Выдержка из текста работы
При решении логических задач ученикам предоставляется возможность подумать над условием, рассуждать. Обдумывание идеи задачи и попытка рассуждать, сконструировать его логически обоснованное решение — лучший способ раскрытия творческих способностей учеников.
Овладевший приемами логического мышления всегда понятен в разговоре, исключает всякую бессистемность в обработке информации. Он умеет находить рациональное зерно в чужой сбивчивой речи, оценивать доказательную силу высказываний в дискуссии, находить кратчайшие и правильные пути исправления ошибок.
Изучение данного раздела позволяет учащимся более качественно овладеть знаниями по другим учебным предметам, а это доказывает интегрирующую роль информатики в целом и данного курса в частности.
Важную роль играет изучение элементов математической логики в курсе информатики, т. к. ее аппарат используется для анализа и синтеза переключательных схем, имеющих разнообразное применение в технике.
В частности, эти знания позволяют понять принципы работы компьютера, его возможности в преобразовании информации. Без опоры на понятия и законы математической логики невозможно осознать универсальный характер преобразования информации, возможность автоматической работы компьютера.
Объект исследования: процесс обучения предмету «Информатика и ИКТ» в средней школе.
Предмет исследования: методика преподавания темы «Основы математической логики» для подготовки к ЕГЭ.
Из всего вышеизложенного выделяется следующая цель исследования:
Разработать дополнительные занятия по теме «Основы математической логики» для подготовки к ЕГЭ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Систематизировать учебно-методические материалы по теме «Основы математической логики» для подготовки к ЕГЭ;
Проанализировать типовые задачи для подготовки к ЕГЭ по теме «Основы математической логики» .
Подобрать комплекс задач по теме «Основ математической логики» для самостоятельного решения.
Разработать план — конспекты уроков по теме «Основы математической логики» для подготовки к ЕГЭ.
Методами выпускной квалификационной работы являются:
1. Анализ методической литературы, учебников и учебных пособий по теме «Основ математической логики»;
2. Обобщение и систематизация накопленного педагогического опыта преподавателей по теме «Основы математической логики»;
Глава 1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ЕГЭ
1.1. Учет возрастных особенностей при изучении математической логики
Важными факторами, влияющими на развитие методической системы обучения информатике, являются основные аспекты развития современного образования, а также место информатики в системе образования. Изучение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), овладение школьниками умениями и навыками применения средств ИКТ для решения учебных и практических задач является важной частью содержания школьного курса информатики.
Основные задачи модернизации российского образования, в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает обновление содержания и создание условий для повышения качества общего образования.
Базовым звеном образования является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение учащимися определенных знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и творческих способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также давать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащегося, то есть ключевой компетенции, определяющей современное качество содержания образования.
Развитие личности — это главный смысл и результат образования. Современные требования к образовательным результатам носят личностный характер — конечным образовательным результатом общего образования является мобильная, разносторонне развитая личность, способная адаптироваться в современном жизненном пространстве. Задача личностного развития учащихся реализуется средствами учебных предметов, каждый из которых в той или иной степени направлен на развитие определенных качеств личности. Сформированность этих качеств является основным компонентом образовательных результатов. Под образовательными результатами понимаются изменения в личностных ресурсах, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Составляющими личностных ресурсов являются мотивационные (ценностные ориентации, потребности, запросы, которые определяют мотивы деятельности личности), инструментальные (универсальные способы деятельности, которые осваиваются при изучении, как правило, нескольких или всех предметов и носят преимущественно межпредметный характер), когнитивные (знания, обеспечивающие формирование научного мировоззрения, предметные умения и навыки).
А.А.Кузнецов и другие выделили шесть основных содержательных линий этого курса, среди них и линия ИКТ. Можем ли мы сказать сегодня, что эти линии в полной мере выполняют свои функции, оправдывают свое назначение? Думаем, что таких оснований нет. Большая часть разделов и тем курса выглядят и в примерной программе, и в учебниках в значительной мере изолированными, логически не связанными друг с другом. В частности, изучение ИКТ воспринимается как пользовательский курс «компьютерной грамотности» внутри общеобразовательного предмета информатики. Такая разобщенность наносит немалый вред школьной информатике, резко снижает эффективность реализации целей и задач изучения этого предмета в школе.
Общеобразовательное и практическое значение математической логики в курсе информатики.
Включение данного раздела в курс информатики связано, с одной стороны, с предоставлением учащимся информации, необходимой для изучения других тем в курсе информатики, а с другой, без этих знаний учащийся не сможет понять ни устройство компьютера, ни процессы, происходящие в нем.
Форма представления информации в компьютере должна отвечать следующим требованиям:
Универсальный язык (двоичная форма),
Ограниченное число операций для преобразования информации с помощью этого языка.
Кроме того, должен существовать алгоритм преобразования информации.
Так как компьютер построен на этих требованиях, то преобразование любой информации в нем реализуется с помощью ограниченного числа операций, а следовательно, с помощью ограниченного числа логических элементов.
Целесообразно было бы построить содержание обучения ИКТ в курсе информатики на основе выделения инвариантной (научные основы ИКТ) и вариативной (навыки работы с конкретными версиями средств ИКТ) частей. При этом вариативная часть могла бы составить основное содержание практических (лабораторных) работ по этому курсу.
В качестве основных элементов содержания фундаментальных, научных основ ИКТ можно выделить три принципа: единство представления информации для всех технологий; единство в методах и средствах преобразования информации; построение ИКТ на основе алгоритмов, обеспечивающих автоматизацию обработки информации.
