Содержание
Задача 1
В поисках работы в службу занятости обратилась Попова в возрасте 56 лет. Не подобрав подходящую работу, служба занятости отказала ей в признании безработной, так как она должна получать трудовую пенсию по старости. Попова не согласилась с таким решением, поскольку за назначением пенсии не обращалась, рассчитывая найти работу и накопить страховой стаж, дающий право на максимальную пенсию. Должна ли Попова быть признана безработной? Какую социальную поддержку она может получить службе занятости?
Задача 2
Объявление о приеме на работу: «Требуется секретарь женского пола приятной наружности в возрасте не старше 25 лет, не имеющая вредных привычек, владеющая навыками работы на компьютере и двумя иностранными языками (желательно англий¬ским и французским). Обязательно наличие российского гражданства, высшего образования и прописки (регистрации) в данной местности. Необходимо представить рекомендацию от работодателя с последнего места работы и справку о доходах». Соответствуют ли требования, изложенные в объявлении, трудовому законодательству?
Задача 3
Тимин обратился в суд с иском о восстановлении на работе, считая свое увольнение по пп. «б» п. 6 ст. 81 ТК РФ неза¬конным. В судебном заседании Тимин с помощью своих друзей, работающих в этой же организации, и лечащего врача доказывал, что он был на работе в трезвом виде, а его необычное состояние (покраснение глаз, дрожащие руки, нетвердая походка) было обус¬ловлено заболеванием — сахарным диабетом. Работодатель, напро¬тив, доказывал факт нахождения Тимина в нетрезвом виде в ра¬бочее время посредством акта, не содержащего в себе конкретных признаков опьянения Тимина и показаний иных лиц. Свидетели, подписавшие акт, ранее привлекавшиеся к дисциплинарной ответственности, не смогли пояснить суду, в чем же конкретно вырази¬лось состояние опьянения Тимина. Правомерно ли увольнение с работы Тимина? Как должен быть разрешен этот спор?
Задача 4
К моменту окончания смены токарь Потопов не успел подготовить рабочее место для сдачи его своему сменщику Норину. Поскольку время работы Потопова закончилось, он, ссылаясь на неотложные дела, поспешил уйти. Вследствие того, что рабочее мес¬то не было подготовлено, Норин отказался приступить к работе. На основании докладной записки бригадира смены приказом руково¬дителя организации работникам был объявлен выговор. Правомерно ли привлечение к дисциплинарной ответственности Потопова и Норина?
Задача 5
Коллективом мастерской по ремонту бытовой тех¬ники был заключен договор о коллективной (бригадной) материаль¬ной ответственности. Утром после выходного дня обнаружилось, что полка, на которой лежала техника заказчиков, упала и корпуса печей СВЧ, кухонных комбайнов, утюгов и т. п. восстановлению не подле¬жат. Общая сумма ущерба, возникшего вследствие необходимости приобретения запасных частей, составила 60 тыс. руб. Было состав¬лено соглашение, по которому сумма ущерба распределяется между одиннадцатью работниками в равных частях. Однако трое работни¬ков отказались подписывать данное соглашение: при этом двое не признали своей вины в причинении ущерба, а третий заявил, что ему еще нет 18 лет, его заработная плата составляет всего 3 тыс. руб. Как поступить работодателю в случае отказа кого-либо из членов коллектива от участия в возмещении ущерба? Как взыскать ущерб в приведенной ситуации?
Список использованных источников
Выдержка из текста работы
Современные реалии социально-экономической жизни России поставили как перед исследователями, так и перед гражданами много сложных и принципиально новых проблем, которые требуют к себе соответствующего внимания.
С возникновением отношений между людьми, обусловленных разделением труда, выделилась проблема занятости в трудовом процессе. Она представляет собой не только важный производственный ресурс общества, эффективное использование которого является необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основу для социальной стабильности в обществе и гармоничного общественного развития в целом.
В современный период развития рынка весьма актуальна потребность во всестороннем анализе и глубокой проработке теоретических и методологических аспектов государственного регулирования занятости в целях достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества.
Теоретическую основу данной курсовой работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых, исследующих как широкий комплекс проблем занятости населения в условиях рыночного хозяйства, так и вопросы ее государственного регулирования в тесной взаимосвязи с макроэкономическими процессами.
Основная цель курсовой работы — анализ работы службы занятости и поиски путей ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели в ходе курсовой работы были сформулированы и решены следующие задачи
1. Рассмотреть теоретически аспекты службы занятости;
2. Провести анализ работы службы занятости на примере «Управления труда и занятости Орловской области».
