Выдержка из текста работы
- Юридическая психология как научная дисциплина занимает промежуточное положение между юриспруденцией и психологией.
- Юридическая психология как наука имеет свой предмет, теорию, методы и практические рекомендации.
- Юридическая психология исследует особенности функционирования психики человека в системе правовых отношений и в условиях юридической деятельности.
- Юридическая психология — это научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности “человек-право”.
- Юридическая психология занимается изучением юридической деятельности.
Вопрос 2. Назовите принципы психологии, составляющие основу ее теории. Какой из приведенных ниже принципов не относится к ним?
- Принцип детерминизма.
- Принцип развития психики.
- Принцип единства сознания и деятельности.
- Принцип историзма.
- Личностный подход.
Вопрос 3. Что такое профессиональная деформация личности юриста?
- Психическое расстройство, возникшее под влиянием неблагоприятных условий деятельности.
- Уровень профессиональной подготовки юриста.
- Показатель, свидетельствующий о профессиональной принадлежности человека.
- Психологический иммунитет к действию отрицательных факторов деятельности.
- Чрезмерная выраженность профессиональных качеств, навыков, умений, которая затрудняет гибкость высших психических функций.
Вопрос 4. Кто из ученых прошлого объяснял криминальную направленность личности особенностями строения тела человека?
- Э. Дюркгейм.
- Ч. Ламброзо.
- З. Фрейд.
- К. Юнг.
- В.М. Бехтерев.
Вопрос 5. Какой из принципов юридической науки ориентирует юриста на поиск причин, побуждающих человека к противоправным действиям?
- Принцип личностного подхода.
- Принцип единства сознания и деятельности.
- Принцип детерминизма.
- Принцип развития психики.
- Не знаю.
Задание 2.
Вопрос 1. Что такое личность в понимании юридической психологии?
- Человек, являющийся субъектом уголовного дела.
- Индивид, имеющий криминальную направленность.
- Любой человек, обладающий необходимыми психологическими признаками.
- Человек, обладающий необходимыми психологическими признаками, включенный в систему правовых отношений.
- Социальная сторона психики человека.
Вопрос 2. Какие из перечисленных критериев не относятся к психологическим признакам личности?
- Самосознание.
- Саморегуляция.
- Активность.
- Индивидуальность.
- Возраст и пол.
Вопрос 3. Какой из перечисленных факторов оказывает самое сильное влияние на личность?
- Наследственность.
- Среда.
- Деятельность.
- Воспитание.
- Нормы морали и права.
Вопрос 4. Можно ли судить о правовом сознании человека по его образованию?
- Можно при любых обстоятельствах.
- Можно, если он имеет юридическое образование.
- Нельзя ни при каких обстоятельствах.
- Нельзя, если не учитывать других факторов формирования личности.
- Можно только после проверки знания им норм права.
Вопрос 5. Чем отличается содержание личности преступника от содержания личности правопослушного гражданина?
- Не отличается ничем.
- Отличается противоположностью моральных принципов, жизненным опытом, знаниями и умениями, а также мотивами поведения.
- Преступник не знает законов, а законопослушный человек их знает.
- Если преступник раскаялся, то не отличается.
- Законопослушный может управлять своими эмоциями, а преступник — нет.
Задание 3.
Вопрос 1. Какие причины чаще всего удерживают законопослушного человека от совершения преступления?
- Уважение норм права, ответственность перед родными и близкими.
- Страх перед наказанием.
- Семейные традиции правомерного поведения.
- Боязнь быть опознанными свидетелями и очевидцами.
- Неуверенность в получении личной выгоды от содеянного.
Вопрос 2. Что такое “свойства личности”?
- Качества, которые обеспечивают индивидуальность человека.
- Преобладающее эмоциональное состояние человека.
- Элементы психики человека, обеспечивающие его основные жизненные перспективы, динамику его деятельности и поведения, своеобразие отношения к жизненно важным для него объектам, успешность в работе по достижению целей.
- Особенности типа высшей нервной деятельности человека.
- Проявление интеллекта, воли и эмоций в его поступках.
Вопрос 3. Из приведенных суждений выберите то, которое раскрывает сущность характера человека.
- Характер — это такое психическое свойство, которое передается от родителей и воспитывается в семье.
- Черты характера социально типичны.
