Содержание
Содержание
1. Что понимают под гражданской правоспособностью? Когда она возникает и прекращается?…………………………………………………………………….
2. Что такое административный надзор, его субъекты и назначение?…..
3. В чем заключаются особенности административно-правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства?…………………………………
4. Задача..
Пятнадцатилетний школьник, выбежав на проезжую часть улицы, создал аварийную ситуацию, однако дорожно-транспортного происшествия удалось избежать. За это на него сотрудником государственной инспекции безопасности дорожного движения был наложен административный штраф.
Правильно ли поступил сотрудник ГИБДД? При ответе используйте ссылки на статьи Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Список литературы….
Выдержка из текста работы
Федерация – форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.
В соответствии со статьей 1 действующей Конституции, Российская Федерация есть федеративное государство. Принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. Среди таких принципов выделяют следующие: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов. Однако понятие федерации, ее юридическая и практическая трактовка гораздо шире приведенных теоретических положений. Кроме того федеративное устройство России постоянно совершенствуется законодательными мерами, с учетом необходимых потребностей всех субъектов Федерации.
Становление и развитие федеративного устройства в России
Российская империя (с небольшими оговорками в отношении Финляндии и Польши) являлась унитарным государством. Возникшая в результате победы Октябрьской революции Российская Советская Республика также являлась унитарным государством. Однако многонациональность России и провозглашение советской властью права наций на самоопределение активизировали тенденцию к распаду России, возникшую еще до Октября, когда усилилось национально-освободительное движение народов. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г., провозгласила Россию федерацией. Подчеркивалось стремление «создать действительно свободный и добровольный, а, следовательно, тем более полный и прочный, союз трудящихся классов всех наций России».
Вскоре после Съезда началось практически формирование Российской Федерации, государственное строительство ее составных частей. Принятая в июле 1918 г. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики закрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР.
В первой половине 1918 г. основной и единственной формой автономии была автономная республика. Однако уже во второй половине 1918 г. создается новая форма автономии – трудовая коммуна, а с 1920 г. начинает широко применяться еще одна форма автономии – автономная область. К концу 1922 г. основная масса народов России завершила создание своей автономии. Все эти автономии, образовавшиеся после принятия Конституции, формировались на основе законов центральной власти. После издания общероссийского закона о провозглашении автономии созывались учредительные съезды Советов автономных единиц, на которых акт провозглашения автономии реализовывался.
Высшей формой автономии была автономная республика, которая являлась государством, имеющим свой государственный механизм, свою конституцию (или закон, выполняющий ее функции).
Наряду с внутренним развитием Российской Федерации в 1917–1922 годах возникают и развиваются ее связи с другими независимыми республиками, образовавшимися в это время.
Вступление РСФСР в состав Союза ССР совпало с завершением становления самой Российской Федерации. С 1923 г. начинается новый этап в развитии формы государственного единства Республики. Он, прежде всего, характеризуется изменением форм автономии. Национальные округа как новая форма автономии являлись особенностью лишь Российской Федерации. Ни в одной другой союзной республике они не создавались.
В этот же период можно отметить и переход многих народов России к более высоким формам государственности. Первым шагом в этом направлении стало преобразование округов Горской АССР в автономные области, начавшееся в 1921 г.
Важным этапом в государственном строительстве РСФСР стало принятие 21 января 1937 г. новой Конституции РСФСР. Эта Конституция закрепила наличие в составе Федерации 17 автономных республик и 6 автономных областей, которые перечислялись в Конституции. В Конституции в самых общих чертах определялся правовой статус автономной республики и автономной области. После принятия Конституции РСФСР 1937 г. во всех автономных республиках были приняты конституции этих республик.
В годы Великой Отечественной войны существующий тоталитарный режим предпринял ряд репрессивных мер по отношению к целым народам, населяющим Российскую Федерацию, некоторые из которых были обвинены в сотрудничестве с немецко-фашистскими захватчиками (Калмыкия, Чечня и т.д.)
Конституция РСФСР 1978 г. вновь зафиксировала суверенный статус РСФСР и ее право свободного выхода из СССР. В соответствии с Конституцией в составе Российской Федерации находились 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов (так стали называться бывшие национальные округа), которые были перечислены в ней поименно.
Однако, нужно признать что идеи федерализма в рамках РСФСР и СССР, очень часто были лишь декларативными, фактически государство управлялось из центра и характеризовалась строгой иерархией органов управления.