3. Предложить рекомендации для совершенствования работы управления занятости и рассчитать экономический эффект от предложенных мероприятий.
Объект курсовой работы — система государственного регулирования занятости населения работы Государственного учреждения «Управления труда и занятости Орловской области».
Предмет курсовой работы — управленческие отношения, возникающие при совершенствовании и развитии государственного регулирования занятости на федеральном и региональном уровне с целью достижения полной и эффективной занятости в стране, повышения ее качества с учетом требований конкурентоспособной экономики.
Информационной базой курсовой работы послужили официальные статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, ведомственная отчетность Федеральной службы по труду и занятости, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также других министерств и ведомств, документы международных организаций, а также федеральные законодательные и нормативные акты по занятости населения и другие, относящиеся к занятости и ее регулированию документы.
Теоретической и методологической основой курсовой работы явились фундаментальные теоретические положения зарубежной и отечественной экономической науки в сфере занятости и рынка труда.
1. Служба занятости в системе трудовых отношений
1.1 Трудовые отношения как неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности
История человечества свидетельствует о решающем значении труда в формировании и развитии человека и общества. Труд — первое, основное условие всей человеческой жизни. «Труд создал самого человека».
Вступая в трудовые отношения в экономической сфере жизни общества, человек выступает, прежде всего, как потребитель, производитель и управляющий. В последних двух случаях человек занимается трудовой деятельностью, трудом, который характеризуется: осознанностью действий; энергозатратностью; наличием полезного, общественно признанного результата.
Осознанность означает, что человек построил вначале в своем сознании проект, модель действий, а уже затем приступил к осуществлению заранее выработанных намерении. К. Маркс приводил обзорный пример, сравнивая действия пчел, строящих свое сотовое жилище. Самый плохой архитектор задумывает конструкцию вначале в своей голове, строит образ, а уже затем воплощает его в реальность. Пчела же действует инстинктивно. Основываясь на таких представлениях, правомерно считать, что трудятся только люди, тогда как животные не трудятся.
Энергозатратность труда проявляется в том, что на осуществление трудовой деятельности затрачивается дополнительная физическая и умственная энергия.
Ну и конечно, труд характеризуется результативностью. Она зависит, прежде всего, от приложенных усилий работника, его характерных особенностей и потенциальных возможностей, самооценки, оценки ценностей и вознаграждения. Л. Портер и Э. Лоулер считали, что результативный труд всегда ведет к удовлетворению потребностей работника.
Таким образом, труд как процесс — это вид деятельности человека по производству благ и ресурсов, необходимых для потребления в домашнем хозяйстве, или для экономического обмена, или для того и другого. Генкин Б.М. «Экономика и социология труда: Учебник для вузов — 6-е изд., доп. — М.: Норма,2006. — С. 21
Труд как экономический ресурс обычно характеризуется численностью работников, их квалификацией, длительностью и интенсивностью выполнения производственных функций. Затраты труда принято оценивать количеством отработанных человеко-часов и расходами на персонал, включающими заработную плату и социальные выплаты.
Человек как субъект рынка труда заинтересован выгоднее продать свою рабочую силу, что стимулирует повышение профессионализма, создает мощную мотивацию работника к движению за лучшие условия труда. Формирование же рынка труда связано с организацией занятости населения страны.
В соответствии с действующим законодательством граждане имеют право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду и осуществлять любую не запрещенную законодательством деятельность, в том числе и не связанную с выполнением оплачиваемой работы (воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, общественная деятельность и т.п.). ФЗ РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 02.07.2013 N 162-ФЗ)
Конституция РФ закрепляет право граждан на труд. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
В ФЗ РФ «О занятости населения» приводится трактовка занятости и безработных в стране.
Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее заработок).
Занятыми считаются граждане:
— работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;
— занимающиеся предпринимательской деятельностью;
— самостоятельно обеспечивающие себя работой;
— занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
— выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);
— избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
— проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
— проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее органы службы занятости);
— временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, или иными причинами.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее — организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата «Трудовое право: Учебное пособие». — М.: Проспект, 2011 — с.89.
Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством РФ.
Безработица — это вынужденная незанятость, возникающая вследствие постоянного нарушения равновесия между спросом и предложением труда на интегрированном рынке труда, так и в его различных сегментах.
Формы безработицы представлены на рисунке 1 в приложении А.
