Содержание
605. Во сколько раз изменится период Т вращения электрона в атоме водорода, если при переходе в невозбужденное состояние атом излучил фотон с длиной волны λ = 97,5 нм?
615. При каких значениях кинетической энергии Ek электрона ошибка в определении дебройлевской длины волны λ, по нерелятивистской формуле не превышает 10%?
625. Альфа-частица находится в бесконечно глубоком, одномерном, прямоугольном потенциальном ящике. Используя соотношение неопределенностей, оценить ширину L ящика, если известно, что минимальная энергия α-частицы T=8МэВ.
635. Частица в бесконечно глубоком, одномерном, прямоугольном потенциальном ящике находится в основном состоянии. Какова вероятность W обнаружения частицы в крайней четверти ящика?
645. Найти среднюю продолжительность жизни τ атома радиоактивного изотопа кобальта 60Со.
655. Мощность W двигателя атомного судна составляет 5 МВт, его КПД равен 30%. Определить месячный расход ядерного горючего при работе этого двигателя.
675. Металлы литий и цинк приводят в соприкосновение друг с другом при температуре Т=0 К. На сколько изменится концентрация электронов проводимости в цинке? Какой из этих металлов будет иметь более высокий потенциал?
Выдержка из текста работы
В настоящее время в экономике России большую роль играет развитие малого бизнеса, поддержка которого со стороны государства позволяет получить бюджетный, экономический и социальный эффект.
Предприятия малого бизнеса являются динамичными и мобильными. Небольшие размеры малых предприятий, их административно-производственная гибкость позволяют им быстро и своевременно реагировать на изменение конъюнктуры рынка. Их узкая специализация, возможность начать предпринимательскую деятельность с относительно небольшим стартовым капиталом, также повышают устойчивость малого бизнеса на рынке.
Актуальность выбранной темы обусловлена высокой значимостью развития малого предпринимательства в экономике страны. В связи с малой капитализацией, нехваткой оборотных средств, высокой конкуренцией, сложной процедурой банковского кредитования, малому предпринимательству тяжело успешно функционировать. Поэтому, государство стремится создать благоприятные условия для развития малых предприятий. Оно создает специализированные фонды поддержки малого предпринимательства, реализует целевые программы, вводит специальные налоговые режимы, что играет важную роль в стимулировании развития малого предпринимательства.
Исходя из этого, цель дипломной работы — на основе изучения отечественной и зарубежной практики поддержки развития малого бизнеса, оценить экономический и социальный эффект государственной поддержки малых предприятий.
Для достижения указанной цели в дипломной работе были поставлены следующие задачи:
—изучение экономической сущности малого бизнеса;
—рассмотрение государственной финансовой поддержки малого бизнеса;
—оценка показателей финансового состояния организации;
—оценка экономического эффекта при применении упрощенной системы налогообложения.
Объект исследования — государственная финансовая поддержка как способ стимулирования развития малого бизнеса.
Предмет проводимого исследования — инструментарий государственной финансовой поддержки малого бизнеса.
Объектом наблюдения в данной работе является конкретная организация — ООО «Бином», занимающаяся производством мебельной фурнитуры.
Методической основой дипломного исследования послужили научно-практические публикации в области малого предпринимательства, государственной финансовой поддержки малого бизнеса, а также финансового менеджмента таких авторов как М.Г. Лапуста, В.Я. Горфинкель, И.А. Смагина, И.В. Баранова, А.Г. Коммисаров, Т.А. Владимирова, Н.А. Чернякова и др., законодательные, нормативные и методические материалы.
В процессе исследования применялись следующие методы научного исследования: анализ, синтез, обобщение, формализация, а также методы анализа финансовой отчетности: вертикальный, горизонтальный анализ, коэффициентный метод, сравнительный анализ.
В качестве эмпирической базы исследования использовались данные бухгалтерской отчетности ООО «Бином» за 2011 — 2012 гг., а также данные Федеральной службы государственной статистики.
. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Критерии и особенности субъектов малого предпринимательства
Малые предприятия в развитых странах занимают прочные позиции в таких отраслях, как торговля, строительство, автосервис, сфера услуг. При этом осуществляется активная диверсификационная политика малого бизнеса в новые области производства — машиностроение, энергетику, энерготехническую, химическую промышленность, приборостроение, транспортные перевозки и коммуникации, телекоммуникации, информационные технологии, а также другие наукоемкие, высокотехнологичные сферы производства.
В соответствии с действующим ФЗ № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. (ред. от 16.12.2011г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», субъекты малого и среднего предпринимательства — это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.Упомянутые условия установлены ст. 4 Закона, согласно которой к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:
а) физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица — индивидуальные предприниматели;
б) малые (включая микропредприятия) и средние предприятия.
Индивидуальным предпринимателем признается дееспособное физическое лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), самостоятельно, на свой риск и под свою личную имущественную ответственность осуществляющее предпринимательскую деятельность и зарегистрированное для этих целей в установленном порядке [39].
Для того, чтобы заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью, необходимо государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Именно с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (внесения соответствующей записи в государственный реестр) гражданин вправе начать соответствующую деятельность.
Правовое положение индивидуального предпринимателя определяется тем, что наряду с коммерческими организациями он признается полноправным участником гражданского оборота. К индивидуальной предпринимательской деятельности применяются нормы права, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Говоря о малых предприятиях, необходимо отметить, что важным новшеством ФЗ № 209-ФЗ является то, что он устанавливает практически универсальные требования как к предприятиям, так и к индивидуальным предпринимателям, соблюдение которых позволит отнести их к субъектам малого или среднего предпринимательства.
Все мелкие и средние предприятия можно условно разделить на две группы.
Первая группа — предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация на производстве ограниченного круга деталей и узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, в условиях нового этапа научно-технического прогресса предприятия малого бизнеса, с одной стороны, функционируют как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой — как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.
Ко второй группе относятся предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие на рынке с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом. Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы служат: способность быстро реагировать на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующих рынку довольно высокие цены.
Согласно ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ для отнесения индивидуальных предпринимателей и организаций к числу субъектов малого и среднего предпринимательства имеют значение следующие критерии:
. «Независимость происхождения» — в уставном капитале юридических лиц доля участия РФ, субъектов РФ, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.
. Средняя численность работников за отчетный период не превышает:
15 чел. для микро предприятий;
100 чел. для малых предприятий;
250 чел. для средних предприятий.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства [39].
. Выручка от продаж товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за календарный год не превышает предельных значений, устанавливаемых Правительством РФ.
Предельные значения выручки от продаж товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства. В 2011 г. это значение равно 400 млн руб. [41].
Следует отметить, что общее число показателей, по которым предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, составляет свыше пятидесяти показателей. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:
—средняя численность занятых на предприятии работников;
—ежегодный оборот, полученный предприятием (как правило, за один год);
—величина активов.
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.
Почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.
В Европейском союзе принята следующая классификация малых и средних предприятий:
—к микро предприятиям относят предприятия с числом работающих не более 9 чел.;
—к малым — с числом работающих от 10 до 49 чел.;
—к средним — с числом работающих от 50 до 249 чел.
Для всех категорий предприятий товарооборот должен быть менее 40 млн евро, либо общий баланс менее 27 млн евро. Важным критерием является независимость предприятия [24, с. 167].
В Австрии, например, к малым относят предприятия с числом работающих не более 50 чел., у них должен быть годовой доход не более 5 млн евро либо балансовая стоимость активов не более 2 млн евро. Доля собственников в собственности малого предприятия должна составлять не более 25% [24, с. 167].
