Содержание
1 Основные элементы стратегического плана и организация его разработки3
2 Анализ стратегических альтернатив и выбор базовой стратегии развития предприятия9
3 Организация реализации целей и общей стратегии предприятия14
Список использованных источников17
Выдержка из текста работы
В условиях рыночной экономики огромное значение имеет создание принципиально новым подходам к реализации стратегии на предприятиях. Система формирования и реализации стратегии должна быть, с одной стороны, адекватной основным принципам рыночного функционирования и обладать достаточной степенью эффективности. С другой стороны, местные власти, активизируя экономическую политику, должны направлять ее на создание благоприятных условий для развития предприятий промышленности.
Целью стратегического плана развития предприятия является расчет результатов деятельности и потребности в ресурсах на длительный период, при этом ставится задача оптимизации расхода ресурсов на применении детерминированных математических моделей различной степени сложности и компьютерных программ. Целью же стратегического менеджмента является достижение долговременного конкурентного преимущества на основе использования сильных сторон компании, компенсации слабостей, учета преимуществ и угроз, порождаемых внешней средой организации. В случае долгосрочного планирования главным критерием эффективности управления является рентабельность, прибыльность. Стратегический менеджмент ставит во главу угла повышение адаптационной способности компании, задачу повышения ее устойчивости по отношению к меняющимся воздействиям внешней среды.
Анализ деятельности российских предприятий различных отраслей показывает, что, не смотря на обилие опубликованной информации, литературы практически ни одна организация не может продемонстрировать более или менее удачный пример планирования стратегического развития. Безусловно, вовлеченность, понимание и мотивация сотрудников всех уровней управления компанией важна, но это не решает проблем стоимостной оценки рассматриваемых стратегий развития. И, кроме того, учитывая, своеобразный менталитет отечественных менеджеров, вряд ли стоит надеяться на корректный выбор стратегии развития. Да и экономика предприятий находится не на том уровне, что бы надеяться с помощью концептуальных «квадратиков» решить проблемы. Одной из основных проблем стратегического управления является степень обоснованности выбора того или иного направления развития. Не смотря на ограниченное количество целей, которое, как правило, преследует компания, в выборе путей достижения этих целей всегда есть альтернативы. Поэтому изучение выбранной темы исследования актуально на сегодняшний день.
Исследованиями стратегического развития занималось большое количество отечественных и зарубежных исследователей, таких как: Альтман Х.К., Остервальдер А., Пинье И., Фатхутдинов Р.А. и др.
Цель работы: разработка стратегического плана развития ООО «Спортмастер».
Задачи работы:
1. Провести анализ среды предприятия и формирование его приоритетов развития;
2. Изучить стратегические альтернативы развития ООО «Спортмастер»;
3. Разработать стратегический план развития ООО «Спортмастер».
Объектом исследования является ООО «Спортмастер».
Предметом исследования является стратегический план развития ООО «Спортмастер».
Методами исследования являются: SWOT-анализ, анализ документов, синтез, классификация, наблюдение, опрос.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЕГО ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ
1.1 Анализ внешней и внутренней среды предприятия
Коммерческая деятельность в розничной торговле должна развиваться с учетом происходящих изменений в экономике переходного периода. Для достижения этой цели может служить целевая программа стратегического планирования коммерческой деятельности розничной торговой организации. Она является экономическим обоснованием развития организации на коммерческой основе, позволяет оценить собственные потенциальные возможности, содержит контрольные показатели в решении коммерческих задач, обеспечивает формирование финансовых ресурсов. Функциональная ориентация на рыночный характер хозяйствования становится исключительной компетенцией торговых организаций: свободный выбор партнеров, независимость, полная финансовая самостоятельность, материальная и моральная ответственность за коммерческую деятельность. Розничная торговля имеет свою торговую сеть, структуру магазинов, особенности ведения коммерческой работы.