Основная задача государственных институтов любой страны —разработать оптимальную политику на рынке труда, которая могла бы обеспечивать как его гибкость, так и гарантии занятости для работников.
Таким образом, труд является не только основной жизнедеятельностью человека, важнейшей его потребностью, но и условием его благополучия, а значит, велика ценность и качественной политики занятости государства.
1.2 Государственное регулирование трудовых процессов в стране
Правовую основу государственной политики занятости составляет множество законодательных актов, которые регулируют трудовые отношения как российских граждан, так и лиц без гражданства и иностранных граждан.
К полномочиям федеральных органов государственной власти в осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения относятся ФЗ РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 02.07.2013 N 162-ФЗ):
— реализация основных направлений государственной политики в области содействия занятости населения, предупреждения массовой безработицы на территории Российской Федерации;
— принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих общие принципы государственной политики в сфере занятости населения;
— разработка и финансовое обеспечение федеральных целевых программ в области содействия занятости населения;
— формирование и контроль за целевым использованием средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения;
— определение минимальных и обязательных в Российской Федерации норм социальной и экономической защищенности граждан от безработицы;
— координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам занятости населения;
— формирование основных принципов социальной защиты работников несостоятельных организаций и организаций, осуществляющих структурные изменения производства.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией решают в полном объеме вопросы, связанные с разработкой и осуществлением государственной политики содействия занятости населения с учетом национальных, культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости, обеспечением реализации прав граждан, предусмотренных настоящим Законом и другими законами и нормативными правовыми актами, определяющими государственную политику в области содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Ст.6 ФЗ РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 02.07.2013 N 162-ФЗ)
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
— развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
— обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
— создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
— поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
— обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
— предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
— поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
— сочетание самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения и согласованности их действий при реализации федеральных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;
— координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
— координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;
— обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;
— международное сотрудничество в решении проблем занятости населения.
Проводимую в РФ политику занятости на данном этапе можно идентифицировать как упрощенный вариант либеральной модели с включением в нее ограниченного финансирования политики занятости в целом и активных программ политики занятости в частности.
Возможность саморегулирования отечественного рынка труда затруднена, поскольку не выполняются важнейшие ее предпосылки: высокая мобильность рабочей силы и экономическая мотивация действий участников рынка.
Для снижения социальной напряженности необходим разумный компромисс в применении мер регулирования рынка труда.
Можно сделать вывод, что в современной социальной политике государства первое место занимают важные задачи: сдерживание массовой безработицы и смягчение ее последствий; решение проблем, регулирующих трудовые отношения: развитие охраны труда, защита трудовых прав, социальное партнерство, вопросы оплаты труда.
1.3 Государственная служба занятости как посредник государства на рынке труда
Чаще всего, факт потери работы рассматривается как личное поражение, следствие профессиональной некомпетентности, интеллектуальных или физических недостатков, при этом роль обстоятельств, не зависящих от воли человека, игнорируется или недооценивается.
Положение человека в ситуации потери работы предъявляет к нему особые требования, основной смысл которых заключается в том, чтобы не ждать, когда ситуация изменится сама собой, а принять ряд важных самостоятельных решений.
Во-первых, очень часто безработные страдают из-за отсутствия регулярной деятельности, резкого сокращения возможностей организации своего времени.
И, во-вторых, происходит сокращение рабочих контактов и неформальных дружеских отношении.
В системе социальной защиты населения самым важным элементом выступает социальное страхование, в которое входит пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве.
Важным звеном социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели.
Разные стратегии разрешения кризисной ситуации потери работы, выбираемые индивидами, определяют «меру участия» государственной службы занятости в психологической адаптации безработных.
В истории функционирования государственной службы занятости можно выделить три этапа. Дикаpева А.А., Миpская М.И. “ Социология труда ” M.: Высшая школа,2005. — С. 89
Первый из них, относимый к периоду 1991-1992 гг., — «нулевой» этап становления и развития в основном местных служб занятости. Для него характерно довольно быстрое создание на базе прежних бюро по трудоустройству и отделов труда органов принципиально нового типа — бирж труда и центров занятости.
С 1993 г. начинается второй этап развития государственной службы занятости. В законодательство внесены изменения и дополнения о ее статусе, гарантиях занятости, регистрации безработных, обеспечивавшие усиление централизации рынков труда. В два раза увеличены платежи в фонды занятости, возросли и нормы отчисления в пользу центра. Федеральная служба занятости превращается в ведомство с разветвленной, субординируемой системой подчиненных ей местных органов, солидной финансовой и материальной базой.
