Содержание
Задача 1
Вы решили положить деньги в банк. Банк начисляет ежегодно 7,5 % годовых. Какая сумма будет на вашем счету через 2 года, 4 года, 5 лет, если вы располагаете для этих целей суммой в 6 тыс. рублей.
Задача 2
Вексель на 100 тыс. рублей выписан 10 января 1993 года. Проценты по векселю начисляются исходя из 12 % годовых. Если вексель учтен 10 мая 1993 года по учетной ставке 10 %, то какова выкупная стоимость векселя?
Задача 3
Найдите наращенное значение инвестиций, если 100 тысяч рублей инвестированы на 7 лет при номинальной ставке 20 % годовых. Расчеты проведите для:
— начисления один раз в год;
— начисления два раза в год;
— начисления ежеквартально.
Задача 4
Облигация с нулевым купоном нарицательной стоимостью 1000 рублей и сроком погашения через 10 лет продается за 600 рублей. Проанализировать целесообразность приобретения облигаций такого вида, если имеется альтернативная возможность инвестирования с нормой дохода:
— 5 % годовых;
— 5,5 % годовых;
— 6 % годовых.
Задача 5
Рассчитать текущую стоимость облигации нарицательной стоимостью 200 рублей с купонной ставкой 8 %. Облигация погашается через 3 года.
Задача 6
Вычислите текущую цену бессрочной облигации, если выплачиваемый по ней годовой доход составляет 20 тысяч рублей, а приемлемая норма дохода – 15 %.
Задача 7
Предполагаемая цена продажи акции 500 рублей, рыночная цена на момент принятия решения о покупке – 400 рублей. Предполагается, что продать эту акцию можно будет по цене 500 рублей только через год. Нужно рассчитать доходность акции, если ожидаемый дивиденд на одну акцию – 20 рублей.
Задача 8
Корпорация, производящая компьютеры, закупает ежегодно 10 000 транзисторов для использования их на сборке изделий. Стоимость хранения транзистора – 2 доллара. Затраты заказа – 25 долларов на один заказ. Каков должен быть объем партии заказываемых товаров?
Задача 9
Рассчитайте величину цены единицы банковского кредита, если процентная ставка по кредиту составляет 12 % годовых, а ставка налога на прибыль – 25 %.
Задача 10
Рассчитайте сумму платежей по обслуживанию задолженности государства перед предприятием, если объем государственной задолженности по первому неисполненному в срок обязательству равен 100 тысяч рублей с периодом задолженности 52 дня; 50 тысяч рублей по второму неисполненному обязательству с периодом задолженности 20 дней. Учетная ставка ЦБ РФ на момент возникновения первой задолженности составляла 5 %, на момент второй – 7 %.
Список использованных источников
Выдержка из текста работы
- Назовите этапы становления мирового хозяйства.
- В чем состоит проблема конкурентоспособности?
- Опишите функции ООН и организаций, находящихся под ее эгидой.
- Назовите последствия экологической проблемы для мировой экономики.
Этапы становления мирового Хозяйства.
Сущность мирового хозяйства.
В условиях усиления открытости российской экономики, расширения контактов с зарубежными производителями возрастает необходимость знания тенденций развития мировой экономики и каждой отдельной страны.
Современное мировое хозяйство сформировалось в результате международного разделения труда и кооперации, возникших много столетий назад. В наше время ни одна страна не может эффективно развиваться без участия в международной торговле, в движении капиталов и рабочей силы, а также без международного кредита и инвестиций. Поэтому ученые и практики все больше внимания уделяют анализу новых явлений в мировой экономике, закономерностей и тенденций развития международных экономических связей и отношений.
Мировая экономика представляет собой сложную, многогранную экономическую систему, которая испытывает влияние множества факторов. В свою очередь процессы, происходящие в мировом хозяйстве, непосредственно отражаются на развитии национальной экономики отдельных стран, затрагивают их экономические интересы. Поэтому знание тенденций и закономерностей развития мировой экономики объективно необходимо любому экономисту, так или иначе связанному с партнерами из других стран, а если учесть, что такие связи постоянно расширяются, то эти знания могут потребоваться каждому.
Существует три основных подхода к определению понятия мировой экономики или мирового хозяйства.
1) Мировая экономика — совокупность национальных хозяйств, связанных политическими и экономическими отношениями.
2) Мировая экономика — система международных экономических отношений. Единая связь между национальными хозяйствами.
3) Мировая экономика — экономическая система, самопроизводящаяся на уровне производительных сил, производственных отношений. Объединены экономические силы, производственные отношения, правовые нормы.
Основа существования мирового хозяйства — целостность и устойчивость. Цель мирового хозяйства — удовлетворение спроса и человеческих потребностей. Порядок функционирования мирового хозяйства базируется на нормах частного и государственного права.
Этапы развития мирового хозяйства.
В своем становлении и развитии мировое хозяйство прошло долгий и сложный путь. Некоторые исследователи его возникновение относят еще ко времени Римской империи, являющейся системой всемирного хозяйства того времени. Другие ученые отсчет функционирования мирового хозяйства ведут со времени Великих географических открытий XV-XVI веков. Именно эти открытия привели к ускоренному развитию международной торговли драгоценностями, пряностями, благородными металлами, рабами. Однако мировое хозяйство — этого периода было ограниченным, оставаясь сферой приложения только купеческого капитала.
Современное мировое хозяйство возникло после промышленного переворота, в ходе перерастания капитализма в его монополистическую стадию. Мировое хозяйство конца XIX — начала XX в. заметно отличается от MX 60—90-х годов XX столетия.