- Характер есть единство мотивов, эмоций и воли.
- В характере проявляются способы действия, которыми человек добивается своих целей.
- Характер — это свойство личности, которое отражает отношения человека к значимым для него объектам и придает своеобразие его поведению.
Вопрос 4. Что такое темперамент человека? Выберите наиболее точное суждение.
- Темперамент — это свойство личности, в котором отражаются динамические особенности его психики.
- Это подвижность, импульсивность, активность человека.
- Особенности темперамента зависят от биохимического состава крови и типа нервной системы.
- Недостатки темперамента легко компенсируются психофизическими тренировками.
- Темперамент проявляется только в поведении.
Вопрос 5. Выберите определение, наиболее полно отражающее сущность способностей человека.
- Это свойство личности, определяющее успех выполнения определенных видов деятельности.
- Это наследуемые человеком анатомические и физиологические признаки, врожденные проявления.
- Способности делятся на общие и специальные.
- Уровнями развития способностей является общая одаренность. талант. гениальность.
- Это личность в ее эффективности.
Задание 4.
Вопрос 1. Какое из перечисленных качеств на является типичным для личности преступника?
- Конфликтность, агрессивность.
- Тревожность, беспокойство.
- Эгоизм, эгоцентризм.
- Ригидность (негибкость) мышления и поведения.
- Слабоумие.
Вопрос 2. В чем специфика криминальной мотивации? Какая из перечисленных особенностей не характерна для нее?
- Недостаточная осознанность побуждений. Преобладание побуждения типа “влечения”.
- Преобладание материальных и естественных побуждений над духовными.
- Ведущую роль в мотивации играют узколичностные побуждения.
- Ориентация на ближние цели.
- Мотивы ответственности, дружбы и взаимопомощи.
Вопрос 3. Какое из определений наиболее точно отражает сущность акцентуации личности?
- Это крайние варианты нормы психического развития, граничащие с психическими расстройствами.
- Это те особенности личности, которые затрудняют нормальное общение человека с другими людьми.
- Они способствуют совершению правонарушений.
- По типу акцентуаций можно прогнозировать характер преступления (насильственное, сексуальное, корыстное).
- Акцентуации личности не ограничивают вменяемости человека.
Вопрос 4. В каком возрасте характерна наибольшая криминальная активность?
- 14 — 17 лет.
- 18 — 24 года.
- 25 — 29 лет.
- 30 — 40 лет.
- 40 — 50 лет.
Вопрос 5. Для какого типа акцентуаций характерны серийные сексуальные преступления?
- Возбудимый тип.
- Шизоидный тип.
- Эпилептоидный тип.
- Циклоидный тип.
- Конформный тип.
Задание 5.
Вопрос 1. Можно ли преступника считать личностью?
- Нельзя, поскольку он противопоставляет себя обществу.
- Можно, если он нарушил закон случайно или по неосторожности и т.д.
- Можно, если он осознал тяжесть содеянного и раскаялся.
- Любого преступника нельзя считать личностью, поскольку он социально опасен.
- Можно, если обладает всеми необходимыми психологическими признаками.
Вопрос 2. Какие из перечисленных понятий не относятся к интеллектуальному компоненту личности?
- Знание законов.
- Уровень развития мышления: глубина, широта, критичность, самостоятельность и т.д..
- Знание юридических и моральных норм поведения в обществе.
- Отношение к преступности.
- Умение анализировать и оценивать поступки и их юридические последствия.
Вопрос 3. Что такое мотив преступления?
- Это тот предмет, который человек собирается получить преступным путем.
- Это побуждение, которое заставляет нарушить закон ради удовлетворения своей потребности.
- Это объяснение своего поступка, которое задержанный дает следствию.
- Потребность, которую испытывает человек для достижения преступной цели.
- Процесс выработки решения совершить преступление.
Вопрос 4. Лицо БОМЖ совершило очевидное преступление: украл продукты из магазина. Какие потребности и мотивы заставили его это сделать?
- Желание доказать свою смелость и самоутвердиться среди своих друзей.
- Удовлетворить физиологические потребности в пище.
- Доказать свою принадлежность к группе себе подобных лиц.
- Реализовать свои воровские амбиции.
- Обезопасить себя на завтрашний день от голода.
