Выдержка из текста работы
Самое большое чудо, что создал человек – это язык. Без языка невозможна жизнь на Земле, невозможно развитие человека, его культуры, искусства, науки и техники.
На Земле много языков. Одним из самых развитых и богатых является русский. Мы с гордостью готовы повторить вслед за Н.В.Гоголем: «Дивишься драгоценности русского языка: что ни звук, то и подарок…» В полной мере понимаешь смысл этого высказывания, когда вчитываешься в дивные строки русских поэтов…
«Очей очарованье», «прощальная краса», «пышное природы увяданье» — вот чудные слова об осени, найденные А.С.Пушкиным. Сейчас осень, и я невольно вспоминаю поэтические строки, посвящённые этому времени года. Есенинские стихи «отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком» отзываются щемящим чувством восторга и боли…
Говорят, что в языке воплощается душа нации. Наверное, поэтому шедевры поэтического искусства находят отклик в каждом русском сердце. Красота и музыкальность русской поэзии трогают нас. Мне кажется, что ни в одном языке мира не может существовать таких созвучий, таких ярких метафор.
Сила прозаического слова на русском языке тоже бесспорна. Описание природы Тургеневым можно перечитывать, пробуя слова «на вкус»: «… меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и лёгкий, он тихо колыхался и перекатывался волнами, словно и ему было раздольнее на высоте». Даже звучание этих слов создают ощущение движения воздуха и радости.
Разве можно не учить русский язык? Ведь тогда вся эта красота пройдёт мимо… Я русский бы выучила хотя бы для того, чтобы читать лирику Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Есенина, произведения Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова… Чтобы прикоснуться к тайнам выразительности звучащего слова.
«Я русский бы выучил…» — строка из стихотворения В.В.Маяковского. Наша учительница сказала, что продолжение этой строки: «… только за то, что им разговаривал Ленин». На мой взгляд, учить русский есть гораздо больше оснований за то, что на этом языке создана великая литература. По-русски писали свои бессмертные произведения И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, М.А.Булгаков… А ведь их читает весь мир.
Я горжусь тем, что на русском, на моём родном языке, существует такое культурное богатство. Я считаю, что это достояние дороже каменных и материальных памятников. Не зря же И.А.Бунин, замечательный русский художник слова, писал:
Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана!
Русское слово живёт и звучит в сердцах миллионов. И хочется верить, что всё большее число людей будет говорить: «Я русский бы выучил…»
Областной конкурс сочинений, посвящённый Году
русского языка
«За что я люблю русский язык»
Сочинение
Культура русской речи сегодня
Выполнено ученицей 8 «А» класса
МОУ Рамонской СОШ № 2
Кузминовой Викторией
Учитель Чаплыгина Э.Н.
2007
Русский язык – один из самых богатых языков в мире. Он очень красив. И показателем человеческих качеств, культуры человека является язык, речь.
Говорят, что хорошие речи приятно слушать, но, к сожалению, сечас, в современную эпоху, большинство людей забыли про богатства русского языка – и стилистические, и синонимические. Да что богатства! Забыли даже о литературных нормах. Грубо, убого звучит речь людей в ближайшем нашем окружении. Плохо, на мой взгляд, и то, что речь, звучащая по телевизору, тоже содержит множество ошибок. Письменная речь, особенно в печатных изданиях, тоже оставляет желать лучшего.
В нашей районной общественно-политической газете «Голос Рамони» я находила (по заданию учительницы) разного рода «ляпы». Например, в статье «Праздник педагогов района» (от 1 сентября 2006 года) прочитала: «… работает буфет и книжный развал с профильной литературой…» Недоумеваю: как может работать «развал»? Совершенно очевидно, что эти слова не сочетаютсяч друг с другом.