Принятие Конституции Российской Федерации в 1993 г. стало началом нового этапа построении федерализма как формы реальной демократизации власти. Конституция России 1993 г. четко определила ее конституционно-правовой статус, провозгласила равноправие субъектов Федерации. Обозначив определенную «асимметричность» входящих в ее состав субъектов (республики, края, области, автономные области, автономные округа, города федерального значения), Конституция заложила базовые принципы и основные рамки построения подлинной федерации.
В то же время с принятием Конституции 1993 г. процесс формирования государственного устройства РФ не завершился. Возможно, поэтому Конституцией была предусмотрена необходимость подготовки общих законов, регламентирующих различные условия построения федерации и федеративных отношений. С начала 90-х гг. Россия вошла в длительный переходный период, в рамках которого ведется поиск оптимальных форм взаимодействия национальных аспектов государственного устройства с чисто экономическими и территориальными.
Сегодня Российская Федерация является федеративным государством, которое идет по пути централизации, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т.д. Кроме того, до сих пор отсутствует сбалансированные отношения между центром и субъектами федерации.
В российской конституционной практике указывается на ряд проблем, связанных с формой территориального устройства в России. Анализ статей 5, 66, 68 Конституции России показывает, что субъекты Российской Федерации фактически неравноправны. Например, только республики именуются в тексте Основного закона государствами; учредительным документом республики является конституция, а иных субъектов – устав. Республики и автономии строятся по национальному признаку, однако, только республики вправе вводить собственный государственный язык. Кроме того, современные проблемы федеративного устройства России связаны с большим размером территории государства, огромным количеством субъектов.
В настоящее время можно обратить на следующие тенденции формирования и функционирования федеративного устройства Российской Федерации:
– в условиях перехода от старой формы государственного устройства к новой модели федеральных отношений наметилась тенденция учета мирового опыта федерализма и выработки оптимального пути федерирования Российского государства;
– сохранена тенденция перегруппировки субъектов Российской Федерации (в сторону увеличения либо уменьшения);
– наличие разнообразных форм национально-государственного самоопределения (республики, автономная область, автономные округа) породило тенденцию максимального учета национальных интересов Российского общества в целом и составляющих его народов;
– в Конституции Российской Федерации в системе распределения полномочий между центром и субъектами федерации все более вырисовываются тенденции субсидиарных взаимоотношений;
– выверены подходы к определению понятия суверенитета.
В дальнейшем изложении мы подробно остановимся на законодательных принципах и особенностях федеративного устройства Российского государства.
Принципы и особенности федеративного устройства России
По конституции Российской Федерации выделяются несколько основополагающих принципов федеративного государства. Это верховенство Конституции и федеральных законов, равноправие субъектов федерации, государственная целостность, единство системы государственной власти, Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и право, подразумевающие равноправие и самоопределение народов.
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Верховенство Конституции и федеральных законов. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 4), «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы. Причем понятие «федеральные законы» в контексте данной статьи следует понимать в его широком значении, т.е. и как собственно федеральные законы, и как федеральные конституционные законы.
Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции или федеральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. Как следует из смысла данной статьи Конституции, это правило действует на всей территории Российской Федерации.
В части 1 статьи 76 говорится, что «по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации».
Часть 5 статьи 76 Конституции РФ устанавливает гарантии и пределы действия и применения федеральных законов, а также законов и иных актов субъектов Федерации, изданных по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В данной статье указано, что «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон».
Часть 6 статьи 76 устанавливает важную гарантию приоритета нормативного правового акта субъекта Федерации в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью 4 той же статьи. Это означает, что при наличии такого противоречия действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
Необходимо отметить, что, несмотря на то, что в Конституции Российской Федерации определены основные принципы верховенства Конституции и федеральных законов, данный основополагающий государственный принцип нарушается. Так, во многих республиках Российской Федерации закреплено юридическое верховенство их конституций по отношению к федеральной Конституции (Ингушетия, Калмыкия, Татарстан, Башкортостан, Тыва, Кабардино-Балкарская Республика). Некоторые субъекты установили в одностороннем порядке приоритет республиканского законодательства над федеральным, закрепили право приостановления на территории республики действия законов и иных нормативных актов Российской Федерации, если они противоречат Конституции или законам субъектов Российской Федерации (Саха, Коми, Тыва, Татарстан, Башкортостан). Все эти установления-нарушения разрушают единое правовое пространство Российской Федерации и ведут к возникновению правового сепаратизма. В то же время отметим ту работу, которую ведет Администрация действующего президента РФ Д.А. Медведева, по приведению в соответствие с Конституцией отдельных нормативных актов субъектов федерации.
Равноправие субъектов федерации. Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 5 закрепляет, что «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации». Это равноправие также состоит в предоставлении всем субъектам Российской Федерации прав принятия законов (ст. 76 Конституции РФ).
