Содержание
Введение ……………………………………………………………………………3
1.Общее понятие о восприятии ………………………………………………….5
2.Основные свойства восприятия …………………………………………………7
3.Виды восприятия ………………………………………………………………………10
4.Восприятие пространства, времени и движения ………………………………11
5.Иллюзия восприятия …………………………………………………………….14
6.Индивидуальные особенности восприятия ……………………………………16
7.Нарушение восприятия …………………………………………………………18
Заключение …………………………………………………………………………19
Список литературы …………………………………………………………………21
Выдержка из текста работы
- Введение
- 1. Культура как социальный феномен
- 2. Типы и формы культуры
- 2.1 Основные части и базисные элементы культуры
- 2.2 Виды культуры
- 3. Теории культуры
- 4. Агенты и институты культуры
- 4.1 Агенты культуры
- 4.2 Институты культуры
- 5. Функции культуры
- Заключение
- Список использованной литературы
- Введение
- Мир человека — это мир культуры. В своем первоначальном значении («возделанное») культура противостоит «натуре» — природному, «дикому» и означает все то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного. Это мир, от начала и до конца создаваемый самим человеком. В этом смысле он противостоит и миру природному, и миру божественному, существующим помимо человека. В этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения.
- Интерес к феномену культуры определяется в наши дни многими обстоятельствами. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В этой связи культура оценивается как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений. Отсюда стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, отыскать возможности ее активизации. Цель написания данной контрольной работы — описание социального феномена «культура». Раскрытие ее функций с социологической точки зрения. Для реализации данной цели мы обратимся к раскрытию следующих вопросов:
1. Культура как социальный феномен (опишем данный феномен, рассмотрим его с исторической точки зрения, дадим определение);
2. Типы и формы культуры (охарактеризуем основные части и базисные элементы культуры, опишем виды культуры);
3. Теории культуры (рассмотрим различные теории культуры);
4. Агенты и институты культуры (приведем примеры и дадим характеристику основным агентам и институтам культуры);
5. Функции культуры (перечислим и рассмотрим функции культуры).
1. Культура как социальный феномен
Понятие «культура» относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы столько смысловых оттенков. В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к чертам личности, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью. В науке обычно говорится о «культурных чертах», «культуре ума», «культурных схемах», развитии, расцвете и упадке культур.
Американские культуроведы Альфред Кребер и Клайд Клахон в их совместном исследовании, посвященном определениям культуры, отметили всевозрастающий интерес к этому понятию. Так с 1871 по 1919 г. было дано 7 определений культуры (первое, как они считают, принадлежит английскому этнографу Эдуарду Тайлору), то с 1920 г. по 1950 г. уже 157 определений данного понятия. Сейчас число определений измеряется уже четырехзначными цифрами. Это объясняется тем, что культура нередко оказывается объектом изучения со стороны не только культуроведов, но и философов, социологов, историков, аксиологов.
В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. Cultio — возделывание, обработка, как и слово «культ». Этимологически в латыни более древним источником слова «культура» считается глагол colere — в первоначальном значении «возделывать», «обрабатывать» и лишь в позже — «почитать», «поклонятся».
Близок понятию культура и другой термин «оккультизм» ( лат. occultis — тайный, сокровенный). В Древнем Китае термин «культура» (вэнь — культурность, цивилизованность, письменность, гражданственность и др.) являлся одним из центральных. В учении Конфуция обосновывается сущностная роль языка в познании и принятии правильных решений.
Культуру часто определяют как «вторую природу». Такое понимание восходит к античной Греции, в которой Демокрит считал культуру «второй натурой».
Культурология использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы.
Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура — это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе.
Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Именно смыслы образуют культуру. Человек наделяет этими смыслами весь мир. И мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. А другой мир человеку просто не нежен и неинтересен. Культура есть универсальный способ, каким человек делает мир «своим», превращая его в дом человеческого (смыслового) бытия. Таким образом весь мир превращается в носителя человеческих смыслов, в мир культуры.
Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т.д.).