Мировое хозяйство начала XX века в большей степени базировалось на военной силе, внеэкономическом принуждении, чем на «силе капитала». В мировом хозяйстве этого периода существовали острые противоречия, делавшие его неустойчивым. Это противоречия между самими империалистическими странами (приведшие к двум мировым войнам), а также между промышленно развитыми и развивающимися странами. К середине XX века мировое хозяйство, было расколото на две части: мировое капиталистическое и мировое социалистическое. В системе мировых экономических связей мировое, капиталистическое хозяйство заняло доминирующие позиции: 9/10 всей международной, торговли на начало 90-х гг. приходилось на товарооборот в рамках мирового капиталистического хозяйства; через каналы международного экономического обмена в конце 80-х годов реализовывалась 1/5 всего совокупного валового продукта капиталистического мира. В бывших социалистических странах производилась 1/3 мирового национального дохода.
С 60-х годов в систему MX вошли развивающиеся страны. К середине 70-х годов среди них заметно выделяются так: называемые «новые индустриальные страны» Юго-Восточной Азии (первая волна — 4 «малых дракона»- Южная Корея, Тайвань, «Гонконг, Сингапур) и страны Латинской Америки: Бразилия, Аргентина, Мексика.
После распада СССР и, революционных преобразований в странах Восточной Европы мировое хозяйство начинает приобретать черты единого, целостного образования. Формирующееся глобальное мировое хозяйство, не являясь однородным, включает в себя национальные экономики промышленно развитых стран, развивающихся стран и стран с экономической системой переходного типа.
Сохраняя множество противоречий и разноплановых тенденций, MX на рубеже XXI века является несравненно более целостным, интегрированным, динамичным, чем в середине XX века.
Мировое хозяйство на рубеже XXI века — глобальное по своим масштабам; оно основывается всецело на принципах рыночной экономики, объективных закономерностях международного разделения труда, интернационализации производства и капитала.
К концу 90-х годов в мировой экономике проявился ряд устойчивых тенденций. К ним относятся:
— стабильные темпы экономического роста. Средние темпы роста всех стран мира поднялись с менее чем 1% в начале 90-х годов до 3% годовых в конце десятилетия;
— повышение внешнеэкономического фактора в хозяйственном развитии. Заметно выросли масштабы и качественно изменился характера традиционной международной торговли овеществленными товарами, а также услугами. Появилась «электронная торговля», т.е. торговля в системе Интернет;
— глобализация финансовых рынков и усиление взаимозависимости национальных экономик;
— рост удельного веса сферы услуг в национальной экономике и международном обмене;
— развитие региональных интеграционных процессов.
Достигнутая степень единства торговли, производства и кредитно-финансовой сферы промышленной развитых стран служит признаком формирования мирового хозяйствённого комплекса (МХК). Его участники, несмотря на наличие государственных границ, функционируют как составные части общей хозяйственной системы. Происходит и интернационализация, глобализация хозяйственной жизни. За этими понятиями стоит эффективное функционирование многоуровневой мировой системы хозяйственных связей, объединяющей отдельные страны в глобальный мировой комплекс.
Процесс интернационализации предстает как результата, прежде всего международной кооперации производства, развития международного разделения труда, как развитие общественного характера производства в международном масштабе.
Интернационализация производства и капитала — это понятие в большей степени количества, чем качества. Интернационализация может осуществляться в рамках нескольких стран или между большинством стран мира.
Процесс Глобализации в мировой экономике представляет собой закономерный результат интернационализации производства и капитала. Глобализация, в значительной степени предстает как количественный процесс возрастания масштабов, расширения рамок мирохозяйственных связей. Вместе с тем она придает новое качество современной мировой экономике, ускоряя процессы её консолидации, интеграции и конвергенции.
Явление (феномен) глобализации можно рассматривать с двух сторон. На макроэкономическом уровне глобализация означает общее стремление стран и отдельных регионов к экономической активности вне своих границ. Предпосылка таких устремлений: либерализация, снятие торговых и инвестиционных барьеров, создание зон свободного предпринимательства и др.
На микроэкономическом уровне под глобализацией понимается расширение деятельности предприятия за пределы внутреннего рынка. В отличие от межнациональной или многонациональной ориентации предпринимательской деятельности глобализация означает единый подход к освоению мирового рынка.
Глобализация характеризует растущую взаимосвязь и взаимозависимость отдельных национальных экономических систем. В XX веке интернационализация обмена перерастает в интернационализацию капитала и производства, получает заметный толчок в развитии под влиянием научно-технической революции (НТР) с середины 50-х годов XX века. Происходит резкий рост международной специализации и кооперирования производства. Рамки внутренних рынков становятся все более тесными для крупномасштабного специализированного производства. Оно объективно выходит за пределы национальных границ.
Глобализация производства под воздействием НТР создает такую ситуацию, когда практически ни одной стране уже невыгодно иметь «свое» производство. Отдельные национальные экономики все более интегрируются в мировое хозяйство, стремятся найти в нем свою нишу. Все более интернациональный характер приобретает движение рабочей силы, подготовка кадров, обмен специалистами.
Особый размах приобрел процесс интеграции и глобализации финансовых рынков. Объем международных финансовых потоков превышает объем международной торговли в соотношении 60:1, в то же время прирост объема мировой торговли из года в год превышает прирост общемирового объема валового внутреннего продукта (ВВП) более чем на 5%
К концу 90-х годов глобализация мировой экономики приобрела ряд новых черт по сравнению с 80-ми годами.
Во-первых, либерализация внешнеэкономических связей и международных расчетов охватила ряд новых стран из бывшего «соцлагеря».
Во-вторых, активно проявляется тенденция, к унификации и стандартизации. Все шире применяются единые, для всех стран стандарты на технологию, экологию, деятельность финансовых организаций, бухгалтерскую, и статистическую отчетность. Стандарты распространяются на образование и культуру.
В-третьих, международные экономические: организации внедряют единые критерии макроэкономической политики, происходит унификация требований к налоговой политике, к политике в области занятости и др.
Исследование закономерностей формирования этих мирохозяйственных связей и перспектив их развития показывает, что генеральной тенденцией развития мирового хозяйства является движение к созданию единого плане тарного рынка капиталов, товаров и услуг, экономическому сближению и объединению отдельных стран в единый мировой хозяйственный комплекс. Это позволяет говорить о необходимость изучения проблем глобальной экономики как системы, комплекса МЭО. Это иной, более высокий уровень международных экономических отношений.