В Италии к микро предприятиям относят предприятия с числом работающих не более 19 чел., к малым — с числом работающих от 20 до 99 чел., к средним предприятиям (малым) — с числом работающих от 100 до 199 чел., к средним предприятиям (большим) — с числом работающих от 200 до 499 чел. [24, с. 168].
Международная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. — как «малые», от 100 до 499 чел. — как «средние» и свыше 500 чел. — как «крупные» [24, с. 168].
Помимо критериев, обозначенных в ФЗ № 209-ФЗ, можно выделить следующие особенности малых предприятий.
Во-первых, это гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малого предприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяя хозяйственную политику.
Во-вторых, малые размеры предприятия позволяют легко контролировать производственный процесс, переналаживая его в связи с актуальными запросами потребителя, рынка, хозяйственного механизма. Малым предприятиям характерна быстрая реакция на изменение в налогах, в льготах, финансово-кредитной политике и т.п. Именно в малом бизнесе создаются условия для быстрого маневра, актуализации производственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности в конкурентной борьбе.
В-третьих, простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, ее быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хороший предпринимательский эффект.
В-четвертых, личные связи, часто вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействия крупных предприятий между собой, а особенно на государственном уровне, составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собрать и сконцентрировать. В малом предприятии их можно не только использовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу [28, с. 98].
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:
—более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
—большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;
—гибкость и оперативность в принятии решений;
—относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;
—большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
—более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения на продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков;
—относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала;
—способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки;
—небольшой штат сотрудников, возможность совмещения в одном лице нескольких профессий [24, с. 172].
Кроме того, любое малое предприятие может отличиться высокой скоростью передачи информации. Руководители и подчинённые непосредственно общаются друг с другом, что позволяет быстро получать задание, задавать и обсуждать рабочие вопросы, вносить изменения. Это же позволяет избежать недосказанности и расхождения во мнениях.
Невысокие расходы на содержание не большого штата управленцев позволяет значительно экономить и осуществлять хорошую управляемость. Но, пожалуй, основным преимуществом малого бизнеса, которое привлекает большое количество бизнесменов, является то, что дляо ткрытия своего дела, не требуются большие материальные вложения.
На малых предприятиях значительно меньше накладные расходы, чем на крупных, минимален аппарат управления. У нас же руководители даже небольших государственных предприятий окружают себя заместителями, помощниками, секретарями. Нужны не только серьезные изменения в системе организации и оплаты труда, но и в психологии как руководителей, так и членов коллектива.
Малые предприятия имеют меньшую капиталоемкость, чем крупные, и, соответственно, быстрее окупают вложенные в них средства. Стремление строить в основном крупные предприятия в нашей стране привело к тому, что незавершенное строительство у нас составило 100% всех годовых капиталовложений. Это стало одной из главных причин дефицита государственного бюджета. От этих средств нет никакой отдачи. Строительство же малых предприятий, особенно с использованием стандартных блочных конструкций, может составлять всего несколько месяцев. И максимум через год они могут начать выпуск продукции. Окупаемость таких предприятий вполне может укладываться в один, максимум два года с момента ввода в действие.
Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предприятия лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большому числу наемных работников, чем крупные предприятия, тем самым содействуют обстановке профессиональных работников и распространению практических знаний.
В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:
—более высок уровень риска, поэтому высока степень неустойчивости положения на рынке;
—зависимость от крупных компаний;
—недостатки в управлении делом;
—слабая компетентность руководителей;
—повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
—трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
—зависимость от окружающей среды, чувствительность к неблагоприятным изменениям;
—неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов);
—ограниченная сфера деятельности, малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений [24, с. 172-173].
Другими причинами банкротства малых фирм являются: запущенность бизнеса; плохое здоровье или вредные привычки; катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.
Шансы малых предприятий на успех повышаются по мере их взросления. Предприятия, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем малые предприятия, которые часто меняют владельцев.