Равноправие субъектов Российской Федерации состоит также в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: «В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти» (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ).
Также равноправие субъектов РФ состоит и в том, что «во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны» (ч. 4 ст. 5 Конституции РФ). В то же время между субъектами Федерации имеются определенные различия в государственной организации субъектов. В первую очередь мы говорим о республиках.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Конституции «Республика является государством в составе Федерации». Она обладает всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе РФ. За республиками закреплено право на принятие Конституций, в то время как остальные субъекты Федерации принимают Уставы: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство» (ч. 2 ст. 5 К. РФ).
Республики в составе РФ самостоятельно определяют систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в РФ и законодательством республики. Помимо этого республики имеют право на именование своих органов государственной власти высшими. Так, каждая республика имеет свой законодательный (представительный) орган – Парламент; главу исполнительной власти или главу республики (Президента); свое Правительство; Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. Только республики наделены правом устанавливать свои государственные языки. Различие есть также и в наличии республиканского гражданства.
Каждая республика имеет право на государственную символику, которая включает Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн, а также право на столицу. Каждая республика самостоятельно утверждает Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн – официальные символы государства, выражающие его самобытность и исторические традиции народов, населяющих эти республики, а также имеет столицу.
Государственная целостность. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности. Часть 3 статьи 4Конституции РФ говорит, что «РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории», а часть 3 статьи 5, что «федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности».
Российская Федерация состоит из государств, государственно-территориальных и национально-государственных образований, созданных для достижения общих целей с помощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов РФ к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной целостности Российской Федерации.
Государственная целостность Российской Федерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (часть 1 статьи 8 Конституции РФ); верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 К. РФ); единым гражданством Российской Федерации (ст. 6 К. РФ); отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия Российской Федерации, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности России, единству системы государственной власти.
Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение – одной из важнейших его функций.
Единство системы государственной власти. Закрепляя принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, Конституция Российской Федерации в то же время подчеркивает, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти. Указание на то, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти означает, что Российская Федерация берет на себя обязательство руководствоваться основными принципами федерализма, в соответствии с которыми субъекты Федерации, как бы они ни назывались, имеют право на им принадлежащие и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия.
Единство системы государственной власти – одна из гарантий государственной целостности Российской Федерации. Единство системы государственной власти выражается в наличие единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.
В Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы – Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации (ст. 11 Конституции РФ).
Федеральная государственная власть распространяется на всю территорию Российской Федерации и осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Генеральным прокурором РФ. Федеральные органы государственной власти в рамках Конституции и законов Российской Федерации обеспечивают единство системы государственной власти в Российской Федерации. государственная власть субъектов Российской Федерации является неотъемлемой составной частью единой системы государственной власти в Российской Федерации и распространяется на территорию субъектов Российской Федерации. Она осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за соблюдение Конституции и законов Российской Федерации, за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации.
Местная государственная власть является неотъемлемой составной частью единой системы государственной власти в Российской Федерации. Она осуществляется представительными, исполнительными и судебными органами, созданными в городах и районах, а также иных административно-территориальных единицах, непосредственно входящих в состав субъектов Российской Федерации, и распространяется на территорию городов и районов, а также иных административно-территориальных единиц, непосредственно входящих в состав субъектов Российской Федерации.
Местная государственная власть взаимодействует с местным самоуправлением в формах, определенных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местные органы государственной власти осуществляют контроль за деятельностью органов местного самоуправления по вопросам обеспечения законности и правопорядка, а также использования материальных и финансовых средств, выделяемых местному самоуправлению в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных органов государственной власти.
Единство государственной власти в системе представительных и законодательных органов государственной власти обеспечивается:
– правом участия представительных и законодательных органов субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе;
– правом участия местных представительных органов в законодательном процессе субъектов Российской Федерации;
– правом отмены Федеральным Собранием РФ по заключению Конституционного Суда РФ законов субъектов Российской Федерации, нарушающих Конституцию и законы Российской Федерации;
– правом отмены представительными и законодательными органами субъектов Российской Федерации по заключению конституционных (уставных) судов субъектов Федерации решений местных представительных органов, нарушающих Конституцию и законы Российской Федерации, конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации.
Единство государственной власти в системе исполнительных органов государственной власти обеспечивается: подчинением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации решениям федеральных органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией и законами Российской Федерации; подчинением местных органов исполнительной власти решениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах, установленных конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут конституционную ответственность за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации. Президенты и главы администраций (губернаторы) субъектов Российской Федерации могут быть отстранены от занимаемой должности за неоднократное грубое нарушение Конституции и законов Российской Федерации, а также иные действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации. Президенты и главы администраций (губернаторы) отстраняются от должности указом Президента РФ на основе решения Конституционного Суда РФ.