Вопрос 5. Должностное лицо акционерного общества совершает хищение путем присвоения денег из фонда для покупки картины престижного автора. Какие потребности и мотивы побудили его на это?
- Желание реализовать свои возможности и получить признание среди своего окружения.
- Криминальный азарт.
- Стремление надежно вложить капитал и обезопасить себя от форс-мажорных обстоятельств.
- Удовлетворить физиологические потребности.
- Влияние ближайшего окружения, бесконтрольность, чувство безнаказанности.
Задание 6.
Вопрос 1.Какие элементы входят в психологическую структуру юридической деятельности?
- Знания, навыки и умения юриста.
- Социальный и личный опыт юриста.
- Мотивы, цели, средства, действия, результаты работы.
- Обстоятельства, нормы права, требования руководства.
- Осмотр места происшествия, опознание, очная ставка, обыск, допрос, следственный эксперимент.
Вопрос 2. Что такое профессиональная адаптация юриста?
- Удовлетворение результатами своего труда.
- Овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями.
- Приспособление функций организма и психики к условиям работы.
- Гомеостаз.
- Компенсация нервных и психических затрат положительными эмоциональными переживаниями.
Вопрос 3. В чем состоят психологические особенности деятельности?
- Предметность, орудийность, целесообразность.
- Носит общественно-исторический характер и выражает индивидуальные особенности человека.
- Особая социальная значимость и ответственность.
- Конфиденциальность, регламентированность нормами права.
- Деятельность структурна и имеет четкое строение.
Вопрос 4. К какой группе личностных качеств относится умение юриста устанавливать психологический контакт с партнером по общению?
- Интеллектуальные качества.
- Коммуникативные качества.
- Нравственные качества.
- Эмоциональные качества.
- Волевые качества.
Вопрос 5. Каковы психологические трудности в деятельности юриста?
- Интенсивность и эмоциональная напряженность.
- Особая ответственность.
- Процессуальная самостоятельность.
- Правовая регламентированность.
- Ошибочное “видение закона”, профессиональная деформация.
Задание 7.
Вопрос 1. Для какого типа групп характерен эффект Латейна?
- Для диффузных групп.
- Для коллектива.
- Для корпорации.
- Для кооперации.
- Для ассоциации.
Вопрос 2. Какой тип группы более всего распространен в организованной преступности?
- Толпа.
- Коллектив.
- Толпа.
- Корпорация.
- Ассоциация.
Вопрос 3. Какой вид психологического воздействия на личность наиболее типичен для толпы?
- Убеждение.
- Подражание.
- Внушение, заражение.
- Одобрение.
- Поддержка.
Вопрос 4. Какая из характеристик типична для организованной преступной группы?
- Гуманизм.
- Безответственность.
- Взаимопонимание.
- Социальная самоизоляция, враждебность к окружающим.
- Попустительство.
Вопрос 5. По каким психологическим признакам можно наиболее точно определить тип социальной группы?
- По количеству членов в группе.
- По степени сплоченности и социальной значимости выполняемой деятельности.
- По уровню образования членов группы.
- По длительности существования группы.
- По профессиональной принадлежности членов группы.
Задание 8.
Вопрос 1. Какие из перечисленных моральных ценностей не присущи организованным преступным группам?
- Физическое превосходство.
- Внешние материальные признаки благополучия.
- Дисциплина и субординация.
- Дружба, товарищество.
- Презрительное отношение к другим людям.
Вопрос 2. Какова ролевая структура ОПГ? Какие из перечисленных ролей не типичны таким группировкам?
- Исполнители.
- Лидеры.
- “Марионетки”.
- Аутсайдеры.
- Временные члены группы.
Вопрос 3. Что следует понимать под “ротацией кадров” ОПГ?
- Свободный выход из ОПГ и прием новых членов группы.
- Регулярная смена лидера.
- Перемещение членов внутри группы в зависимости от их заслуг.
- Обмен кадрами группы с другими ОПГ.
- Исключение провинившихся членов ОПГ.
Вопрос 4. Какие из перечисленных мер противодействия агрессивной толпе относятся к разряду психологических?
- Создание препятствий для движения.
- Разгон.
- Арест лидеров.
- Внушение, создание паники, убеждение.
- Отсечение любопытных.
Вопрос 5. Какая часть агрессивной толпы наиболее опасна для общественного порядка?