С 2001 года начинается третий этап в истории функционирования государственной службы занятости, предполагающий реализацию государственной политики содействия занятости населения в качественно новых условиях финансирования.
с 1 января 2001 года был упразднен Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и финансирование политики занятости осуществляется за счет средств федерального бюджета ФЗ РФ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (от 5.08. 2000 года № 118-ФЗ).
В этой связи возникла необходимость принципиального реформирования службы занятости, которое было осуществлено по двум основным направлениям:
— перестройка структуры органов службы занятости населения и их финансового обеспечения;
— изменение механизма финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан.
Территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
На территориях субъектов Российской Федерации, городских, сельских поселений и на других территориях органы службы занятости координируют свою деятельность с деятельностью соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Органы службы занятости совместно с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения.
Таким образом, служба занятости является важным государственным институтом, который предоставляет социальную защиту населению, информирует, ориентирует и поддерживает граждан.
служба занятость трудовой рынок
2. Анализ работы службы занятости на примере «Управления труда и занятости Орловской области»
2.1 Характеристика «Управления труда и занятости Орловской области»
1 июля 1991 года на основании решения Исполнительного комитета Орловского областного Совета народных депутатов был создан областной центр занятости населения http://orel.regiontrud.ru/home/slugba/letopis.aspx.
В своей работе он руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом 1032-ФЗ от 19.04.1991 года, Постановлениями правительства РФ и Приказами Минздравсоцразвития России, Уставом (Основным Законом) Орловской области, законами Орловской области, указами и распоряжениями Губернатора Орловской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Орловской области. Финансируется из средств федерального и областного бюджетов. Лимиты устанавливаются согласно Постановления правительства РФ № 35 от 22.01.2007 г. «Об утверждении методики определения общего объема средств». Средства расходуются согласно Административных регламентов утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ № 819 от 30.11.2006 г.
Кадровый состав « Управления труда и занятости Орловской области»: начальник управления, заместитель начальника управления, заместитель начальника управления — начальник финансово-бухгалтерского отдела — главный бухгалтер, заместитель начальника управления — начальник отдела охраны труда и государственной экспертизы условий труда, 10 начальников отделов, 39 специалистов.
На рисунке 1приложения Б представлена структура «Управления труда и занятости Орловской области».
Управление труда и занятости Орловской области возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Орловской области.
Начальник Управления несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление полномочий.
Начальник Управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Губернатором Орловской области.
Начальник Управления Положение об управлении труда и занятости Орловской области от 8.10.2010 г. № 354:
— распределяет обязанности между своими заместителями;
— в установленном порядке вносит предложения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области о государственной гражданской службе по вопросам связанным с прохождением государственной гражданской службы в Управлении труда и занятости Орловской области;
— утверждает положения о структурных подразделениях Управления;
— распоряжается в установленном порядке в пределах своей компетенции финансовыми и материальными средствами, выделяемыми для обеспечения деятельности Управления;
— издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, а также по вопросам организации внутренней работы Управления;
— осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
В течение 2012 года в управление в поисках работы обратились 17619 человек. На таблице 1 показаны категории, обраттившихся граждан.
Таблица 1 Категории граждан обратившихся «Управление труда и занятости Орловской области» за 2011 — 2012 года
№ п/п |
Категория граждан |
2011 год |
2012 год |
|
11 |
2 |
3 |
4 |
|
11 |
Граждане в возрасте 14-29 лет |
10219 |
882 |
|
22 |
Предпенсионного возраста |
1104 |
625 |
|
33 |
После длительного перерыва в работе (более года) |
3712 |
344 |
|
44 |
Уволенные с военной службы |
326 |
20 |
|
55 |
Учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время |
4374 |
3803 |
|
66 |
Относящиеся к категории инвалидов |
1182 |
446 |
Из обратившихся граждан трудоустроено при содействии «Управление труда и занятости Орловской области» за 2012 год 4026 человек.
В январе-сентябре текущего года с предприятий области в связи с сокращением численности (штата), ликвидацией организации уволено 1,2 тыс. человек (в 2,1 раза меньше по сравнению с соответствующим показателем прошлого года). Из них в связи с реорганизацией предприятия (организации) — 482 работника, сокращением объемов производства — 471 человек, ликвидацией или банкротством предприятия (организации) — 257 человек. См. Приложение В.
