Выдержка из текста работы
- ВВЕДЕНИЕ 2
- Глава 1. Отраслевая и территориальная структура машиностроительного комплекса 4
- Отраслевая структура машиностроения 4
- Сдвиги в территориальной и отраслевой структуре машиностроительного производства 13
- Глава 2. Территориальная организация новейших отраслей промышленности 16
- География электронной промышленности 16
- Отраслевая структура электронной промышленности 20
- Центры электронной промышленности 25
- Электротехническая промышленность 36
- Глава 3. География машиностроения России 40
- Современное состояние отрасли в России 49
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
- Литература 56
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Целью
задачи
методы
Объектом
Предметом
Глава 1. Отраслевая и территориальная структура машиностроительного комплекса
Отраслевая структура машиностроения
тяжелое машиностроение —
Общее машиностроение
Судостроение
Производство подвижного состава для железных дорог
Авиационная промышленность
Среднее машиностроение
Автомобильная промышленность
Сдвиги в территориальной и отраслевой структуре машиностроительного производства
Глава 2. Территориальная организация новейших отраслей промышленности
География электронной промышленности
Электронная промышленность
детище научно-технической рево-
люции.
самая наукоемкая отрасль
Структуру
вычислительной техники —
комплектующих изделий,
оборудования для систем связи
массовой бытовой электронной аппара-туры.
Отраслевая структура электронной промышленности
средства технического обеспече-
ния —¦
География компьютерной промышленности
Активные электронные компоненты
Ассортимент
сосредоточено
аппаратуры связи
Бытовая электронная техника
Центры электронной промышленности
одну из ведущих в индустрии.
наибольшего уровня электронизации
территориальной структуры.
черты экспор-
та и импорта.
Япония
второе
мире
уровню развития электрон-
ной промышленности.
степени электронизации
Структура
География
внешней торговле
Западная Европа
медленное послевоенное развитие
Степень электронизации
структуре
География
Внешняя торговля
Азия.
Уровень развития
экспортность
Восточная Европа.
развивались обособлен-
отставание
Электронизация
Структура
Внешняя торговля
Электротехническая промышленность
сильноточные производства,
слаботочные производства,
Глава 3. География машиностроения России
Наукоемкость
Металлоемкость
Трудоемкость
Тяжелое машиностроение.
металлургического оборудования
горного машиностроения
Продукция подъемно-транспортного машиностроения
Турбостроение
Атомное машиностроение
Полиграфическое машиностроение
Электротехническая промышленность
Станкоинструментальная промышленность
Приборостроение.
Машиностроение для легкой и пищевой промышленности
Авиационная промышленность
Ракетно-космическая промышленность
Автомобильная промышленность
Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение
Судостроительная промышленность
Современное состояние отрасли в России
Это — одна из депрессивных отраслей российской промышленности. Сокращение производства здесь нача-лось раньше, замедление темпов снижения наступило позднее, а спад в отрасли был заметно глубже, чем в среднем по промышленности. Из нескольких десятков позиций удалось обнаружить только два вида продукции отрасли, производство которой в 2003 г. было выше, чем в 1994 г., — легковые автомобили и персональные компьютеры. По подавляющему большинству остальных видов продукции производство сократилось в два и бо-лее раз. По зерноуборочным комбайнам, например, в 25 раз, по бытовым магнитофонам — в 100.
Выделить в продукции машиностроения какие-либо группы, по которым производство сокращалось выше или ниже среднего, почти невозможно: быстро падало производство и средств производства, и предметов по-требления. Все же в относительно худшем положении оказались предприятия, производящие оборудование для депрессивных отраслей: угольной и легкой промыш-ленности, техники для села, нужд самого машинострое-ния (в первую очередь производители металлообрабаты-вающего оборудования).
Несколько лучше положение с производством про-дукции, ориентированной либо на удовлетворение об-щественных потребностей, спрос на которые сокращает-ся в последнюю очередь (так, удалось избежать обваль-ного сокращения производства в энергетическом маши-ностроении, стабилен уровень производства автобу-сов), либо на платежеспособный спрос населения. Так, в 1999 г. наметилась тенденция увеличения производства холодильников и морозильников, цветных телеви-зоров. Впрочем, более глубокое знакомство со статисти-кой, в частности выпуска бытовой техники, показывает, что здесь наблюдается резкая дифференциация произво-дителей одних и тех же видов продукции по их способ-ности к адаптации в новых условиях. Так, например, производство цветных телевизоров за 1999 г. в Новоси-бирской области сократилось в 7,7 раза, в то время как по РФ в целом — возросло в 2,4 раза.