Процесс глобализации мировой экономики, означая все более возрастающую взаимозависимость экономик отдельных стран, ускорение обмена товарами, услугами, капиталами, информацией, отнюдь не беспроблемен. Глобализация укрепляет позиции, в первую очередь индустриально развитых стран, дает им дополнительные преимущества. Конечно, глобализация мировой экономики и МЭО создает определенные предпосылки, дает шанс для приобщения к достижениям цивилизации тех. стран, которые отстали в своем развитии, но полны желания поправить свое получение. Однако процесс глобализации носит и отрицательные последствия. К их числу относятся следующие проблемы:
— демографические;
— экологические;
— региональные.
Принимая; во внимание как позитивные, так и негативные аспекты глобализации, следует признать, что формирование глобальной мировой экономики — важный признак того, что прежняя мировая экономика, основанная на самодостаточности национальных культур и устойчивости специфических хозяйственных укладов, подходит к своему логическому завершению. На наших глазах появляется новая структура и форма организации мировой экономики.
В частности, в системе управления мировым сообществом и мировой экономикой утрачивается прежняя роль ООН. Ее функции переходят к правительствам стран «большой семерки». Управление мировой экономикой начинает концентрироваться, в новой триаде: Всемирной торговой организации — Международном валютном фонде — Всемирном банке. И это не Окончание процесса, а лишь его начало. Глобальная мировая экономика становится новой реальностью, подчиняющейся новым законам, которые предстоит изучать и осознанно использовать.
Глобальная мировая экономика (международная экономика) становится уже не просто внешней сферой мирового хозяйства, но приобретает черты системы. Она основывается на технико-экономическом базисе интернационализированного производства, общих согласованных между многими странами торговых и валютно-финансовых режимах. Вместе с тем не следует забывать, что глобализация — это процесс, который не приобрел еще глобального характера. Около половины населения развивающихся стран живут в замкнутой экономике, не затронутой ростом и интенсификацией международных экономических отношений. Параллельно существуют два мира: международная и самодостаточная экономика, один из которых (самодостаточная экономика) постепенно сокращается в размерах и значимости в мировом хозяйстве.
Значение мировой экономики неуклонно растет. И потребители, и производители каждой страны все яснее ощущают свою причастность к мировому хозяйству, о чем убедительно свидетельствуют статистические данные последних лет. В 1996г. международная торговля товарами и услугами превысила 10,6 трлн. долл., а темпы ее ежегодного прироста (6—8%) значительно опережают рост производства (2—2,5%). Сегодня каждый шестой товар или услуга попадают к потребителю через мировую торговлю.
Важным показателем взаимозависимости национальных экономик служит удельный вес импорта в валовом национальном продукте. По небольшим развитым государствам, таким, как Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Дания, Швеция, эта доля варьирует от 30 до 60%, по более крупным странам (Германия, Франция, Англия, Италия) — от 20 до 30%, у США этот показатель составляет около 9%.
Количественные и качественные характеристики современных мирохозяйственных связей показывают нарастание взаимозависимости национальных экономик, демонстрируя при этом преимущество международного интеграционного развития.
Проблема конкурентоспособности.
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющие, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности. Сегодня ни одна серьезная компания не может избежать конкуренции. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.
Конкуренция (от лат. соncurrencia-сталкиваться) – соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка.
Конкурентоспособность – многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях. Это конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей, страны.
Конкурентоспособность товара – совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя. Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, т.е. способность данного товара быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену других конкурирующих товаров-аналогов. Конкурентоспособный товар (КТ) – синтетический показатель, отражающий в себе итоги многих слагаемых: эффективности работы конструкторских бюро; производственной деятельности предприятий, их смежников; работы внешнеэкономических организаций по реализации экспортных товаров на внешних рынках.
Рассмотрим критерии и факторы конкурентоспособности продукции. Критерий конкурентоспособности – это качественная и (или) количественная характеристика продукции, служащая основанием для оценки ее конкурентоспособности. Единичный критерий конкурентоспособности относится к одной из простых характеристик, определяющих конкурентоспособность. Примером является продажная цена. Комплексный критерий конкурентоспособности относится к совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность. Разновидностями комплексного критерия являются групповой и обобщенный критерии. Групповой критерий конкурентоспособности – это комплексный критерий, который относится к группе характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с той или иной стороны. Примеры группового критерия: уровень качества, имидж, уровень новизны, цена потребления, информативность товара.
Понятия единичного и группового критериев несколько условны в разных условиях оценки, оценивающих конкурентоспособность. Некоторые критерии могут выступать в роли единичных или групповых критериев. Например, продажная цена с позиции потребителя – единичный критерий, с позиции предприятия-изготовителя – групповой.
Обобщенный критерий конкурентоспособности – это комплексный критерий, по которому принимают решение о результатах оценки конкурентоспособности продукции. Примерами являются уровень конкурентоспособности продукции, рейтинг товара.
Фактор конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Анализ причин снижения значения отдельных критериев конкурентоспособности продукции и установления факторов, повышающих конкурентоспособность, так называемый факторный анализ, – важный момент в деятельности предприятий-изготовителей и предприятий-продавцов. Формирование конкурентоспособности продукции – это процесс установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня конкурентоспособности товаров на всех этапах их создания и продвижения до потребителей.
Так, для обеспечения необходимого качества товаров осуществляют воздействие на производственные факторы (сырье, конструкция, рецептура, технология); сбытовые факторы (условия транспортировки, хранения); сервисные факторы (дегустация товара и другая помощь в выборе товара, установка изделия на дому, гарантийное и послепродажное обслуживание).
Для обеспечения необходимого уровня цены товара воздействуют также на производственные, сбытовые (выбор транспортного средства, числа посреднических организаций), сервисные факторы (условия реализации и технического обслуживания).
