Выдержка из текста работы
Мать — Нина Николаевна Арнольди, работала концертмейстером в музыкальной школе при Ленинградской консерватории, награждена дипломами Международных конкурсов классической музыки « За лучший аккомпанемент ».
Музыкантом стал и один из двух старших братьев Ирины — Александр (род. 1947), пианист, а ныне преподаватель музыкального колледжа в США.
Сестра Ирины (от второго брака отца — Надежда, род. 1976), одна из солисток проекта « Поющие радиоведущие », работает музыкальным редактором на радио « Вертикаль » в Санкт-Петербурге.
Окончила музыкальную школу при консерватории, где обучалась игре на арфе и фортепиано. Слушая школьницей своих кумиров Марию Пахоменко, Лидию Клемент, Эдиту Пьеху и Клавдию Шульженко, Понаровская и сама постепенно начала петь. С 15 лет занималась вокалом у педагога Лины Архангельской.
В 1971 года поступила в Ленинградскую консерваторию.
С 1971 по 1976 год была солисткой ВИА « Поющие гитары », где ей доверили две сольные песни: « Неприметная красота » и « Вода бывает горькая ». В балладе « Саласпилс » у неё была вокальная импровизация. Само звание солистки казалось Ире королевским титулом: « Я никогда не блистала в школе, не была лидером. Ровная, крепкая ученица. Я не пела в хоре первым голосом. Стояла во вторых сопрано в последнем ряду ». Потом была солисткой в « Коробейниках », где играл клавишник Александр Зайцев, позже работавший в « Машине времени ».
В 1975 году исполнила роль Эвридики в первой советской рок-опере « Орфей и Эвридика ». Её пригласили на фестиваль в Дрезден (ГДР)В Дрездене Понаровская исполнила две песни: « Люблю » композитора Якова Дубравина и на немецком языке — « Садись в поезд своей мечты ». Вызвала овацию и получила первую премию.
В 1976 году — гран-при Международного фестиваля песни « Сопот—1976 » ( Польша) за исполнение песни « Мольба ». Девять раз её вызывали на заключительном концерте и заставили-таки петь « на бис » в нарушение фестивальных традиций.
Вторую конкурсную песню исполняла на польском языке — « Была птицей ». Триумф Понаровской в Сопоте — свидетельство того, что за рубежом её приняли как родную куда раньше и достойнее, чем это случилось на родине. Польша носила её на руках. Как прежде — Германия. И там, и там на журнальных обложках была красивая женщина, которая так замечательно поёт. Одна из этих фотографий открыла ей дорогу в кино, но позже. В Сопоте её возили на персональном « Мерседесе » с номером, где красовалось: « Ирина Понаровская ». На улицах брали автографы. После победы её гостиничный номер уставили корзинами цветов. Она устроила в ресторане приём для советской делегации, так как общего банкета лауреатов не было. И, сидя за столом спиной к залу, как она предпочитает, Ира принимала поздравления соотечественников. В 1970-е её титуловали так: « Фрау Фестиваль » в Дрездене и « Мисс Объектив » в Сопоте — « за красоту, обаяние и фотогеничность ». После астигматизма, косоглазия, полноты… Её усилия оценили.
В 1976 году переехала в Москву, где два года была солисткой джаз-оркестра Олега Лундстрема. Случилось это так: она выступала в сборном концерте в столичном зале « Россия » как лауреат Сопота. И Лундстрем, услышав её, послал своего директора на переговоры: оркестр нуждался в солистке.
В 1979 году пережила клиническую смерть из-за болезни почек.[2]
Начиная с 1976 года неоднократно снималась в кино. В 1978 году сдала выпускные экзамены в консерватории и получила диплом пианистки. На выпускных экзаменах она исполняла первый концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром, 32 вариации Бетховена, пьесы Дебюсси, Шостаковича и Щедрина.
