Выдержка из текста работы
Функциональный финансовый менеджмент — представляет собой систему методов целенаправленного воздействия, менеджеров, специалистов на процесс формирования, распределения, использования денежных средств, финансовых ресурсов для обеспечения планируемых, проектируемых финансовых результатов, эффективного функционирования бизнес- систем, коммерческих организаций.
Создание новой по своим задачам и функциям системы финансового управления на предприятии начинается как всегда с решения организационных вопросов, с четкого определения функций финансового управления, состава тех людей, которые должны принимать в нем участие.
Организационная концепция финансового менеджмента является общепринятой в мире. На ее основе разрабатываются конкретные схемы распределения должностей и обязанностей в финансовой деятельности. Они зачастую значительно отличаются от стандартных и во многом определяются спецификой нормативного регулирования, традициями каждого отдельного региона, каждого отдельного предприятия. Во многом конкретные модификации приводимой нами организационной концепции зависят от перечня функций и задач, которые формулирует руководство для развития финансовой деятельности своего предприятия. Но, так или иначе, в стандартных схемах отражены основные принципы и функции финансового менеджмента, которые нельзя не учитывать, создавая на предприятии современную систему управления финансами.
Нерешенность вопросов организации управления финансами на российских предприятиях тормозит внедрение современных инструментов финансового управления.
Цели финансового менеджмента:
1-я цель — максимизация прибыли за период времени. «Получение прибыли», — ответит на этот вопрос большинство. Но тот, кто уже внимательно ознакомился с принципами финансового управления, задумается и… не сможет дать столь очевидного ответа.
Безусловно, в своей деятельности необходимо стремиться к увеличению прибыли, но за период времени и довольно продолжительный.
2-я цель финансового менеджмента — платежеспособность предприятия. Можно быть доходным, но финансово неустойчивым предприятием. Менеджеры всемерно должны поддерживать его платежеспособность. А это нелегко.
Ведь речь идет о том, чтобы поддерживать способность компании платить по всем обязательствам. А у компании их много. Это обязательства перед своими работниками, это обязательства перед государством, кредиторами и, наконец, обязательства перед акционерами и собственниками.
3-я цель финансового менеджмента — рост стоимости капитала собственников.
Последний вид обязательств самый сложный. Ведь собственники — это чаще всего акционеры, которые вложили свои деньги в акции компании, сформировав тем самым ее капитал. Менеджеры, по существу, действуют в их интересах. Квалификация менеджеров, знания, опыт, профессионализм — все в конечном итоге подчиняется одной и главной цели — росту благосостояния акционеров-собственников. А их благосостояние, в конечном итоге, определяется неуклонным приращением стоимости капитала компании, ростом цены ее акций.
Принимая решение о финансировании, мы имеем дело с финансовыми активами. Реальные активы — это все то, что принадлежит предприятию и является обязательным условием его производственной операционной деятельности. Финансовые активы — это совокупные обязательства предприятия. Финансовые активы имеют стоимость лишь тогда, когда они соответствуют реальным активам. Финансы предприятия и его производственная деятельность тесно связаны между собой. Финансовый менеджмент может показаться сложным и загадочным делом. Однако существует сравнительно небольшое количество базовых принципов, которыми вы должны руководствоваться, управляя финансами. Деятельность компании, способ производства, стратегия конкуренции — все это вместе формирует ее финансовую структуру. Верно и обратное. Решения, которые представляются в первую очередь финансовыми по своему характеру, могут оказать существенное воздействие на основную деятельность компании. Например, тот способ, которым компания финансирует свои активы, может повлиять на характер инвестиций, которые она будет в состоянии осуществить в будущем.
Прибыль — это некоторая сумма в рублях, которую рассчитывает бухгалтер на конец отчетного периода (конец квартала или года). Все стремятся к ее увеличению.
Денежный поток — это движение средств в реальном режиме времени. Можно быть доходным предприятием и неликвидным одновременно. Дело в том, что прибыль не равняется денежному потоку. Деньги — своевременная конвертация денежных средств в запасы, дебиторскую задолженность и обратно в денежные средства — является системой кровообращения любой компании. Если денежный поток перекрывается или прерывается, возникает явление неплатежеспособности. А то, что компания остается прибыльной, не служит залогом платежеспособности. Предположим, что компания теряет контроль над своей дебиторской задолженностью и позволяет клиентам платить по счетам, нарушая сроки договоренности, или предположим, что компания производит больше товаров, чем продает. Тогда, даже несмотря на то, что компания продает товары с прибылью, по документам бухгалтера («бухгалтерский доход») компании постоянно не хватает денег для покрытия расходов и инвестиций. В этом случае обязательно наступает момент неплатежеспособности.