Выявляемые при оценке конкурентоспособности отклонения (в отрицательную сторону) от товаров-конкурентов побуждают изготовителя (продавца) осуществлять корректирующие действия, т.е. воздействовать на факторы с целью улучшения значения критериев.
Динамика масштабов долгосрочного спроса. Увеличение или уменьшение долгосрочного спроса является важным фактором при принятии решений по инвестированию для увеличения производительной мощности существующих фирм. Подъем долгосрочного спроса часто привлекает новые фирмы на рынок, а падение спроса, наоборот, – отток фирм.
Динамика структуры спроса. Эти изменения представляют собой причину изменения требований потребителей к сервису, создание других каналов сбыта, изменение в ассортименте выпускаемой продукции, модификации маркетинговых тактик.
Обновление продукта. Оно может расширять рынок, стимулировать рост спроса. Когда рынок характеризуется быстрым распространением нового товара, обновление продукта отрасли является ключевой движущей силой и влияет на методы производства, эффективные масштабы выпуска, маркетинговые затраты, каналы распределения.
Технологические инновации. Частые технологические новшества в методах производства могут сильно изменять единичные издержки производства, размер инвестиций, увеличивать значение эффекта жизненного цикла товара. Вышеперечисленное может вызывать существенные изменения в требованиях к размеру и количеству фирм, успешно действующих на рынке.
Маркетинговые инновации. Периодически фирмы предлагают рынку свою продукцию, пользуясь новыми путями и способами, стараясь увеличить покупательский интерес, подтолкнуть спрос, уменьшить затраты на единицу продукции. Таким образом, они приводят в движение новые силы, которые изменяют условия конкуренции и позиции фирм-соперников.
Динамика лидерства. Означает вход в конкуренцию или выход из нее крупных фирм, то есть новый раунд конкурентной борьбы: перераспределение ролей и выделение новых ключевых игроков, изменение структуры рынка.
Диффузия достижений. Если новая технология становится известной соперникам, поставщикам, дистрибьюторам, потребителям, они снижают барьеры для новых, а для технологий поставщиков и потребителей облегчают вертикальную интеграцию в отрасль.
Динамика эффективности. При появлении в отрасли новых эффективных масштабов производства, которые уменьшают издержки на единицу продукции, крупные фирмы могут принудить другие компании к стратегиям «форсирования роста».
Покупательские предпочтения. Зачастую растущее число покупателей решает, что товары массового потребления по низким ценам вполне удовлетворяют их вкусам и предпочтениям так же, как и товары с более высокими ценами, дающие возможности выбора.
Государственное регулирование рынка. Действия государства через свои институты, включая регулирование экономических отношений, а также изменение государственной политики могут повлиять на рынок и конкурентные условия.
Рост детерминации. Означает уменьшение неопределенности и риска. Новые отрасли характеризуются большой неопределенностью сведений о потенциальных возможностях рынка (например, объеме, ассортименте и т.д.). Когда фирма проходит первые этапы входа в отрасль (на рынок), то неопределенности исчезают и компании отказываются от простых стратегий, начиная модифицировать конкурентные стратегии.
Конкурентоспособность отрасли зависит от ее способности вводить новшества и модернизироваться. В результате испытываемого давления и требований рынка компании увеличивают свое преимущество в борьбе с самыми сильными присутствующими на мировом рынке конкурентами. Они извлекают пользу от присутствия на рынке сильных внутренних соперников, агрессивных поставщиков и требовательных местных потребителей.
В современной экономической ситуации, когда конкуренция в мировых масштабах возрастает, роль государств становится все более важной. Она возрастает по мере того, как основа конкурентной борьбы все больше смещается в сторону создания и освоения новых знаний. Существуют некоторые различия в структуре конкурентоспособности для каждой из стран, поскольку ни одно государство не может быть конкурентоспособным во всех или хотя бы в большинстве отраслей. Самыми важными факторами, определяющими конкурентоспособность, являются: уровень развития экономики; процентная ставка; курс валюты; стоимость рабочей силы.
Различные страны также отличаются по целям, которые стремятся достичь компании. Цели компании отражают характеристики национального рынка капитала и практики оплаты труда менеджеров. Компании успешно функционируют в сформировавшихся отраслях, в которых текущие инвестиции на исследование, развитие и на создание новых мощностей существенны.
Конкуренция на основе факторов производства. На данной стадии практически все национальные отрасли достигают своих преимуществ в конкурентной борьбе почти исключительно благодаря основным факторам производства: природным ресурсам, пригодным условиям для выращивания урожаев сельскохозяйственных культур, дешевой рабочей силе. В экономике, опирающейся на факторы производства, круг отраслей, ориентированных на внутренний рынок, расширяется путем создания отечественных заменителей импортных товаров.
Развитие конкуренции на основе инвестиций. На данной стадии конкурентное преимущество экономики базируется на готовности и способности национальных фирм к агрессивному инвестированию. Фирмы вкладывают средства в современное, эффективное оборудование и лучшую технологию, которые можно приобрести на мировом рынке. Существенным условием достижения этой стадии является то, что рост числа аутсайдеров вызывает усиление внутренней конкуренции во многих отраслях.
1- 2_Деньги, кредит, банки (учебное пособие Л.А. Тухватулина 2002 г. «Деньги, кредит, банки» Вариант № 2) — Стр 2
Развитие конкуренции на основе нововведений. На данной стадии обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики за счет факторных издержек становится все более редким явлением. В этих условиях фирмы разрабатывают глобальные стратегии, создают собственную сеть международных поставок и обслуживания. Появляется возможность переноса производства за границу.
Конкуренция на основе богатства. Стадия конкуренции на основе богатства в отличие от трех первых, в конечном счете, ведет к спаду производства. Движущей силой экономики является уже достигнутое изобилие. Главная проблема состоит в том, что экономика, приводимая в движение богатством, созданным раньше, начинает утрачивать способность к упрочнению завоеванных позиций и преимуществ.
