Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие о восприятии……………………………………………………..5
2. Закон структуры. Механизм восприятия………………………………..9
3. Влияние мышления на целостность и осмысленность восприятия……13
4. Влияние мышления на восприятие пространства и времени……….14
Заключение……………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………….20
Выдержка из текста работы
Восприятие — процесс, который давно и интенсивно исследуется в психологии. Это объясняется, во-первых, большим практическим значением восприятия, стоящего как бы в начале всего психического развития личности. В связи с этим поднимаются и проблемы сенсорного воспитания ребенка как основы развития собственно мыслительных процессов, и проблемы организации восприятия, обучения ему и соответствующего отбора операторов для специфической деятельности в условиях современной техники, и проблемы визуальной культуры и т.п.
Возникновение первых гипотез о природе восприятия относится к античности. Значительный вклад, и развитие научных представлений о восприятии был внесён философами, физиками, физиологами, деятелями искусства. Во второй половине XIX века представления о восприятии стали одной из важных составных частей системы психологического знания. В целом ранние теории восприятия соответствовали положениям традиционной ассоциативной психологии. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма в трактовке восприятия был сделан, с одной стороны, благодаря развитию И.М. Сеченовым рефлекторной концепции психики, а с другой — благодаря работам представителен гештальтпсихологии, показавших обусловленность наиболее важных феноменов восприятия (таких, как константность) неизменными отношениями между компонентами перцептивного образа.
В настоящее время изучение и развитие процесса восприятия имеет важное значение, так как происходит интенсивное развитие техники и науки, а следовательно, и сложность воспринимаемых объектов, необходимость высокого уровня мышления для освоения новых предметов, явлений и т.д. Исходя из этого, темой работы выбрана следующая: «Влияние мышления на восприятие».
Цель работы — рассмотреть взаимосвязь мышления и восприятия.
Для достижения поставленной цели нами выдвинуты следующие задачи:
1. Дать общую характеристику процессу восприятия, изучить виды и свойства восприятия.
2. Изучить механизм процесса восприятия.
3. Выявить взаимосвязь между отдельными видами восприятия и мышлением.
Глава I. Восприятие и его свойства
Познание — усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. Познанием называют как (в широком смысле) процесс, который правильнее было бы обозначить словом «познавание», так и (в узком смысле) результат этого процесса. В познании содержится оценка, которая опирается на опыт.
Познание как деятельность включает в себя психические процессы: восприятие, воображение, мышление, — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.
Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства.
Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.
§1. Понятие восприятия
восприятие мышление индивидуальный психологический
Восприятие — процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.
Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной.
В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение). Также в процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов.
Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция. Микрогенез образа восприятия включает в себя ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия к формированию целостного образа предмета, на основании которого можно строить адекватную деятельность.
В основе восприятия лежит более сложная, чем при ощущении, аналитико-синтетическая работа центральных отделов анализаторов и их комплексное взаимодействие. В случае действия сложного, но одномодального раздражителя нервные связи возникают в пределах одного анализатора. Примером такого раздражителя может служить мелодия, представляющая собой сочетание отдельных звуков. Нервные связи при этом возникают не только на сами отдельные звуки, но и на их соотношения. Песня или ария воспринимается как знакомые не зависимо от вокальных особенностей исполнителя, если верно сохранены гармонические отношения между звуками.
При действии многомодального раздражителя временные нервные связи образуются между различными анализаторами. Например, образ котлеты формируется через взаимодействие вкусовых, зрительных, обонятельных и кинестетических анализаторов. И.М. Сеченов писал: «У человека к таким ассоциациям ощущений очень часто присоединяется и слуховой образ слова, которым обозначается данный предмет».
Особое значение при восприятии имеют двигательные ощущения (кинестезии). Они сопутствуют практически всем видам восприятия. С их помощью производится выделение наблюдаемого объекта из окружающей среды. Так, зрительное восприятие всегда сопровождается макро- и микродвижениями глаз. Многочисленные исследования показали, что если бы глаза были абсолютно неподвижны, то мир воспринимался бы как некое расплывчатое световое пятно, а не многообразная совокупность предметов. Слуховое и обонятельное восприятия сопровождаются локализацией раздражителя путем наивыгоднейшего поворота соответствующего анализатора к источнику звука или запаха. Осязание определяется слаженностью работы тактильных, температурных и двигательных (а иногда и болевых) анализаторов, формирование вкусового образа немыслимо без движений языка. Как отмечал И.М. Сеченов, в процессе приобретения опыта сенсорный и двигательный аппараты соединяется в единую воспринимающую систему.
§2. Свойства восприятия
Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием (иногда употребляется также термин «перцепция», «перцептивный процесс»).