Представительные и законодательные органы субъектов Российской Федерации могут быть распущены за неоднократное грубое нарушение Конституции и законов Российской Федерации, принятие законов и иных нормативно-правовых актов, подрывающих суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, наносящих ущерб обороноспособности государства и разрушающих единую денежную и бюджетно-финансовую систему Российской Федерации. Представительные и законодательные органы субъектов Российской Федерации распускаются указом Президента РФ по представлению Федерального Собрания РФ и на основе заключения Конституционного Суда РФ.
Местные органы государственной власти несут конституционную ответственность за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации. Формы ответственности местных органов государственной власти за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации устанавливаются конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Как уже было отмечено выше, характерная черта всякой федерации – разграничение предметов ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в нее субъектов. Часть 3 статьи 11 Конституции РФ гласит, что «разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий». Основной закон России определяет предметы ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения (ст. 72), а также полноту государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 73).
Конституционные требования организации публичной власти в России предполагают неукоснительное соблюдение органами власти ст. 71 Конституции Российской Федерации, устанавливающей предметы исключительного ведения Российской Федерации. Эти предметы не могут быть переданы в ведение субъектов Российской Федерации или в сферу их совместного с Российской Федерацией ведения иначе, чем через внесение изменений в Конституцию Российской Федерации.
«Исключительность» предметов ведения Российской Федерации, согласно ст. 76 Конституции РФ, выражается, прежде всего, в том, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Поэтому органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут осуществлять по предметам ведения Российской Федерации лишь исполнительно-распорядительные полномочия, но только в случаях и пределах, установленных Федерацией. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 К. РФ). Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 К. РФ). Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76 К. РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 К. РФ).
Равноправие и самоопределение народов. Конституция Российской Федерации исходит из принципа равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. «Федеративное устройство Российской Федерации основано на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации» (ч. 3 ст. 5 К. РФ).
Федеративное устройство Российской Федерации исходит из права народов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших достижений современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права.
Как известно, многие народы, проживающие на территории Российской Федерации, самоопределились, иногда и по своей инициативе, но всегда с согласия и, при поддержке государственных органов Российской Федерации. Так возникли, например, Башкирская и Бурятская республики и многие другие. Самоопределение в составе Российской Федерации помогло становлению, как самоопределившихся народов, так и Российской Федерации как суверенного государства.
Именно историческое прошлое и настоящее учитывались в ст. 5 Конституции при констатации того, что федеративное устройство Российской Федерации основано, в частности, на «равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации».
Закрепленный статьей принцип равноправия народов в Российской Федерации означает также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Тем самым действующая Конституция положила конец претензиям руководителей отдельных субъектов Федерации на особое положение этих субъектов в Федерации.
В Конституции РФ также сказано, что «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития» (ч. 3 ст. 68).
Кроме того, в этом контексте важно отметить, что согласно ст. 69 Конституции РФ, «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».
В целом выскажем мысль, что принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. Попытки подорвать эти принципы под видом все более демократических, реальных моделей федерализма ведут только к одному: размыванию, выхолащиванию главных, наиболее существенных черт федеративного государства, к стиранию граней между такими качественно различными формами государственных образований, как «конфедерация», «союз государств», «союзное государство», «унитарное государство».
Изложим некоторые промежуточные выводы по настоящей главе:
– Россия по форме своего государственного устройства является федерацией. Федеративное устройство России имеет свою историю и фактически начинается с 1918 года. Однако, нужно признать что идеи федерализма в рамках РСФСР и СССР, очень часто были лишь декларативными, фактически государство управлялось из центра и характеризовалась строгой иерархией органов управления;
– принятие Конституции Российской Федерации в 1993 г. стало началом нового этапа построении федерализма как формы реальной демократизации власти. Конституция России 1993 г. четко определила ее конституционно-правовой статус, провозгласила равноправие субъектов Федерации, заложила базовые принципы и основные рамки построения подлинной федерации;
– в то же время процесс формирования государственного устройства РФ не завершился. С начала 90-х гг. Россия вошла в длительный переходный период, в рамках которого ведется поиск оптимальных форм взаимодействия национальных аспектов государственного устройства с чисто экономическими и территориальными, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т.д.;
– наиболее важные принципы Российской Федерации как федеративного государства таковы: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов;
– принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. Попытки подорвать эти принципы под видом все более демократических, реальных моделей федерализма ведут только к одному: размыванию, выхолащиванию главных, наиболее существенных черт федеративного государства, к стиранию граней между такими качественно различными формами государственных образований, как «конфедерация», «союз государств», «союзное государство», «унитарное государство».