В связи с предстоящим вступлением России в ВТО особую актуальность приобретает проблема конкурентоспособности России в мировой экономике. Кардинальное решение проблемы конкурентоспособности неразрывно связано с судьбой российской экономики, невероятными достижениями на путях к рыночному типу хозяйствования и более глубокой интеграцией в систему мирового хозяйства. Несмотря на все усилия правительства Российской Федерации, предпринятые в последние годы, механизмы здоровой конкуренции в российской экономике до настоящего времени так и не заработали.
Сейчас становится очевидным факт, что без ограничения диктата производителя, предприятия – монополиста в той или иной отрасли промышленности, без создания предпосылок для развертывания здоровой конкуренции реформа не может двигаться вперед.
Среди российских компаний реальной международной конкурентоспособностью обладают лишь занятые в экспортоориентированном сырьевом секторе, производстве военной техники и вооружений, выпуске современного уникального оборудования, разработке новых товаров и материалов.
В России процесс формирования крупных национальных компаний в форме финансово-промышленных групп (ФПГ) хотя и находится в начальной стадии, но протекает весьма динамично. Российские ФПГ создаются с целью более эффективного воспроизводства финансового, промышленного и торгового капитала, его накопления, концентрации и инвестирования в приоритетные отрасли отечественной экономики. Они призваны способствовать повышению конкурентоспособности основных ее отраслей, восстановлению хозяйственных связей и развитию экспортного потенциала страны.
Негативное влияние на уровень конкурентоспособности российской промышленности оказывают моральное старение и физический износ основных производственных фондов. В машиностроении ¼ всего технологического оборудования старше 20 лет. Износ производственных фондов в промышленности приблизился к 80%, то есть к порогу, за которым начинается физическое выбытие производственного потенциала, возникает угроза полного разрушения производительных сил страны.
Возродить экономическую мощь России нельзя без интеграции в мировую экономику, но этот процесс не должен ограничиваться отраслями топливно-энергетического комплекса, первичной переработки минерального и сельскохозяйственного сырья. Одним из основных приоритетов государственной экономической политики России должны стать сохранение и развитие научно-технического потенциала. Основой для этого процесса служит пока еще уцелевший высокий интеллектуальный потенциал российского народа. По оценкам независимых экспертов, стоимость не востребованной российской промышленностью интеллектуальной собственности превышает 400 млрд. долл.
Необходимо стимулировать развитие высокотехнологических производств, основанных на отечественных научно-технических разработках, которые были бы способны в ближайшей и долгосрочной перспективе обеспечить конкурентные преимущества российским компаниям. Приоритетное развитие этих отраслей поможет России занять достойное место в международном разделении труда и значительно повысить свою конкурентоспособность в мировой экономике.
Добиться повышения конкурентоспособности нельзя без кардинального изменения всей экономической системы управления на уровне отдельного предприятия, отрасли, региона, всего национального хозяйства. Для этого необходимы политическая воля к возрождению государства и последовательное проведение социально-экономических преобразований, которые приведут, в конечном счете, к формированию современной высокоэффективной социально-ориентированной рыночной экономики, обеспечат всесторонний рост духовного и материального богатства российского народа.
Функции ОНН и организаций, находящихся под её эгидой.
ООН — универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 г. на конференции в Сан-Франциско и вступил в силу 24 октября 1945 г.
К настоящему моменту сформировалась устойчивая система ООН, которая включает в себя главные органы:
Генеральную Ассамблею ООН,
Совет безопасности ООН,
Экономический и Социальный Совет ООН,
Совет по Опеке ООН,
Международный Суд ООН, Секретариат ООН.
В систему также включаются и специализированные учреждения :
Международный валютный фонд,
Международный банк реконструкции и развития,
Международная финансовая корпорация,
Международная ассоциация развития,
Международная морская организация,
Международная организация гражданской авиации,
Международная организация труда,
Международный союз электросвязи,
Всемирный почтовый союз,
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры,
Всемирная организация здравоохранения,
Всемирная организация интеллектуальной собственности,
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию,
Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций,
Всемирная метеорологическая организация,
Международный фонд сельскохозяйственного развития,
Международное агентство по атомной энергии
Функции деятельности ООН и ее органов
Функции деятельности ООН определяются в большей мере профилем тех или иных органов и учреждений системы. Поэтому следует рассмотреть направления деятельности не ООН в целом, а рассмотреть полномочия и деятельность каждого из них, а также те вопросы которые не относятся к их компетенции, или в вопросах в которых существует ограничения полномочий.
Генеральная ассамблея ООН — обладает широкими полномочиями. В соответствии с Уставом она может обсуждать любые вопросы или дела, в том числе относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН, и, за исключением ст.12, давать рекомендации членам ООН и (или), Совету Безопасности ООН по любым таким вопросам и делам. Генеральная Ассамблея ООН уполномочена рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и предлагать в отношении этих принципов рекомендации. Она также уполномочена обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любыми государствами, в том числе государствами членами и не членами ООН, или Советом Безопасности ООН, и делать в отношении любых таких вопросов рекомендации заинтересованному государству или государствам либо Совету Безопасности до и после обсуждения. Однако любой такой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передается Генеральной Ассамблеей ООН Совету Безопасности до и после обсуждения. Генеральная Ассамблея ООН не может выдвигать рекомендации, касающиеся какого-либо спора или ситуации, когда Совет Безопасности выполняет по отношению к ним возложенные на него Уставом ООН функции, если сам Совет Безопасности не попросит об этом. Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и составляет рекомендации в целях содействия сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения, содействует осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Генеральная Ассамблея получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности, а также доклады других органов ООН, рассматривает и утверждает бюджет ООН. Она имеет право выносить только рекомендации, которые, за исключением решений по вопросам бюджета и процедуры, не имеют обязательной силы для членов ООН. По рекомендации Совета Безопасности она назначает Генерального секретаря ООН, производит прием в ООН новых членов, решает вопросы приостановления осуществления прав и привилегий государств-членов, их исключения из ООН . Генеральная Ассамблея ООН избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов ЭКОСОС, Совета по Опеке, Международного Суда ООН.