В поисках подходящей работы были зарегистрированы 16,3 тыс. человек, из них 11,4 тыс. человек обратились за содействием в поиске рабочего места в течение января-сентября текущего года.
К концу 1 квартала 2013 осталось стоять на учете 3309 не занятых трудовой деятельностью граждан (что по отношению к концу 2010 года снизилось на 3296 человек.), столько же человек стали иметь статус безработного.
Динамика численности безработных граждан в 2012 году, представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 «Динамика численности безработных граждан в 2012 году»
Результатом реализации мероприятий активной политики занятости стало снижение числа зарегистрированных безработных на 1 октября 2013 года до 3,3 тыс. человек (4,6 тыс. человек на начало года).
На 1 октября 2013 года женщины составляли 60,4 % от общего числа зарегистрированных безработных, молодежь в возрасте 16-29 лет — 15,8 %, инвалиды — 10,2 %.
Средняя продолжительность безработицы составляла 5,9 месяца. Быстрее находила работу молодежь (3,8 месяца) http://www.rg.ru/.
Уровень регистрируемой безработицы на рынке труда составил 0,9 % экономически активного населения. Он показан на рисунке 1 в приложении Г. Показатели, характеризующие занятость населения 2008-2011 годах, представлены в приложении Г в таблице 1.
В 2011 году в экономике Орловской области наблюдается рост основных социально-экономических показателей, определенная стабилизация в сфере занятости и на региональном рынке труда.
Общий объем финансирования программных мероприятий «Управление труда и занятости Орловской области» в 2011-2013 годах составил 1 008 616,9 тыс. рублей, в том числе: средства Фонда компенсаций федерального бюджета, доведенные области — 909 692,9 тыс. руб.; запланированные средства бюджетов муниципальных образований районов, городских округов, сельских поселений — 26 198,8 тыс. руб.; запланированные средства работодателей — 72 788,2 тыс. руб Постановление Правительства Орловской области от 19.11.2010 года № 399.
Управление реализует на территории области единую государственную политику в сфере трудовых отношений и в сфере содействия занятости населения, а также осуществляет следующие полномочия Приложение к постановлению Правительства Орловской области от 30 апреля 2009 г. № 28:
— разрабатывает и вносит на рассмотрение Губернатора Орловской области и Правительства Орловской области в установленном порядке проекты правовых актов в рамках своей компетенции;
— разрабатывает и реализует меры активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения;
— проводит мониторинг состояния и разрабатывает прогнозные оценки рынка труда Орловской области;
— планирует и распределяет финансовые средства для реализации мероприятий содействия занятости;
— формирует и ведет регистры получателей государственных услуг
в сфере занятости населения в Орловской области;
— осуществляет государственную экспертизу условий труда.
В «Управлении труда и занятости Орловской области» осуществляются, преимущественно, функции по предоставлению конкретной помощи незанятому населению в трудоустройстве, а также по материальной поддержке безработных граждан:
— обеспечение регистрации граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрацию безработных граждан;
— оказание содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников;
— организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
— психологическая поддержка безработных граждан;
— профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности;
— организация проведения оплачиваемых общественных работ;
— социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
— осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке по поручению Правительства Орловской области выступает учредителем государственных учреждений области в подведомственных сферах деятельности, осуществляет финансирование и координацию их деятельности.
Учебные центры и центры профориентации управления, действующие на основе полной самоокупаемости, оказывают услуги на договорной основе безработным гражданам, высвобождаемым работникам и персоналу предприятий, а также координирует работу образовательных учреждений, привлеченных к профессиональному обучению безработных граждан, в части совершенствования организационной и учебно-методической работы.
Таким образом, в Орловской области сложилась действенная система органов занятости населения, которая в основном позволяет решать проблемы, связанные с обеспечением занятости населения.
2.2 Анализ эффективности работы «Управления труда и занятости Орловской области»
Уровень безработицы Орловской области — один из самых низких по Центральному федеральному округу — 1,4%. На территории региона действуют различные программы помощи гражданам, потерявшим работу. Так, в рамках этих программ, за 2011 год, 13 тысяч человек смогли трудоустроиться ; примерно тысячи человек была выплачена субсидия на развитие собственного бизнеса; 450 выпускников образовательных учреждений получили возможность прохождения стажировки на предприятиях области.