- Лидеры.
- Любопытствующая часть.
- Стяжательская часть.
- «Группы поддержки».
- Случайные группы.
Задание 9.
Вопрос 1. В чем состоит сущность профессионального общения юриста?
- Это взаимодействие юриста с другими людьми, состоящее в обмене информацией познавательного и эмоционального характера.
- Это один из основных видов его деятельности.
- Общение обеспечивает удовлетворение социальных потребностей юриста.
- Общение юриста определяется уровнем его культуры и нравственности.
- Характер общения юриста определяется целью, задачами и особенностями его профессиональной деятельности.
Вопрос 2. Что такое “аффилиация”?
- Основная характеристика эмоций человека.
- Потребность в общении, быть в обществе других людей.
- Переживание неудачи в чем-либо.
- Перенос коммуникативных навыков юриста из профессиональной деятельности в область семейно-бытовых отношений.
- Одна из характеристик конфликта.
Вопрос 3. В чем состоит структура общения?
- В наличии последовательных фаз общения, которые необходимо соблюдать юристу.
- В существовании целей, мотивов, способов общения.
- В наличии 3-х сторон общения: коммуникативной, перцептивной, интерактивной.
- В наличии последовательных фаз: знакомства. основной части. заключения.
- Система организации пространства и времени общения.
Вопрос 4. Что такое “невербальное общение”?
- Использование в процессе ненормативной лексики, жаргона, диалекта и т.д..
- Один из способов маскировки своих мыслей при общении.
- Один из видов доверительного общения.
- Использование для передачи информации мимики, жестов, междометий, пантомимики.
- Характеристика конфликтной ситуации при общении.
Вопрос 5. Что означает понятие “каузальная атрибуция”?
- Интерпретация юристом причин поведения человека, приписывание ему каких-либо качеств исходя из личных взглядов и симпатий.
- Это переживание своего отношения к партнеру по общению.
- Это отношение партнера к какому-либо социальному типу по профессиональному, национальному, возрастному или иному признаку.
- Возникновение чувства симпатии к партнеру по общению.
- Познание юристом самого себя через общение с другими людьми.
Задание 10.
Вопрос 1. Объясните сущность рефлексии в общении. Выберите наиболее полную характеристику рефлексии.
- Это социально-психологическое явление, возникающее в процессе профессионального общения юриста.
- Это один из методов самопознания.
- Это один из видов эмоциональных реакций.
- Это осознание юристом того, как он воспринимается и оценивается другими людьми.
- Это отражение человеком реакций его партнера по общению.
Вопрос 2. Назовите основные особенности формирования образа партнера в ходе общения. Какая из характеристик не имеет отношения к этим особенностям?
- Осмысленность.
- Константность.
- Целостность.
- Предметность.
- Вариативность.
Вопрос 3. По каким показателям целесообразно воссоздавать (портретировать) образ человека?
- Возрастные особенности.
- Физические облик, экспрессия, внешнее оформление.
- Профессиональные особенности поведения и речи.
- Особенности выражения чувств.
- Одежда, обувь, украшения.
Вопрос 4. Для какой категории лиц характерна сосредоточенность на внешнем оформлении образа партнера по общению?
- Для пожилых людей.
- Для женщин.
- Для подростков.
- Для мужчин.
- Для лиц творческих профессий.
Вопрос 5. Что включает в себя проксемические средства общения?
- Интонацию, дикцию, темп речи.
- Смех, плач, вздохи, аплодисменты.
- Мимику.
- Жесты.
- Позы, дистанцию общения, движения по отношению к партнеру.
Задание 11.
Вопрос 1. Какие способы обмана Вы знаете? Что из перечисленного не относится к ним?
- Умолчание.
- Селекция.
- Искажение.
- Конструирование.
- Фантазия.
Вопрос 2. Каковы типичные причины самооговора подозреваемого?
- Уйти от наказания за более тяжкое преступление или отвести подозрение от другого преступника.
- Слабодушие.
- Ложное понимание товарищества.
- Эмоциональная неустойчивость.
- Растерянность.
Вопрос 3. Какие особенности речи подозреваемого могут говорить о его виновности и попытке обмануть юриста?
- Подчеркивание своей честности, уклончивые ответы на прямые вопросы, клятвы в невиновности.