Совет Безопасности ООН — главный постоянно действующий политический орган ООН, на который, согласно Уставу ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет наделен широкими полномочиями в деле мирного урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между государствами, пресечения актов агрессии и других нарушений мира и восстановления международного мира. Согласно Устава ООН, только Совет Безопасности и никакой другой орган или должностное лицо ООН имеет право принимать решения о проведении операций с использованием Вооруженных сил ООН, а равно решать вопросы, связанные с созданием и использованием Вооруженных сил ООН, в частности, такие, как определение задач и функций вооруженных сил, их состава и численности, структуры командования, сроков пребывания в районах операций, а также вопросы руководства операциями и определение порядка их финансирования. Для оказания давления на государство, действия которого, создают угрозу международному миру или представляют собой нарушение мира, Совет может решить и потребовать от членов ООН применения мер, не связанных с использованием вооруженных сил, например, таких как полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Если такие меры будут сочтены Советом недостаточными, он уполномочен предпринимать действия, связанные с использованием воздушных, морских и сухопутных вооруженных сил. Эти действия могут включать в себя демонстрацию, блокаду, операции вооруженных сил членов ООН. Совет вносит рекомендации о приеме государств в члены ООН, об исключении членов ООН, систематически нарушающих принципы Устава ООН, о приостановлении осуществления прав и привилегий, принадлежащих члену ООН, если против этого члена он предпринимает действия превентивного или принудительного характера. Совет делает рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН относительно назначения Генерального секретаря ООН, выбирает вместе с ней членов Международного Суда ООН и может принять меры для исполнения решения этого Суда, которое то или иное государство отказалось выполнить. Согласно уставу, Совет может принимать помимо рекомендаций юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств — членов ООН. За все время существования ООН не было практически ни одного важного международного события, ставившего под угрозу мир и безопасность народов или вызывающего споры и разногласия между государствами, на которые бы не обращалось внимание Совета, причем значительное число их стало предметом рассмотрения на заседаниях Совета Безопасности.
Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) также является одним из главных органов ООН, который под руководством Генеральной Ассамблеи ООН координирует экономическую и социальную деятельность ООН, специализированных учреждений ООН, а также многочисленных органов ООН. На ЭКОСОС возложены широкие многообразные функции координации и развития сотрудничества государств с различным социальным строем с таких важных экономических и социальных областях их взаимоотношений, как экономическое развитие, мировая торговля, индустриализация. Освоение природных ресурсов, международная защита прав и свобод человека, положение женщин, народонаселение, социальное обеспечение, наука и техника, предупреждение преступности и многое другое. ЭКОСОС призван, согласно Уставу ООН, предпринимать исследования, составлять доклады, выносить рекомендации по вопросам международного, экономического, социального, культурного сотрудничества государств, содействовать соблюдению и уважению прав человека, созывать международные конференции и симпозиумы, подготавливать проекты конвенций по вопросам своей компетенции для представления их Генеральной Ассамблее, заключать соглашения со специализированными учреждениями ООН, определяющими их отношения с ООН, принимать меры для получения докладов от них и информации от членов ООН по вопросам, входящих в его компетенцию. Он должен служить центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и выработке рекомендаций в отношении политики по этим проблемам, контролировать и оценивать осуществление общей стратегии и выполнение первоочередных задач. Установленных Генеральной Ассамблеей в указанных областях, обеспечивать общую координацию деятельности организаций и системы ООН в таких областях и проводить всесторонние обзоры политики в области оперативной деятельности во всей системе ООН, учитывая при этом необходимость обеспечения равновесия, совместимости и соответствия первоочередным задачам, установленным Генеральной Ассамблеей для системы ООН в целом.
Совет по Опеке ООН действует под руководством Генеральной Ассамблеи ООН и уполномочен рассматривать отчеты, предоставляемые властью, управляющей соответствующей территорией, принимать петиции и рассматривать их, консультируясь с управляющей властью, устраивать периодические посещения соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки и предпринимать упомянутые действия в соответствии с условиями соглашений об опеке. Он разрабатывает анкету относительно политического, экономического и социального прогресса, а также прогресса в области образования, а управляющая власть каждой территории под опекой, входящей в компетенцию Генеральной Ассамблеи, представляет последней ежегодные доклады на основе этой анкеты. В результате освободительной борьбы большинство подопечных территорий обрело независимость. Соответственно из 11 подопечных территорий, находившихся в ведении Совета с самого начала его деятельности, в настоящее время осталась одна — Тихоокеанские острова (под опекой США). В состав Совета входят Россия, США, Великобритания, Франция и Китай, который в его работе фактически не участвует.
Международный Суд ООН это главный судебный орган ООН. Этим в основном и определяется сфера деятельности Международного Суда. Этот орган имеет множество специфических особенностей т.к. в отличии от других международных судов, сторонами рассматриваемых Судом делах могут быть только государства. Обращение к Суду является факультативным, то есть государства передают спор на его разрешение на основании заключенного ими соглашения-компромисса. Однако ряд государств, в том числе Россия по некоторым международным договорам, признают юрисдикцию Суда в качестве обязательной. Суд обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяя при этом международные конвенции, международный обычай, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, а также в качестве вспомогательного средства — судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.
Секретариат ООН это орган ООН, призванный обслуживать работу других органов ООН и осуществлять их решения и рекомендации. Секретариат ООН выполняет административно-технические функции ООН, в частности, готовит некоторые материалы, переводит, печатает и распространяет доклады, резюме и другие документы и т.д.
Последствия экологической проблемы для мировой экономики.
Экологическая проблема – это проблема взаимодействия общества и природы, сохранения окружающей среды. Особенно резко возросла нагрузка на окружающую среду во второй половине ХХ века. Во взаимоотношениях между обществом и природой произошел качественный скачек, когда в результате резкого увеличения численности населения, интенсивной индустриализации и урбанизации нашей планеты хозяйственные нагрузки начали повсеместно превышать способность экологических систем к самоочищению и регенерации. Вследствие этого нарушился естественный круговорот веществ в биосфере, под угрозой оказалось здоровье нынешнего и будущего поколений людей.