На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в малом бизнесе, как правило, более удачливы. Если в управлении предприятия участвует не один человек, а предпринимательская команда, которая состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. Также на малых предприятиях сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в малое предприятие, тем больше у нее возможностей сохранения бизнеса в кризисные периоды [24, с. 174].
1.2 Нормативно-правовое регулирование поддержки развития малого бизнеса
Согласно ст. 2 ФЗ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» нормативное — правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в РФ основывается на Конституции РФ и осуществляется указанным и другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативно — правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления [39].
Анализ предмета регулирования и содержания ФЗ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» позволяет сделать вывод о том, что специальные нормативно-правовые акты о малом и среднем предпринимательстве следует отнести к сфере административного законодательства, которое согласно ст. 72 Конституции РФ относится к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Следовательно, вопросы развития малого и среднего предпринимательства призваны регулировать как федеральное, так и региональное законодательство. С учетом этого обстоятельства к числу нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы развития малого и среднего предпринимательства, относятся следующие:
I. Конституция РФ, которая закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности, устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен, закрепляет предметы ведения РФ и субъектов РФ.
II. ФЗ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и другие ФЗ. Правовые основы деятельности малого и среднего предпринимательства во многом определяются Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, КоАП РФ и др.
Предпринимательскую деятельность в РФ также регулируют:
. ФЗ, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:
а) ФЗ от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
б) ФЗ от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Изменения в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» вводят изменения в лицензионное законодательство, устанавливает замену института лицензирования страхованием в шести видах деятельности и возможность автоматического продления лицензий для тех представителей бизнеса, которые не совершали нарушений, это облегчит малому бизнесу процесс продления лицензии;
в) ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
г)ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
д) ФЗ от 26.12.2008 г. № 293-ФЗ (ред. от 07.02.2011 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел РФ, касающейся проверок субъектов предпринимательской деятельности» — позволяет защитить предпринимателей от чрезмерного административного давления;
е) ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса» — направлены на поддержку предприятий малого бизнеса путём создания более благоприятных условий для применения ими специальных налоговых режимов.
. ФЗ, определяющие основные принципы рыночной экономики:
а) ФЗ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.) «О защите конкуренции»;
б) Закон РФ от 20.02.1992 г. № 2383-1 (ред. от 19.07.2011 г.) «О товарных биржах и биржевой торговле»;
в) ФЗ от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.) «О рынке ценных бумаг».
. ФЗ, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:
а) ФЗ от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.) «Об акционерных обществах»;
б) ФЗ от 8.02.1998 г. № 14-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.) «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
в) ФЗ от 8.05.1996 г. № 41-ФЗ (ред. от 30.11.2011 г.) «О производственных кооперативах»;
г) ФЗ от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ (ред. от 02.07.2010 г.) «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности, и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» -позволяет приобрести в собственность предпринимателям арендуемую у государства недвижимость.
. ФЗ, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:
а) ФЗ от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ (ред. от 08.05.2010 г.) «О финансовой аренде (лизинге)»;
б) ФЗ от 29.12.2001 г. № 156-ФЗ (ред. от 27.08.2012 г.) «Об инвестиционных фондах»;
г) ФЗ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.) «О рекламе» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012 г.) и т.д.
К числу федеральных подзаконных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в настоящее время, относятся также:
. Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 04.04.1996 г. № 491 (ред. от 06.01.1999 г.) «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ»).
. Постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 27.02. 2009 г. № 178 (ред. от 26.08.2012 г.) «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»).
. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (например, приказ государственной налоговой службы РФ от 24.01.1996 г. № ВГ-3-02/5 «Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства» (в ред. письма Госналогслужбы РФ от 13.02.96 г. № НП-6-05/89)).
III. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. К их числу относятся уставы муниципальных образований, а также иные нормативно-правовые акты, виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления, в силу которых определяются уставом. Важное место в системе муниципальных нормативно-правовых актов должны занять принимаемые органами местного самоуправления муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства [46, с. 28].