- Самоуверенный тон речи.
- Агрессивность, обвинения юриста в необъективности.
- Многословие, обмен информации.
- Невнимательность.
Вопрос 4. В какой последовательности возрастает достоверность показаний, передаваемых при помощи вербальных и невербальных средств общения?
- Дистанция общения. содержание информации. эмоциональность речи. мимика. позы и жесты.
- Эмоциональность речи. позы и жесты. мимика. содержание информации. дистанция общения.
- Содержание информации. эмоциональность речи. дистанция общения. поза и жесты. мимика.
- Позы и жесты. мимика. дистанция. содержание. эмоциональность речи.
- Мимика. поза и жесты. дистанция. эмоциональность. содержание.
Вопрос 5. Свидетель умышленно изобразил поведение потерпевшей при изнасиловании как провокационное, подчеркивая невиновность обвиняемого. Какой способ обмена он использовал?
- Умолчание.
- Конструирование.
- Искажение.
- Затрудняюсь ответить.
- Селекция фактов.
Задание 12.
Продолжить изучение главы 7. Отметить правильный вариант ответа в карточке ответов.
Вопрос 1.Чем определяется существование мотивационного барьера при переговорах с преступниками?
- Взаимной неприязнью сторон.
- Эстетической непривлекательностью преступников.
- Характером поведения и особенностями речи преступников.
- Различными задачами, потребностями и способами действий сторон по достижению цели.
- Наличием у сторон своего “образа врага” партнера по общению.
Вопрос 2. Для достижения психологического контакта с преступниками при переговорах применяются различные способы. Какой из приведенных способов неприменим?
- Создание имиджа объективного человека.
- Создание образа особо осведомленного человека в делах и проблемах преступников.
- Оперативность информации.
- Точное прогнозирование поведения преступников.
- Твердые гарантии их освобождения от уголовного преследования и наказания.
Вопрос 3. Каково оптимальное соотношение методов рационального и эмоционального воздействия на преступников при ведении с ними переговоров по освобождению заложников?
- а. 50% на 50 %.
- б. 70% на 30%.
- в. 30% на 70%.
- г. 10% на 90%.
- д. 90% на 10%.
Вопрос 4. Какой из перечисленных способов воздействия противоречит требованию метода убеждения и затрудняет процесс переговоров?
- Выдвижение надежных, непротиворечивых аргументов.
- Демонстрация своей силы и угроза паритету.
- Формулирование промежуточных выводов, где был найден компромисс.
- Тактичное объяснение ошибочности взглядов противника.
- Последовательность выдвижения своих аргументов.
Вопрос 5. В чем состоит “стокгольмский синдром”?
- Это психическое расстройство, возникающее у заложников.
- Это явление, впервые проявившееся у заложников в 1978 году в г. Стокгольме (Швеция).
- Он затрудняет освобождение заложников.
- Он мешает объективной оценке ситуации и определению степени вины преступников.
- Это явление психологического контакта и даже установления взаимопонимания заложников с преступниками.
Задание 13.
Продолжить изучение главы 8. Отметить правильный вариант ответа в карточке ответов.
Вопрос 1. Могут ли эмоции человека быть мотивами преступления?
- Не могут, поскольку человек — это разумное существо.
- Могут.
- Могут, если человек психически болен.
- Могут , но только под влиянием других людей.
- Не могут ни при каких условиях.
Вопрос 2. В чем состоит главная особенность эмоций человека? Выберите наиболее точное определение эмоций.
- Это переживания человека к значимым для него событиям, предметам и явлениям.
- Они слабо поддаются управлению.
- Они зависят от состояния организма человека и его психического здоровья.
- Эмоции влияют на индивидуальность человека.
- Эмоции человека отличаются от эмоций животных.
Вопрос 3. Какой из видов эмоций может быть квалифицирован как состояние сильного душевного волнения?
- Раздражительность.
- Агрессия.
- Настроение.
- Меланхолия.
- Аффект.
Вопрос 4. Какие из приведенных признаков свидетельствуют об ограниченности вменяемости в момент совершения преступления?
- Раскаяние в содеянном.
- Необдуманность.
- Потеря памяти о произошедшем, истощение сил после содеянного.
- Слабоумие в стадиях имбецильности и идиотии.
- Наркотическое или алкогольное опьянение.