Вот еще один пример. Предположим, что компания грамотно управляет своими запасами и дебиторской задолженностью, но быстрый рост продаж принуждает ее осуществлять все более значительные инвестиции в эти активы. Тогда, несмотря на прибыльность, у нее в определенный момент может не хватить денежных средств для оплаты своих обязательств. Компанию ждет банкротство. Предположим, что наша компания только что создана, ей удалось привлечь денежные средства владельцев и кредиторов, закупить производственные активы, она готова приступить к операционной деятельности. Для этого компания использует денежные средства и приобретает сырье: материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, нанимает рабочих. Далее производится товар, который временно хранится в запасах. То, что зарождалось как денежные средства, теперь представляет собой запасы готовой продукции в физическом выражении. Если товар продается, запасы преобразуются в денежные средства. Если продажа осуществляется за наличные, это происходит немедленно; в ином случае денежные средства поступают позднее, и формируется дебиторская задолженность.
Это простое движение денежных средств к запасам, затем к счетам дебиторов и обратно к денежным средствам представляет собой операционный цикл или цикл оборотного капитала компании. Теперь об инвестициях. В течение определенного периода времени основной капитал компании потребляется и изнашивается в процессе создания товаров. Это выглядит так, как если бы каждый предмет, который проходит через Вашу компанию, забирал бы с собой малую толику стоимости основного капитала. Бухгалтер признает данный процесс, начисляя амортизацию. Часть заработанных средств нужно вкладывать в обновление основного капитала.
Главная задача финансового менеджмента — обеспечить приращение денежных средств в ходе их циклического движения. Цикл движения денежных средств — система кровообращения предприятия. Если возникает аритмия в этом цикле, предприятию грозит финансовая неустойчивость. Цикл движения денежных средств (или цикл движения денежного потока) представлен на рисунке: Цикл движения денежных средств (или денежных потоков) служит иллюстрацией тесной взаимосвязи между операционной деятельностью компании и ее финансами.
Менеджер должен беспокоиться о денежных потоках не меньше, чем о прибыли. Учитывая тесное взаимодействие функций финансового директора и казначея, а также особенности российских компаний, в которых главный бухгалтер обязан подчиняться напрямую генеральному директору.
Напомним, что финансовый директор иначе называется вице-президент по финансам, если речь идет о крупной промышленной корпорации. Это главный финансовый менеджер или CFO (chief financial officer), как его называют за рубежом. Постараемся суммировать его основные функции, очертив тем самым круг вопросов, за которые он обязан нести ответственность. Это, прежде всего:
· участие в формировании стратегии, определение финансовых потребностей для избранной стратегии;
· долгосрочное планирование и подготовка (оценка) перспективных бюджетов;
· распределение чистого дохода, определение нормы капитализации прибыли и выработка политики дивидендных выплат;
· оценка инвестиционных проектов, распределение инвестиций и формирование инвестиционного портфеля;
· определение структуры капитала, формирование политики привлечения займов, эмиссионной политики и выбор эффективных финансовых инструментов;
· участие в реструктуризации деятельности предприятия, разработка мер по слияниям, присоединениям, поглощениям и реорганизации акционерных обществ.
Казначей — хранитель капитала предприятия, который постоянно наблюдает за его устойчивостью. Казначей должен быть уверен, что при любых обстоятельствах его компания будет ликвидной и платежеспособной.
Приведем ниже более подробный и все равно далеко не полный перечень функций и полномочий казначея:
· прогноз финансовых потребностей;
· управление денежными средствами;
· взаимоотношения с банками (кратко- и долгосрочные займы);
· выпуск ценных бумаг и управление ими;
· управление займами;
· управление инвестициями в ценные бумаги;
· финансовые инструменты;
· трастовая деятельность;
· управление валютными активами;
· хеджирование потерь от изменения валютных курсов;
· управление реальными активами;
· финансовый анализ, экспертиза и диагностика;
· управление инвестиционными проектами;
· слияния и присоединения;
· финансовый лизинг и т.д.
Как и казначей, контролер подотчетен финансовому директору.
Он устанавливает, поддерживает в рабочем состоянии всю информационную систему предприятия, проводит аудиторскую проверку его структурных подразделений. Вместе со своими сотрудниками он готовит сообщения и отчеты финансовым менеджерам, руководству предприятия (Совету директоров, акционерам и налоговой инспекции).
Постараемся четко сформулировать функции контролера — бухгалтера:
· организация бухгалтерского учета;
· анализ прибыли;
· финансовый анализ;
· анализ цен;
· анализ и учет затрат;
· составление финансовой отчетности и краткосрочных бюджетов;
· организация контроля;
· налоговые платежи;
· внутренний аудит.
Список использованной литературы
1. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование.-М.:ИНФРА,2008.
2. Литван Б.Г. Разработка управленческих решений. -М.: Дело,2009.
3. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учеб. пособие-М : ООО «ТК Велби», 2003.
4. Оперативная финансовая работа на предприятии: Учеб пособие/ сост. е.П. Аксенов, В.В. Михайлов-Кемерово,2001.
5. Финансовый менеджмент (под ред. Е.С. Стояновой). — М.: Перспектива,2007.
Размещено на