Культура — исторически сложившаяся совокупность социальных норм и ценностей, присущих определенной общественной системе. Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей. Культура также универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесении его со смыслом сущего.
2. Типы и формы культуры
2.1 Основные части и базисные элементы культуры
Н. Смелзер выделяет четыре основные части культуры:
Понятия. Они содержатся главным образом в языке. В одной культуре может быть всего 300 понятий, в другой же — 300000 понятий. В них упорядочивается опыт людей, алгоритмы деятельности. В разных культурах одни и те же понятия могут иметь разный смысл. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но так же выявляют, как эти составные части связаны между собой — в пространстве, во времени, в причинно-следственной обусловленности. Например, в одной культуре понимают, что Земля вращается вокруг Солнца, в другой — наоборот. Ценности. Это общепринятые убеждения относительно того, что должно почитаться, уважаться, относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они — основа нравственных принципов. В разных культурах разные ценности.
Нормы. Это правила, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Где есть нормы, там всегда есть и санкции (наказания и поощрения), способствующие соблюдению норм.
Базисные элементы культуры:
· Ценности — разделяемые большинством людей представления о том, что должно почитаться, уважаться, о целях, к которым нужно стремиться. Ценности — то, что не подвергается сомнению. Это не писанные предписания, но о них практически все люди данной культуры знают. Правда, не все люди ими руководствуются. Поэтому социологи говорят, что ценности — это то, что относится к социуму, а у человека — ценностные ориентации, то есть то, что ориентирует лично его на то или иное поведение, что определяет его личный выбор в критических ситуациях. Далее складываются социокультурные нормы.
· Социокультурные нормы — требования к деятельности и отношениям индивидов, групп. Они складываются исторически и всегда выражают какую-то общественную необходимость, обусловлены объективными условиями. В социокультурных нормах более, чем в ценностях, присутствует приказной момент, требование поступать определенным образом. Культурные нормы: привычки, обычаи, традиции, нравы, законы.
· Привычка — психологическая склонность человека повторять одни и те же действия в аналогичных ситуациях. Сначала они формируются у отдельных людей, потом перенимаются группами людей и становятся коллективными привычками.
· Обычай — традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками. Потом обычаи, уже как массовые образцы действий передаются из поколения в поколение, то есть превращаются в традиции. К нарушителям обычаев уже применяют санкции.
· Нравы — это обычаи, приобретающие моральное значение. Близкое к нравам понятие мораль — совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде добра или зла, справедливости и т.п. Безнравственно оскорблять старших, бить женщину, обижать слабых. Для верующего безнравственно не ходить в церковь, но для неверующего это не так. То есть, в разных субкультурах понятия о нравственном могут и различаться.
· Закон — нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном порядке. Эта разновидность социокультурных норм требует уже безусловного подчинения.
2.2 Виды культуры
В зависимости от того, кто создает культуру, каков ее характер и кому она адресована, условно выделяют три уровня культуры: культуру элитарную, народную и массовую.
Элитарная культура — создается талантливыми, выдающимися живописцами, музыкантами, артистами, писателями и ориентированы на избранный круг людей, высокообразованную и творческую интеллигенцию. Вместе с тем здесь может оказаться любой человек — тонкий знаток и ценитель литературы, музыки, театра.
Народную культуру творит сам народ, поэтому имена авторов народного творчества, или фольклора, чаще всего не известны. Эта культура, адресованная широким кругам общества, включает самые разнообразные элементы: мифы, легенды, сказки, песни, танцы, частушки и т.д., а также народные художественные промыслы, из которых, например, в России вырастают целые производства (хохломская роспись по дереву, чернение по серебру Великого Устюга и др.)
Массовая культура — вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус; стандартизованных по форме и содержанию; предполагающих коммерческий успех; распространяемых средствами массовой информации.
Помимо этих трех уровней в культуре общества можно выделить ряд разновидностей по отдельным социальным группам: доминирующая культура и субкультура.
Доминирующая культура — содержит своего рода культурные универсалии данного общества, ценности и нормы большинства людей. Например, большинство россиян свободно владеет русским языком — языком межнационального общения; стремится получить как минимум среднее образование и т.д.