К основным качествам восприятия относят следующие: 1) Восприятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической деятельности человека. Эта особенность называется аперцепцией. 2) Мир, в котором мы существуем, воспринимается нами не только как организованный, структурированный, но и как относительно устойчивый и постоянный. Эта особенность восприятия называется константностью. 3) Человек воспринимает мир не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений или состояний своих органов, а в форме отдельных предметов, независимо от него существующих, противостоящих ему, то есть восприятие носит предметный характер. 4) Восприятие как бы «достраивает» образы воспринимаемых им предметов, дополняя данные ощущений необходимыми элементами. В этом заключается целостность восприятия. 5) Восприятие не сводится только к образованию новых образов, человек способен осознавать процессы «своего» восприятия, что позволяет говорить об осмысленно-обобщенном характере восприятия, его категориальности.
В соответствии с тем, какой анализатор доминирует, различают зрительные, слуховые, осязательные кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия.
Современные взгляды на процесс восприятия имеют своими истоками две противоположные теории. Одна из них известна как теория гештальта (образа). Приверженцы этой концепции считали, что нервная система животных и человек воспринимает не отдельные внешние стимулы, а их комплексы: например, форма, цвет и движение предмета воспринимаются как единое целое, а не по отдельности.
Гештальтпсихология (зародилась в первой трети XX века) — одно из крупных направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии, которое обосновали М. Вертхеймер, В. Келлер, К. Коффка. В рамках этого направления выдвигается целостный подход к анализу сложных психических явлений. Психическая деятельность человека рассматривается как соединение отдельных явлений психики, которые объединены в единое целое по принципу ассоциаций. Особое внимание в гештальтпсихологии уделяется исследованию высших психических функций человека (восприятие, мышление и пр.) как целостных образований — гештальтов, первичных по отношению к составляющим их компонентам. Например, восприятие как психический познавательный процесс не сводится к сумме составляющих, его ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства ее частей. Внутренняя системная организация восприятия определяет и свойства ощущений, в него входящих.
Датский психолог И. Рубин изучил феномен «фигуры и фона». Явления фигуры и фона отчетливо выступают при рассмотрении двойственных изображений, где фигура и фон как бы самопроизвольно меняются местами: происходит внезапное «переструктурирование ситуации». Например, если два круга вписаны один в другой, человек всегда может видеть либо один вариант этого круга, либо другой, но одновременно вместе оба — никогда.
Процесс восприятия есть процесс активного взаимодействия субъекта и объекта. Поэтому в свойствах восприятия проявляются характеристики и того, и другого.
В образах восприятия отражаются такие параметры воспринимаемых объектов, как местоположение (локализация), удаленность от субъекта, направление движения относительно наблюдателя или друг друга, форма, величина, временная последовательность и длительность воздействия. Эти характеристики определяют пространственно-временную структуру восприятия. Восприятие характеризуется также модальностью и интенсивностью. В модальности отражаются качественные различия раздражителей. Интенсивностные параметры восприятия отражают количественно-энергетические особенности воздействующих объектов. Перечисленные характеристики восприятия обусловлены свойствами объекта и образуют группу исходных, первичных свойств восприятия, вытекающих из аналогичных свойств ощущений.
К свойствам более высокого порядка, обусловленным объектами как целостными системами и их отношениями с субъектами восприятия, следует отнести предметность, структурность, целостность и контрастность (постоянство) восприятия.
И наконец, к свойствам, детерминируемым субъектом восприятия, относятся осмысленность, обобщенность и избирательность (целенаправленность) восприятия. Эти характеристики восприятие приобретает благодаря работе сознания как целого, включающего в себя и другие процессы психического отражения (память, мышление, воображение, внимание, эмоции, волю). Тогда восприятие испытывает регулирующее и организующее воздействие со стороны этих процессов. Высшим проявлением зависимости восприятия от самого воспринимающего человека, от особенностей его личности выступает так называемая апперцепция.
Глава II. Мышление как психологический феномен
Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности — знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи.
Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. В своем конкретном содержании психика человека, его сознание, образ его мыслей зависят от образа его жизни и деятельности, формируясь в процессе их развития. В процессе формирования психики человека его внешние физические действия с материальными объектами предшествуют формированию внутренних психических действий. Лишь на основе действия с материальными предметами человек постепенно переходит к оперированию их идеальными образами, к действиям в уме. Этот переход от внешних действий к внутренним действиям называется интериоризацией («превращение во внутреннее»).
§1. Психологическая сущность мышления и его виды
Согласно известному положению И.П. Павлова, закономерности нервной деятельности одинаковы для первой и для второй сигнальных систем, причём связь этих систем носит двухсторонний характер: «словесный раздражитель — непосредственная реакция» или «непосредственный раздражитель — словесная реакция» [Павлов 1951]. От анализа особенностей восприятия мы переходим к особенностям мышления.
