Содержание
Задача 1.
Кредит в размере 50 млн. руб. выдан на 2 года. Реальная доходность операции должна составить 10% годовых по сложной ставке ссудного процента. Ожидаемый уровень инфляции составляет 15 % в год. Определить множитель наращения, сложную ставку процентов, учитывающую инфляцию и наращенную сумму.
Задача 2.
Первоначальный капитал в размере 20 млн. руб. выдается на три года, проценты начисляются в конце каждого квартала по номинальной ставке 8% годовых. Определить номинальную ставку процентов и наращенную сумму с учетом инфляции, если ожидаемый годовой уровень инфляции составляет 12%.
Задача 3.
Кредит выдан на 2 года по простой ставке процентов 6% годовых. Определите эквивалентную ставку сложных процентов.
Выдержка из текста работы
Профессиональная этика. Методические указания по выполнению контрольной работы студентами-заочниками специальностей 030300.62 «Психология», 030900.62 «Юриспруденция»— СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. — с.
Настоящие методические указания разработаны в соответствии с Рабочей программой курса «Профессиональная этика» и предназначены для студентов СПбГУСЭ заочной формы обучения. Они содержат рекомендации по выполнению контрольной работы, предлагаемую тематику контрольных работ, список рекомендуемой литературы.
Составитель:
кандидат философских наук, доцент Булатова Е.И.
Рецензент:
кандидат философских наук, доцент Касьянова Е.В.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ………………………………….
3. ТЕМЫ И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ…………..
4. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ……………………………………………………………………………
5. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ………………………………………………………………………………………………………………………….
6. СПИСОК ВОЗМОЖНЫХ ТЕМ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ, КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…………
ВВЕДЕНИЕ.
«Профессиональная этика» входит в блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в соответствии с учебным планом для направлений «Психология», «Юриспруденция». Программа курса ориентирована на теоретическую и практическую подготовку обучающегося к профессиональной деятельности юриста и психолога.
По данной дисциплине студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу, которая является одной из форм самостоятельного изучения программного материала.
Выполнение контрольной работы способствует более глубокому овладению содержанием курса, расширению общего кругозора студента, приобретению опыта работы со специальной литературой.
Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Профессиональная этика» для студентов направления «Психология» и «Юриспруденция» разработаны на базе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения с учетом профиля учебного заведения.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Цель курса «Профессиональная этика и этикет» состоит в формировании у обучающихся целостного представления об основных направлениях современной этической мысли, получении ими знаний о профессионально значимых нормах и ценностях.
В соответствии с поставленной целью осуществляется решение следующих задач:
· научить студентов самостоятельно осуществлять анализ основных теоретических положений курса;
· обучить студентов видеть преемственность в развитии этического знания;
· развить у студентов способность к переводу этической информации в личностные смыслы;
· научить студентов осознавать значимость как общечеловеческих, так и профессиональных ценностей в жизнедеятельности делового человека.
· дать учащимся навыки осуществления самостоятельного морального выбора в личных отношениях, в отношениях с природой, обществом и в будущей профессиональной деятельности;
· привить студентам навыки рефлексии о профессионально значимых нормах и ценностях делового человека;
· привить студентам навыки социального взаимодействия на основе принятых моральных и правовых норм, социальных стандартов.
Исходя из этого цели и задачи, стоящие перед студентом при подготовке и написании контрольной работы таковы:
· выделить проблемное поле в рамках изучаемой дисциплины, сформулировать тему контрольной работы (выбрать готовую тему из уже предложенных);
· изучить основную и дополнительную литературу по выбранной теме;
· систематизировать и творчески переработать данные материалы;
· изложить содержание работы по выбранной теме в последовательности, определенной планом.
ТЕМЫ И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.
Тема 1. Этика как философская наука. Предмет этики
При изучении данной темы необходимо составить представление об этике как о философской науке и как о важнейшем явлении духовной культуры; об этапах становления предмета этики, структуре этики как науки, ее месте в системе философско-гуманитарного знания. Следует раскрыть понятия «этика», «мораль», «нравственность», объяснить почему этику называют «практической философией». Далее следует очертить предметную область этики как науки, охарактеризовать такие подразделы этики как: нормативная этика, дескриптивная этика, метаэтика, прикладная этика, профессиональная этика, дать определения этим понятиям.
Продемонстрируйте, что нормативная этика – составная часть этики, в которой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга, добра и зла, правильной, добродетельной, достойной жизни. Отличительный признак нормативной этики заключается в том, что ее содержание непосредственно подчинено ценностным выводам.
Покажите, что дескриптивная этика — раздел этики, который занимается конкретно-социологическим и историческим анализом морали того или иного общества. Она изучает существующие в нем обычаи, нравы, традиции и другие формы общественной дисциплины, конкретное содержание осуществляемых в социуме норм, структуру морального сознания и социальное содержание общераспространенных представлений о морали.
Подчеркните, что метаэтика — область исследований, объектом которых является нормативная этика. Метаэтика осуществляет логико-лингвистический анализ нормативно-этического, морального рассуждения на предмет его непротиворечивости, обоснованности, терминологической точности.