Субкультура — особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами. Культура любой эпохи обладает относительной цельностью, но сама по себе неоднородна. Внутри конкретной культуры городская среда отличается от деревенской, официальная — от народной, аристократическая — от демократической, христианская — от языческой, взрослая — от детской. Любая культурная эпоха предстает нам в виде сложного спектра культурных тенденций, стилей, традиций.
Этническая многоликость большинства современных обществ порождает и многонациональность культур. Поэтому в таких обществах существуют национальные субкультуры. В частности, у нас в Российской Федерации можно выделить десятки таких субкультур — башкирскую, дагестанскую, марийскую и др. важно сохранить их неповторимость и тем самым сберечь многообразие всей культуры России.
Другими субкультурными формами могут быть:
— молодежная субкультура;
— субкультура пожилых людей;
— конфессиональная субкультура, отражающая особенности различных вероисповеданий (например, католическая, православная и протестантская субкультуры в рамках христианской культуры в целом);
— профессиональная субкультура, охватывающая «культурные универсалии» людей одной профессии (геологов, железнодорожников или банкиров) и т.д.
Наконец, есть еще одна субкультура, которая носит особое название — контркультура.
Контркультура — понятие, используемое для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре, а также отождествляется с молодежной 60-х гг., отражающей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культуры отцов».
Термин появился в западной литературе в 60-е гг. и отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников; принадлежит американскому социологу Т. Роззаку, который попытался объединить различные духовные веяния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен — контркультура.
В истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начинают претендовать на некую универсальность, они выходят за рамки собственной культурной среды. Возвещают новые ценностные и практические установки для широких социальных общностей — в этом случае это уже не субкультуры, а скорее контркультурные тенденции.
3. Теории культуры
И.Г. Гердер призывает отказаться от евро- и христианоцентризма во взглядах на общество, указывает на замкнутость и непостижимость отдельных национальных культур. Несовместимость понимания Востока и Запада, античности и нового времени отмечает Ф Шеллинг.
Если у романтика Ф. Шлегеля разделение культур еще сохраняет связь с христианской традицией (каиниты — носители плотской воли, а сефиты — носители воли божественной), у славянофила А.С. Хомякова все культуры подразделены на два типа: иранство и кушитство — комплексы из определенной религиозной установки, рода занятий, видов искусств и даже сложившейся образной системы. Свое исследование различных культур («Семирамида») Хомяков написал намеренно в антинаучном стиле: не ссылаясь на источники, допуская свободу фантазии. В истории народов Хомяков видит бесконечное смешение и борьбу двух духовных начал. Двух типов веры: «кушитской» — идеологии завоеваний, материализма и магии и «иранства» — свободной веры земледельцев, духовности, нашедшей свое воплощение в музыке и литературе. Причем эти духовные начала могут сосуществовать и в рамках одной культуры: культ Диониса в древнегреческой культуре Хомяков относит к кушитскому типу. А культ Аполлона — к иранскому.
Русский биолог и философ Н.Я. Данилевский утверждал в книге «Россия и Европа», что принцип исторического упорядочения событий бессмысленен, искусственен. Если пользоваться им, жизнь различных народов в одно и тоже время должна быть схожа. Между тем, наоборот, человечество расчленено на самостоятельные культуры, развитие которых изолировано и несопоставимо — как несопоставимы живые организмы различных видов. Понятие истории приложимо лишь к каждой культуре в отдельности, так же как и понятие прогресса (направленности развития) является своеобразным в каждой культуре.
Культура как живой организм имеет свои стадии — детство. Юность, зрелость и дряхлость. Хотя продолжительность ее жизни не определена, период цветения всегда короток. Не все народы создают самостоятельную культуру, да и культурные типы (цивилизации) могут быть как положительными, так и отрицательными. Всего Данилевский выделяет 12 культурно-исторических типов и качественно новый — славянский. Культура создается на основании достаточной языковой общности группы этнографически различных народов, обладающих политической независимостью. Основы культуры не поддаются заимствованию или передаче, хотя они могут формироваться под воздействием инородного влияния. Различные культуры имеют и различные основы: еврейская — религиозную, греческая — художественную, римская — политическую, германо-романский тип имеет двойную основу — политическую и научно-индустриальную, а славянская имеет все четыре основы.