Заключение
Под формой государственного устройства понимаются территориальное его устройство и характер взаимоотношений между его составными частями и центральной властью. Существуют две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная. В унитарных государствах обособление частей в основном носит лишь административно-управленческий характер, их органы самостоятельную политику не вырабатывают. В федеративном государстве имеются высшие органы государственной власти и управления, как у государства в целом, так и у его субъектов;
Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
– территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов;
– в союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией;
– субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
– основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.
– обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента. Одна палата рассматривается как орган общесоюзного представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.
– на сегодняшний день в мире насчитывается более 20 федераций, расположенных на пяти континентах, с совокупным населением около двух млрд. человек.
Россия по форме своего государственного устройства является федерацией. Федеративное устройство России имеет свою историю и фактически начинается с 1918 года. Однако, нужно признать что идеи федерализма в рамках РСФСР и СССР, очень часто были лишь декларативными, фактически государство управлялось из центра и характеризовалась строгой иерархией органов управления.
Принятие Конституции Российской Федерации в 1993 г. стало началом нового этапа построении федерализма как формы реальной демократизации власти. Конституция России 1993 г. четко определила ее конституционно-правовой статус, провозгласила равноправие субъектов Федерации, заложила базовые принципы и основные рамки построения подлинной федерации. С начала 90-х гг. Россия вошла в длительный переходный период, в рамках которого ведется поиск форм взаимодействия национальных аспектов государственного устройства с чисто экономическими и территориальными, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т.д.
Наиболее важные принципы России как федеративного государства таковы: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов.
Принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации.
Исковая давность
Введение
Исковая давность в качестве института материального или процессуального права применяется сегодня практически во всех известных правовых системах. В российской правовой системе, относящейся к числу континентальных, исковая давность является институтом гражданского материального права, в то время как в системе англосаксонского права исковая давность представляет собой институт процессуального права. Вопросы института исковой давности всегда были объектом самого пристального внимания ученых и практикующих юристов и продолжают вызывать большой теоретический и практический интерес
Понятие исковой давности
Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК). В течение этого срока суд, арбитражный суд, другие государственные органы помогают обладателю права в удовлетворении его законных требований. Главная цель этого – способствовать устойчивости правопорядка и стабильности имущественных отношений. Установление исковой давности необходимо, так как не всегда спорные обстоятельства могут быть установлены по прошествии длительного времени. Могут быть потеряны доказательства, забыты существенные для дела обстоятельства. Исковая давность защищает лицо от необоснованных притязаний. Также она одновременно побуждает стороны в правотношениях своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав и тем самым способствует укреплению дисциплины в гражданском обороте. Истечение срока давности не погашает само субъективное право, но лишает его принудительной защиты, а поэтому является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (ст. 199 ГК). Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре. Будучи сроком принудительной защиты нарушенного права, исковая давность тесно связана с процессуальным понятием «право на иск». Право на иск – это обеспеченная законом возможность заинтересованного лица обратиться в суд с требованием о рассмотрении и разрешении материально-правового спора с ответчиком в целях защиты нарушенного права или охраняемых законом интересов лиц. Право на иск состоит из двух правомочий – права на предъявление иска и права на удовлетворение иска.
Право на предъявление иска, которое часто именуется правом на иск в процессуальном порядке, – это право требовать от суда рассмотрения и разрешения спора в определенном процессуальном порядке. Условия осуществления данного права определяются гражданско-процессуальным законодательством.
Важно подчеркнуть, что право на иск в процессуальном порядке не зависит от истечения каких бы то ни было сроков. Обратиться в суд можно в любое время независимо от срока истечения исковой давности (ч. 1 ст. 199 ГК).
Удовлетворение иска в материальном смысле – это осуществление требований истца через суд. Истечение исковой давности погашает именно эту возможность и служит основанием для отказа в иске (ч. 2 ст. 199 ГК). Правила закона, определяющие сроки исковой давности и порядок их исчисления, носят в основном императивный характер. Стороны не могут своим соглашением изменить продолжительность срока исковой давности, иначе, чем указано в законе, определить начало его течения, обстоятельства, приостанавливающие исковую давность и так далее. Закон также содержит важное указание о том, что исковая давность применяется судом только по заявлению сторон в споре (ч. 2 ст. 199 ГК). Это значит, что если ответчик не желает воспользоваться фактом истечения давности, о чем он прямо заявляет в суде, то суд должен рассмотреть дело по существу и вынести решение по материально-правовому спору между истцом и ответчиком независимо от истечения каких-либо сроков. Закон подразделяет сроки исковой давности на два вида: 1) общий и 2) специальный.