Мышление — «психический процесс обобщённого и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений, существенных для решения познавательных проблем. В мышлении субъективные психические образы реорганизуются в соответствии с их смыслом и значением в данной проблемной ситуации» [Большой психологический словарь 2007, с. 247].
В.В. Петухов, разделяя мышление и восприятие, указал на основную единицу мышления — понятие: «Во-первых, в понятиях отражаются не конкретные свойства предметов (как в ощущениях) и даже не сами предметы в целом (как в образах восприятия), но определенные классы предметов, родственных по тому или иному признаку, обобщением которых и являются понятия. Во-вторых, этот признак не всегда доступен даже системному непосредственному наблюдению, он может быть выделен при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом, которое требует практических или теоретических средств. В-третьих, значение в данном взаимодействии человека открываются отношения между вещами и, тем самым, их существенные свойства, которые и являются содержанием понятий». В широком смысле мышление понимается как «активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его ориентации в окружающем природном и социальном мире». В узком смысле — как «процесс решения задач».
Существует множество типологий мышления. Мы остановимся на генетической классификации, поскольку она основывается на особенностях восприятия и имеет практическое приложение в обучении. Психологи выделяют три уровня человеческого мышления: наглядно-действенное, образно-художественное и словесно-понятийное (отвлечённое, логическое) [Большой психологический словарь 2007]. Основания для такого деления представим в виде таблицы.
Таблица 1
Уровни мышления
Уровень мышления |
Форма, в которой можно представить субъекту познаваемый объект или ситуацию для того, чтобы им можно было успешно оперировать (левая часть термина) |
Способ, каким сам человек представляет и познает окружающий мир (правая часть термина) |
|
Наглядно-действенное |
Объект как таковой в своей материальности и конкретности |
Через практические действия с объектом |
|
Образно-художественное |
Изображение на рисунке, схеме, чертеже |
С помощью образных представлений |
|
Словесно-понятийное |
Описание в той или иной знаковый системе |
С помощью логических понятий и других знаковых образов |
§2. Индивидуально-психологические особенности мышления
Физиологи связывают преобладание наглядного или словесно-логического типа мышления с асимметрией мозга, большим развитием его правого или левого полушария.
Идею функциональной неоднородности различных участков мозга первым высказал Франц И. Галль. Согласно его представлениям, все способности человека предопределяются активностью конкретных участков мозга.
Основы нейрофизиологии в нашей стране заложены В.М. Бехтеревым. По утверждению учёного, «нельзя признать полнаго тождества въ функцiяхъ правой и лЂвой лобныхъ долей» [Бехтерев 1994, с. 384]. В результате многочисленных наблюдений и экспериментов физиолог заключил, что «для психической дЂятельности более важною представляется лЂвая предлобная область, как имЂющая ближайшее отношенiе к производству рЂчи» [там же].
Постоянное функциональное взаимодействие корковых центров того и другого полушарий обеспечивается мозговыми спайками, причём, как установил В.М. Бехтерев, эти спайки имеют решающее значение в умственной деятельности: «взаимоотношенiе центровъ обоихъ полушарiй, устанавливаемое с помощью мозговыхъ спаекъ, представляется существенно важнымъ в дЂле развитiя умственныхъ способностей и лишь благодаря ихъ присутствiю оказывается возможным полный расцвЂтъ психической дЂятельности» [Бехтерев, с. 399].
Экспериментальные данные В.М. Бехтерева были подтверждены и уточнены исследованиями А.Р. Лурия. Изучая афазии мозга, то есть заболевания, при которых нарушается воспроизведение или понимание членораздельной речи из-за повреждения мозга, а не по причине изменений непосредственно в речевом аппарате, нейрохирург разделил их на две категории: синтагматические и парадигматические. Первые связаны с трудностями динамической организации речевого высказывания и наблюдаются при поражении передних отделов левого полушария. Вторые возникают при поражении задних отделов левого полушария и связаны с нарушением кодов речи (фонематического, артикуляционного, семантического).
Глава III. Влияние мышления на восприятие
Между решением перцептивной проблемы и решением умственной проблемы есть и сходство, и различие. В обоих случаях приходится искать гипотезу, которая объяснила бы наблюдаемые факты, в обоих случаях есть элегантные и не элегантные решения, в обоих случаях решение часто приходит неожиданно, как внезапное озарение. Однако перцептивное решение проблемы обычно происходит сверхбыстро, оно неосознанно и не выражается словесно (это вовсе не означает, что мышление всегда происходит медленно, осознанно и оформляется словесно, но часто это все же так или отчасти так); оно, по-видимому, не требует строгой мотивации, какой требует доказательное мышление; в отличие от большинства трудных проблем мышления, в восприятии почти всегда достигается правильный результат; и, наконец, решение перцептивной проблемы приводит к восприятию, а не к идее.