Экологическая проблема современного мира не только остра, но и многогранна. Она проявляется практически во всех отраслях материального производства (особенно в сельском хозяйстве, химической промышленности, черной и цветной металлургии, атомной энергетике), имеет отношение ко всем регионам планеты и оказывает влияние на развитие экономики каждой страны.
Главные направления ухудшения качества окружающей среды.
Угрожающие размеры приняло уничтожение лесов. Ежегодно с лица Земли исчезает 11 млн. га тропических лесов — это в 10 раз превышает масштабы лесовосстановления. Идет быстрое уничтожение двух главных мировых массивов тропических лесов — Амазонии и Юго-Восточной Азии. В Амазонии ведутся массовые вырубки под пастбища, развивается и целлюлозно-бумажное производство. В Юго-Восточной Азии ценная древесина заготавливается для экспорта. Все это ведет к уничтожению уникального генофонда тропических лесов, нарушению водного режима огромных районов, снижению их роли как «легких планеты». Интенсивно вырубаются леса и умеренных широт.
Параллельно идет процесс опустынивания. Он ежегодно изымает из сельскохозяйственного производства около б млн. га земель. Особенно сильно процесс опустынивания проявляется в Сахельских странах Африки, расположенных на границе Сахары и саванны. Следующие одна за другой необычайно жестокие засухи, поразившие эти страны в 70— 80-е гг., явились эхом неправильных и экстенсивных методов эксплуатации почв в условиях африканских тропиков. Негативную роль сыграли также перевыпас скота и уничтожение и без того скудной растительности с целью заготовки дров. Сахельские засухи принесли смерть миллионам африканцев.
Многие страны мира сталкиваются с серьезными водоресурсными проблемами, которые заключаются не только в количественной нехватке воды, но и в дефиците чистых пресных вод. Ежегодно в водоемы попадает огромное количество неочищенных сточных вод. Среди наиболее загрязненных рек и озер мира Дунай. Рейн, Сена, Миссисипи, Волга, Днепр, Ладожское озеро, Балхаш и др.
На каждого жителя планеты ежегодно добывается около 20 т минерального сырья, 97—98% его в виде отходов поступает затем в почву, воду, воздух. Масса отходов и загрязняющих веществ, поступающая в окружающую среду, достигла примерно 40 млрд. т. Загрязнение окружающей среды ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, существование растительного и животного мира. Например, загрязнение двуокисью серы (см. табл. 11) и окислами азота породило такое явление, как кислотные дожди, отравляющие почву и водоемы, губящие леса. Эти загрязнения переносятся на большие расстояния воздушными массами и вместе с осадками выпадают далеко от источников загрязнения («трансграничный перенос»). Только в США и Западной Европе ими уничтожено уже более 30 млн. га лесов, в ФРГ поражена половина лесной (преимущественно хвойной) растительности. Европа становится «лысеющим континентом». Кислотные дожди не минуют и территорию России: в европейской части страны уровень загрязнения западных ветров примерно в 10 раз больше, чем восточных.
Содержащаяся в атмосфере двуокись углерода играет большую роль в жизни человека, растений и животных, предохраняет землю от перегрева. Но хозяйственная деятельность человека — прежде всего сжигание огромных масс топлива — нарушила баланс СО; в природе. Это создает, по мнению многих ученых, реальную угрозу так называемого парникового эффекта — заметного потепления климата, таяния льдов, повышения уровня Мирового океана.
В последние годы выявилась еще одна экологическая опасность — разрушение озонового слоя стратосферы, особенно четко проявившееся над Антарктидой (так называемая «озоновая дыра»). Этот слой, отличающийся повышенным содержанием озона, защищает от избыточного ультрафиолетового излучения Солнца. Причина разрушения озонового слоя — резко возросшее производство и использование так называемых фреонов (фторхлоруглеродов) в холодильных установках, в виде аэрозолей и т. д. Международная конференция в Вене (1985 г.) призвала страны резко снизить их производство.
К экологической проблеме современности можно отнести также ухудшающиеся условия жизни людей в крупных городах, загрязнение Мирового океана и др.
Вывод из землепользования растущих размеров (площадей) культивируемых земель в результате чрезмерного употребления химических удобрений, засоления почв, ветряной и водной эрозии и т. д.
Все большее химическое воздействие на продукты земледелия и животноводства, воду, среду обитания человека, уничтожение лесов и т. д. — все это в конечном счете влияет на жизнь и здоровье всех людей, не говоря о прямом уничтожении способности к воспроизводству природной среды.
Растущий объем выброса в атмосферу Земли загрязнителей (сотни тысяч тонн окиси углерода, углеводородов, сернистого ангидрида и т. д.). Они уже сегодня, помимо всего прочего, ведут к постепенному уничтожению озонного защитного слоя вокруг атмосферы Земли с непредсказуемыми последствиями уже на ближайшую перспективу.
Стремительное наращивание отходов, превращение значительных земельных площадей в места концентрации различных промышленных отходов (в результате сокращаются полезные площади земли и расширяются территориальные очаги с повышенной опасностью для жизни людей).
Особую опасность для жизни человека и природы представляет рост количества атомных электростанций. Приблизительный «сценарий» их возможного воздействия человечество получило в результате чернобыльской трагедии; смерть людей, омертвление городов, земель, лесов, воды, перенос по воздуху на тысячи километров особо опасных радиационных загрязнителей и их выпадение в виде осадков на города и села.
Остро стоит вопрос опустынивания территорий развивающихся стран. Это происходит из-за сокращения сроков залежа земель, обязательных для воспроизводства плодородного слоя, вследствие чего земля истощается. Происходит ломка традиционных социальных структур – плотность населения растёт и сельское хозяйство не успевает перестроиться на более эффективную систему хозяйствования.