Итак, основными целями коммерческой работы на розничном рынке заключаются в обеспечении доведения товаров до покупателей и торговом обслуживании с учетом требований рынка. Этому способствуют новые условия хозяйствования организаций розничной торговли. Коммерческие работники имеют большие возможности для проявления самостоятельности, коммерческой инициативы и предприимчивости. Коммерческой деятельности должен быть присущ высокий динамизм, обусловленный изменениями во внутренней и внешней среде, ресурсном потенциале, технологии торговли, финансовом состоянии, что составляет основу функционирования розничной организации.
ООО «Спортмастер» — сеть спортивных магазинов для всей семьи, предлагающая продукцию для спорта и активного отдыха, от самых простых спорттоваров до технологичного снаряжения последнего поколения. Посещаемость магазинов составляет более 200 миллионов человек. Предприятие постоянно расширяет свою сеть: более 450 магазинов в 200 городах на территории России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Китая. Подход к формированию товарной политики — товары высокого качества по разумным ценам с учетом тщательного отбора поставщиков, отсеивая неоправданно дорогих.
Следует помнить, что стратегическое развитие — это стадия управления, на которой определяются цели деятельности организации на долговременный период, а также разрабатывается система мероприятий, определяющих пути достижения этих целей.
Проведем внешний и внутренний анализ (SWOT-анализ) деятельности ООО «Спортмастер». По-другому этот этап называется анализ рыночных возможностей организации. Анализ внешней среды организации представляет собой процесс определения условий внешней среды, которые могут представлять как возможности для существования организации, так и угрозы. Определяются значение факторов среды и их динамика.
На сегодняшний день наблюдаются следующие тенденции развития российского спортивного рынка — высокие темпы роста рынка, обострение конкуренции, усиление позиций крупных международных компаний, развитие региональных рынков, изменение в системе дистрибуции, формирование рыночной инфраструктуры, рост интереса к спорту, активному образу жизни. Основные потребители спортивных товаров относятся к «среднему классу». Более подробно и схематично угрозы и возможности организации оформлены в таблицу 1.1.1.
Из таблицы видно, что развитию данного рынка способствует рост числа торговых центров, в каждом из которых есть спортивные отделы. Наибольший объем рынка спортивных товаров занимает спортивная одежда. Согласно прогнозу, до 2020 г. основная группа потребителей спортивных товаров — население в возрасте от 20 до 40 лет — значительно сократится. Конкуренция обострится и компании, которые заботятся о своем развитии, будут вынуждены искать новые, более перспективные и еще не освоенные рынки, возникнет формирование рыночной инфраструктуры, рост интереса к спорту, активному образу жизни и демографический кризис. Перечисленные тенденции являются угрозами ООО «Спортмастер».
Таблица 1.1.1 — Основные угрозы и возможности ООО «Спортмастер»
Основные угрозы Основные возможности
высокие темпы роста рынка большое количество потенциальных покупателей
обострение конкуренции только 10 % населения России занимается физкультурой и спортом более-менее постоянно
усиление позиций крупных международных компаний емкость отечественного рынка спортивных товаров может возрасти в несколько раз.
развитие региональных рынков популяризация спорта и здорового образа жизни
изменение в системе дистрибуции в Поволжье представлено не более 30% всего ассортимента спортивной продукции, продаваемого в мире
формирование рыночной инфраструктуры представители «среднего класса» являются основными потребителями спортивных товаров
рост интереса к спорту, активному образу жизни
демографический кризис постоянное увеличение числа торговых центров, в которых представлены спортивные отделы
низкие доходы населения
неблагоприятные климатические условия набирающий в России популярность спортивный образ жизни
агрессивная политика крупных организаций на отечественном рынке мода на спортивный стиль у массового потребителя
пассивная позиция государства в области спорта
Что же касается возможностей организации, в последнее время спортивные товары перестали быть востребованными только у узкого круга спортсменов. Для все большего числа людей они становятся частью стиля жизни. Идет тенденция к популяризации спорта и здорового образа жизни, постоянное увеличение числа торговых центров, в которых представлены спортивные отделы, и, что самое важное, в Поволжье представлено не более 30% всего ассортимента спортивной продукции, продаваемого в мире. Значит возможностей развития ООО «Спортмастер» множество.