Общий срок составляет 3 года (ст. 196 ГК) и распространяется на все правоотношения, за исключением тех, в отношении которых установлены специальные сроки.
Специальныесроки применяются к отдельным, указанным в законе отношениям. Специальные сроки по продолжительности могут быть сокращенными или более длительными по сравнению с общими сроками (ст. 197 ГК). Специальные сроки исковой давности 10 лет установлены для исков о применении последствий недействительности ничтожных сделок (п. 1 ст. 181 ГК), для требований о безвозмездном устранении таких недостатков по договору бытового подряда, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья подрядчика и других лиц (п. 2 ст. 737 ГК). Сокращенными (1 год) являются специальные сроки по искам кредиторов, не получивших уведомления о продаже предприятий, о признании договора продажи предприятия недействительным и др. (п. 2, 3 cт. 562 ГК), по требованиям, предъявляемым в связи с ненадлежащим качеством работы по договору подряда (п. 1 ст. 725 ГК). Двухлетний срок установлен для требований, вытекающих из договора имущественного страхования (ст. 996 ГК).
Требования, на которые исковая давность не распространяется
Исковая давность распространяется на все гражданские правоотношения за исключением случаев, прямо предусмотренных в законе. Перечень таких случаев указан в статье 208 Гражданского Кодекса. Исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом, на требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов, требования о возмещении вреда, причененного жизни или здоровью гражданина, требования собственника об устранении всяких нарушений его права. Последнее объясняется тем, что подобные нарушения имеют длящийся характер и вопрос о пропуске исковой давности не может возникнуть. Специальный случай неприменения исковой давности предусмотрен в постановлении Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года “О введении в действие Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики””, которым было установлено, что подлежат расторжению все договоры купли-продажи и аренды квартир и домов государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, если они были заключены без согласия проживающих там совершенолетних граждан, даже если такие договоры были заключены до принятия указанного Закона и независимо от истекшего срока. К данным отношениям сроки исковой давности не должны применяться.
Начало течения срока давности
Течение срока давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200 ГК). Исключение из этого правила устанавливается Гражданским Кодексом и иными законами. До этого момента лицо, право которого нарушено, не могло обратиться в судебные органы за защитой нарушенного права. Следовательно, начало как общих, так и сокращенных сроков исковой давности определяется моментом, с которого управомоченное лицо может обратиться в суд за принудительным осуществлением своего права. Практика применения указанного положения показывает, что определение момента нарушения права по искам о защите права собственности и других абсолютных прав не представляет трудностей. Если истец не знал о нарушении своих прав (из-за небрежности, бесхозяйственности или по другим причинам), начало срока исковой давности следует исчислять с того момента, когда он должен был узнать о нарушении своих прав. Правила определения начального момента течения исковой давности в обязательственных отношениях более детальны. Пункт 2 статьи 200 говорит, что «по обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения». Если срок исполнения по обязательствам не определен или определен моментом востребования, то течение исковой давности начинается с момента возникновения у кредитора права предъявления требований об исполнении обязательств. В случае предоставления должнику льготного срока для исполнения такого требования исчисление сроков исковой давности начинается по окончании данного срока. Льготные сроки исполнения обязательств предусмотрены статьей 314 ГК в которой установлено, что обязательства, срок исполнения которых определен моментом востребования, должны быть исполнены в 7-ми дневный срок со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательств. Пленум Высшего Арбитражного Суда дал разъяснения по поставке товаров, согласно которым для исков, связанных с поставками ненадлежащего качества товаров, течение срока исковой давности начинается со дня установления покупателем недостатков доставленных ему товаров. Из этого следует, что при наличии иска покупателя о взыскании убытков (в том числе стоимости товара и предусмотренного договором штрафа) течение исковой давности начинается со дня составления акта или с того дня, когда этот акт должен был быть составлен. В период срока исковой давности могут возникнуть обстоятельства, препятствующие или затрудняющие управомоченному лицу предъявить иск в защиту своего права. По своему характеру и юридическим последствиям они различны и могут вызывать приостановление, восстановление, перерыв исковой давности.