Глобальные последствия нарушения среды обитания затронули все страны, так как экологические проблемы «не признают» государственных границ. Поэтому они могут быть решены только при широком международном сотрудничестве. Действуя в этом направлении, ООН приняла международный документ — «Всемирную стратегию охраны природы». Высвобождение средств от гонки вооружений сделало бы решение экологических проблем более близким и реальным.
Концепция «устойчивого развития». Лишь обеспечение устойчивого, сбалансированного и контролируемого развития может реально гарантировать переход к новой эре необходимого и безопасного для мира экономического роста. Это означает, что при разработке экономической политики и в ходе ее осуществления в каждом секторе экономической жизни необходимо обеспечить гармоничное сочетание между экономикой и окружающей средой. В Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, включающей в себя 27 рекомендательных принципов, раскрывается существо и цели реализации концепции устойчивого развития. Понятие устойчивого развития включает в себя:
— признание того, что в центре внимания находятся люди, которые должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;
— охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой компонентой процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него;
—право на развитие должно реализоваться таким образом, чтобы в равной мере обеспечить удовлетворение потребностей в развитии и сохранении окружающей среды как нынешнего, так и будущего поколении;
— уменьшение разрыва в уровне жизни народов мира, искоренение бедности и нищеты с учетом того обстоятельства, что сегодня на долю трех четвертей населения Земли приходится лишь одна седьмая часть мирового дохода.
Еще один способ борьбы против стремительного ухудшения качества окружающей среды – это разработка критериев экологической безопасности и массовое внедрение экологически безопасных технологий. Данный метод достаточно дорог, но иного решения этой проблемы нет. И здесь необходимо самое тесное международное сотрудничество. Специфика данного вида сотрудничества состоит в том, что оно предполагает использование практически всех существующих форм международных экономических отношений: промышленно-производственного и научно-технического сотрудничества, сотрудничества в области добычи. распределения и использования сырья, топливных и энергетических ресурсов, валютно- финансовое сотрудничество и т.д.
В России:
В нашей стране, которая обладает огромным природно-ресурсным потенциалом, кризисная экологическая ситуация имеет свои особенности в силу экономической нестабильности. Развал экономики республик бывшего СССР обнажил и обострил старые экологические проблемы и спровоцировал новые. Платить за экономическую и социальную политику бывшего СССР, которая финансировала решение экологических проблем по остаточному принципу, приходится нынешним поколениям. Начиная с 90-х годов наиболее тяжёлое экономическое положение наблюдается в тех районах, где в период первых пятилеток начиналось «индустриальное освоение» страны[1]. Реализация крупномасштабных проектов имела целью прежде всего удовлетворение производственных потребностей отдельных отраслей, а экологический фактор рассматривался в последнюю очередь или вообще не рассматривался: не ставились вопросы о целесообразности строительства данного объекта на данной территории, о возможности альтернативных вариантов удовлетворения народохозяйственных потребностей с меньшим воздействием на природу.
1- 2_Деньги, кредит, банки (учебное пособие Л.А. Тухватулина 2002 г. «Деньги, кредит, банки» Вариант № 2) — Стр 3
В настоящее время, в период развития рыночных отношений и создания многоукладной экономики, на фоне того, что многие вещи приходится начинать с нуля из-за нарушенных международных и внутренних связей, финансирование природоохранных мероприятий ещё более ограничено, чем раньше. Законодательная база не построена таким образом, чтобы предприятия были заинтересованы в проведении этих мероприятий, а исполнительные органы власти чувствовали свою ответственность за обеспечение экологической безопасности.
Нерациональная структура народного хозяйства России, когда преобладают базовые отрасли промышленности (например, тяжёлая индустрия), налицо огромные диспропорции между производством и потреблением, дефицит материальных и финансовых средств, гиперинфляция и т.д., привела к структурному экономическому кризису на территории России. Эти вопросы можно со временем урегулировать, а вот нарушенное вследствие этого экологическое равновесие – процесс во многом не обратимый, и он влияет не только на нашу страну, но и на всю планету.
Список используемой литературы:
1. Международная экономика: теория и политика: учебник для вузов/ Кругман П.Р. Обстфельд М./ пер. с англ. М./ 2002.
2. Мировая экономика: Учебник для вузов. М./ Ломакин В.К /2001.
3. Международная экономика: Учебник / Миклашевская Н.А., Холопов А.В. /2000.
4. Мировая экономика: экономика зарубежных стран: Учебник для студентов экономических специальностей вузов / Авдокушин Е.Ф., Бойченко А.В., Железова Ю.Ф. / 2000.
5. Портер М. Международная конкуренция / Портер М. / 2000.
6. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг/ Лифиц И.М./ 2001.
7. Экономические основы организации конкурентоспособного производства / МишинЮ.В./ 2000.
8. Мировая экономика и экономическое положение России: Сборник статистических материалов/ Постников С.Л., Попов С.А./ 2001.
9. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Мировая экономика и международные отношения /Андрианов В.Д./ 2000. – № 3.
10. Постиндустриальный мир и процессы глобализации. //Мировая экономика и международные отношения./ 2000. — № 3.
11. Менеджмент и финансы от А до Я. /Кох Р. / СПб: Издательство «Питер», 1999.
12. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития. //Мировая экономика и международные отношения. / Иванов Н. / 2000. — № 2.
13. Западня глобализации: атака на процветание и демократию/ Мартин Г.-П., Шуманн Х. /Пер. с нем. — М.: Издательский дом «АЛЬПИНА», 2001
14. Постиндустриальный мир и процессы глобализации. //Мировая экономика и международные отношения ./ 2000. — №3.
15. Западня глобализации: атака на процветание и демократию/ Мартин Г.-П., Шуманн Х. /Пер. с нем. — М.: Издательский дом «АЛЬПИНА», 2001
16. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития.//Мировая экономика и международные отношения./ Иванов Н. /2000. — №2. — С. 18.