Наиболее известным представителем классической культурологии является О.Шпенглер. В книге «Закат Европы» он отвергает «птоломеевскую систему истории», объясняя появление отдельных замкнутых культур «пульсацией жизни». Суть органицизма Шпенглера заключается в том, что развитие культуры не зависит от сознания людей, полностью определяется особенностями данного социального организма. Шпенглер называет девять типов культур. Но анализирует преимущественно греко-римскую (аполлоновскую), западноевропейскую (фаустовскую) и византийско-арабскую (магическую). Символом или «прафеноменом» (понятие Гете) аполлоновской культуры является человеческое тело как таковое; «душа» фаустовской культуры воплощена в образе бесконечного пространства и времени, а сущность магической культуры выражена в крайнем противопоставлении души и тела.
Сочетание системно-морфологического анализа культуры с исследованием ее духовной составляющей характерно и для английского историка и философа А.Дж.Тойнби. В отличие от Шпенглера признаком цивилизации Тойнби считал формирование в социуме творческой элиты — части народа, не занятого какой-либо экономической и хозяйственной деятельности: это. В первую очередь, священники. А также профессиональные военные и администраторы. Для цивилизации характерно наличие сил, стремящихся к объединению или разъединению. Цель элиты — сплочение общества перед лицом различных разрушительных сил: внешних и внутренних. Социальных и духовных. Носителями разрушительных тенденций являются внутренний и внешний пролетариат (варвары). Цивилизация и возникает как ответ на внешнее или внутренне давление.
Тойнби ввел универсальный критерий для оценки уровня цивилизации — увеличение самодетерминации (независимости и самообусловленности развития). При этом постоянное обновление общественных стуктур необходимо для отражения новых отрицательных воздействий. Наиболее мощной объединяющей силой Тойнби считал не государство. А универсальную церковь. Теория «локальных цивилизаций» Тойнби допускает возможность культурного обмена. Преемственность цивилизаций периодические «ренессансы» — возрождение забытых ценностей и социальных институтов. Как объединяющий фактор может иметь значение и развитие технологии, социальные и политические идеи. Тойнби считал, что прогресс человечества выражается в его духовном совершенствовании, и в будущем отдельные социальные организмы объединит универсальная религия.
4. Агенты и институты культуры
По аналогии с институтами социализации целесообразно различать агентов и институты культуры. Их можно также именовать субъектами культуры. Если пользоваться философской терминологией.
4.1 Агенты культуры
К агентам культуры относятся:
· Большие социальные группы, прежде всего этносы, национальные меньшинства, а также поколенческие и профессиональные группы, выступающие носителями субкультуры;
· Малые социальные группы, в частности круги научной, технической и гуманитарной интеллигенции, группы поклонников музыки и др.;
· Индивиды — писатели, музыканты, меценаты, артисты, сказители и т.д., создающие, распространяющие, исполняющие или спонсирующие художественные произведения.
4.2 Институты культуры
социальный культура общество исторический
К институтам культуры следует относить учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие и распространяющие художественные произведения, также обучающие населения культурным ценностям, в частности, академии наук, школы и вузы, библиотеки, стадионы и др. Таково первое. Но не единственное понимание культурного института. Второе его значение выводит нас на устоявшуюся социальную практику. К примеру. Цензура не всегда представлена многоэтажным зданием или разветвленной организацией, подобно музею или библиотеке. Ее может осуществлять один-единственный чиновник, уполномоченный государством отслеживать идеологическое направление литературы. В качестве цензора может выступать главный редактор, научный редактор и даже сам автор. Как социальная практика цензура своими корнями уходит в глубокую древность. На протяжении истории она неоднократно меняла свои формы, оставляя неизменной главную функцию — идеологического (иногда морального) контроля. Цензуру следует именовать социальной или культурной практикой. Но не учреждением.