Покажите, что прикладная этика это такая область знания и поведения, которая имеет дело с практическими моральными проблемами, носящими пограничный и открытый характер. Предмет прикладной этики – императивно-ценностное содержание конкретных (профессионально и предметно определенных) социальных практик с целью их этической рационализации. Профессиональная этика представляет собой конкретизацию общей морали применительно к специфике профессии и занимается главным образом нормами и правилами поведения представителей данной профессии. Завершите работу выводами о месте и значении этики в системе гуманитарных наук.
Тема 2. Мораль, её сущность и роль в обществе.
При изучении данной темы необходимо дать определение морали, рассмотреть структуру морали. Также следует перечислить подходы к проблеме происхождения морали (религиозный, возводящий мораль к божественному началу, натуралистический, выводящий мораль из законов природы, в частности, биологической эволюции, и социальный, рассматривающий мораль в качестве одного из социальных, социокультурных механизмов, обеспечивающих стабильность общества). Далее следует рассмотреть функции морали в обществе (регулятивная, мировоззренческая, оценивающая, координационная, мотивационная, практическая, интегрирующая, конститутивная, социально-критическая и др.)
Дайте определение понятию «моральный поступок», «моральное действие». Рассмотрите сущность основных моральных понятий: «добро» и «зло», «долг» и «совесть», «свобода» и «необходимость», «ответственность», «добродетель» и «порок», «счастье», «смысл жизни», «стыд», «честь», «достоинство», «идеал».
Тема 3. Этические представления Конфуция.
Охарактеризуйте учение Конфуция как нормативную программу достойной жизни. Дайте определение основным категориям конфуцианской этики (жень, ли, сяо, чжен мин и др.) покажите, как они взаимосвязаны. Рассмотрите место конфуцианства в системе этических учений Востока.
Тема 4. Особенности буддийской этики
В данной теме необходимо рассмотреть сущность буддийского этического учения. Рассмотрите понятия сансары, кармы, нирваны, проанализируйте учение Будды о четырех благородных истинах (истина о страдании, неудовлетворенности, которые испытывает человек в своей жизни, о возникновении и причинах этого страдания, которые заключаются в желаниях, жажде жизни, привязанностях, о возможности прекращении страдания и пути к его прекращению). Раскройте суть Восьмеричного пути. Проследите, как развивался институт монашества в буддизме, выясните, какие предписания этического характера были распространены только на монахов, а какие на мирян. Сравните два этических кодекса.
Тема 5. Особенности иудейской и христианской этики.
Проанализируйте и сравните принципы этики справедливости, которая понимается как возмездие за совершенный проступок (характерна для иудейской этики) и справедливости как прощения и милосердия (характерна для христианской этики). Сравните морально-этический послы Десяти заповедей Моисея и Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Тема 6. Особенности мусульманской этики.
Рассматривая этот вопрос, изучите историю возникновения мусульманской этики. Обратите внимание, что мусульманская этика есть этика конкретных норм. Она сугубо практична, интересуется не общими основаниями поведения, а его предметным содержанием. Ее основная проблема в том, чтобы определить что дОлжно делать не вообще, а вполне конкретно в каждой сфере жизни, каждый день. Продемонстрируйте, что Коран продолжает религиозно-этические традиции иудаизма и христианства, что проблемы нравственности в Коране не систематизированы в виде целостного комплекса. Продолжая изучать данную тему ознакомьтесь с Пятью столпами ислама (шахада, намаз, пост, налог, хаддж), охарактеризуйте их. Подведите итоги изучению темы мусульманская этика – покажите, что этика совпадает в теоретической части с теологией, в нормативной – с правом.
Тема 7. Основные проблемы античной этики.
Проследите логику развития этической проблематики в античной культуре. Рассмотрите этические представления Семи мудрецов. Покажите, что Семь мудрецов занимают промежуточное положение между до-философской и философско-опосредованной стадиями моральной культуры античности. Развитие этической проблематики находит продолжение в натурфилософии досократиков. Изложите взгляды представителя досократической философии. Далее, осветите этические представления софистов. Обратите внимание, что именно софисты осуществили антропологический переворот в античной философии и этическом дискурсе, выдвинув субъекта как точку отсчета в познании окружающего мира, природы, человеческой и социальной реальности. В противоположность предшествовавшим философам, искавшим тайну бытия человека и его добродетели в природе, космосе, внешнем законе, логосе, софисты в лице Протагора провозгласили свое знаменитое положение: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". Объясните, как вы понимаете данное высказывание. Далее, сфокусируйте внимание на этике Сократа. Сократ является одним из главнейших оппонентов и критиков софистов. Этическому релятивизму софистов он противопоставляет убеждение в неизменности, универсальности морали. Рассмотрите этические взгляды Платона, киников, киренаиков, эпикурейцев и стоиков.
Тема 8. Этика Канта.
Этику Канта принято называть этикой долга, который понимается как чистота нравственного мотива и твердость нравственных убеждений. Рассмотрите основные понятия этики Канта – понятия доброй воли и долга. Проанализируйте понятие категорического императива. В чем его отличие от гипотетического императива? Согласно учению Канта существует только один категорический императив, который находит выражение в двух формулировках. «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Проанализируйте эти формулировки, объясните как вы их понимаете.