В 2000 году рост производства отрасли происходил во всех регионах с машиностроительной специализацией. Более динамично развиваются машиностроительные предпри-ятия, расположенные в регионах Европейской части страны, в то время как восточные регионы в наращи-вании производства заметно отстают.
В 2001 году рост объема производства в Центральном районе на 41% больше, по сравнению с 1998 годом, это связано с выпуском комплектных электропоездов в Московской области и реализацией проекта в Москве по выпуску автомобилей «Рено-меган».
Рост производства машиностроения в Западной Сибири основан на мероприятиях по реализации крупной федеральной программы по производству оборудования для нефтегазовой промышленности, а также с возможным включением оборонных предприятий этого региона в программы и проекты развития наукоемких производств.
В машиностроении Восточной Сибири не было заметных динамических сдвигов, тем не менее некоторый рост обеспечили предприятия тяжелого, сельскохозяйственного и транспортного машиностроения.
В результате осуществления мер по реформиро-ванию и реструктуризации предприятий несколько изменилась отраслевая структура машиностроения. В общем объеме промышленного производства повы-сился удельный вес продукции автомобильной про-мышленности, тяжелого, энергетического, транспорт-ного, тракторного, сельскохозяйственного и строи-тельно-дорожного машиностроения и снизилась доля приборостроения, электротехнической, станкострои-тельной и инструментальной промышленности.
Стратегия развития данной отрасли на сред-несрочную перспективу предусматривает внедре-ние новейших зарубежных технологий с возможно-стью импорта оборудования, постепенное накопле-ние опыта его производства на собственных мощ-ностях, а затем развитие отечественных приоритет-ных технологий. При этом российское машино-строение при благоприятных рыночных условиях будет развиваться в следующих направлениях:
1) выпуск модернизированных машин и оборудо-вания для предприятий с морально устаревшими, но еще функционирующими технологическими линиями;
2) производство (в том числе сборочное) науко-емкой продукции на импортном оборудовании с при-влечением в различных формах иностранного капитала;
3) участие в проектах, предполагающих произ-водство технологически сложных комплектующих изде-лий для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом (включение российских технологий в меж-дународную систему технологического сотрудничества );
4) точечное развитие отдельных производств по выпуску оборудования для высоких технологий как на импортной, так и на собственной технологической базе.
При этом обеспечить решение указанных выше программ может только часть мощностей существую-щего машиностроительного комплекса, которая глав-ным образом сосредоточена в районах Европейской части страны, включая Урал (92% от общего объема производства отрасли в 2002 году). Таким образом, в среднесрочной перспективе приоритет в развитии машиностроения сохранится за старопромышленными районами запада и центра Европейской части России.
Проявившаяся в 2000 году положительная дина-мика спроса внутреннего рынка на машины и оборудо-вание сохранится и в ближайшие годы. При этом следует ожидать такое увеличения экспорта некоторых видов машиностроительной продукции. Импорт определенной части машин и оборудования, обусловленный ограни-ченным потенциалом импортозамещения отечественно-го машиностроения, сохранится на достигнутом уровне. Существенный структурный сдвиг в объемах реали-зации продукции на внутреннем рынке в результате им-портозамещающего фактора ожидается по легковым авто-мобилям. На мировом рынке машин и оборудования Россия выступает как поставщик узкого круга специализирован-ных изделий, прежде всего техники военного назначения и отдельных видов энергетического оборудования. Разви-тие российского экспорта машин и оборудования может произойти при усилении интeгpaциoнных тенденций и подъема экономики стран СНГ. При этом следует ожидать увеличения вывоза про-дукции российского тяжелого и общего машинострое-ния для расширения экспорта продукции машиностроения в развивающиеся страны особое значение имеет вocстановление сотрудничества в рамках технического со-действия. Весьма значительным остается потенциал рос-сийского экспорта оружия и военной техники. Успешное продвижение этой товарной группы на мировой рынок будет достигнуто действенной политической и экономи-ческой поддержкой со стороны государства. Реализация отечественных научно-технических проектов организа-ции производства наукоемкой машиностроительной продукции может способствовать значительному увеличению экспорта, доходы от которого могут служить дос-таточно весомым источником инвестиций в отрасль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
самая наукоемкая отрасль
Литература