А вот в интересной, вообще-то, статье о Шолохове (октябрь 2006 года) прочитала фразу, которая меня рассмешила: «М.А.Шолохов незримо бывал в Рамони в 60-х годах прошлого года, когда разговаривал по телефону со своим племянником…»
В статье-воспоминании о работе детей послевоенного времени написано: «… а мы из Шуминской средней школы у станицы Казанской долбили мёрзлую землю». Что, из школы долбили? Получается опять смешно, но это грустный смех…
Иногда ради кажущейся красоты и выразительности корреспонденты выдумывают такие выражения, которые, по-моему, кроме смеха ничего вызвать не могут. В статье «Для скляевских детей» (от 12 сентября 2006 года) написано: «Село это хоть и справное на фоне иных мест, государственная машина своими выхлопами и тут травила демократию». Несуразно звучит такая метафора, изобретённая вопреки чувству стиля и меры. В той же статье есть выражение: «… реформаторы… спохватились заботой о повышениии…» — свидетельствует о безграмотности, а значит, и о непрофессионализме журналиста.
Встречаются в нашей районной газете, увы, и грамматические ошибки: «времяпровождение» вместо «времяпрепровождение» (статья «Полезное с приятным» в октябре 2006 года), «…чешуекрылые не только радуют, но и не приносит…» ( в статье «Чудо – каждый день»), «…современные компьютерное оборудование…» ( в статье «На что потрачен миллион» в январе 2007 года). Многочисленные пунктуационные ошибки нет смысла выписывать – их много.
Может быть, «Голосу Рамони» нужен хороший корректор, может быть, более грамотные корреспонденьты. Не мне это решать. Но хотелось бы, чтобы в печатных изданиях не было ошибок, чтобы печать давала образцы правильной речи.
Увы, русский литературный язык, язык классической литературы, переживает трудные времена. Нам всем необходимо потрудиться, чтобы сохранить наше национальное достояние.
Областной конкурс сочинений, посвящённый Году
русского языка
«За что я люблю русский язык»
Сочинение
Культура русской речи сегодня
Выполнено ученицей 8 «А» класса
МОУ Рамонской СОШ № 2
Старцевой Еленой
Учитель Чаплыгина Э.Н.
2007
Русский язык – один из самых сложных языков в мире, но в то же время это самый богатый и выразительный язык. В нём множество синонимов различной стилистической окраски, много языковых средств, которые помогают человеку выразить свои чувства в устной и письменной речи.
В наше время, к сожалению, язык и речь переживают сложные времена. Во-первых, огромное количество американизмов вытесняет из употребления исконно русские слова. Во-вторых, поток вульгарных выражений и жаргонизмов размывает русскую речь – и устную, и, увы, даже письменную.
Наше поколение не способно общаться без жаргонных и грубых слов. Да что мы, подростки! Взрослые в большинстве своём тоже говорят некрасиво, неправильно, грубо! Когда идёшь по улице или находишься в другом общественном месте нередко можно услышать, как люди сквернословят. Оскорбительно звучат такие речи для всех окружающих.
Слушаешь или читаешь некоторые высказывания и задумываешься над их смыслом. В одном молодёжном журнале читаю: «прикольно будет пшикаться новыми духами». Можно же было сказать по-другому, выразить более разнообразные оттенки значений: «интересно, замечательно, любопытно» «пользоваться»… А слово «прикольно»… явно образовано от слова «колоться». Так что, оно пришло к нам из лексики наркоманов? Получается, так. Ещё одна фраза из того же журнала: «Меня напрягают чуваки с большими понтами». Если перевести её на нормальный русский язык, то фраза зазвучит так: «Меня раздражают люди с завышенной самооценкой». Насколько более точно выражен смысл! А слова «чуваки», «понты» пришли к нам из блатного жаргона.
Многие говорят и пишут с речевыми ошибками. Например, моя подруга Лиля говорит: «Я приехала в гости погостить». Она употребляет одно лишнее слово. Достаточно было бы сказать: «Я приехала в гости» или «Я приехала погостить».
Мне кажется, мы должны бороться за сохранение нашего прекрасного языка, на котором создана великая литература. Мы должны начать с себя, со своей речи.