Тема 14. Профессиональная этика
Рассмотрите профессиональную этику как конкретизацию общей морали применительно к специфике профессии. Предмет изучения профессиональной этики: отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности; нравственные качества личности специалиста; взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, специфические нравственные нормы, свойственные для конкретной профессии; особенности профессионального воспитания. Рассмотрите возникновение и исторические этапы развития профессиональной этики. Выявите предпосылки исторического становления профессиональной этики. Проанализируйте: специфику профессиональных кодексов в античности, развитие профессиональной морали в Средние века и в эпоху Нового времени. Остановитесь на вопросе специфике протестантской этики, об особенностях понимания профессионального призвания человека. Изучите взгляды М. Вебера о нормах трудовой и профессиональной морали в раннем капиталистической обществе. Обозначьте роль и место значение профессиональной этики в современном обществе. Рассмотрите специфику профессиональной этики в русской культуре. Изучите основные категории профессиональной этики. Определите профессионализм как нравственную черту личности. Выделите и охарактеризуйте основные виды профессиональной этики. Перечислите функции профессиональной этики и определите ее роль в жизни человека и общества.
Тема 15. Профессиональная этика психолога.
Рассмотрите профессиональную этику психолога как реализацию психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью. Подчеркните, что профессия психолога это профессия, требующая повышенной моральной ответственности. Покажите зависимость моральных принципов от сферы деятельности психолога (профориентация, организация производства, клиническая, возрастная, педагогическая психология, судебно-психологическая экспертиза, преподавательская или научная деятельность).Проанализируйте профессиональный этический кодекс психолога, его содержание и основные моральные принципы.
Тема 16. Профессиональная этика юриста.
Понятие, предмет и структура профессиональной этики юриста. Юридическая этика как вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области. Профессиональная этика юриста как нравственный кодекс юристов различных специальностей. Специфика профессиональных этических кодексов различных юридических специальностей: судьи, прокурора, адвоката, следователя Министерства юстиции, судебных приставов, научных работников — правоведов, преподавателей правовых дисциплин и др.
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа выполняется студентами на основе самостоятельного изучения рекомендованной литературы. Контрольная работа должна быть написана по определённому плану. К его составлению студент должен приступать после того, как им будут изучены источники и литература по данной теме.
Контрольная работа должна состоять из введения, основной части, раскрывающей тему контрольной работы, заключения и списка изученных и использованных в работе источников и литературы.
Во введении необходимо дать обоснование выбранной темы, её важность, актуальность, сформулировать задачи работы. Во введении также следует уделить особое внимание определению тех понятий, которые употребляются в письменной работе, уточнив их смысл и значение. Если в литературе имеются различные взгляды на изучаемую проблему или вкладывается разный смысл в понятия и категории, следует указать, какого мнения придерживается автор письменной работы, чтобы было ясно, что он имеет в виду при анализе литературных данных и собственного практического опыта.
В основной части, раскрывающей содержание темы, достаточно поставить два, три вопроса. Содержание каждого раскрываемого вопроса должно соответствовать его названию. При раскрытии содержания темы выбранной студентом, в расположении теоретического материала и фактов необходимо исходить из конкретно-исторического рассмотрения предмета. Не рекомендуется использовать абстрактные стереотипы.
В контрольной работе студенту необходимо дать четкое определение понятий, посредством которых раскрывается тема работы.
В заключении необходимо изложить общие выводы контрольной работы.
Содержание контрольной работы с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала разделов (подразделов), включает:
— введение,
— основные разделы и подразделы,
— заключение,
— список используемой литературы,
— приложения.
Все разделы работы, кроме введения и заключения, должны иметь названия. Не следует формулировать названия в вопросительной форме («Что такое ..?»).Следует избегать как слишком коротких (в одно-два слова), так и слишком длинных названий.
В качестве литературных источников могут использоваться монографии по изучаемой проблеме, статьи в научных журналах и сборниках, справочная литература. В последнее время всё большее распространение получают сведения из Интернета, которыми также можно воспользоваться при написании контрольной работы. Однако, необходимо заметить, что анализ вышеперечисленных источников информации должен быть критическим, т. к. нельзя поручиться полностью за достоверность сведений из названных источников.
Следует избегать переписывания отдельных фрагментов из литературных источников до того, как все они не будут собраны и проанализированы студентом, и только затем написаны согласно плану работы.
Логика изложения материала контрольной работы предполагает его убедительность и доказанность. Обращаясь к литературному или иному источнику информации студент должен критически осмыслить прочитанное, определить свою точку зрения.
Изложение материала может быть построено по-разному. Наиболее предпочтительным является изложение вначале наиболее частных проблемных единиц с дальнейшим их обобщением, что поможет сделать адекватные выводы и заключения в работе.
Контрольная работа должна быть написана на хорошем теоретическом уровне, научным литературным языком в безличной форме.
Абзацы должны содержать текст, отражающий определённую мысль. Недопустимо, чтобы абзац состоял из одного короткого предложения.