Анализ существующих методик изучения ИКТ в рамках курса информатики с точки зрения деятельностного подхода показал, что построение большинства методик недостаточно соответствуют основным принципам теории деятельности. В данных методиках учащиеся выступают как исполнители, которым ставят задачи, указывают способы их решения и определяют условия деятельности. Исполнительные действия преобладают над ориентировочными, не создается необходимая ширина переноса способов действий, мыслительные операции формируются на низком уровне, их развитие затруднено. Следствием данных процессов является недостаточная эффективность умственного развития учащихся и формирования личностных ресурсов в целом.
В процессуальном аспекте отсутствует соответствие между ведущими принципами деятельностного подхода и способами организации деятельности учащихся в большинстве из существующих методик изучения ИКТ.
Изучение логики развивает ясность и четкость мышления, способность предельно уточнять предмет мысли, внимательность, аккуратность, обстоятельность, убедительность в суждениях, умение абстрагироваться от конкретного содержания и сосредоточиться на структуре своей мысли.
Одним из основных направлений модернизации общего образования является соответствие содержания образования возрастным особенностям развития учащихся, их возможностям на каждой ступени образования. Рассмотрим это в рамках нашего вопроса.
Интеллектуальное развитие ребенка спонтанно, оно проходит ряд стадий, порядок следования которых всегда остается неизменным. На каждом уровне достигается относительно стабильное равновесие, которое затем снова нарушается. Процесс развития интеллекта (по Ж.Пиаже) представляет собой смену трех больших периодов, в течение которых происходит становление трех основных интеллектуальных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры (до 2 лет) — системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций (2-11 лет) — системы действий выполняются в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже (11-15 лет) — происходит становление формально-логических операций. Формальная логика, по Ж.Пиаже, есть высшая ступень в развитии интеллекта.
Исходя из теории Ж.Пиаже, Джером Брунер пересмотрел некоторые его представления об интеллектуальном развитии. Развитие складывается не просто из ряда стадий, оно предполагает последовательное овладение ребенком тремя сферами представлений — действием, образом и символом (словом).
Большое значение для развития интеллекта Дж.Брунер культуре общества, в котором растет ребенок, общественному опыту, который он усваивает в процессе обучения. Процесс умственного развития представляет собой не просто последовательность спонтанно разворачивающихся событий, он определяется также и различными влияниями среды, особенно школьной. Обучение может стать даже ведущим фактором развития, если оно предоставит возможность ученику самому форсировать свое развитие, поставит перед ним задачи, которые будут побуждать его к переходу на следующий уровень. Любой предмет, по Дж.Брунеру, может быть преподнесен в том или ином виде ребенку любого возраста.
Рассмотрим более подробно развитие интеллектуальной сферы учащегося 14-15 лет. В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основании общих посылок он строит гипотезы и проверяет их.
Подросток оперирует гипотезами, решая интеллектуальные задачи, а также способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается найти новые подходы к ее решению, проверяя логическую эффективность каждого из них. Он находит способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач. эти умения развиваются в процессе школьного обучения при овладении знаковыми системами, принятыми в математике, физике, химии.
Развиваются также операции, как классификация, аналогия, обобщение и другие. При одиннадцатилетнем обучении скачок в овладении этими умственными операциями наблюдается при переходе из 8 в 9 класс. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: дети анализируют операции, которые они проводят, способы решения задач.
Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным, философским, религиозным, политическим и иным проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают более обогащенный взгляд на мир.
Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием. Подросток приобретает взрослую логику мышления. В это же время происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических функций, как восприятие и память. Этот процесс связан с усложняющимся в средних классах содержанием учебного материала.
Развитие воображения также связано с интеллектуальным развитием. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки пишут стихи, серьезно занимаются разными видами конструирования и т.д. воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче воображения ребенка.
Нельзя не учитывать и то, что на подростковый возраст приходится период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят следующие изменения: появляется чувство взрослости, возникает желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликт с ними. Кроме того, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущая деятельность в этот период — интимно-личностное общение. Появляется подростковая дружба, происходит объединение в неформальные группы. Возникают яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.
Личная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют своими недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу, впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются ра……..
Литература
КНИГИ
Учебные пособия
Пустоваченко, Н.Н. «Способы решения логических задач», — ИНФО. — 2006, — №1. — С. 35-45.
Дергачева, Л.М. «Формирование логико-алгоритмического мышления», — ИНФО.- 2006.- №10.- С.70-78.
Гусева, И.Ю. ЕГЭ. Информатика: раздаточный материал тренировочных тестов. — СПб: Тригон, 2009.
Якушкин, П.А., Лещинер В.Р., Кириенко Д.П. ЕГЭ 2010. Информатика. Типовые тестовые задания. — М: Экзамен, 2010.
Крылов, С.С., Ушаков Д.М. ЕГЭ 2010. Информатика. Тематическая рабочая тетрадь. — М.: Экзамен, 2010.
Якушкин, П.А., Ушаков Д.М. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2010. Информатика. — М.: Астрель, 2009.
М.Э. Абрамян, С.С. Михалкович, Я.М. Русанова, М.И. Чердынцева. Информатика. ЕГЭ шаг за шагом. — М.: НИИ школьных технологий, 2010.
Самылкина, Н.Н., Островская Е.М. ЕГЭ 2011. Информатика. Тематические тренировочные задания. — М.: Эксмо, 2010.
Крылов, С.С., Лещинер, В.Р., Якушкин, П.А. ЕГЭ 2011. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся. — М.: Интеллект-центр, 2011.
Чуркина, Т.Е. ЕГЭ 2011. Информатика. Тематические тренировочные задания. — М.: Эксмо, 2010.
Марков, А.А. Элементы математической логики. М.: Изд-во МГУ, 2006.
Шенфилд, Дж. Математическая логика. М.: Наука, 2007.
Угринович, Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 класса. Профильный уровень. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 512 стр.