Всего за 2012 год в городскую службу занятости населения обратилось в поиске работы 17619 человека, поставлено на учет 17619 человек http://orel.regiontrud.ru/home/info/stat.aspx.
При содействии управления труда и занятости нашли работу 1933 человека. На квотируемые рабочие места было трудоустроено 580 социально незащищенных граждан, в общественных работах приняли участие 535 человек. На профессиональное обучение и переобучение профессиям, востребованным на рынке труда, в течение 2012 года было направлено 1486 безработных.
Минимальный и максимальный размеры пособий по безработице устанавливаются в зависимости от величины прожиточного минимума, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области.
Наиболее востребованными работодателями в разрезе профессий (специальностей), по состоянию на 1 октября 2013 года являются следующие вакансии, которые представлены в Таблице 2.
Таблица 2 Перечень постоянных вакансий, наиболее востребованных работодателями, в разрезе профессий (специальностей), по состоянию на 1 октября 2013 года
Наименование профессии (специальности) |
Число вакансий, заявленных работодателями, единиц |
|
1 |
2 |
|
Каменщик |
364 |
|
Водитель |
361 |
|
Слесарь |
303 |
|
Повар |
226 |
|
Продавец |
226 |
|
Грузчик |
219 |
|
Сортировщик |
202 |
|
Санитарка (мойщица) |
196 |
|
Монтажник |
195 |
|
Врач |
194 |
|
Медицинская сестра |
191 |
В феврале 2013 г. городским ЦЗН был проведен выборочный опрос руководителей 35 организаций Орловской области об обеспеченности квалифицированными кадрами. Опрос показал: наиболее часто возникает потребность в заполнении вакансий именно квалифицированных рабочих.
Еще одна сторона проблемы — возрастная: молодых рабочих практически нет. На многих промышленных предприятиях средний возраст работников свыше 50 лет: средний возраст высококвалифицированного рабочего — 53-57 лет. Через несколько лет на пенсию может выйти рабочая профессия как таковая.
Острие кадрового вопроса упирается в системность взаимоотношений реального производства и образования. Образовательная система взаимодействует лишь с небольшим количеством (около 2%) действующих предприятий, в основном кадровоемких. То есть подавляющее большинство работодателей в настоящее время, особенно малый и средний бизнес, практически не участвуют в данном процессе.
В настоящее время Управление занятости Орловской области предоставляет работодателям следующие услуги:
— предоставление необходимой информации о ситуации на рынке труда;
— размещение информации о потребностях предприятий в кадрах в средствах массовой информации;
— качественный подбор кандидатов на вакантные места;
— подбор специалистов по «Банку высококвалифицированных кадров»;
— подготовка кадров для предприятий из числа безработных граждан в соответствии с потребностями работодателей;
— содействие в организации общественных работ на предприятиях;
— частичная компенсация оплаты труда слабозащищённых категорий граждан из числа безработных, принятых предприятиями по совместному договору с центром занятости;
— оказание комплекса услуг при массовом высвобождении работников;
— предоставление возможности участия в массовых мероприятиях: ярмарках вакансий, круглых столах и др.;
— организация для предприятий «Дней службы занятости», «Школы кадровиков», «Клубов работодателей»;
— оказание квалифицированной юридической помощи по вопросам правового регулирования в области занятости.
Предоставляются следующие услуги населению:
— Содействие в трудоустройстве.
В реализации мероприятий активной политики занятости населения оказывают содействие такие предприятия Орловской области как: ОАО «Орелстрой», ЗАО «Протон-Импульс», ЗАО «Агропромышленный холдинг «Верховье», ОАО «Мценский литейный завод», ЗАО «Паллада торг» и др.
Ключевой проблемой в сфере занятости всё же остается преобладание неэффективной занятости, что проявляется в значительных масштабах неполной занятости, низких размерах оплаты труда, «вымывании» наиболее квалифицированной рабочей силы в результате перетока ее в сферу неформальной занятости. Сложно решаются вопросы трудоустройства отдельных социально-демографических групп населения (молодежи, женщин, инвалидов, демобилизованных военнослужащих). Можно отметить и невысокую социально-профессиональную и территориальную мобильность трудовых ресурсов. К сожалению, возможности территориального перераспределения рабочей силы на сегодняшний день ограничены, в первую очередь, несбалансированным рынком жилья.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что «Управления труда и занятости Орловской области» работает недостаточно эффективно, так как существующая ситуация в сфере занятости населения требует модернизации стратегии и тактики общей политики занятости. Она должна стать активной не только в отношении самих безработных, но и в отношении рынка труда, не сопровождать негативные процессы, а влиять, предусматривая меры опережающего характера.