Очевидно, что восприятие неразумно в одном отношении. Мы часто воспринимаем явления не такими, какими знаем их, или воспринимаем то, о чем прекрасно знаем, как маловероятное или просто невозможное. Воспринимаемое может временами противоречить тому, что известно о ситуации.
Восприятие — активный процесс, включающий в себя обучение. Охотники могут узнавать птиц с невероятных расстояний по полету, они умеют использовать небольшие различия для определения объектов, которые для других людей выглядят одинаковыми. То же самое наблюдается у врачей, рассматривающих рентгенограммы или микроскопические препараты, чтобы найти признаки патологии. Нет сомнении в том, что и в этом случае имеет место перцептивное обучение, однако мы до сих пор не знаем точно, как далеко распространяется влияние обучения на восприятие.
Кирпич и кусок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень похожие, однако они будут вести себя совсем по-разному. Мы обычно определяем предметы не по их виду, а скорее по назначению или по их основным свойствам. Стол может иметь различную форму, но это предмет, на который можно положить другие предметы; он может быть квадратным или круглым, но при этом оставаться столом. Для того чтобы восприятие соответствовало предмету, то есть было истинным, надо, чтобы оправдались наши ожидания.
По данным современной науки, «полушария отвечают за разнообразную психическую активность, проявляющуюся во внимании, восприятии, памяти, мышлении, в эмоциях и мотивации» [Леутин 2008, с. 11]. При левополушарном мышлении информация перерабатывается индуктивным путём — логически, линейно, последовательно, от анализа к синтезу. Для правого полушария характерно использование дедукции, переработка информации осуществляется в форме синтеза и одновременной интеграции разных воздействий (В.П. Леутин, М. Гриндер). Левое полушарие считается основой формально-логического мышления, правое полушарие — ассоциативно-эмпирического, метафорического (В.Л. Деглин, Н.Н. Николаенко). По данным М. Гриндера, люди с ярко выраженной левополушарной организацией «успешны в освоении письма, символов, языка, чтения, фонетики, расположения деталей, разговора и декламирования, аудиальных ассоциаций» [Гриндер, с. 137-138]. Прерогативой людей с правополушарной специализацией являются воображение, случайное осознание, образная память, пространственные связи, цветовая чувствительность, пение, музыка, артистичность, кинестетические переживания (М. Гриндер, М.А. Павлова). Вербальная информация лучше воспринимается левым полушарием, невербальная — правым [Kimura 1968, p. 395; Павлова 1997, с. 8; Леутин 2008, с. 30].
Заключение
Если на низших уровнях процесс восприятия протекает как бы «стихийно», «самотеком», независимо от сознательного регулирования, то в высших своих формах, связанных с развитием мышления, восприятие превращается в сознательно регулируемую деятельность наблюдения. Восприятие, поднявшееся до уровня сознательного наблюдения, является волевым актом. В своих наиболее совершенных формах наблюдение, исходя из четкой целевой установки и приобретая плановый систематический характер, превращается в метод научного познания. Восприятие в обыденной жизни относительно редко достигает той сознательной направленности, до которой оно поднимается в условиях научного познания, но оно никогда не спускается до уровня чисто пассивного, совершенно не направленного переживания. То спускаясь несколько ниже, то поднимаясь вверх, оно обычно находится где-то между этими двумя полюсами.
Таким образом, восприятие не является простой суммой ощущений, что оно — сложный целостный процесс, а то и целенаправленная деятельность. Это утверждение означает, во-первых, что ощущения и вызывающие их раздражения не остаются внешне рядоположными, а взаимодействуют в процессе восприятия, так что даже взятое лишь в своем чувственном составе восприятие представляет собой нечто большее и иное, чем простой агрегат ощущений. Во-вторых, из этого утверждения следует, что восприятие вообще не ограничивается одной лишь чувственной основой, образуемой ощущениями. Восприятие человека представляет собой в действительности единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мысли. Оно всегда не только сенсорная данность, но и осмысливание ее объективного значения.
Список использованной литературы:
1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: МГУ, 1983.
2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко, — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
3. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. — М.: Наука, 1973.
4. Выготский Л.С. Психология. — М.: Владос, 2002.
5. Гриндер, М. Исправление школьного конвейера / М. Гриндер. — М.: Б/и, 1994.
6. Логвименко А.Д. Психология восприятия. — М.: Просвещение, 1987.
7. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. — М.: Владос, 2002.
8. Павлов, И.П. Полн. собр. соч. / И.П. Павлов. — М.: Изд-во АН РСФСР, 1951. — Т. III. — Кн. 2.
9. Петровский А.В., Ерошевский М.Г. Психология. — М.: Владос, 2000.
10. Петухов В.В. Психология мышления. — М.: Просвещение, 1987.
11. Психологический словарь. / Под ред. Ю.Л. Неймера. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.
12. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2003.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002.
Размещено на