Так как осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом».
«Государственный бюджет — основной финансовый план образования и использования фонда денежных доходов и расходов государства».
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов дохода, а также за счет безвозмездных перечислений.
В условиях рыночной экономики главным источником доходов госбюджета являются налоги.
Под налогом, согласно определению Налогового кодекса РФ, понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Назначение налогов проявляется в их функциях — фискальной, экономической и политической.
Фискальная функция является основной и реализует образование государственных фондов. Экономическая функция связана с перераспределением доходов. Политическая функция обеспечивает реализацию государственных интересов.
По способу взимания налоги делятся на прямые (уплачиваются непосредственно коллективными и индивидуальными субъектами — подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций и др.) и косвенные (устанавливаются как надбавки к цене товаров и услуг — налог с продаж, таможенные пошлины).
По субъекту-налогоплательщику выделяют налоги с физических лиц, с организаций, смешанные налоги.
По органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги, их разделяют на федеральные (налог на добавленную стоимость, подоходный налог, таможенная пошлина), региональные (налог на имущеcтво предприятий, леcной налог), местные (земельный налог, налог на рекламу).
По целевой направленности налоги делятся на абстрактные и целевые. Абстрактные (общие) налоги необходимы для формирования бюджета в общем. Целевые (специальные) налоги служат для финансирования определенного направления затрат государственных органов, например, целевые сборы на содержание милиции и пр.
В зависимости от налоговых ставок налоги подразделяют на пропорциональные (cумма налога пропорциональна доходам работников), прогрессивные (налог тем выше, чем выше доход и наоборот) и регреccивные (налог тем выше, чем ниже доход и наоборот).
Зависимость получаемых государством сумм налогов от ставки налога отражают с помощью кривой Лаффера. См. приложение 1.
Если ставка налога r=0, то государство не получает никаких налоговых поступлений. Когда r=100%, то никто не будет заинтересован работать и зарабатывать какие-то суммы только ради того, чтобы все отдать государству. И, в этом случае, общие налоговые поступления также будут равны нулю. При всех остальных ставках налога люди будут и получать доход, и платить налог. В точке А при ставке подоходного налога r=50% налоговые поступления будут наибольшими, затем они будут снижаться при росте налоговых ставок.
«Расходы госбюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления».
Под правительственными расходами понимается комплекс мер, направленных на разработку способов и средств использования государственных финансовых ресурсов, направляемых на государственные закупки товаров и услуг и трансфертные платежи. Основной признак этих закупок состоит в том, что потребителем является государство.
Если расходы равны доходам, то имеет место баланс государственного бюджета.
Превышение расходов государства над его доходами называется бюджетным дефицитом.
Превышение доходов государства над его расходами образует бюджетный избыток или бюджетный профицит.
Ответ на вопрос об эффективности того, или иного инструмента фискальной политики в большой степени зависит от субъективной точки зрения на то, насколько велик государственный сектор.
Фискальная политика — это политика воздействия правительства в основном на совокупный спрос. Вмешательство в экономику при этом происходит с влиянием на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут быть использованы и для регулирования совокупного предложения с помощью влияния на уровень деловой активности.
Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос.
Государственные расходы оказывают прямое воздействие на совокупный спрос. Политика, направленная на увеличение государственных расходов, приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо, как показано на рисунке 1.2, т.е. к увеличению совокупного спроса.
Рис. 1.2. Увеличение совокупного спроса.
Рост налогов оказывает действие……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Амосов А.И., Архипов А.И., Ильин С.С. Экономическая теория: Учеб. — М.: Проспект, 2010. — 608 с.
2. Васильева К. Две ловушки для российского бюджета // Экономика и жизнь. — 2010. — №32. — 19 авг. — С. 10.
3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. — СПб.: Питер, 2010. — 453 с.
4. Дробышевский С., Синельников-Мурылев С., Соколов И. Эволюция бюджетной политики России в 2000-е годы: в поисках финансовой устойчивости национальной бюджетной системы // Вопросы экономики. — 2011. — № 1. — С. 2-5.
5. Камаев В.Д., Ильчиков М.З, Борисовская Т.А. Экономическая теория. — М.: КноРус, 2010. — 567 с.
6. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики. — М.: Кнорус, 2010. — 448 с.
7. Лебединская Е. Повышение эффективности — основная задача бюджетной политики // Экономист. — 2011. — С. 51-63.
8. Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Флинн Ш. М. Экономикс. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 569 с.
9. Моисеев С.В. Эпоха фискальной стабильности закончилась // Промышленник России. — 2010. — № 11. — С.72-75.
10. Налоговый кодекс Российской Федерации.
11. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных работ, курсовых и выпускных квалификационных работ-М.: Издательство Российской Таможенной академии, 2010. — 91 с.
12. Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Вильям Д. Экономика: Учеб. — М.: Вильямс, 2010. — 1360 с.
13. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. — М.: Юрайт, 2011. — 686 с.
14. Улюкаев А., Куликов М. Глобальная нестабильность и реформа финансовой сферы России // Вопросы экономики. — 2010. — №9. — С. 16
15.