2.3 Мероприятия по совершенствованию работы «Управления труда и занятости Орловской области»
Работа по содействию занятости населения проводимая Орловским центром занятости осуществляется в правильном направлении и базируется как на проведении активной политики так и на материальной поддержки временно безработных граждан.
Созданные в управлении занятости базы данных позволяют без особых проблем получить информацию как о клиенте состоявшем на учете так и о наличии вакансий подходящей тому или иному клиенту.
Информация о вакансиях и других мероприятиях проводимых центром занятости и предоставляется:
— посредством специалистов УЗН;
— при размещении на информационных стендах в УЗН;
— при использовании средств массовой информации.
В Орловском управлении занятости и других структурах в чьи обязанности входит содействие занятости населения и соблюдения трудового права организованы « прямые» и « горячие» телефонные линии.
С целью снижения уровня безработицы проводится активная политика занятости, которая включает в себя следующие мероприятия:
— обучение, переподготовку и переквалификацию лиц, ищущих работу;
— активный поиск и подбор рабочих мест;
— субсидирование создания новых рабочих мест;
— организацию новых рабочих мест через систему общественных работ;
— трудоустройство граждан особо нуждающихся в социальной защите;
— содействие в организации трудоустройства подростков;
— оказание содействие по развитию самозанятости;
— создан государственный общероссийский банк вакансий, который включает в себя данные по вакансиям по 85 регионам (www.trudvsem.ru);
— предусматриваются дополнительные мероприятия по четыре направлениям:
— организацию опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения (установления неполного рабочего дня, временной приостановки работ, предоставления отпусков без сохранения заработной платы, мероприятий по высвобождению работников предусматривается сумма 56164,2 руб.
— организацию общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработными гражданами, гражданами, ищущими работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения необходимо выделить 898149.6 тыс. руб.
— адресную поддержку безработных граждан и граждан, ищущих работу, переезжающих в другую местность, для трудоустройства на рабочие места временного характера — 208 человек на сумму 10521 тысяч;
— содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости 320 безработных на сумму 16098,9 тысяч рублей.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит снизить уровень регистрируемой безработицы.
Вместе с тем, в условиях ограниченности средств федерального бюджета стоит задача расширения привлечения средств из других источников, и прежде всего, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств работодателей.
Для этого необходимо:
— повысить эффективность взаимодействия органов службы занятости с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями;
— обеспечить привлечение средств региональных и местных бюджетов на реализацию мероприятий активной политики занятости, имея в виду увеличение доли регионального финансирования мероприятий по содействию занятости населения;
— учитывать при рассмотрении объемов выделения средств из федерального бюджета, во-первых, уровень социально-экономического развития регионов, а во-вторых, объемы выделения средств из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Совершенствование анализа, прогноза и мониторинга рынка труда в целях сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.
В настоящее время при прогнозировании социально-экономического развития Российской Федерации используется недостаточное количество показателей по занятости и безработице, что существенно затрудняет выработку мероприятий по регулированию процессов в данной сфере.
Отсутствуют оценки масштабов предполагаемого высвобождения работников из различных отраслей в связи со структурными изменениями экономики; объемов инвестиций, направляемых на создание новых рабочих мест как в разрезе отраслей, так и регионов; потребности в кадрах по основным профессиям.
Повышению эффективности регулирования процессов на рынке труда должно способствовать совершенствование мониторинга спроса и предложения рабочей силы, предусматривающее:
— разработку показателей в прогнозах и сценарных условиях социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу, отражающих движение рабочих мест и рабочей силы в территориально-отраслевом аспекте, в том числе в депрессивных регионах и отраслях;
— обеспечение наличия в разрабатываемых инвестиционных федеральных целевых, региональных и иных программах разделов по созданию рабочих мест и влиянию реализации этих программ на ситуацию на региональных рынках труда; развитие межотраслевой координации работ по обеспечению занятости населения;
— расширение банка вакансий и свободных рабочих мест, предоставляемых работодателями в органы службы занятости;
— формирование локальных банков вакансий с учетом оплаты труда не ниже величины прожиточного минимума;
— усиление взаимодействия с работодателями по трудоустройству безработных и незанятых граждан в рамках социального партнерства;
— проведение мониторинга результатов реализации активных программ содействия занятости, степени сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.
