Выдержка из текста работы
I. Введение. II. Основная часть. 1. Понятие эффективности управления. 2. Методы управления. Классификация методов управления. 3. Роль личности руководителя в эффективном использовании методов управления III. Заключение. IV. Список литературы. 3 5 5 8 33 36 37
I. Введение.
Возрастание роли управления в условиях рыночной экономики в результате получения экономической свободы и полной ответственности за свои результаты ведет к вовлечению в сферу управления дополнительных ресурсов (трудовых, финансовых, материальных). Для собственника предприятия важно не только расходование ресурсов для управления, но и то, насколько управление дает стратегические преимущества предприятию на рынке, усиливает его конкурентоспособность, поддерживает общественную значимость предприятия. В условиях конкуренции руководители должны заботиться о производительности и эффективности.
Говоря об эффективности управления, особое внимание уделяется эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов, в достижении определенных целей. На эффективность управления влияет ряд факторов. Одним из таких факторов является совместное использование методов управления.
Тема контрольной работы: «Совместное использование методов управления — необходимое условие эффективного менеджмента». Тема актуальна в настоящее время, поскольку при анализе работы предприятия собственник в первую очередь оценивает, насколько эффективно работает предприятие, насколько в управлении эффективно используются методы управления.
Цель данной контрольной работы — рассмотреть совместное использование методов управления как необходимое условие эффективного менеджмента.
Исходя из указанной темы контрольной работы, ее основными задачами являются:
дать понятие эффективного менеджмента;
рассмотреть методы управления как одно из условий современного менеджмента;
В процессе исследования использовались учебные материалы и пособия, посвященные проблемам и практике менеджмента на современном этапе.
II. Основная часть.
Понятие эффективности управления.
Менеджмент — важнейшее понятие в рыночной экономике. Менеджмент означает управление в социально-экономических системах. В условиях постоянно возрастающей конкуренции руководители предприятий, организаций заботятся о производительности и эффективности.
Анализируя все стороны работы любого предприятия, в качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта. Проблема эффективности управления — составная часть экономики управления, которая включает рассмотрение:
управленческого потенциала, т. е. Совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления. Управленческий потенциал выступает в материальной и интеллектуальной формах;
затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;
характера управленческого труда;
эффективности управления, т.е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов, в достижении определенных целей. Эффективность — это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, т. е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления.
В современном бизнесе остро возникает вопрос об эффективности управления: что подразумевается под эффективностью управления, где находится граница между эффективностью и неэффективностью? Если этот вопрос задать экономистам, финансистам, кадровикам, маркетологам, производственникам, то можно получить совершенно разные ответы. Каждый из них видит предприятие со своей точки зрения. Их взгляд может быть правильным, но ограниченным, не создающим полноценную картину. И объективной может быть та точка зрения, которая охватывает своим взором все аспекты бизнеса.
Если рассматривать эффективность с точки зрения общего управления, то эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов. Задача менеджмента — достижение целей организации с минимальными затратами на управление. В таблице 1 наглядно отражены основные цели предприятия по различным сферам деятельности.
Таблица 1
Сфера (область) Основные цели
Производство § Высокая и равномерная загрузка производственных мощностей
§ Сведение к минимуму издержек
§ Оптимальное складирование
§ Минимальная текучесть кадров
Финансы § Кратковременная и долгосрочная максимизация прибыли
§ Невысокая задолженность
§ Самофинансирование
§ Высокие проценты на капитал
§ Обеспечение высоких дивидендов
Сбыт § Позитивная репутация
§ Постоянный рост
§ Высокое качество
§ Высокий удельный вес на рынке
§ Постоянная готовность к поставке
§ Максимально быстрое выполнение заказов
§ Высокий оборот
Социальная сфера § Удовлетворенные сотрудники
§ Непрерывность в занятости
Как видно, из таблицы, в каждой сфере деятельности предприятия свои цели. И чем больше показателей с наиболее выгодным значением, тем о большей эффективности управления можно говорить. Проводя соотношение результата работы предприятия с основными целям можно оценить следующее:
эффективность системы привлечения ресурсов;
эффективность системы использования ресурсов организации;
эффективность системы координации бизнес-процессов;
эффективность системы контроля во всех областях деятельности предприятия;
эффективность системы целеориентации предприятия;
эффективность системы принятия решений;
эффективность системы мотивации персонала;
эффективность системы делегирования и распределения ответственности;
эффективность системы оценки деятельности предприятия;
эффективность системы прогнозирования;
эффективность системы обучения персонала.
У эффективности управления предприятием есть два важных измерения — экономическое и результативное. Результативное измерение сообщает о том, насколько организация успешно выполняет поставленные задачи в области обеспечения необходимого объема производства, продаж и других маркетинговых задач. А экономическое измерение сообщает о том, насколько затратным является такой способ достижения поставленных целей.
Таким образом, эффективность управления — один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая упрощенная оценка не всегда корректна, так как:
1. результат управления не всегда заключается в прибыли;
2. такая оценка приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении. Прибыль часто выступает как опосредованный результат;
3. результат управления может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;
4. затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить.
Методы управления. Классификация методов управления.
Выше упоминалось, что эффективность управления — это эффективность действий людей в процессе деятельности организации, это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем. Управляющая система — это субъект управления, а управляемая — это объект управления. В результате процесса управления происходит воздействие субъекта на объект управления.
Способы воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, руководителя на возглавляемый им коллектив — это методы управления.
Следует различать методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуют законченный акт воздействия на объект управления, тогда как с помощью методов процесса управления выполняются лишь отдельные работы.
Методы управления классифицируются по различным признакам. Так, нередко выделяют методы прямого и косвенного воздействия. При использовании первых (приказ, стимул) предполагается непосредственный результат воздействия, вторые направлены на создание условий для достижения высоких результатов (качество трудовой жизни).
Можно выделить методы формального и неформального воздействия. Соотношение их в практике управления отражает характерные черты стиля управления. Методы неформального воздействия включают воспитательную работу руководителя, психологическую атмосферу его взаимодействия с подчиненными, поведение в коллективе и т. д.
Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных закономерностей, присущих производству как объекту управления, на основе специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда. По этому признаку выделяют методы:
• организационные (в том числе административные);
• экономические;
• социально-психологические.
Методы управления используются в комплексе, так как неразрывны и органичны отношения, на которых они базируются. Успешное использование методов управления в значительной степени зависит от глубины познания объективных законов развития производства и управления (онтогенетических и филогенетических закономерностей развития и функционирования управляемой системы). В методах управления находит свое выражение практическое использование этих законов.
Организационные методы управления базируются на организационных отношениях между людьми. Всю совокупность организационных методов управления можно классифицировать по трем группам:
методы……..
IV. Список литературы.
Менеджмент. Учебник. /Под редакцией Максимцов М.М. , 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Единство, 2002 г.
Поршнев А.Г. Менеджмент: теория и практика в России. М.: ФБК-ПРЕСС, 2003.
Справочник директора предприятия / Под ред. проф. М.Г. Лапусты. 7-е изд., испр., измен. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003.
Маллина А. Менеджмент и организационное поведение: Пер. с англ. Минск: Новое знание, 2003.
Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. 3-е изд. Минск: Новое знание, 2000.