В 1980-x и в начале 1990-х годов активно снималась в кино и на телевидении в разных музыкальных передачах, в частности « Песня года », « Утренняя почта », « Очевидное-невероятное », « Голубой огонёк », « Вокруг смеха », « Театральные встречи », « Адреса молодых », « Хит-парад Останкино » и каждый год в концерте ко Дню милиции. Вела детскую телепередачу « Будильник », участвовала в юмористических проектах Игоря Угольникова « Оба-на! » и « Угол-шоу ». Радио передавало её голос в программах « С добрым утром », « В рабочий полдень », « До-ре-ми-фа-соль », тогда действительно исполняли реальные заявки слушателей.
В 1982 году вышел комедийный мюзикл под названием « Трест, который лопнул » с её участием.
[источник не указан 387 дней]
В 1986 году в репертуаре Понаровской появился шлягер. Это достойно особого упоминания, так как очень популярных песен за всё её творчество можно насчитать одну-две-три, не больше.
Песня « Знаю — любил » попала в хит-парад, заведённый тогда впервые в нашей стране. На телевидении в программе « Утренняя почта » даже сняли нечто похожее на видеоклип. Автором слов песни « Знаю — любил » была Джуна. Песня « Знаю — любил » стала лауреатом фестиваля « Песня года — 1986 ». К песне « Знаю — любил » в конце 1987 года Понаровская добавила новую краску во внешности: из натуральной шатенки стала блондинкой.
В 1988 году в столичном ГЦКЗ « Россия » состоялись её первые в Москве сольные концерты под названием « Всё сначала ».
Летом 1989 года была членом жюри на Всесоюзном конкурсе молодых исполнителей советской эстрадной песни в Юрмале. И после трёх туров выделила явного претендента на гран-при — Сосо Павлиашвили. Ещё двое коллег были с ней солидарны, но остальные члены жюри решили гран-при не присуждать: нет достойных. Ирина добралась до болевшего в Риге Раймонда Паулса, председателя жюри, смотревшего конкурс по телевидению, и его слово перевесило сомнения.
7—8 января 1990 года состоялась первая в СССР благотворительная программа « Телемарафон Детского фонда ». Понаровская отдала на счёт Детского фонда 10 000 рублей.
В ноябре 1992 года Ирина участвовала в шоу « Борис Моисеев и его леди », произведя фурор париком из тёмно-вишнёвых длинных волос. Сергей Зверев привёз его из Японии. Она долго мучилась сомнениями: « Как примут, не переборщит ли с цветом? ». Сергей удивлялся: « Она боится быть шикарной? » Парик идеально подошёл к песне « Мне плевать ». А в финале программы « Леди Неожиданность », как назвал её Борис Моисеев, появилась на сцене в огромной чёрной шляпе. Это была первая серия шляпного цикла Зверева — Понаровской.
В 1993 году она выпустила свой первый крупный диск « Так проходит жизнь моя », а в феврале 1993 года снялась в первом своём видеоклипе к песне « Так проходит жизнь моя ». В начале 1990-х выступала в дуэте с Богданом Титомиром. В середине 1990-х вела телевизионную передачу « Фитнес-класс Ирины Понаровской », для которой она разработала собственную гимнастику и методику правильного питания. По её словам, могла бы стать врачом, если бы не стала певицей: ей нравится исцелять. С 15 лет держит свою фигуру под строгим контролем, не позволяя набирать лишние килограммы не только ради эстетического удовольствия зрителей, но и ради собственного здоровья. Очень любит плавать: летом в море, зимой в бассейне; катается с сыном на роликах.
В декабре 1993 года на очередном шоу Бориса Моисеева в концертном зале « Россия » Ирина Понаровская исполнила новую песню композитора Виктора Чайки « Романс одиноких ». Эта песня продолжила ряд сильных монологов в её репетуаре: « Мольба » — зов женщины, вступившей в жизнь, « Заклятье » — плач женщины, нахлебавшейся жизни, « Реквием » — рык женщины, захлебнувшейся жизнью, « Романс одиноких » — желание женщины, возродившейся к жизни.