Оценка внутренней среды организации осуществляется для определения сильных и слабых сторон. Детально данный этап разобран в таблице 1.1.2. Одним из наиболее удобных и действенных методов сопоставления и анализа данных для выбора альтернатив существования организации является метод SWOT-анализа, или матрица возможностей и угроз внешней среды, сильных и слабых сторон организации. Суть метода состоит в сопоставлении данных ……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативно-правовые материалы:
1. Об обществах с ограниченной ответственностью: федеральный закон РФ от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 01.07.2014 г. //СЗ РФ.-1998.-№ 7.-Ст.785; СЗ РФ.-2008.-№ 18.- Ст.1941.
2. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федеральный закон РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 31.01.2016//СЗ РФ.-2001.-№ З3(ч.1).-Ст.3431.
II. Специальная литература:
3. Альтман Х.К. Суперстратегия успешного продавца / Х.К. Альтман. — пер. с англ.: С. Потапенко. — М.: Омега-Л, 2014. — 318 с.
4. Аренков И.А., Бичун Ю.А. Определение ценности клиентской базы компании в рамках концепции маркетинга взаимоотношений / Аренков И.А., Бичун Ю.А. // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2016. — № 1. — С. 141-160.
5. Воробьева А.И. Маркетинговые исследования потребления населением товаров и услуг / А. И. Воробьева, Л. А. Исаенко // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2014. — № 4(52). — С. 376-389.
6. Грушенко В.И. Стратегии управления бизнесом. От теории к практической разработке и реализации: учебное пособие. — М.: Закон и право, 2010. — 296 с.
7. Дональд Р. Леманн, Расселл С. Винер. Управление товаром. — М.: ИД Вильямс, 2014. — 624 с.
8. Заказнов А. Анализ текущих и выявление скрытых возможностей компании по увеличению объемов продаж // Управление продажами. — 2013. № 4. — С. 64-69.
9. Каплан Р., Нортон Д. Награда за блестящую реализацию стратегии. Связь стратегии и операционной деятельности — гарантия конкурентного преимущества: учебное пособие. — М.: Олимп-бизнес, 2010. — 368 с.
10. Климин А.И. Стимулирование продаж / А.И. Климин. — М.: Вершина, 2013. — 453 с.
11. Кравченко О.А. Сущность контроллинга // Вестник науки и образования. — 2014. — №1 (1). — С. 29-30.
12. Маркетинговые исследования. Теория и практика. Учебник / Под ред. О. Романенковой. — М.: Юрайт, 2014. — 320 с.
13. Остервальдер, А., Пинье, И. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора / А. Остервальдер, И. Пинье. — пер. М. Кульнева. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 288 с.
14. Савельева М.Ю. Использование концепции целевого ценообразования в российской практике // Проблемы современной науки и образования. — 2014. — №9 (27). — С. 63-67.
15. Сейфуллаева М. Стратегии повышения стоимости марочного капитала компании // Маркетинговые исследования. — 2014. — №5. — С. 119-123.
16. Теплов, В.И. Технология маркетингового исследования перспектив развития бизнеса коммерческой организации / В.И. Теплов, В.М. Рассолов // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2013. — № 3(47). — С. 5-7.
17. Фадеева, Е.А. Анализ современного состояния малых предприятий в России / Е.А. Фадеева, А.А. Маргарян // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 620-622.
18. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник / Р.А. Фатхутдинов. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2014. — 448 с.
19. Хаев, О.Н. Оценка маркетинговой деятельности на предприятиях / О. Н. Хаев, А. А. Бирюков // Маркетинг услуг. — 2015. — № 2. — С. 89-96.
20. Худяков М.С. Рынок спортивного инвентаря // Маркетинговые исследования. — 2015. — №3. — С. 89-91.
21. Яковлева М.Т. Позиционирование и продвижение нового продукта на рынок / М.Т. Яковлева // Маркетолог. — 2016. — №1. — С. 59-66.
III. Текущий архив организации:
22. Устав ООО «Спортмастер».