Литературные критики и обозреватели, жюри, присуждающие призы и премии, публичные библиотеки, школы и университеты также называются культурными институтами, способствующими продвижению литературы на рынок и распространению среди читателей. Культурными институтами выступают такие группы населения и явления, которые на первый взгляд трудно причислить к ним. Например, в числе культурных институтов называют английский дворецких, промышленных инструкторов, институты опекунства, частного образования, гувернерства.
Малые социальные группы, в свою очередь, подразделяются на ряд групп:
— добровольные профессиональные ассоциации, объединяющие творцов культуры. Способствующие их профессиональному росту. Защищающие их права и способствующие распространению культурных ценностей (к ним в первую очередь относятся творческие объединения типа союзы художников, писателей и композиторов);
— специализированные объединения и кружки (например, кружок петрашевцев);
— круг поклонников отдельных видов искусства, музыкальной группы, приверженцы определенной религии и др.;
— семья, в которой происходит первичная социализация и инкультурация человека.
5. Функции культуры
Роль культуры в жизни человека и общества трудно переоценить, поскольку именно культура делает человека человеком. Неслучайно так называемые феральные люди, т.е. те, кто был вырван из культурной среды общества и вырос в окружении животных. Перестают быть человеком (у них нет связной речи, мышления, человеческих чувств). Наиболее наглядно эта роль культуры проявляется в следующих взаимосвязанных функциях культуры. 1 Образовательная функция состоит в том, что, приобщаясь к культуре, человек овладевает накопленными обществом знаниями, родным и иностранными языками, учится понимать литературу и искусство, приобретает опыт самостоятельного творчества и эрудицию.
2 Воспитательная функция имеет место, когда люди активно усваивают социальные ценности и нормы, учатся жить в обществе, постигая сложное искусство взаимодействия и общения друг с другом.
3 Регулирующая функция тесно связана с предыдущей. Она проявляется в том, что культура определяют рамки приемлемого поведения человека в обществе, регулируя тем самым совместную жизнь людей.
4 Интеграционная функция обеспечивает целостность общества. Культура объединяет народы, государства, создает связь между поколениями. Она сплачивает людей, создает у них чувство общности, сознание принадлежности к единой нации.
5 Нормативная функция — организует и регулирует отношения в обществе. Через системы норм, законов морали, правил, выполнение которых составляет необходимые условия для жизни общества.
6 Ценностная функция — позволяет человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, формирует ценностные потребности и ориентации.
7 Творческая функция — создание новых ценностей и знаний, обычаев и традиций. Творческая функция означает совершенствование всех структур культуры. Традиции в культуре не исключают обновления.
Таким образом, все основные функции культуры могут быть сведены к двум: функция накопления, передача опыта и творческая функция.
Разумеется, все эти функции культуры не существуют как рядом положенные. Они активно взаимодействуют, и нет более ошибочного представления о культуре, чем представление ее в статичности и неизменности. Культура — всегда процесс. Она находится в вечном изменении, в динамике, в развитии. В этом сложности ее изучения, и в этом ее великая жизненная сила.
Заключение
С определенной долей максимализма можно утверждать, что культура — это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации; программу, принятую в качестве образца при решении всевозможных возникающих задач. Иными словами, если переступить через известное благоговение, которое с эпохи Просвещения внушает европейцам этот термин, культуру можно рассматривать как определенный набор стереотипов, определяющий и тем самым ограничивающий человеку возможность действовать в любых условиях.
Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.
Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию.
Список использованной литературы
1. Гуревич П.С. Культурология. — М.: Знание, 1998. — с. 288.
2. Есин А.Б. Введение в культурологию: основные понятия культурологи в систематическом изложении. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 216 с.
3. Кравченко А.И. Общая социология. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 479 с.
4. Культурология/ Сост. Радугин А.А. — М.: «Центр». 1997. -304 с.
5. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. — М.: Финансы и статистика. 2005. — 336 с.
6. Малюга Ю.Я. Культурология. — М.: Инфра — М: 1998. — 333 с.
Размещено на