В соответствии со статьей 202 ГК течение исковой давности приостанавливается, если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила), если истец или ответчик находятся в составе Вооруженных Сил, переведенных на военное положение, в силу установленной на основании постановления Правительства РФ об отсрочке исполнения обязательств (мораторий), в силу приостановления действия закона или иного правового акта, регулирующего соответствующее отношение. Характеризуя непреодолимую силу, закон называет два сущностных признака: ее чрезвычайность и непреодолимость при данных условиях. Это свидетельствует об оценочном характере данного понятия. Ссылка стороны по делу на непреодолимую силу требует от суда оценки обстоятельства на чрезвычайность, то есть уяснения, является ли оно настолько необычным, неординарным, крайне редко встречающимся, что позволяет отнести его к обстоятельствам, являющимся чрезвычайными. Это же следует отнести к оценке обстоятельства на непреодолимость при данных условиях, поскольку одно и то же явление при разных условиях может быть прекращено, а может быть не прекращено при использовании всех возможных технических средств. Обычно к непреодолимой силе относят явления природного или социального характера, например, землетрясения, обвалы, заносы, военные конфликты, войны. Теперь хотелось бы поподробнее остановиться на случаях приостановления течения срока давности. Нахождение истца или ответчика в составе Вооруженных Сил приостанавливает срок давности только при пребывании истца в армии, переведенной на военное положение (призыв гражданина в мирное время на действительную службу в армии не является основанием для приостановления срока исковой давности).
Мораторий, как основание приостановления срока исковой давности, создает юридические последствия для предъявления иска. Мораторий – это установленная Правительством отсрочка исполнения обязательств. Это довольно редкое явление, которое обычно происходит во время каких-либо чрезвычайных ситуаций (например, в случае войны). Мораторий может быть общий, который распространяется на все виды обязательств, и частный, который касается лишь отдельных их видов.
Приостановление действия закона или другого правового акта также является основанием для приостановления срока давности. По своей юридической природе он схож с мораторием, так как создает юридические препятствия для предъявления исковых требований. Поэтому, если решением компетентного органа приостановлено действие закона или иного правового акта, то нет правовых оснований для требований, опирающихся на эти источники. Данное основание приостановления течения срока давности является новым для нашего гражданского законодательства, оно впервые закреплено в Гражданском Кодексе 1994 года. Стоит также отметить, что для применения исковой давности важное значение имеет отрезок времени, предшествующий истечению срока давности. В статье 202 пункте 2 говорится, что «течение срока давности приостанавливается при условии, если указанные в настоящей статье обстоятельства возникли или продолжали существовать в последние 6 месяцев срока давности, а если этот срок равен 6 месяцам или менее 6 месяцев – в течении срока давности». После прекращения обстоятельства, которое послужило основанием для приостановления срока давности, течение этого срока продолжается. Остающаяся часть срока удлиняется до 6 месяцев, а если срок давности равен 6 месяцам или менее – до срока давности. Если, например, препятствие возникает за 2 месяца до истечения общего срока давности, то после устранения данного обстоятельства для предъявления управомоченному лицу иска предоставляется не 2, а 6 месяцев. Если в течение последующих 6 месяцев вновь появится основание для приостановления срока исковой давности, то после того, как оно отпадет, для предъявления иска опять предоставляется 6 месяцев. Из этого следует, что сущность приостановления исковой давности заключается в том, что период времени, препятствующий защите нарушенных прав, не засчитывается в срок исковой давности.
Гражданский Кодекс в статье 204 допускает еще одно основание для приостановления срока исковой давности – оставление без рассмотрения иска, предъявленного в уголовном деле. Это специальная форма окончания судебного разбирательства без вынесения решения по существу спора (ст.87, 88 Арбитражного Процессуального Кодекса; ст. 221, 222 Гражданского Процессуального Кодекса). Основанием для оставления иска без рассмотрения судом могут служить несоблюдение истцом установленного порядка рассмотрения спора, неявка истца на заседание суда, если истец не заявил о рассмотрении дела без его участия, нахождение в производстве другого суда спора между теми же сторонами о том же предмете и по тому же основанию и др. Если судом оставлен без рассмотрения иск, предъявляемый в уголовном деле, то течение срока исковой давности приостанавливается с момента предъявления иска до вступления в законную силу приговора суда, которым иск оставлен без рассмотрения. Этот период не засчитывается в срок исковой давности, а если оставшийся срок меньше 6 месяцев, то он удлиняется до 6 месяцев. Во всех иных случаях оставление судом иска без рассмотрения (кроме исков в уголовном деле) исковая давность не приостанавливается: начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается в общем порядке.