Осенью 1996 года в возрасте 96 лет скончалась любимая бабушка Ирины — Шарлотта Арнольди, которая первая в семье серьёзно отнеслась к робким попыткам девочки петь и настояла, чтобы её показали педагогу по вокалу, определив внучке профессию и образ жизни.
В 1997 году представила в столичном ГЦКЗ « Россия » сольную программу « Женщина всегда права ». В том же году вышел и второй крупный диск певицы с одноимённым названием. В день последнего концерта 16 апреля, на Площади звёзд эстрады у центрального входа в концертный зал состоялась церемония заложения звёздной плиты имени Ирины Понаровской. Так национальная музыкальная премия « Овация » отметила 25-летний юбилей её эстрадной службы. В том же году вышел компакт-диск « Женщина всегда права ».
В 1998 году она — председатель жюри конкурса, ведущая и почётный гость фестиваля « Славянский базар ».
В мае 1999 года она вместе с Сосо Павлиашвили провела вечер памяти певца и композитора Шандора. Позже записала его песню « Расскажи мне о любви », а также дуэт с Сосо « Ты и я » для проекта « Звёзды поют песни Шандора ». В том же 1999 году Ирина открыла свой PR-клуб, на базе которого родилась идея создания собственной коллекции одежды.
В 2000-x годах неудачно пыталась пробовать себя в бизнесе[3]. В 2000 году Ирина создала бренд «I-ra», а спустя два года открыла имидж-агентство « Пространство стиля ». В Нью-Йорке открылся Дом моды Ирины Понаровской, с которым подписал контракт один из бродвейских театров.
В 2003 году Понаровская познакомилась и начала сотрудничать с композитором Юрием Эрикона. А в конце года приняла участие в его творческом вечере, где исполнила 2 песни « Капли » и « Спасибо за любовь ». На его песню « Спасибо за любовь » Фёдор Бондарчук снял видеоклип в марте 2004 года. Также сейчас называется новая концертная программа певицы, с которой она успешно гастролирует.
Чуть позже Понаровская приняла участие в реалити-шоу « Ты — супермодель » в качестве эксперта. Выступила хэдлайнером на концертах « Звёзды фестиваля „Новая волна“ в Америке »
Выступление на « Легендах Ретро FM » в 2008 году стало первым её концертом за предыдущие десять лет.
31 марта 2009 года была гостем ток-шоу « Пусть говорят » на Первом канале в 19.00 часов, посвящённого дню рождения Лаймы Вайкуле.
13 ноября 2010 года состоялся концерт Ирины Понаровской в Санкт-Петербурге в развлекательном центре « Гигант-холл » ( Кондратьевский проспект, 44) в 20:30.
7 октября 2011 года в 20:30 телеканал « НТВ » представил бенефис Ирины Понаровской.
10 мая 2014 года в 22 часа в шоу-холле « Атмосфера » в Санкт-Петербурге на Лесном проспекте, дом 48 состоялся концерт Ирины Понаровской.
Ирину Понаровскую называют самой элегантной дамой российской эстрады. В 1990 году представители Дома моды « Шанель » присвоили ей титул « Мисс Шанель Советского Союза », а в 1998 году итальянская фирма, чью одежду носили любимые актрисы Понаровской Марлен Дитрих и Роми Шнайдер, предложила ей стать « лицом » фирмы.
Она пишет стихи, когда нет суеты в мыслях. Понаровская слывёт звездой, закрытой от прессы. Когда Ирина Витальевна променяла микрофон на швейную иглу и напёрсток (у неё в Москве собственное ателье), журналисты и вовсе о ней замолчали.
Много времени ныне Ирина проводит за границей, в Эстонии, в старом доме под Нарвой. С 6 сентября 2010 года вместе с сыном и невесткой большую часть времени проживает в Норвегии.