Таким образом, данные мероприятия позволят органам службы занятости и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации своевременно принимать превентивные меры по снятию напряженности на региональных рынках труда и сократить расходы федерального бюджета на ликвидацию негативных последствий безработицы.
Заключение
Необходимость труда как целенаправленного создания благ для удовлетворения человеческих потребностей существовала на всем протяжении истории, но отношение к этой деятельности было различным.
В Законе РФ о занятости населения приводится трактовка занятости и безработных в стране.
Правовую основу государственной политики занятости составляют такие законодательные акты, как Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «О коллективных договорах и соглашениях» (ред. от 29 июня 2004 года), «Об общественных объединениях» (от 20 июля 2012 года), «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (от 30 декабря 2001 года), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (от 2 июля 2013 года), «Об основах обязательного социального страхования» (от 11 июля 2011 года), «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ» (от 3 декабря 2012 года), «О государственной социальной помощи» (от 2 июля 2013 года), «О занятости населения в РФ».
Ситуация, сложившаяся в настоящий момент на рынке труда, требует модернизации политики занятости, которая, в свою очередь, должна формироваться с учетом возможности трудиться различных категорий граждан.
Проведенный анализ работы службы занятости на примере «Управления труда и занятости Орловской области» говорит о необходимости проведения не только активной политики в отношении самих безработных, но и о возможности регулирования рынка труда. Это позволит предупреждать негативные процессы в области занятости населения.
Приложение А
Рисунок 1 «Формы безработицы»
Приложение Б
Рисунок 1 «Сруктура «Управления труда и зантости Орловской области»
Приложение В
Рисунок 1 «Структура уволенных с предпритий работников»
Приложение Г
Рисунок 1 «Уровень регистрируемой безработицы на рынке труда»
Таблица 1 Показатели, характеризующие занятость населения 2008-2011 гг.
№ п/п |
Наименование задач, программ |
Единица измерения |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
11 |
Содействие гражданам в поиске подходящей работы (учет ищущих работу) |
Человек |
978 |
957 |
956 |
943 |
|
22 |
Уровень регистрируемой безработицы |
Процентов |
3,08 |
3,51 |
3,55 |
3,18 |
|
33 |
Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест |
Человек |
91 |
100 |
100 |
100 |
|
44 |
Организация проведения оплачиваемых общественных работ |
Человек |
231 |
184 |
221 |
227 |
|
55 |
Трудоустройство граждан, проживающих в сельской местности |
Человек |
505 |
995 |
1099 |
1181 |
|
66 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан |
Человек |
67 |
60 |
63 |
70 |
Библиографический список
1. Бабкина З.В., Макарова И.К. «Занятость, предпринимательство и профессиональная подготовка в условиях рынка труда». — М.: Просвещение, 2001 — 288 с.
2. Генкин Б.М. «Экономика и социология труда: Учебник для вузов — 6-е изд., доп.» — М.: Норма, 2006 — 447 с.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. От 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 24 февраля 2010 г.).
4. Гурьянов С.Т., Ночевник М.Н. «Рыночная экономика: выбор пути». — М.: Профиздат, 2005 — 304 с.
5. Джефри Сакс. «Рыночная экономика и Россия». — М.:Экономика, 2004 — 332 с.
6. Дикаpева А.А., Миpская М.И. «Социология труда» M.: Высшая школа, 2005- 304 с.
7. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
8. Положение об управлении труда и занятости Орловской области от 8.10.2010 г. №354
9. Постановление Правительства Орловской области от 19 ноября 2010 года №399
10. Постановление Правительства Орловской области от 30 декабря 2011 года №463
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года № 1146
12. Приложение к постановлению Правительства Орловской области от 30 апреля 2009 г. № 28
13. Социальная работа (под общей редакцией проф. В.И.Курбатова — Ростов н/Д «Феникс», 2009 — 576 с.
14. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г., с изм. от 1 сентября 2013 г.).
15. «Трудовое право: Учебное пособие». — М.: Проспект, 2011 — 256 с.
16. Федеральный закон РФ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (в ред. от 28.11.2011 года)
17. Федеральный закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 02.07.2013 N 162-ФЗ)
18. Федеральный закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1( с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
19. «Экономика и социология труда в вопросах и ответах», Остапенко Ю.М_2001 -199с.
20. «Экономика и социология труда», под ред. Гаги В.А_Учебник_2008 — 312 с.
21. Электронный ресурс: http://orel.regiontrud.ru/
Размещено на