Перерыв исковой давности означает, что время, истекшее до наступления обстоятельства, послужившего основанием перерыва, в давностный срок не засчитывается, и он начинает течь заново. Если приостановление исковой давности вызывается, как правило, независящими от воли заинтересованных лиц событиями длящегося характера, то перерыв исковой давности закон связывает с волевыми однократными действиями истца или ответчика. В соответствии со статьей 203 ГК течение исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном законе порядке и совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. Первое из этих обстоятельств охватывает собой лишь такое обращение в суд, арбитражный или третейский, которое сделано в полном соответствии с требованиями материального и процессуального законодательства. Это означает обязательное соблюдение истцом правил о подведомственности спора, принятие им необходимых мер к его досудебному урегулированию, предъявление иска недееспособным лицом и т.д. Иск, предъявленный с нарушением любого из этих и иных установленных законом требований, не принимается судом к производству (ст. 129 ГПК) либо оставляется судом без рассмотрения (ст. 210 ГПК) и не прерывает исковую давность. Иногда иск, предъявленный по всем правилам, оказывается не рассмотренным по существу ввиду появлению обстоятельств, приостанавливающих производство по делу (ст. 214 ГПК). Суд обязан приостановить производство по делу в случае смерти гражданина, если спорное правоотношение допускает правопреемство, пребывание ответчика в действующей части Вооруженных Сил. Во всех случаях приостановления производства по делу исковая давность прерывается в момент предъявления иска и начинает течь заново. Признание долга как обстоятельство, прерывающее исковую давность, может выражаться в любых действиях должника, подтверждающих наличие долга или иной обязанности. Такими действиями могут быть, например, просьба об отсрочке исполнения, частичная уплата долга или процентов по нему. Действия, свидетельствующие о признании долга, должник может совершать как по отношению к кредитору, так и по отношению к третьим лицам. Указанные в статье 204 ГК обстоятельства, прерывающие исковую давность, носят исчерпывающий характер и не дополняются какими-либо специальными правами закона. В соответствии со статьей 205 ГК исковая давность может быть также восстановлена судом, если причины ее пропуска будут признаны судом уважительными. Этот случай отличается от случаев приостановления и перерыва исковой давности тем, что восстанавливается уже истекшая давность. Восстановление исковой давности рассматривается законом как исключительная мера. Причина пропуска исковой давности обязательно должна быть признана судом уважительной по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние и т.п.). Текст закона не оставляет сомнения в том, что ссылаться на уважительность пропуска исковой давности и представлять соответствующие доказательства может только истец и только лицо физическое. Кодекс 1964 года не знал таких ограничений. По новому Гражданскому Кодексу не могут удовлетворяться просьбы юридических лиц и граждан-предпринимателей о восстановлении пропущенного срока исковой давности. Срок исковой давности восстанавливается судом при наличии уважительной причины его пропуска в том случае, если она имела место в последние 6 месяцев срока давности, а если этот срок равен 6 месяцам или менее – в течение срока давности.
Заключение
Статья 195 ГК называет исковой давностью срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В течение этого срока суд общей юрисдикции, арбитражный суд, третейский суд, другие государственные органы содействуют обладателю нарушенного права в удовлетворении его законных требований. Такой срок для реализации гражданских прав определен во всех правовых системах. Он необходим для обеспечения устойчивости, устранения неопределенности в имущественных отношениях, для того чтобы обеспечивать достоверность судебных , так как по истечении длительного времени многие доказательства утрачиваются, что затрудняет возможность обоснования сторонами своих требований и возражений.
Таким образом, исковая давность имеет целью обеспечить правильное разрешение спора и защитить ответчика от необоснованных притязаний, одновременно побуждая стороны правоотношения своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав и тем самым способствуя укреплению финансовой и хозяйственной дисциплины в хозяйственных отношениях.
Список используемой литературы
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст.
2. Закон РФ от 25.10.1991 №1807 «О языках народов Российской Федерации». Официальный текст.
3. Федеративный договор от 10.04.1992 г.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 года в ред. Федерального закона № 22-ФЗ от 21 марта 2005 года
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон № 14-ФЗ от 26 января 1996 года в ред. Федерального закона № 19-ФЗ от 2 февраля 2006 года
Научные монографии:
1. Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства. М.: Право. 1996. – 92 с.
2. Бахлов И.В. Современное федеративное государство. СПб.: Град Петров. 2004. – 150 с.
3. Валентен С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. М.: Гардарика, 2003. – 119 с.
4. Иванов В.Н., Яровой О.Я. Российский федерализм: становление и развитие. М.: Спутник+. 2006. – 280 с.
5. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М.: Истоки. 2007. – 230 с.
6. Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. М.: Право. 2001. – 125 с.
7. Левакин И.В. Российская Федерация: проблемы государственного единства. М.: Кодекс. 2002. – 320 с.
8. Научно-практический комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.В. Лазарева. М.: АкадемКнига. 2003. – 313 с.
9. Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: АкадемКнига. 2006. – 540 с
10. Cарбаш С. Исковая давность // Хозяйство и право. 2000. № 5.